КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-02163

НазваниеПсихология дома как жизненной среды человека

РуководительНартова-Бочавер Софья Кимовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г.  , продлен на 2017 - 2018. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№1 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаЭкологическая психология, благополучие, домашняя среда, профилактика, психотерапевтический ресурс, аутизм, интернат, детский дом, функциональность домашней среды, релевантность домашней среды, дружественность домашней среды, взаимодействие субъекта и домашней среды, привязанность, опросник, проектирование, экспертиза

Код ГРНТИ15.41.49


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Базируясь на идеях экологической психологии (Gibson, 1986, Greeno,1994, Moser, 2009, Coolen, 2001, Horelli and Prezza, 2004, Kyttä, 2004, Панов, 2001, Смолова, 2011) и субъектно-средовом подходе (Нартова-Бочавер, 2005), изучается домашняя среда человека как важнейший контекст его жизни и ресурс поддержания психологического благополучия. Дом представляет собой первичное бытийное пространство, удовлетворяющее широкий спектр потребностей человека (от базовых – в безопасности и комфорте до высших – в обретении идентичности и смысла жизни, персонализации, принятии и пр.). Новизна исследования обусловлена обоснованием новой предметной области психологии (психологией жизненных сред) и спецификой выбранного объекта (дома как психологического феномена), разработкой методологии изучения и оценки жизненных сред, обогащением понятийного аппарата (дружественность среды, привязанность к дому), созданием батареи оригинальных диагностических инструментов изучения домашней среды, впервые полученной эмпирической фактологией, включающей модели дома у подростков в разных социальных ситуациях («домашних», сирот, обитателей интернатов для одаренных детей, детей-аутистов), а также механизмы привязанности к дому и отчуждения от него в разных возрастных группах. Актуальность решения обсуждаемой научной задачи вызвана трендом мировой психологии к поиску немедикаментозных способов укрепления психологического благополучия, в т.ч. при помощи средовых ресурсов. Отсутствие научных основ исследования домашней среды препятствует решению прикладных проблем – средового проектирования и экспертизы домашней и замещающих сред (интерната, детского дома, кадетского корпуса, больницы), равно как профилактики и коррекции уходов из дома, бродяжничества, вандализма. В методологии сочетаются качественный и количественный методы. Предлагается изучать жизненные среды исходя из их социально-психологических функций в человеческой жизнедеятельности. В исследовании вводится понятие дружественности среды как меры ее способности удовлетворять потребности субъекта, выделяются четыре уровня жизненных сред (угрожающая, безопасная, дружественная, психотерапевтическая). Анализ осуществляется с двух позиций – объективных возможностей, affordances (какие виды активности позволяет данная среда) и субъективной пригодности (насколько данная среда подходит субъекту). Методы исследования: теоретический анализ, интервью «лестница», «экологическое интервью», анализ метафор дома, психометрика, интерпретация, статистический анализ. Инструменты исследования: шкала «Привязанность к дому» (адаптация Place Attachment Scale, J.Inglis) «Функциональность домашней среды» и «Личностная релевантность домашней среды» (создаются коллективом исполнителей), Шкала аутентичности (A.Wood и др., адаптация авторов), Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (R.Tennant и др., адаптация авторов), Шкала чувства связанности А. Антоновского. Выборка: в разных модулях принимают участие 200 подростков из разных социальных ситуаций, возраст от 12 до 17, 30 родителей детей с диагнозом «аутизм», 40 младших школьников и 50 респондентов юношеского возраста. Гипотеза исследования состоит в том, что переживание аутентичности жизни и психологическое благополучие положительно связаны с привязанностью к дому и релевантностью домашней среды; при этом вклад разных параметров в благополучие модулируется социальной ситуацией развития, возрастом и полом. Результаты исследования могут быть положены в основу рекомендаций психологам, педагогам, социальным работникам.

