КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-14-20032

НазваниеВлияние твердых частиц выхлопных газов на биоценоз современного города в эксперименте

РуководительТсатсакис Аристидис , Доктор биологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный федеральный университет", Приморский край

Года выполнения при поддержке РНФ2015 - 2017

КонкурсКонкурс 2015 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в небольших группах под руководством ведущих российских и зарубежных ученых»

Область знания, основной код классификатора 04 - Биология и науки о жизни, 04-107 - Экология биосистем

Ключевые словавыхлопные газы, твердые частицы, загрязнение, сажа, тяжелые металлы, токсикология

Код ГРНТИ34.47.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Автотранспорт на сегодняшний день играет одну из ключевых ролей в жизни человека, но работа любого транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания сопровождается выбросами отработанных газов, которые являются многокомпонентной средой негативно воздействующей на атмосферу, и, как следствие, на здоровье людей. Вклад автомобильных выхлопов в загрязнение атмосферы городов исследуется и по мнению некоторых авторов, он составляет от 50 до 90 % от общего объема выбрасываемых в воздух веществ (Arhami et al., 2009; Amato et., 2011). В последнее время изучением твердых частиц в выхлопных газов отводится более пристальное внимание и значение. Это связанно прежде всего с тем, что появляются приборы и аппараты позволяющие проводить подобные исследование, а так же тот факт что находятся все больше доказательств о вредном воздействии этих частиц на здоровье людей. Методы исследований выхлопных газов всесторонне регламентированы большим количеством отраслевых (ОСТ) и государственных стандартов (ГОСТ) в России и за рубежом (Wargo et al., 2006; Порватов, Кристальный, 2010; Нигматуллин и др., 2011). Однако нормативной документацией регламентируется количественная характеристика твердых частиц выбрасываемых с выхлопными газами на километр пути или кВт мощности двигателя. В результате исследований (Гольдблат и др., 1972; Clark, Vigil, 1980; Лукшо, Миронов, 2009; Genc et al., 2010; Mcdonald et al., 2012; Reche et al., 2012; Турбина, 2012; Carlsten et al., 2013; Carvalho et al., 2013) установлено, что отработавшие газы автомобильных двигателей представляют серьезную опасность для здоровья людей и наносят серьезный вред окружающей среде. Есть новейшие данные, о том, что выхлопы автомобилей непосредственно задействованы в патогенезе аллергических заболеваниях (Siegel et al., 2004; Jenerowicz et al., 2012; Larcombe et al., 2014), бронхиальной астмы (Al-Daghri et al., 2014) и болезней нервной системы человека (Deering-Rice et al., 2011). Исследуется влияние автотранспорта на городскую среду, но результаты не ассимилируются с исследованиями самих выхлопных газов и их составляющих, в том числе, твердых частиц. Крайне мало данных о гранулометрическом и элементном составе твердых частиц, зависимости от пробега, типа двигателя и топлива автомобиля, что не позволяет адекватно оценить их экологическое воздействие на окружающую среду, в том числе атмосферу и возможные последствия для здоровья людей. Как было отмечено выше, при установлении степени влияния твердых частиц выхлопов на загрязнение атмосферного воздуха и воздействию на человека крайне важно оценить их качественный и количественный состав. Но к сожалению нормативной литературой данные показатели не регламентируется, что ставит результат нашей работы как один из возможных фактов того, что действующие нормативные акты по охране атмосферы и здоровью людей нуждаются в дополнительной доработке. Мы запатентовали метод (№2525051) с помощью, которого мы можем концентрировать твердые частицы выхлопных газов в количестве десятков граммов. Этот метод отбора позволяет характеризовать их с помощью комплексного метода, включающего сканирующую электронную микроскопию, лазерную гранулометрию, рамановскую спектрометрию и ИК-Фурье-спектрометрию. Данная работа предполагает исследовать токсическое влияние нативных твердых частиц выхлопных газов на различные таксоны живых существ, обитающих в современном городе (одноклеточные, растения, беспозвоночные и млекопитающие) для выявления общих реакций, закономерностей и наиболее уязвимых звеньев биоценоза. Нами при предварительном исследовании выделены основные компоненты твердых частиц выхлопных газов: сажа, пепел, полиароматические углеводороды, тяжелые металлы (Cr, Pb, Cu, Fe и другие), драгоценные металлы (Au, Pt, Ir, Pd, Ag), редкоземельные элементы (Ce, La). Стоит отметить, что большинство данных частиц (в том числе, и металлических) находятся в нано- и микродиапозоне. Цель данного проекта - исследование у основных представителей городского биоценоза основных метаболических путей воздействия токсикантов: цитотоксичность (МТТ-тест, проточная цитофлуориметрия с витальным красителем), апоптоз (p53, p21, NF-kB), система вторичных посредников (цАМФ, цГМФ, аденилат-циклаза), окисление липидов (каталаза, СОД, АОА, МДА, ДК, гидроперекиси липидов, кетодиены и сопряженные триены, соединения с изолированной двойной связью и другие), белков и ДНК, физиология иммунных клеток (фагоцитоз, НСТ-тест, CD95+, CD25+, CD126+), мутагенность (тест Эймса).

