КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 19-18-00485

НазваниеЧеловеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности

Руководитель Сорокин Александр Николаевич, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет" , Тюменская обл

Конкурс №35 - Конкурс 2019 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые слова Человеческое измерение, человек университетский, университеты, исторический опыт, трансформационные процессы, Россия, исторический опыт, программы академического превосходства, международные академические рейтинги

Код ГРНТИ03.23.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В настоящее время российские университеты вступили в эпоху качественной трансформации как системы управления, так и содержания профессиональной деятельности сотрудников, в первую очередь, профессорско-преподавательского состава. Феномен процесса «гонки за рейтингами», в который начиная с 2000-х годов включились страны, претендующие на лидерство в международном разделении труда, представляет собой не только технологический процесс, направленный на наращивание количественных показателей (публикации, цитируемость, академическая репутация и репутация работодателей и пр.), но и затрагивает глубинные основания базовых процессов функционирования университетов (образование, исследования, инновации). Государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. Фигура университетского преподавателя принципиально важна, поскольку все необходимые университету изменения предстоит проделать, в конечном счете, именно ему, и от его профессиональных и личностных характеристик, от способности меняться, воспринимать и порождать новые практики зависит успех отечественных вузов в будущем. Ключевой проблемой проекта является то, что государство, вкладывая значительная средства в программу повышения конкурентоспособности российских вузов, желает видеть глубинную трансформацию университетов, а происходит ли она, по формальным параметрам сказать сложно. В исследуемую выборку мы отнесли семь университетов России, что составляет 1/3 от включенных в настоящее время в реализацию программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100»): Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ). Выборка университетов может быть изменена вследствие проблем с доступом к сбору эмпирических данных. К основным аспектам научной проблемы относятся: – причины, процессы, результаты и тенденции трансформации базовых процессов (исследования, образование, инновации), роли и миссии университетов России процессов в российских университетах в дореволюционный, советский и постсоветский периоды; – опыт эволюции содержания труда преподавателя: профессиональные (должностные, служебные) обязанности, требуемые компетенции, нагрузка; типовой день вузовского преподавателя; особенности работы: совместительство, мобильность; элементы преемственности и новаций в профессии вузовского преподавателя в конце XIX – начале XXI вв.; – рост и смена компетенций, трансформация академической карьеры и повышение академической мобильности вузовского преподавателя в контексте реализации программ академического превосходства и продвижения вузов России в международных академических рейтингах; – компаративный анализ программы повышения международной конкурентоспобности ведущих российских университетов (программа «5-100») как ключевом факторе трансформации базовых процессов в современном университете; – трансформация практик управления человеческими ресурсами университета; – исследовании «разрывов» корпоративной культуры в период комплексной трансформации университетов; – профессия вузовского преподавателя глазами общества: эволюция представлений о месте, значении, престижности профессии преподавателя; растет или падает престиж преподавательской профессии в России? Научная проблема исследования актуальна для следующих предметных областей: - для социальной истории науки и образования, антропологии науки и высшей школы проект актуален с точки зрения изучения профессиональной и организационной идентичности вузовских преподавателей как профессионального сообщества, эволюции труда преподавателя; - для истории повседневности – с точки зрения изучения жизненного мира университетского сотрудника; - для педагогики высшей школы – с точки зрения изучения динамики взаимоотношений преподавательского и студенческого сообществ, а также изменений набора компетенций, требуемых от преподавателя вуза в разные исторические периоды; - для Science and Technology in Society, STS (наука и технология в обществе) – с точки зрения изучения вузовского преподавательского сообщества как проводника новшеств и технических инноваций, генератора знаний для общества, оценки его роли в модернизационных процессах; - для организационной науки – с точки зрения изучения особенностей практик управления человеческими ресурсами в интеллектуально-емких организациях; - для экономики – с точки зрения анализа экономической составляющей трансформации высшей школы, а также возрастанием третьей роли и ответственность вузов за инновационное развитие региона. Новизна заявляемого проекта заключается во взгляде на проблемы глобализации, повышения конкуренции и международным академическим рейтингованием университетов с позиции трансформации профессиональных траекторий и профессиональной идентичности человека университетского. Реализация проекта позволить выявить и проанализировать глубинные основания трансформации российских университетов. Комплексность и практическая значимость исследования заключаются не только в анализе существующего наличного состояния, но и исторической динамики исследуемых проблем с конца XIX в. по настоящее время и составление прогноза на ближайшие десятилетия, что позволит сформировать комплексное представление о закономерностях перемен, выявить значимые тенденции и спрогнозировать контуры будущей профессии и формирования нового типа университетского преподавателя – протоакадемического предпринимателя (S. Shapin, T. Hughes).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. А.Н. Сорокин,А.С. Латышев, М.В. Грибовский К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России Вестник Томского государственного университета, № 448. С. 150-160. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/16

