КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 22-28-00795

Название«Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России

Руководитель Афонькина Юлия Александровна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Мурманский арктический университет" , Мурманская обл

Конкурс №64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые слова Социология нетипичности, нетипичное детство, дети с инвалидностью, социогенез, инклюзивный потенциал семьи, социальные барьеры инвалидности, инклюзивные процессы Евро-Арктического региона России

Код ГРНТИ04.51.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на теоретический и эмпирический анализ динамических процессов, обуславливающих социальные характеристики «нетипичного детства» в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России. Исследование детства в современной ситуации актуально в силу его специфических трансформаций, затрудняющих становление ребенка как социального субъекта, а свойства «нетипичности», которые общество приписывает детям социально-уязвимых категорий, еще более усугубляют названные процессы. Особую тревогу в современном обществе вызывает категория детей с инвалидностью, составляющих одну из наиболее сложных с точки зрения реализации своей субъектности в социуме. Несмотря на законодательно закрепленные равные прав всех без исключения граждан и инклюзивные ориентиры в нашей стране, актуализированные в последние десятилетия, дети с инвалидностью все еще сталкиваются со множеством препятствий для активного участия во всех аспектах жизни общества. Тем самым создается специфическое «обедненное» пространство детства, значительно затрудняя взросление детей с инвалидностью и становление как самостоятельных социальных субъектов, осложняется восприятие ребенка социумом как самоценной личности. Таким образом, воспроизводятся механизмы их исключения, составляя противовес развитию инклюзивных процессов и препятствуя повышению качества их жизни в современном социуме – одной их проблем, требующих решения, согласно плану основных мероприятий Десятилетия детства в нашей стране (Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»). Данная проблема еще более усугубляется на арктических территориях Российской Федерации в связи с отставанием значений показателей качества жизни от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации, формирующих риски для развития Арктической зоны и обеспечения ее национальной безопасности (см. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»). Как следствие – отставание и неравномерность инклюзивных процессов на территориях арктического региона России, затрудняющих социализацию детей с инвалидностью. А в условиях пандемии по COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами формирование инклюзивных процессов не только замедлилось, но и поставило под угрозу показатели качества жизни «нетипичных детей», включая субъективные оценки благополучия и удовлетворенности индивидов. Исследование в данном направлении позволит систематизировать научные представления о феноменологии современного детства и его значимых характеристиках; углубить и дополнить концепцию «нетипичного детства» и внести весомый вклад в социологию нетипичности; выявить факторы, механизмы и закономерности социального конструирования детской инвалидности; специфику социальных ограничений и эксклюзии детей с инвалидностью в обществе на разных этапах социогенеза и в поле различных социальных институтов в условиях инклюзивных процессов Евро-Арктического региона России; понять механизмы расширения поля инклюзии в социум детей с инвалидностью и определить действенные пути и инструменты социального управления процессами взросления детей со свойствами «нетипичности». Результаты данного фундаментального исследования создадут теоретико-методологическую основу для разработки комплексных мер социальной политики по развитию социального потенциала и инклюзии детей с инвалидностью.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Готовность социальной среды для включения «нетипичного» ребенка в региональный социум евро-арктических территорий России Арктика и Север, № 49. С. 152-173 (год публикации - 2022)
10.37482/issn2221-2698.2023.50

2. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Социальные эмоции представителей региональных социумов Евро-Арктических территорий России в отношении детей с инвалидностью Общество: социология, психология, педагогика, 2022. № 11. С. 16-23 (год публикации - 2022)
10.24158/spp.2022.11.1

3. Г.В. Жигунова, Ю.А. Афонькина Инклюзивные процессы в России в отношении «нетипичных» детей: историческая ретроспектива Вопросы истории, № 4-2. С. 70-85. (год публикации - 2022)
10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi48

4. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Специфика «нетипичного» детства в ходе инклюзивных процессов на арктических территориях европейской части России Санкт-Петербург: Скифия-принт, СПб.: Скифия-принт, 2022. 184 с. (год публикации - 2022)

5. Жигунова Г.В. «Нетипичный» ребенок в представлениях населения Евро-Арктического региона России Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс], Архангельск: САФУ, 2022. С. 81-85 (год публикации - 2022)

6. Афонькина Ю.А. Отношение представителей регионального социума к «нетипичному» ребенку (на примере Мурманской области) Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.Ю. Щипицина, Архангельск: САФУ, 2022. – 440 с. (год публикации - 2022)