Ожидаемые результаты
Впервые будет проведена комплексная оценка токсических свойств твердых частиц выхлопных газов (ТЧВГ) на новые объекты (одноклеточные, беспозвоночные, растения) с целью выяснения механизмов токсичности, в частности, в сравнении с эффектами на млекопитающих. Впервые с помощью комплексного метода (сканирующая электронная микроскопия, лазерная гранулометрия, рамановская спектрометрия и ИК-Фурье-спектрометрия) будет: - изучен гранулометрический состав нативных твердых частиц выхлопов; - определен качественный состав и выделены доли основных и минорных компонентов нативных твердых частиц; - исследован химический состав (в том числе, типы и содержание основных ПАУ) нативных твердых частиц; В итоге, будет оценено экологическое воздействие ТЧВГ на биосистему современного города, состоящую из бактерий, одноклеточных, растений, беспозвоночных и млекопитающих. Выявлены наиболее и наименее устойчивые организмы к воздействию ТЧВГ. Будут выявлены типичные метаболические пути и клеточные механизмы токсичности ТЧВГ. Определены токсикометрические характеристики ТЧВГ: доза, экспозиция, DL50, DL100, максимальная эффективная доза и другие параметры. Будут впервые исследованы общебиологические эффекты на живые организмы на разных уровнях организации. Дозы, условия эксперимента и способы введения ТВЧГ в живые организмы будут максимально приближены к реальным.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
Суспензия выхлопных газов - удобный, достоверный и высокоинформативный объект исследования экологического воздействия автомобилей на окружающую среду. Этот способ позволяет концентрировать большие объемы твердых частиц выхлопов для токсикологических экспериментов. Твердые компоненты выхлопных газов представляют собой водонерастворимые частицы, являющиеся по качественному составу сажей, пеплами, металлами ((преобладают Fe, Zn, Cr, Pb, Au, Pt, Pd), и минералами. В нашем проекте впервые обнаружено, что среди частиц выхлопов автомобилей содержаться природные минералы. Минеральные частицы попадают в выхлопы из атмосферного воздуха, проникая через воздушный фильтр автомобиля. Наиболее часто среди минеральных типов встречаются алюмосиликаты, но обнаруживаются также кварц, барит, галит, а даже моноциты (фосфаты легких редкоземельных элементов). Минеральные частицы обычно крупные, имеют размеры 50 до 200 мкм и больше. Минералы легко сорбируют на своей поверхности сажу и вместе с ней тяжелые металлы и редкоземельные элементы. Минеральные частицы сами по себе являются компонентами природного фона и опасности для здоровья не представляют, но при пролёте через двигатель, они сорбируют на своей поверхности, большое количество токсичных компонентов (сажа и металлы (например, Cr и Sr)) и тем самым переходят из разряда малоопасных веществ в опасные. Легковые автомобили являются источником хорошо дифференцируемых и повторяющихся размерных фракций частиц. Можно выделить три основных размерных класса твердых частиц выхлопов: 1) 0,1-5 мкм - частицы сажи, металлосодержащие агрегаты - самая опасная для здоровья человека, 2) 10-30 мкм – частицы пеплов, которые, предположительно, могут относиться к продуктам непосредственного сгорания топлива; 3) 400-1000 мкм – крупные пепловые частицы, которые, скорее всего, являются продуктами накопления недогоревших частиц (например, образуются при запуске двигателя в выхлопной системе), которые при достижении определенных размеров отрываются от поверхности. Первые два размерных класса твердых частиц вне зависимости от химического состава являются опасными с точки зрения влияния на окружающую среду и здоровье человека. Автомобили без пробега также являются источниками вредных выбросов: твердых микрочастиц сажи и металлов, а также водорастворимых форм тяжелых металлов. В суспензии выхлопных газов автомобилей содержатся значимые для здоровья человека концентрации водорастворимых соединений токсичных металлов (Zn<Mg<Fe<Al<Cr<Mn<Cu<Ni<Pb<Co<Sn<Cd). Экологическая опасность для окружающей среды и здоровья человека твердых частиц выхлопных газов автомобилей обусловлена их крайне малыми размерами (от 100 нм) и большой площадью удельной поверхности (до 89871,16 см2/см3), а также их сложным химическим составом, позволяющим отнести их к опасным и особо опасным веществам. Металлосодержащие частицы, обнаруженные в пробах автомобилей, по размерам можно разделить на две большие группы: микро- (до 10-20 мкм) и макро (от 100 мкм до 2000 мкм). Частицы размером от 10 до 100 мкм встречаются намного реже. Микрочастицы являются продуктами сгорания масла и топлива (Fe, Pb, Cr, Zn, Sr, Sn), а макрочастицы - элементы выхлопной системы (преимущественно Fe- и Ti-содержащие). Интересным фактом является наличие большого количества драгоценных металлов. Происхождением эти частицы обязаны каталитическим нейтрализаторам, поскольку они имеют примерно один и тот же размер (200-300 нм), спектр металлов (Au, Ag, Pt, Pd, Ir) и обнаружены только в СВГ бензиновых двигателей. Биологические эффекты этих металлов изучены мало. Обращает на себя большое внимание тот факт, что не только машины с большим пробегом из-за износа деталей являются источником выброса в атмосферу микродисперсных частиц и металлов. Как было показано, новые автомобили (без пробега) могут поставлять не меньшее, а иногда и большее количество тяжелых металлов и микрочастиц (что ярко выражено у дизельных автомобилей). Это необходимо учитывать регулирующим инстанциям при разработке новых правил эксплуатации автомобилей без пробега. Поскольку очевидно, что накопленный объем знаний должен помочь переосмыслить роль автотранспорта в экологии города и должны последовать новые стандарты и регламенты. По теме проекта опубликованы журналистские материалы в разных источниках: https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/in_the_far_eastern_federal_university_will_study_the_impact_of_the_car_on_the_ecology_of_the_russian_and_european_cities/ http://tass.ru/nauka/2066666 http://rscf.ru/ru/node/1406 http://deita.ru/news/auto/08.12.2015/5028648-evro-5-ne-garantiruet-ekologicheskoy-chistoty/