Ожидаемые результаты
Планируется на основе двух созданных шкал оценки дружественности шкалы («Функциональность домашней среды» и «Личностная релевантность домашней среды») построить эмпирические модели предпочтений дома подростками из разных социальных ситуаций и проанализировать вклад параметров домашней среды в переживание психологического благополучия. Предполагается изучить феноменологию привязанности к дому у людей трех возрастных групп. Также будут получены качественные данные о метафорах дома и нарративах, посвященных построению дома. По методологии и содержанию все результаты отвечают мировому уровню средовых и персонологических исследований. Прикладные аспекты проекта – инструменты экспертизы дружественности домашней среды, рекомендации для коррекционной работы с воспитанниками детских домов и социально неблагополучными группами, рекомендации по проектированию дружественной домашней и замещающей среды. Результаты будут представлены в коллективной монографии «Психология домашнего пространства», цикле статей, серии докладов на российских и международных конференциях, курсовой работе Е.И.Брагинец «Домашняя среда детей с аутизмом», кандидатских диссертациях Н.С.Дмитриевой «Модели домашнего пространства у подростков в разных социальных ситуациях», С.И.Резниченко «Феноменология и механизмы привязанности к жилой среде у подростков».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
За отчетный период получены значительные научные результаты в области теории, методологии и эмпирического изучения взаимодействия человека с его домашним пространством. Упорядочен концептуальный аппарат исследования, прояснены и определены понятия: дом (house, home, dwelling), возможности, или допущения (affordances), средовой смысл (environmental meaning), привязанность к месту (place attachment), чувство места (sense of place), идентификация с местом (place identity), зависимость от места (place dependence), дружественность домашней среды. Подготовлена батарея исследовательских методик, включающая 1) стандартизированные интервью и эссе для изучения метафорического смысла дома и тем нарративов о доме, 2) опросник «Функциональность домашней среды», 3) опросник «Личностная релевантность домашней среды»; 4) адаптирована Шкала привязанности к дому Дж. Инглиз. Выделена факторная структура и получены удовлетворительные психометрические характеристики опросников. В эмпирическом исследовании всего приняло участие 504 респондента в возрасте от 11 до 51 года. В образе дома выделено три слоя различной обобщенности: архетипический, инструментальный, условный. Обнаружено, что дружественность домашней среды действительно связана с психологическим благополучием и переживаемой аутентичностью жизни и является их предиктором; однако эта связь модерирована полом респондентов (в женской выборке связей больше) и социальным контекстом их жизни. Осуществлено сравнение моделей домашней среды у подростков из четырех контекстов: гимназистов, учащихся общеобразовательной школы, сельских школ, воспитанников детского дома, обнаружены парадоксальные зависимости. Заключается, что дом представляет собой существенный, но не универсальный ресурс психологического поддержания благополучия. Результаты исследования представлены в 7 публикациях (2 статьи, 5 тезисов), одной кандидатской диссертации, одной главе второй кандидатской диссертации, курсовой работе, а также обсуждены на двух российских конференциях. Принято к печати на 2015 год 2 статьи, 2 тезисов.

 

Публикации

1. Дмитриева Н.С. Домашняя среда и психологическое благополучие подростков Вестник университета (Государственный Университет Управления), № 17, с. 292-299 (год публикации - 2014)

2. Резниченко С.И. Привязанность к месту и чувство места: модели и феномены Социальная психология и общество, Том 5, № 3, с. 15-27. (год публикации - 2014) https://doi.org/http://psyjournals.ru/social_psy/2014/n3/70676.shtml

3. Бочавер А.А. Психологическая сущность дома: составляющие субъективных представлений Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции (Новомосковск, 26–27 сентября 2014 г.). УРАО, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2014., Ч. 1. С. 16-17. (год публикации - 2014)

4. Бочавер А.А. Метафора дома как отражение личностной идентичности Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН., С. 182-183. (год публикации - 2014)

5. Нартова-Бочавер С.К. Алгоритм изучения и оценки жизненных сред человека Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции (Новомосковск, 26–27 сентября 2014 г.). УРАО, Новомосковский филиал. – Новомосковск, 2014., Ч. 2, с. 10-11. (год публикации - 2014)

6. Нартова-Бочавер С.К., Брагинец Е.И. Особенности восприятия домашней среды родителями детей с ОВЗ Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН., С. 196-197. (год публикации - 2014)

7. Резниченко С.И. Феноменология идентификации с местом Личностная идентичность: вызовы современности: материалы Всерос. психол. науч.-практ. конф. (с иностранным участием) / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Майкоп: Адыгейский гос. ун-т; М.: Институт психологии РАН, С.200-201. (год публикации - 2014)