2. М.В. Грибовский, А.Н. Сорокин Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции Вестник Томского государственного университета. История, 2019. Т. 23. № 1–2. С. 60–71 (год публикации - 2019)
10.15826/umpa.2019.01-2.004

3. М.В. Грибовский “Burden of Professorship”: Features of the Pedagogical Activity of an University Lecturer in Pre-Revolutionary Russia Bylye Gody, Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271. (год публикации - 2019)
10.13187/bg.2019.3.1263

4. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Становление исследовательских кадров при Институте исследования Сибири и его роль в поддержке молодых ученых Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 158–168 (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/21

5. Другова Е.А. Образовательная реформа в Австралии по переходу к обучению на основе компетенций: уроки для России Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 183–191. (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/23

6. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций Вопросы образования, 2019, 4. С. 8-29 (год публикации - 2019)
10.17323/1814-9545-2019-4-8-29

7. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Bounded Rationality, Uncertainty, and Complexity as Decision-Making Contexts: A Case of One University in Russia European Journal of Contemporary Education, 8(4) (год публикации - 2019)

8. Е.А. Другова Human Resource Policy in Leading Russian Universities: An Assembly Model The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings, The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom.Ззю 215-227 (год публикации - 2020)

9. М.В. Грибовский Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159. (год публикации - 2020)
10.24411/2079-0910-2020-12008

10. М.В. Грибовский, Сорокин А.Н., Ефимова Г.З Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов – о достоинствах и недостатках своей профессии Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.03.027

11. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: Личностные качества и социально-профессиональные компетенции Образование и наука, Образование и наука. 2021.- №1. (год публикации - 2021)

12. I.G. Dezhina Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей ЭКО, ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109 (год публикации - 2020)
10.30680/ЕСО0131-7652-2020-4-87-109

13. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т № 4. (год публикации - 2020)

14. Н.С. Гулиус Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

15. Н.А. Ащеулова, А.Н. Сорокин Представляем исследовательский проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

16. А.С. Латышев Новый подход к развитию профессиональных компетенций для повышения вовлеченности персонала университета в проекты стратегического развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №3. С. 65-79 (год публикации - 2020)

17. Н.С. Гулиус Organizational Culture as a University Transformation Indicator: Russian Case The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings., The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom. Pp.269-284 (год публикации - 2020)

18. Е.А. Другова Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019) Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.02.022

19. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Административно-управленческая и предпринимательская деятельность преподавателей вузов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. С. 711-22 (год публикации - 2020)

20. Ефимова Г.З. Обособленный творец или командный игрок: индивидуальные и коллективные стратегии научно- исследовательской деятельности Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 3. С. 128-151. (год публикации - 2021)
10.24412/2079-0910-2021-3-128-151

21. Ефимова Г.З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений Университетское управление: практика и анализ, 2021. Т. 25, № 3. С. 56-69 (год публикации - 2021)
10.15826/umpa.2021.03.027

22. Ефимова Г.З. Барьеры развития академической карьеры преподавателей высшей школы Университетское управление: практика и анализ, №4, 2021 (год публикации - 2021)