 

Публикации

1. Engin A.B., Neagu M., Golokhvast K., Tsatsakis A. Nanoparticles and endothelium: an update on the toxicological interactions Farmacia, Vol. 63, №6. P. 1-13. (год публикации - 2015).

2. Fenga C., Gangemi S., Giambò F., Tsitsimpikou C., Golokhvast Kirill, Tsatsakis Aristidis, Costa C. Low-dose occupational exposure to benzene and signal transduction pathways involved in the regulation of cellular response to oxidative stress Life Sciences, - (год публикации - 2015).

3. Golokhvast K.S., Chernyshev V.V., Chaika V.V., Ugay S.M., Zelinskaya E.V., Tsatsakis A.M., Karakitsios S.P., Sarigiannis D.A. Size-segregated emissions and metal content of particles emitted by vehicles with low and high mileage: implications to population exposure Environmental Research, Vol. 142. P. 479-485. (год публикации - 2015).

4. Sayapina N.V., Sergievich A.A., Kuznetsov V.L., Chaika V.V., Lisitskaya I.G., Korolev R.A., Khoroshikh P.P., Batalova T.A., Tsarouhas K., Spandidos D.A., Tsatsakis A.M., Fenga C., Golokhvast K.S. Influence of multi-walled carbon nanotubes on the cognitive abilities of wistar rats Experimental and Therapeutic Medicine, Volume 12, Issue 3, Pages 1311-1318 (год публикации - 2015).

5. Veremchuk L., Yankova V., Vitkina T., Nazarenko A., Golokhvast K. Urban air pollution, climate and their impact on asthma morbidity Asian Pacific Journal of Tropical Biomedicine, Available online 7 November 2015 (год публикации - 2015).

6. Vitkina T.I., Yankova V.I., Gvozdenko T.A., Kuznetsov V.L., Krasnikov D.V., Nazarenko A.V., Chaika V.V., Smagin S.V., Tsatsakis A., Engin A.B., Karakitsios S.P., Sarigiannis D.A., Golokhvast K.S. The impact of multi-walled carbon nanotubes with different amount of metallic impurities on immunometabolic parameters in healthy volunteers Food and Chemical Toxicology, - (год публикации - 2015).

7. Венкатаманан Р., Шрути С., Антони Ф.С., Раман Т., Тсатсакис А.М., Голохваст К.С., Кумар В.В. Synthesis of Co3O4 nanoparticles with block and sphere morphology, and investigation into the influence of morphology on biological toxicity Experimental and Therapeutic Medicine, Volume 11, Issue 2, Pages 553-560 (год публикации - 2016).


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Целью второго этапа работ гранта Российского научного фонда 15-14-20032 под руководством иностранного члена РАН, профессора Тсатсакиса А.М. был отбор и исследование гранулометрических, химических и физических свойств частиц выхлопов автобусов и грузовых автомобилей, а также токсикологические эксперименты с этими нативными частицами. С помощью лазерной гранулометрии мы обнаружили, что частицы выхлопов крупных автомобилей (автобусов и грузовиков) обладают преимущественно более крупными размерами (более 100 мкм), как мы считаем, ввиду конденсации в крупной выпускной системе. Такие частицы держаться в воздухе меньший промежуток времени и падают вблизи источника - автомобиля. Но были также обнаружены нано- (менее 500 нм) и микроразмерные фракции (10-50 мкм) частиц. С помощью сканирующей электронной микроскопии и рамановской спектрометрии было обнаружено, что в составе частиц выхлопов большеобъемных автомобилей в долевом соотношении преобладают сажа (от 10 до 40%), пеплы (от 20 до 40%), металлические частицы (Fe, Cr, Ni, Mn) (от 10 до 35%). Остальные проценты приходятся на углеводороды и неопределяемые компоненты. С помощью масс-спектрометрии высокого разрешения с индуктивно-связанной плазмой, газовой хроматографии с масс-детектором и ИК-Фурье-спектрометрии был установлен усредненный качественный и полуколичественный состав углеводородов и других органических соединений, входящих в состав твердых частиц выхлопов автобусов и грузовых автомобилей с бензиновым двигателем: азулен, нафтален, бензотиазол, тетрадекан, нонадекан, октадекан, дисодецил эфир, пентадекан, 1-метилнафтален, 1,4-метанонафтален, 2,6,10-триметилтетракозан, 1,2-бензендикарбоксильная кислота. В составе выхлопа дизельных грузовых автомобилей и автобусов преобладали иные соединения: бензен, 1,2,4-триметилбензен, нафтален, 1,3,5-триметилнафтален, 1,3-бис(1,1-диметилэтил)-тетрадекан, 1-метилтетрадекан, гексадекан, 1-хлоротетрадекан, пентадекан, 1,2-бензендикарбоксильная кислота. По данным проточной цитометрии количество клеток Т-киллеров (CD4–, CD8+, CD3+), Т-хелперов (CD4+, CD8–, CD3+), макрофагов (CD16+), двух популяций моноцитов и регуляторных клеток (CD25+) у мышей, которым была введена суспензия частиц выхлопов бензиновых и дизельных двигателей, уменьшается по сравнению с контрольной группой. В частности, при воздействии твердых частиц выхлопа бензиновых двигателей количество Т-хелперов снижается на 35,5 %, Т-киллеров – в 20 раз, макрофагов CD16+ – на 30,0 %, регуляторных клеток (CD25+) – на 21,5 %. Твердые частицы выхлопа дизельных двигателей снижают количество Т-хелперов на 34,5 %, Т-киллеров – более чем в 8 раз, моноцитов CD16- – в 2 раза, а число регуляторных клеток (CD25+), напротив, повышают более чем в 1,5 раза. Таким образом, на основании данных проточной цитометрии можно сделать вывод, что твердые частицы обоих типов двигателей подавляют как неспецифический, так и специфический иммунитет в эксперименте in vivo и вызывают в случае дизельных двигателей воспалительную реакцию. По теме проекта опубликованы журналистские материалы в разных источниках: http://vestiprim.ru/2016/04/23/pervyy-v-rossii-lazernyy-skaniruyuschiy-mikroskop-podklyuchili-v-laboratorii-centra-nanotehnologiy-dvfu.html https://news.mail.ru/society/25537399/ http://www.ria-stk.ru/news/detail.php?ID=101775 http://www.newsvl.ru/vlad/2016/09/15/151626/ http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=124129#.WEvEuC2LTIU https://www.dvfu.ru/news/science_and_innovation/the_new_equipment_of_the_center_nanotechnology_of_the_university_will_help_scientists_in_breakthrough_research/