8. Резниченко С.И. Привязанность к месту и чувство места: модели и феномены -, 04/120-2014 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В 2015 году общая выборка исследования была расширена на 402 человека, уточнены нормы уже созданных опросников «Функциональность домашней среды» и «Личностная релевантность домашней среды», завершена психометрическая подготовка опросника «Привязанность к дому». Продолжен методологический анализ – сопоставление терминов функции, возможности, допущения, привязанность к дому. В 2015 году защищены: курсовая работа М.Б.Подлипняка "Реальный и идеальный образ дома как факторы психологического благополучия" (МГППУ), дипломная работа Е.И.Брагинец «Особенности восприятия домашней среды в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в инклюзивном процессе» (МГППУ), кандидатская диссертация Н.С.Дмитриевой «Домашняя среда как ресурс психологического благополучия и аутентичности подростков». Подготовлена кандидатская диссертация С.И.Резниченко «Феноменология привязанности к дому в разном возрасте», предзащита запланирована на февраль 2015 года. Подготовлено и опубликовано 3 статьи (2 из них в изданиях, индексируемых Web of Science и Scopus, все в изданиях, включенных в список ВАК); 2 расширенных тезисов на английском языке (proceedings), 12 тезисов, в т.ч. 4 на английском языке. В РИНЦ размещено 13 работ. Результаты исследования по проекту представлены в 12 докладах на 2 зарубежных и 6 российских конференциях. По материалам исследований в рамках проекта также подготовлена статья Резниченко С.И., Кузнецовой В.Б., Нартовой-Бочавер С.К. «Привязанность к домашней среде и ее измерение» (на рецензии в журнале «Психология. Журнал ВШЭ», подготовлена и находится на редактировании статья Нартовой-Бочавер «Принцип дополнительности в психологии: взаимодействие дома и его обитателей» (Сборник «Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы» Отв. редакторы А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова, Когито-центр; подготовлены и приняты оргкомитетом тезисы: Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Dmitrieva N., Bochaver A. «Friendly home – moral inhabitants?» для 2nd World Conference on Personality (Бразилия, Бузиос, 2016); подготовлены и приняты оргкомитетом тезисы и расширенные тезисы (просидингс): Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Dmitrieva N., Bochaver A. «The impact of dwelling's functionality on home attachment» и Nartova-Bochaver S., Reznichenko S., Dmitrieva N., Bochaver A. «The contribution of home attachment to maintaining mental health» для International Psychological Conference and Trends (Lisbon, Portugalб 2016). На разных выборках с использованием количественных и качественных методов получены следующие научные результаты. 1. Анализ нарративов о доме позволил выделить две основные темы: обеспечение безопасности и удовлетворение потребности в принадлежности и любви. Также выделено пять блоков описания взаимовлияния дома и его обитателей. Тесная связь дома и его обитателей позволяет рассматривать его и как инструмент «житейской психотерапии», в первую очередь, для изменения психологического состояния обитателя. Основные взгляды на дом как объект изменений таковы. а) Дом – метафора внутреннего мира человека, преобразование одного неизбежно порождает изменение в другом; б) Дом – хранитель и свидетель истории; избавление от старых вещей ассоциируется с началом новой жизни; в) Задача дома – обеспечивать определенное настроение, состояние; если этого не происходит, следует что-то поменять; г) Домашняя среда предоставляет возможности, благодаря которым человек меняется или развивается; д) Изменения связаны с гибкой природой человека, а не с домом. Данные могут быть использованы в психоразвивающих техниках. 2. Исследовалась связь дружественности домашней среды с показателями психологического благополучия. Использовались Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Tennant, 2007), Шкала аутентичности (Wood, 2007), Краткая форма оценки позитивного и негативного аффекта PANAS (Thompson, 2007); Шкала депрессии (Radloff, 1977), включающая общий показатель депрессивных переживаний и четыре субшкалы, описывающие симптоматическую депрессию (Отсутствие позитивных эмоций, Печаль, Соматизацию, Межличностные проблемы). Обнаружено, что дружественность домашней среды значимо положительно связана со всеми показателями благополучия, кроме Позитивного аффекта и Подверженности внешним влияниям; количество связей больше в женской подгруппе. 3. Изучалась связь дружественности домашней среды и диспозициональной суверенности при помощи опросника «Суверенность психологического пространства-2010» (Нартова-Бочавер, 2014). Получены нелинейные связи. Обнаружено, что в группе депривированных показатели дружественности дома значимо ниже, чем в группе сверхсуверенных; в группе девушек больше положительных связей, чем в группе юношей. Показано также, что дружественность дома представляет собой предиктор суверенности у депривированных и анти-предиктор – у сверхсуверенных. 4. Изучены модели дома как ресурса благополучия и аутентичности подростков. Обнаружено, что характеристики дружественности идеального дома выше, чем реального дома, однако реальный дом вносит больший вклад в переживание аутентичности жизни и благополучия. Связь дружественности дома и позитивного функционирования выше у девочек по сравнению с мальчиками. Дом служит ресурсом благополучия в наибольшей степени у московских гимназистов и школьников, в наименьшей - у воспитанников детских домов и сельских школьников. 5. Изучение привязанности к дому в четырех возрастных группах (подростки, юношество, ранняя взрослость, поздняя взрослость) обнаружило связь привязанности с функциональностью жилища; эта связь наиболее сильна в подростковом возрасте. По мере взросления уровень привязанности к дому возрастает. Чем больше отличаются образы идеального и реального дома, тем слабее привязанность. На разных возрастных стадиях привязанность обусловлена разными характеристиками дома. Обнаружено также, что привязанность к дому обеспечивается его функционалом, а отчужденность обусловлена эмоциями, направленными на дом. 6. Исследование образов идеального и реального дома показало, что характеристики дружественности всегда выше у образа идеального дома, однако при этом образ реального дома обладает большей вариативностью и представляет собой предиктор благополучия и аутентичности, в отличие от образа идеального дома. Больше связей обнаружено в женской подгруппе. 7. Исследование представления о доме у жителей мегаполиса (Москвы) и Воронежского региона (пригородов и сельской местности). Изучались подростки и взрослые; измерялись уровень дружественности жилища и благополучие с использованием шкалы «Чувство связанности» А.Антоновского. Обнаружено, что, несмотря на то, что все показатели дружественности дома у жителей из региона выше по сравнению с москвичами, они не сопряжены с благополучием личности. Привязанность к дому более вариативна у жителей из региона. 8. Изучение представлений о доме у психологов, работающих в службах усыновления. Пилотажное исследование показало, что для специалистов, работающих с приемными семьями, домашняя среда также является существенным экопсихологическим ресурсом, поддерживающим переживание чувства связности и в особой степени – позитивное функционирование психолога, предотвращая самоотчужденность личности. Наконец, составлен план монографии «Дом как предмет психологического исследования», запланированной к изданию в 2016 году. Все модули исследования подтверждают валидность созданных методов и подтверждают роль дома как важного экосоциального ресурса функционирования и развития личности. Все результаты хорошо интерпретируются и согласуются между собой. Содержательные и публикационные обязательства научной группы в 2015 году значительно перевыполнены.

