КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 22-28-00972

НазваниеИерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте

Руководитель Харламенкова Наталья Евгеньевна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук , г Москва

Конкурс №64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые слова Актуальный стресс, ребенок, подросток, осознаваемые и неосознаваемые аспекты стресса, иерархическая модель стресса, самооценка стресса, представление о стрессе, социальная поддержка, стратегии совладания.

Код ГРНТИ15.31.31


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема стресса в детском и подростковом возрасте является актуальной, но практически неразработанной темой исследования. Основное внимание в истории изучения психологии стресса уделялось оценке его интенсивности у взрослых людей и, преимущественно, — в контексте профессиональной деятельности. Общая задача исследования состоит в изучении проявлений актуального стресса у детей 8-11 и подростков 12-15 лет при осуществлении контроля за уровнем его осознанности и учетом типа объекта, на который переносятся (проецируются) переживания. Гипотетически представленная иерархическая модель стресса в ее соотношении с системой внутренних (копинг-стратегии) и внешних (социальная поддержка) ресурсов совладания с ним будет верифицирована на истинность в ходе проведения теоретико-эмпирического исследования. Возрастные и индивидуально-психологические различия в переживании стресса детьми и подростками, соответствие осознаваемых и неосознаваемых аспектов стресса и возможностей ребенка справиться с ним станут основой для построения гипотетической модели предикторов посттравматического, т.е. отсрочено переживаемого стресса.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


 

Публикации

1. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте - феномены "оставленности" и "вовлеченности" Клиническая и специальная психология, № 3.Том 11. C. 71–96. (год публикации - 2022)
10.17759/cpse.2022110303

2. Харламенкова Н.Е., Шаталова Н.Е. Эмоциональная оценка жизненных ситуаций детьми 8-12 лет ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр. 614-616 (год публикации - 2022)

3. Дымова Е.Н., Никитина Д.А. Удовлетворенность социальной поддержкой и восприятие стрессовой ситуации младшими школьниками ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр.847-849 (год публикации - 2022)

4. Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Социальная поддержка при разном уровне стресса у учащихся младших классов Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18–21 октября 2022 года (год публикации - 2022)

5. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Уровень стресса и косвенные показатели эмоционального состояния ребенка Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18-21 октября 2022 года (год публикации - 2022)

6. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого Человек, Том 34, № 4, с.76-96 (год публикации - 2023)
10.31857/S023620070027354-6

7. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8-12 лет Психология. Журнал Высшей школы экономики, Том 20, № 1, с.151-167 (год публикации - 2023)
10.17323/1813-8918-2023-1-151-167

8. Дымова Е.Н. Особенности копинг-стратегий подростков при разной социальной поддержке ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1157-1161 (год публикации - 2023)

9. Шаталова Н.Е. Представления мужчин и женщин о стилях и способах совладания со стрессом у детей 8-12 лет и подростков ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1248-1253 (год публикации - 2023)

10. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Представление о стрессе в детском и подростковом возрасте Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 661-665 (год публикации - 2023)

11. Шаталова Н.Е. Представления взрослых о способах совладания со стрессом у подростков и копинг-стратегии подростков Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 715-719 (год публикации - 2023)

12. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ СТРЕССА ПОДРОСТКАМИ 12-14 ЛЕТ Сборник материалов Международной научно практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года). (год публикации - 2023)

13. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте Психологический журнал (год публикации - 2024)

14. Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Самопринятие и социальная поддержка младших школьников с разным уровнем стресса Вестник БФУ им. И.Канта. Серия филология, педагогика, психология (год публикации - 2024)


 

Публикации

1. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте - феномены "оставленности" и "вовлеченности" Клиническая и специальная психология, № 3.Том 11. C. 71–96. (год публикации - 2022)
10.17759/cpse.2022110303

2. Харламенкова Н.Е., Шаталова Н.Е. Эмоциональная оценка жизненных ситуаций детьми 8-12 лет ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр. 614-616 (год публикации - 2022)

3. Дымова Е.Н., Никитина Д.А. Удовлетворенность социальной поддержкой и восприятие стрессовой ситуации младшими школьниками ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр.847-849 (год публикации - 2022)

4. Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Социальная поддержка при разном уровне стресса у учащихся младших классов Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18–21 октября 2022 года (год публикации - 2022)

5. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Уровень стресса и косвенные показатели эмоционального состояния ребенка Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18-21 октября 2022 года (год публикации - 2022)

6. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого Человек, Том 34, № 4, с.76-96 (год публикации - 2023)
10.31857/S023620070027354-6

7. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8-12 лет Психология. Журнал Высшей школы экономики, Том 20, № 1, с.151-167 (год публикации - 2023)
10.17323/1813-8918-2023-1-151-167

8. Дымова Е.Н. Особенности копинг-стратегий подростков при разной социальной поддержке ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1157-1161 (год публикации - 2023)

9. Шаталова Н.Е. Представления мужчин и женщин о стилях и способах совладания со стрессом у детей 8-12 лет и подростков ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1248-1253 (год публикации - 2023)

10. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Представление о стрессе в детском и подростковом возрасте Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 661-665 (год публикации - 2023)

11. Шаталова Н.Е. Представления взрослых о способах совладания со стрессом у подростков и копинг-стратегии подростков Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 715-719 (год публикации - 2023)

12. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ СТРЕССА ПОДРОСТКАМИ 12-14 ЛЕТ Сборник материалов Международной научно практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года). (год публикации - 2023)

13. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте Психологический журнал (год публикации - 2024)

14. Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Самопринятие и социальная поддержка младших школьников с разным уровнем стресса Вестник БФУ им. И.Канта. Серия филология, педагогика, психология (год публикации - 2024)