 

Публикации

1. - Ученые ДВФУ: углеродные нановолокна негативно влияют на познавательную активность Городской новостной портал Vl.ru, Vl.ru. 15.09.2016 (год публикации - ).

2. - Первый в России лазерный сканирующий микроскоп подключили в лаборатории центра нанотехнологий ДВФУ Вести-Приморье, Вести-Приморье. сюжет от 23.04.2016 (год публикации - ).

3. - Новое оборудование центра «Нанотехнологии» ДВФУ поможет ученым в прорывных исследованиях Газета Ос тров.ру, Остров.ру. 21 июня 2016 (год публикации - ).

4. - Аристидис Тсатсакис исследует в Дальневосточном федеральном университете влияние автовыхлопов на экологию РИА Стандарты и качество, Стандарты и качество. 21.04.2016 (год публикации - ).

5. - УЧЕНЫЕ ДВФУ: НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ОПАСНЫ ТАК ЖЕ, КАК И СТАРЫЕ Электронное издание «Наука и технологии России», Электронное издание «Наука и технологии России». Технологии и разработки. статья от 26.10.16 (год публикации - ).

6. Балмури С.Р., Селвараж У., Кумар В.В., Антони С.П., Тсатсакис А.М., Голохваст К.С., Раман Т. Effect of surfactant in mitigating cadmium oxide nanoparticle toxicity: implications for mitigating cadmium toxicity in environment Environmental Research, Vol. 152. P. 141-149 (год публикации - 2017).

7. Бостан Х.Б., Резае Р., Валокала М.Г., Тсарухас К., Голохваст К.С., Тсатсакис А.М., Карими Г. Cardiotoxicity of nano-particles Life Sciences, Vol. 165, pp. 91–99 (год публикации - 2016).

8. Голохваст К.С., Чернышев В.В., Угай С.М. Car Exhausts And Human Ecology Human Ecology, №1, pp. 9-14 (год публикации - 2016).

9. Захаренко А.М., Энджин А.Б., Чернышев В.В., Чайка В.В., Угай С.М., Резае Р., Карими Г., Дрозд В.А., Никитина А.В., Соломенник С.Ф., Кудрявкина О.Р., Ксин Л., Венпен И., Дзаздаракис М., Тсатсакис А.М., Голохваст К.С. Basophil mediated pro-allergic inflammation in vehicle-emitted particles exposure Environmental Research, Vol. 152. P. 308-314 (год публикации - 2017).

10. Пиперигкоу З., Караманоу К., Энджин А.Б., Дочеа А.О., Виниос Д.Х., Павао М.С.Г., Голохваст К.С., Штильман М.И., Аргирис А., Шишатская Е., Тастакис А.М. Emerging aspects of nanotoxicology in health and disease: from agriculture and food sector to cancer therapeutics Food and Chemical Toxicology, Vol. 91. P. 42-57 (год публикации - 2016).