 

Публикации

1. Бочавер А.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА Психологический журнал, том 36, № 4, с. 5–15. Статья зарегистрирована 27.10.2014, № 159-2014. (год публикации - 2015)

2. Нартова-Бочавер С.К., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И., Кузнецова В.Б., Брагинец Е.И. МЕТОД ОЦЕНКИ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ ЖИЛИЩА: ОПРОСНИК «ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, том 36, № 4, с. 71–83. Статья зарегистрирована 28.08.2014, № 123-2014. (год публикации - 2015)

3. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Брагинец Е.И., Подлипняк М.Б. ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ДОМА КАК МОДЕРАТОР ПОЗИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Социальная психология и общество, номер 4, том 6, договор №04/184-2015 (год публикации - 2015) https://doi.org/10.17759/sps.2015060402

4. Bochaver Aleksandra, Dmitrieva Natalya, Nartova-Bochaver Sofya, Reznichenko Sofya Home in early and late adulthood: Perception and functions 17th European Conference on developmental Psychology: September 8-12, Braga, Portugal. Program and Abstracts., Braga, Portugal. European Association of Developmental Psychology & Uiversidade do Minho, 2015. Pp. 331-332. (год публикации - 2015)

5. Bochaver Alexandra, Nartova-Bochaver Sofya, Dmitrieva Natalia, Reznichenko Sofya HOME AS A PERSONAL SPACE AND A SOURCE OF WELL-BEING: HORIZONS OF DESCRIPTION: Abstract International Psychological Applications Conference and Trends 2015, INPACT 2015 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS Book of Abstracts. Edited by: Clara Pracana. 2015. World Institute for Advanced Research and Science. P. 40. (год публикации - 2015)

6. Nartova-Bochaver Sofya, Dmitrieva Natalya, Reznichenko Sofya, Bochaver Aleksandra HOW DO HOME ENVIRONMENTS CONTRIBUTE TO THE MENTAL HEALTH: CASE OF RUSSIAN ADOLESCENTS: Abstract International Psychological Applications Conference and Trends 2015: Book of Abstracts, INPACT 2015 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS Book of Abstracts. Edited by: Clara Pracana. 2015. World Institute for Advanced Research and Science. Pp. 62-63. (год публикации - 2015)