23. Е.А. Другова, И.Б. Плешкевич Кадровая политика как ключевой ресурс глобальной конкурентоспособности университета: кейс Тюменского государственного университета Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 70. С. 170-179. (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/70/23

24. Другова Е. А., Плешкевич И. Б., Климова Т. В. Трансформация кадровой политики российских университетов - участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 6. С. 9-26. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26

25. Пушных В.А., Гулиус Н.С., Яткина Е.Ю. Влияние корпоративной культуры на результаты деятельности университетов в проекте “5-100” Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 7. С. 31-39. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-7-31-39

26. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Теория и практика исторического исследования третьей роли высшей школы (на примере вузов г. Томска в конце XIX – первой половине ХХ в.) Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 74 (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/74/8

27. Плешкевич И.Б., Другова Е.А., Климова Т.В. Привлечь и удержать: особенности кадровой политики ведущих российских университетов (кейс ДВФУ) Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 4 (год публикации - 2021)

28. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна. Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (Eds) (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age. Principles and Practices of Design. New York: Routledge. Вопросы образования, 2021. № 4 (год публикации - 2021)


 

Публикации

1. А.Н. Сорокин,А.С. Латышев, М.В. Грибовский К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России Вестник Томского государственного университета, № 448. С. 150-160. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/16

2. М.В. Грибовский, А.Н. Сорокин Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции Вестник Томского государственного университета. История, 2019. Т. 23. № 1–2. С. 60–71 (год публикации - 2019)
10.15826/umpa.2019.01-2.004

3. М.В. Грибовский “Burden of Professorship”: Features of the Pedagogical Activity of an University Lecturer in Pre-Revolutionary Russia Bylye Gody, Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271. (год публикации - 2019)
10.13187/bg.2019.3.1263

4. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Становление исследовательских кадров при Институте исследования Сибири и его роль в поддержке молодых ученых Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 158–168 (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/21

5. Другова Е.А. Образовательная реформа в Австралии по переходу к обучению на основе компетенций: уроки для России Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 183–191. (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/23

6. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций Вопросы образования, 2019, 4. С. 8-29 (год публикации - 2019)
10.17323/1814-9545-2019-4-8-29

7. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Bounded Rationality, Uncertainty, and Complexity as Decision-Making Contexts: A Case of One University in Russia European Journal of Contemporary Education, 8(4) (год публикации - 2019)

8. Е.А. Другова Human Resource Policy in Leading Russian Universities: An Assembly Model The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings, The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom.Ззю 215-227 (год публикации - 2020)

9. М.В. Грибовский Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159. (год публикации - 2020)
10.24411/2079-0910-2020-12008

10. М.В. Грибовский, Сорокин А.Н., Ефимова Г.З Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов – о достоинствах и недостатках своей профессии Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.03.027

11. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: Личностные качества и социально-профессиональные компетенции Образование и наука, Образование и наука. 2021.- №1. (год публикации - 2021)

12. I.G. Dezhina Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей ЭКО, ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109 (год публикации - 2020)
10.30680/ЕСО0131-7652-2020-4-87-109

13. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т № 4. (год публикации - 2020)

14. Н.С. Гулиус Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

15. Н.А. Ащеулова, А.Н. Сорокин Представляем исследовательский проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

16. А.С. Латышев Новый подход к развитию профессиональных компетенций для повышения вовлеченности персонала университета в проекты стратегического развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №3. С. 65-79 (год публикации - 2020)

17. Н.С. Гулиус Organizational Culture as a University Transformation Indicator: Russian Case The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings., The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom. Pp.269-284 (год публикации - 2020)

18. Е.А. Другова Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019) Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.02.022

19. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Административно-управленческая и предпринимательская деятельность преподавателей вузов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. С. 711-22 (год публикации - 2020)

20. Ефимова Г.З. Обособленный творец или командный игрок: индивидуальные и коллективные стратегии научно- исследовательской деятельности Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 3. С. 128-151. (год публикации - 2021)
10.24412/2079-0910-2021-3-128-151