7. Афонькина Ю.А Социальное отношение к «нетипичному» ребенку в региональных социумах евро-арктических территорий России Человек. Общество. Инклюзия, № 3 (51). С. 45-54 (год публикации - 2022)

8. Жигунова Г.В. Социальный портрет ребенка с инвалидностью в представлениях населения евро-арктического региона России Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, Т. 31. № 1. С. 55-59 (год публикации - 2023)
10.32687/0869-866X-2023-31-1-55-59

9. Жигунова Г.В., Сирош А.А. Доступная среда в разрезе субъектов евро-арктического региона Россия: центр и регионы, Выпуск 29. С. 219-225 (год публикации - 2023)

10. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Социально-психологические факторы отношения жителей евро-арктических территорий России к «нетипичному» ребенку Социально-психологические аспекты профилактики и разрешения конфликтов, С. 82-88 (год публикации - 2023)

11. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Повседневные роли и практики «нетипичных» детей в условиях арктической зоны Российской Федерации Развитие Севера и Арктики: потенциал наставничества и инновации в социально-гуманитарной сфере, С. 58-61 (год публикации - 2023)

12. Афонькина Ю.А. Дети с инвалидностью в образовательной среде Теория и практика общественного развития, № 11. С. 18-24 (год публикации - 2023)
10.24158/tipor.2023.11.1

13. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект инклюзивных процессов Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Том 16, №3 (год публикации - 2024)

14. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России: монография. Красноярск : Научно-инновационный центр, 119 с. (год публикации - 2023)

15. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. “Atypical child” in an educational environment in the Murmansk region E3S Web of Conferences (год публикации - 2023)


 

Публикации

1. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Готовность социальной среды для включения «нетипичного» ребенка в региональный социум евро-арктических территорий России Арктика и Север, № 49. С. 152-173 (год публикации - 2022)
10.37482/issn2221-2698.2023.50

2. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Социальные эмоции представителей региональных социумов Евро-Арктических территорий России в отношении детей с инвалидностью Общество: социология, психология, педагогика, 2022. № 11. С. 16-23 (год публикации - 2022)
10.24158/spp.2022.11.1

3. Г.В. Жигунова, Ю.А. Афонькина Инклюзивные процессы в России в отношении «нетипичных» детей: историческая ретроспектива Вопросы истории, № 4-2. С. 70-85. (год публикации - 2022)
10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi48

4. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Специфика «нетипичного» детства в ходе инклюзивных процессов на арктических территориях европейской части России Санкт-Петербург: Скифия-принт, СПб.: Скифия-принт, 2022. 184 с. (год публикации - 2022)

5. Жигунова Г.В. «Нетипичный» ребенок в представлениях населения Евро-Арктического региона России Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс], Архангельск: САФУ, 2022. С. 81-85 (год публикации - 2022)

6. Афонькина Ю.А. Отношение представителей регионального социума к «нетипичному» ребенку (на примере Мурманской области) Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.Ю. Щипицина, Архангельск: САФУ, 2022. – 440 с. (год публикации - 2022)

7. Афонькина Ю.А Социальное отношение к «нетипичному» ребенку в региональных социумах евро-арктических территорий России Человек. Общество. Инклюзия, № 3 (51). С. 45-54 (год публикации - 2022)

8. Жигунова Г.В. Социальный портрет ребенка с инвалидностью в представлениях населения евро-арктического региона России Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, Т. 31. № 1. С. 55-59 (год публикации - 2023)
10.32687/0869-866X-2023-31-1-55-59

9. Жигунова Г.В., Сирош А.А. Доступная среда в разрезе субъектов евро-арктического региона Россия: центр и регионы, Выпуск 29. С. 219-225 (год публикации - 2023)

10. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Социально-психологические факторы отношения жителей евро-арктических территорий России к «нетипичному» ребенку Социально-психологические аспекты профилактики и разрешения конфликтов, С. 82-88 (год публикации - 2023)

11. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Повседневные роли и практики «нетипичных» детей в условиях арктической зоны Российской Федерации Развитие Севера и Арктики: потенциал наставничества и инновации в социально-гуманитарной сфере, С. 58-61 (год публикации - 2023)

12. Афонькина Ю.А. Дети с инвалидностью в образовательной среде Теория и практика общественного развития, № 11. С. 18-24 (год публикации - 2023)
10.24158/tipor.2023.11.1

13. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект инклюзивных процессов Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Том 16, №3 (год публикации - 2024)

14. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России: монография. Красноярск : Научно-инновационный центр, 119 с. (год публикации - 2023)

15. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. “Atypical child” in an educational environment in the Murmansk region E3S Web of Conferences (год публикации - 2023)