7. Nartova-Bochaver Sofya, Dmitrieva Natalya, Reznichenko Sofya, Bochaver Aleksandra What do Russian adolescents expect and receive from their home environments? 17th European Conference on developmental Psychology: September 8-12, Braga, Portugal. Program and Abstracts., Braga, Portugal. European Association of Developmental Psychology & Uiversidade do Minho, 2015. Pp. 444-445 (год публикации - 2015)

8. Брагинец Е.И. Особенности восприятия домашней среды в семьях детей с расстройствами аутистического спектра Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015», Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] —М.: МАКС Пресс, 2015. (год публикации - 2015)

9. Брагинец Е.И. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Психология - наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 2015., ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА БУДУЩЕГО. Москва, 19-20 ноября 2015 г. М., ИП РАН, 2015. С. 65-68. (год публикации - 2015)

10. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Дмитриева Н.С., Бочавер А.А. Роль домашней среды в поддержании психологического здоровья российских подростков Юбилейная конференция "От истоков к современности": 130 лет организации психологического общества при Московском университете, ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. М.: Когито-Центр, 2015. С. 385-387 (год публикации - 2015)

11. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Дмитриева Н.С., Бочавер А.А., Брагинец Е.И, Подлипняк М.Б. Образ реального и идеального дома как валеологический фактор 7-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы., М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб. : Нестор-История, 2015. С. 334-336 (год публикации - 2015)

12. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Дмитриева Н.С., Брагинец Е.И. Дружественный дом – моральные жильцы? 5-я международная конференция "Психология индивидуальности". 9-11 декабря, Москва., - (год публикации - 2015)

13. Резниченко С.И. Влияние функциональности жилища на переживание привязанности к домашней среде 7-я Российская конференция по экологической психологии: Тезисы., М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; СПб. : Нестор-История, 2015. С. 374-377. (год публикации - 2015)

14. Резниченко С.И. Роль феномена привязанности к домашней среде в поддержании психологического благополучия Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Психология и современный мир", Архангельск: САФУ, 2015. Вып. 8, ч. 1. С. 278-281 (год публикации - 2015)

15. Резниченко С.И., Подлипняк М.Б. Функциональность домашней среды как ресурс поддержания психологического благополучия в молодом возрасте Психология - наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 2015., ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА БУДУЩЕГО. Москва, 19-20 ноября 2015 г. М., ИП РАН, 2015. С. 360-362. (год публикации - 2015)

16. Бочавер А., Нартова-Бочавер С., Дмитриева Н., Резниченко С. HOME AS A PERSONAL SPACE AND A SOURCE OF WELL-BEING: HORIZONS OF DESCRIPTION: Proceedings International Psychological Applications Conference and Trends 2015, INPACT 2015 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Proceedings. Edited by: Clara Pracana. 2015. World Institute for Advanced Research and Science. Pp. 255-257. (год публикации - 2015)

17. Дмитриева Н.С. ДОМАШНЯЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И АУТЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук МГППУ, - (год публикации - 2015)

18. Нартова-Бочавер Софья, Дмитриева Наталья, Резниченко София, Бочавер Александра How do home environments contribute to the mental health: case of Russian adolescents International Psychological Applications Conference and Trends 2015. Proceedings., INPACT 2015 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Proceedings. Edited by: Clara Pracana. 2015. 374-378. (год публикации - 2015)