21. Ефимова Г.З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений Университетское управление: практика и анализ, 2021. Т. 25, № 3. С. 56-69 (год публикации - 2021)
10.15826/umpa.2021.03.027

22. Ефимова Г.З. Барьеры развития академической карьеры преподавателей высшей школы Университетское управление: практика и анализ, №4, 2021 (год публикации - 2021)

23. Е.А. Другова, И.Б. Плешкевич Кадровая политика как ключевой ресурс глобальной конкурентоспособности университета: кейс Тюменского государственного университета Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 70. С. 170-179. (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/70/23

24. Другова Е. А., Плешкевич И. Б., Климова Т. В. Трансформация кадровой политики российских университетов - участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 6. С. 9-26. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26

25. Пушных В.А., Гулиус Н.С., Яткина Е.Ю. Влияние корпоративной культуры на результаты деятельности университетов в проекте “5-100” Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 7. С. 31-39. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-7-31-39

26. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Теория и практика исторического исследования третьей роли высшей школы (на примере вузов г. Томска в конце XIX – первой половине ХХ в.) Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 74 (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/74/8

27. Плешкевич И.Б., Другова Е.А., Климова Т.В. Привлечь и удержать: особенности кадровой политики ведущих российских университетов (кейс ДВФУ) Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 4 (год публикации - 2021)

28. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна. Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (Eds) (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age. Principles and Practices of Design. New York: Routledge. Вопросы образования, 2021. № 4 (год публикации - 2021)


 

Публикации

1. А.Н. Сорокин,А.С. Латышев, М.В. Грибовский К истории развития и перспективам эффективной кадровой политики современного конкурентоспособного университета в России Вестник Томского государственного университета, № 448. С. 150-160. (год публикации - 2019)
10.17223/15617793/448/16

2. М.В. Грибовский, А.Н. Сорокин Академические свободы и бюрократические узы преподавателя: Результаты полевого исследования в университетах Великобритании и Франции Вестник Томского государственного университета. История, 2019. Т. 23. № 1–2. С. 60–71 (год публикации - 2019)
10.15826/umpa.2019.01-2.004

3. М.В. Грибовский “Burden of Professorship”: Features of the Pedagogical Activity of an University Lecturer in Pre-Revolutionary Russia Bylye Gody, Vol. 53. Is. 3. P. 1263–1271. (год публикации - 2019)
10.13187/bg.2019.3.1263

4. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Становление исследовательских кадров при Институте исследования Сибири и его роль в поддержке молодых ученых Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 158–168 (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/21

5. Другова Е.А. Образовательная реформа в Австралии по переходу к обучению на основе компетенций: уроки для России Вестник Томского государственного университета. История, № 61. C. 183–191. (год публикации - 2019)
10.17223/19988613/61/23

6. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Ключевые характеристики программ преподавательского совершенства для академических лидеров. Обзор опыта высокорейтинговых университетов на материале зарубежных публикаций Вопросы образования, 2019, 4. С. 8-29 (год публикации - 2019)
10.17323/1814-9545-2019-4-8-29

7. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Bounded Rationality, Uncertainty, and Complexity as Decision-Making Contexts: A Case of One University in Russia European Journal of Contemporary Education, 8(4) (год публикации - 2019)

8. Е.А. Другова Human Resource Policy in Leading Russian Universities: An Assembly Model The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings, The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom.Ззю 215-227 (год публикации - 2020)

9. М.В. Грибовский Трудности университетской карьеры в России в конце XIX – начале XX века Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 2. С. 146–159. (год публикации - 2020)
10.24411/2079-0910-2020-12008

10. М.В. Грибовский, Сорокин А.Н., Ефимова Г.З Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов – о достоинствах и недостатках своей профессии Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.03.027

11. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: Личностные качества и социально-профессиональные компетенции Образование и наука, Образование и наука. 2021.- №1. (год публикации - 2021)