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В процессе выполнения работ по плану 3 года гранта было исследованы твердые частицы выхлопов 44 технически исправных мотоциклов. Твердые частицы выхлопов мотоциклов являются микродисперсными (доля частиц PM10 составляет от 49,3 до 100%). Среди них доля частиц со структурированным типом углерода (сажей) находится в промежутке 33,4 до 57,5%. Учитывая рост доли мотоциклов в числе транспортных средств современного города мы можем расценивать это как крайне неблагоприятный прогностический фактор и ожидать роста экологозависимых заболеваний. Проведенные нами токсикологические эксперименты на культуре клеток показали, что частицы выхлопов 4 основных типов транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, автобусы и мотоциклы) являются токсичными в разной мере. В частности, частицы легковых автомобилей проявили острую токсичность на уровне DL100 на 4 сутки экспозиции (острая токсичность) в концентрации 20 г/л, частицы выхлопов автобусов – 40 г/л, частиц выхлопов грузовых автомобилей - 60 г/л, для частиц мотоциклов – 80 г/л. DL100 хронической токсичности (7 суток) у частиц легковых автомобилей - 20 г/л, частиц грузовых автомобилей - 20 г/л; частицы выхлопов мотоциклов - 10 г/л; для автобусов - 40 г/л. Как мы видим частицы выхлопов одних типов транспортных средств проявляют острую токсичность, а другие - хроническую. Это безусловно связано с типами двигателей, их объемом и типом топлива. Транспортные средства можно разделить по убыванию по степени токсичности твердых частиц выхлопных газов: мотоциклы, легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы.

 

Публикации

1. - Новые автомобили вредят природе так же, как и старые — исследование За рулем, - (год публикации - ).

2. - Новые автомобили представляют для экологии не меньшую опасность, чем старые 5 канал, - (год публикации - ).

3. - Ученые ДВФУ пришли к сенсационным выводам на счет новых автомобилей ВЕСТИ-ПРИМОРЬЕ, - (год публикации - ).

4. Влияние на окружающую среду генетически измененных растений: обзор Environmental impacts of genetically modified plants: A review ENVIRONMENTAL RESEARCH, Volume 156, 2017, Pages 818-833 (год публикации - 2017).

5. Пападопоулоу А., Петротос К., Стагос Д., Герасопоулос К., Маимарис А., Макрис Х., Кафантарис И., Макри С., Керасиои Е., Хабалаки М., Бриеудес В., Нтаси Г., Коккас С., Жимас П., Гоулас П., Захаренко А.М., Голохваст К.С., Тсатсакис А.М., Коуретас Д. Enhancement of antioxidant mechanisms and reduction of oxidative stress in chickens after the administration of drinking water enriched with polyphenolic powder from olive mill waste waters Oxidative Medicine and Cellular Longevity, Volume 2017, 2017, Номер статьи 8273160 (год публикации - 2017).

6. Чернышев В.В., Захаренко А.М., Угай С.М., Хиен Т.Т., Хаи Л.Х., Холодов А.С., Стратидакис А.К., Межуев Я.О., Тсатсакис А.М., Голохваст К.С. MORPHOLOGIC AND CHEMICAL COMPOSITION OF PARTICULATE MATTER IN BUS ENGINE EXHAUST Toxicology Reports, - (год публикации - 2017).

7. Чернышев В.В., Захаренко А.М., Угай С.М., Хиен Т.Т., Хаи Л.Х., Холодов А.С., Стратидакис А.К., Межуев Я.О., Тсатсакис А.М., Голохваст К.С. MORPHOLOGIC AND CHEMICAL COMPOSITION OF PARTICULATE MATTER IN MOTORCYCLE ENGINE EXHAUST Toxicology Reports, - (год публикации - 2017).

8. Энджин А.Б., Неагу М., Никитович Д., Генрих_Ноак П., Доча А.О., Штильман М.И., Голохваст К.С., Тсатсакис А.М. Mechanistic understanding of nanoparticles’ interactions with extracellular matrix: The cell and immune system Particle and Fibre Toxicology, №14. 22 (год публикации - 2017).