19. Дмитриева Н.С. ДОМАШНЯЯ СРЕДА КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И АУТЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата психологических наук МГППУ, - (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 году в соответствии с планом была продолжена работа по сбору первичных данных, их обработке, интерпретации и описанию в соответствии с запланированными направлениями. Было опрошено 322 респондента разного возраста (преимущественно юношеского) в том числе 86 человек участвовало в пилотажных исследованиях. Закончена работа по стандартизации всех трех созданных в течение работы по проекту опросников (Функциональность домашней среды, Релевантность домашней среды и Привязанность к дому); получены нормы, опросники опубликованы. Подготовлено и опубликовано 24 публикации разного формата: 1 монография, 2 статьи в журналах, рекомендованных списком ВАК (1 из них также входит в Scopus и Web of Science), 2 статьи в сборниках, издаваемых ИПРАН, 2 расширенных тезисов (proceedings) на английском языке и 17 тезисов международных, всероссийских и организованных для молодых ученых конференций. Также подготовлена и находится на рассмотрении в журнале Frontiers in Psychology (Q1) англоязычная статья. Материалы исследования представлены на трех зарубежных (The 2nd World Conference on Personality, Бузиос, Бразилия, апрель 2016; International Psychological Conference and Trends, Лиссабон, Португалия, апрель-май 2016; European Society For Research In Adult Development (ESRAD) Symposium, Гаага, Нидерланды, май 2016) и девяти российских конференциях. В 2016 году защищена магистерская диссертация М.Б.Подлипняка (МГППУ) на тему "Образ дома как фактор психологического благополучия у людей разного возраста", кандидатская диссертация С.И.Резниченко (МГППУ) на тему «Привязанность к дому в разные возрастные периоды», подготовлены курсовые работы Е.Н. Московченко (НИУ ВШЭ) на тему «Дом и путешествия как формы персонального опыта» и Пустозеровой Д.А. на тему «Дружественность домашней среды в представлении различных поколений». Для запланированных модулей исследования переведены и прошли первичную психометрическую подготовку опросники: Connor-Davidson Resilience Scale (Шкала устойчивости Коннор-Дэвидсона) CD-RISC, Model of Moral Motives (MMM) Scale (Шкала моральной мотивации) Р.Янофф-Бульман, Belief in a Just World (Вера в справедливый мир) С. Dalbert (проверенное распределение значений нормально или близко к нормальному, альфа Кронбаха принимает значения от 0,79 до 0,86). Получены следующие научные результаты. На данных 571 респондента (Mвозраст = 19,8) обнаружены новые связи дружественности домашней среды с позитивным функционированием личности, а именно – с Устойчивостью (Resilience) и самооценкой (Self-esteem). Показано, что эти связи модерированы полом и типом жилья (дом или общежитие). Дружественный дом вносит вклад в повышение Устойчивости и Самооценки личности, а общежитие – только в повышение Самооценки. Больше всего связей обнаружено в группе юношей-москвичей, меньше всего – в группе иногородних девушек. На выборке из 260 респондентов (Мвозр.=18,1) были изучены индивидуально-личностные особенности людей, воспринимающих свою домашнюю среду как дружественную, и недружественную, а также привязанных и не привязанных к дому. Использование опросника Л. Голдберга «Маркеры факторов “Большой Пятерки”» (Big-Five Factor Markers) в адаптации Князева Г.Г. показало, что Функциональность домашней среды значимо положительно связана с Экстраверсией и Дружелюбием, Релевантность домашней среды с Экстраверсией, Дружелюбием, Сознательностью, Интеллектом, а Привязанность к дому – с Дружелюбием, Сознательностью и отрицательно с Интеллектом. Были составлены психологические портреты людей, имеющих образ дружественного и недружественного дома. Первый характеризуется значимо высокими по сравнению со вторым показателями Экстраверсии, Дружелюбия, Сознательности, Интеллекта и значимо более низким показателем Нейротизма. На выборке из 330 респондентов, распределенных по 4 возрастным группам, изучен феномен привязанности к дому. Обнаружено, что наиболее слаба привязанность к дому в подростковом возрасте, наиболее сильна – в пожилом; что женщины по сравнению с мужчинами в формировании привязанности более восприимчивы к характеристикам реального, а не идеального дома. Показано также, что привязанность к дому поддерживает психологическое здоровье, аутентичность и стрессоустойчивость личности на всех возрастных стадиях и независимо от пола. Наиболее сильно психологическое здоровье обусловлено привязанностью к дому у подростков и людей периода поздней взрослости, а наименее сильно – у представителей периода ранней и средней взрослости. Изучены также мотивы привязанности и отчуждения от дома. Мотивы привязанности аргументируются функционально-содержательными характеристиками и деятельностными возможностями дома. Мотивы отчуждения от дома связаны с негативными чувствами и эмоциональными состояниями. На выборке из 257 респондентов юношеского возраста (Мвозр.=17,2) проведено исследование связи дружественности домашней среды с духовно-мировоззренческими характеристиками личности, а именно, с верой в справедливый мир и моральными мотивами. Использовались опросники Model of Moral Motives (MMM) Scale (Шкала моральной мотивации) Р. Янофф-Бульман и Belief in a Just World (Вера в справедливый мир) К. Дальберт. Оказалось, что вера в личную справедливость отрицательно сопряжена с Отчужденностью домашней среды, а вера в общую справедливость мира, помимо этого, образовала 8 положительных связей с параметрами домашней среды. На выборке из 550 респондентов (Mвозр.=20,6) была показана значимая связь дружественной домашней среды с шестью моральными мотивами (Самоограничением, Непричинением вреда, Социальным порядком, Усердием, Помощью/Справедливостью, Социальной справедливостью). Получено большое количество высокозначимых положительных (исключая шкалу Отчужденности) связей, причем в мужской подвыборке больше, чем в женской (53 против 24). Однако последующий регрессионный анализ обнаружил еще более интересные результаты. Оказалось, что, если в мужской группе дом действительно представляет собой предиктор морального развития, в женской группе, напротив, моральная мотивация задает тенденцию воспринимать свой дом как более позитивный и дружественный. Таким образом, связь дружественности дома и моральных мотивов присутствует, однако ее направление модерировано полом. Как бы то ни было, можно заключить, что дружественная домашняя среда делает обитателей не только более устойчивыми, но и более нравственными личностями. На материале графической продукции 93 респондентами (Mвозраст=21,3) было проведено картирование личного пространства на территории дома. Была разработана бинарная схема анализа и кодирования изображений по 9 критериям, позволившая описать основные характеристики изображаемых респондентами схем жилища через четыре основные категории – уровень детализации изображения, изображение планировки, степень изоляции комнат, способ презентации. Обнаружена высоко достоверная положительная связь между плоскостным изображением домашнего пространства, наличием общего пространства, прорисовыванием общих стен между комнатами и привязанностью, а также достоверная отрицательная корреляция между разделением пространства на «мое» и «не мое» и привязанностью к дому. Проведено также на малочисленных выборках несколько поисковых исследований: сравнение показателей ФДС и РДС внутри супружеских пар (13 семей, супруги до 30 лет); изучение роли дома в процессе адаптации детей усыновленных детей подросткового возраста (30 родителей (матерей) и 30 детей); изучение образов дома у родителей и их детей подросткового возраста глазами дизайнеров интерьера (19 будущих дизайнеров), а также сравнение привязанности к дому и образа к дому в группе молодых путешественников-автостоперов (16 человек) по сравнению с контрольной группой «условно оседлых» сверстников (10 человек). Итак, все поставленные задачи решены, и эмпирические данные позволили заключить, что домашняя среда действительно представляет собой мощный экосоциальный ресурс функционирования личности, однако его воздействие на личность не универсально; интенсивность ресурсности дома задана полом, возрастом, индивидуальными качествами личности и меняется в ходе жизненного пути в зависимости от решаемых субъектом задач развития.