12. I.G. Dezhina Научные «центры превосходства» в российских университетах: смена моделей ЭКО, ЭКО. 2020. № 4. С. 87-109 (год публикации - 2020)
10.30680/ЕСО0131-7652-2020-4-87-109

13. Другова Е.А., Плешкевич И.Б. Специфические черты кадровой политики предпринимательского университета Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. Т № 4. (год публикации - 2020)

14. Н.С. Гулиус Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

15. Н.А. Ащеулова, А.Н. Сорокин Представляем исследовательский проект «Человеческое измерение трансформационных процессов в российских университетах: исторический опыт, тенденции и ответы на вызовы современности» (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Тюмень) Социология науки и технологий, Социология науки и технологий. 2020. № 4 (год публикации - 2020)

16. А.С. Латышев Новый подход к развитию профессиональных компетенций для повышения вовлеченности персонала университета в проекты стратегического развития Вестник Сургутского государственного педагогического университета, Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №3. С. 65-79 (год публикации - 2020)

17. Н.С. Гулиус Organizational Culture as a University Transformation Indicator: Russian Case The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings., The European Conference on Education 2020: Official Conference Proceedings. Published on: September 16th, 2020. London, United Kingdom. Pp.269-284 (год публикации - 2020)

18. Е.А. Другова Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA : Johns Hopkins University Press, 2019) Университетское управление: практика и анализ, Университетское управление: практика и анализ. 2020;24(2):167-175 (год публикации - 2020)
10.15826/umpa.2020.02.022

19. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Административно-управленческая и предпринимательская деятельность преподавателей вузов Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса, Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса. С. 711-22 (год публикации - 2020)

20. Ефимова Г.З. Обособленный творец или командный игрок: индивидуальные и коллективные стратегии научно- исследовательской деятельности Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 3. С. 128-151. (год публикации - 2021)
10.24412/2079-0910-2021-3-128-151

21. Ефимова Г.З. Типология карьерных траекторий и мотивации их выбора преподавателями высших учебных заведений Университетское управление: практика и анализ, 2021. Т. 25, № 3. С. 56-69 (год публикации - 2021)
10.15826/umpa.2021.03.027

22. Ефимова Г.З. Барьеры развития академической карьеры преподавателей высшей школы Университетское управление: практика и анализ, №4, 2021 (год публикации - 2021)

23. Е.А. Другова, И.Б. Плешкевич Кадровая политика как ключевой ресурс глобальной конкурентоспособности университета: кейс Тюменского государственного университета Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 70. С. 170-179. (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/70/23

24. Другова Е. А., Плешкевич И. Б., Климова Т. В. Трансформация кадровой политики российских университетов - участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 6. С. 9-26. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26

25. Пушных В.А., Гулиус Н.С., Яткина Е.Ю. Влияние корпоративной культуры на результаты деятельности университетов в проекте “5-100” Высшее образование в России, 2021. Т. 30, № 7. С. 31-39. (год публикации - 2021)
10.31992/0869-3617-2021-30-7-31-39

26. Расколец В.В., Сорокин А.Н. Теория и практика исторического исследования третьей роли высшей школы (на примере вузов г. Томска в конце XIX – первой половине ХХ в.) Вестник Томского государственного университета. История, 2021. № 74 (год публикации - 2021)
10.17223/19988613/74/8

27. Плешкевич И.Б., Другова Е.А., Климова Т.В. Привлечь и удержать: особенности кадровой политики ведущих российских университетов (кейс ДВФУ) Социология науки и технологий, 2021. Т. 12. № 4 (год публикации - 2021)

28. Другова Е.А., Велединская С.Б., Журавлева И.И. Развивая цифровую педагогику: вклад образовательного дизайна. Рецензия на книгу: Beetham H., Sharpe R. (Eds) (2020) Rethinking Pedagogy for a Digital Age. Principles and Practices of Design. New York: Routledge. Вопросы образования, 2021. № 4 (год публикации - 2021)