 

Публикации

1. Нартова-Бочавер С.К. Принцип дополнительности в психологии: взаимодействие дома и его обитателей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ / Под ред. М. И. Воловиковой, А. Л. Журавлева, Н. Е. Харламенковой. М., : Институт психологии РАН, C.192-213 (год публикации - 2016)

2. Нартова-Бочавер С.К. Дом как источник личностной защищенности в юношеском возрасте Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание, - (год публикации - 2016)

3. Нартова-Бочавер С.К., Адамян А.А. Способность прощать и домашняя среда как аспекты межличностного взаимодействия Социальная психология и общество, 11, 1, 193-210 (год публикации - ) https://doi.org/10.17759/sps.2020110112

4. Резниченко С.И. Валеологический потенциал привязанности к дому у взрослых людей Клиническая и специальная психология, Том 5. № 3. C. 1–23, договор 100042/2016. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17759/psyclin.2016050301

5. Резниченко С.И., Нартова-Бочавер С.К., Кузнецова В.Б. МЕТОД ОЦЕНКИ ПРИВЯЗАННОСТИ К ДОМУ Психология. Журнал ВШЭ., Т. 13, № 3, с. 498-518, договор а-ПС- 58/22/07/2015 (год публикации - 2016)

6. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование Памятники исторической мысли, 220 с. (год публикации - 2016)

7. Бочавер А.А., Резниченко С.И., Дмитриева Н.С., Нартова-Бочавер С.К. ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДОМУ И ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА ДОМАШНЕГО ПРОСТРАНСТВА Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции., С. 84-86 (год публикации - 2016)

8. Брагинец Е., Бочавер А., Нартова-Бочавер С., Дмитриева Н., Резниченко С. Home representation among Russian youth and adults ESRAD 2016 SYMPOSIUM Book of abstracts. The Hague: European Society for Research in Adult Development, P. 22 (год публикации - 2016)

9. Брагинец Е., Резниченко С., Нартова-Бочавер С., Бочавер А., Дмитриева Н. How the home attachment contributes to the mental well-being in youth and adults ESRAD 2016 SYMPOSIUM Book of abstracts. The Hague: European Society for Research in Adult Development, P. 23. (год публикации - 2016)

10. Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. Домашняя среда как ресурс позитивного функционирования подростков МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ - СТОЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХV. Городская научно-практическая конференция. М.: Московский городской психолого-педагогический университет., Т. 1. С. 216-218 (год публикации - 2016)

11. Московченко Е.Н. ДОМ И ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ФОРМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, С. 279-281 (год публикации - 2016)

12. Московченко Е.Н. ДОМ И ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ФОРМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА Психология субъекта: теория и практика. Материалы ХIII международной научно-практической конференции. Новомосковск: Университет Российского инновационного образования, Новомосковский филиал, С. 39 - 40 (год публикации - 2016)

13. Нартова-Бочавер С.К. Дом или общежитие: что препятствует симптоматической депрессии студентов Психология субъекта: теория и практика. Материалы ХIII международной научно-практической конференции. Новомосковск: Университет Российского инновационного образования, Новомосковский филиал, С. 41-42 (год публикации - 2016)

14. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Брагинец Е.И., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. ОБРАЗ ДОМА И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет, C. 281-282 (год публикации - 2016)

15. Нартова-Бочавер С.К., Бочавер А.А., Дмитриева Н.С., Резниченко С.И. Friendly home - moral inhabitants? THE 2ND WORLD CONFERENCE ON PERSONALITY Abstracts. 2016, - (год публикации - 2016)

16. НАРТОВА-БОЧАВЕР С.К., БОЧАВЕР А.А., РЕЗНИЧЕНКО С.И. ДОМАШНЯЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕСУРСЫ, ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИЕ. Материалы IV Международной научной конференции. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Т. 2. С. 81-83. (год публикации - 2016)

17. Подлипняк М.Б. Влияние реального и идеального дома на позитивное функционирование личности Материалы X Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «ПСИХОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР». Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, - (год публикации - 2016)

18. Пустозерова Д.А. Дружественность домашней среды в представлении различных поколений: взгляд дизайнеров МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ - СТОЛИЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ХV. Городская научно-практическая конференция., Т. 1,сю 258-259 (год публикации - 2016)

19. Пустозерова Д.А. ДИЗАЙНЕРЫ О ДРУЖЕСТВЕННОСТИ ДОМА ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Психология субъекта: теория и практика. Материалы ХIII международной научно-практической конференции. Новомосковск: Университет Российского инновационного образования, Новомосковский филиал, С. 53 - 54 (год публикации - 2016)

20. Резниченко С., Нартова-Бочавер С., Дмитриева Н., Бочавер А., Брагинец Е. IMPACT OF THE DWELLING FUNCTIONALITY ON THE HOME ATTACHMENT INPACT 2016 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Book of abstracts. Lisbon: World Institute for Advanced Research and Science, P. 46 (год публикации - 2016)

21. Резниченко С., Нартова-Бочавер С., Дмитриева Н., Бочавер А., Брагинец Е. THE CONTRIBUTION OF HOME ATTACHMENT TO MENTAL HEALTH INPACT 2016 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Book of abstracts. Lisbon: World Institute for Advanced Research and Science, P. 57 (год публикации - 2016)

22. Резниченко С.И., Подлипняк М.Б. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ДОМА НА ПОЗИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: РЕСУРСЫ, ЗДОРОВЬЕ, РАЗВИТИЕ. Материалы IV Международной научной конференции. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Т. 1. С. 154-156 (год публикации - 2016)

23. Резниченко С., Дмитриева Н., Бочавер А., Нартова-Бочавер С., Брагинец Е. The contribution of home attachment to mental health INPACT 2016 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Proceedings. Lisbon: World Institute for Advanced Research and Science, P. 333-335 (год публикации - 2016)

24. Резниченко С., Дмитриева Н., Нартова-Бочавер С., Бочавер А., Брагинец Е. Impact of the dwelling functionality on the home attachment INPACT 2016 INTERNATIONAL PSYCHOLOGICAL APPLICATIONS CONFERENCE AND TRENDS. Proceedings. Lisbon: World Institute for Advanced Research and Science, P. 276-278 (год публикации - 2016)

25. Резниченко С.И. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ К ДОМУ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ -, - (год публикации - )

26. Резниченко С.И. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ К ДОМУ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ Московский государственный психолого-педагогический университет, 29 с. (год публикации - 2016)


Возможность практического использования результатов
не указано