КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-18-00034

НазваниеОбеспечение баланса в межнациональных отношениях: региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств

РуководительПанов Петр Вячеславович, Доктор политических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", Пермский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2015 г. - 2017 г. 

Конкурс№6 - Конкурс 2015 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-254 - Политические институты и процессы

Ключевые словамежнациональные отношения; этничность; идентичность; баланс; институциональное равновесие; региональная автономия; право на самоопределение; целостность государства; права этнических меньшинств; консультативные органы; предотвращение, регулирование и преодоление конфликтов

Код ГРНТИ11.15.37


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект нацелен на выявление условий эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях, в обеспечении целостности государства и прав этнических меньшинств. Предоставление этнической группе территориального самоуправления – один из наиболее распространенных в современном мире способов предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. С одной стороны, это своего рода баланс (компромисс) между претензиями определенной этнической группы на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. С другой стороны, внутри этнического региона также возникает необходимость сбалансировать отношения между этническими группами. Однако, как показывает мировой опыт, если в одних случаях предоставление этнической группе региональной автономии умиротворяет конфликт, в других оно ведет к эскалации конфликта. Следовательно, эффективность этнической региональной автономии зависит от того, в какой мере удается поддерживать баланс в межнациональных отношениях. Такой баланс обеспечивается проведением преференциальной политики, то есть предоставлением особых преференций (льготы, квотирование, позитивная дискриминация и т.д.) как для этнического автономного региона, так и для этнических меньшинств. Однако предпочтения акторов и соотношение сил между ними изменчивы, поэтому преференциальная политика должна быть достаточно гибкой и чувствительной к происходящим изменениям. Основная гипотеза проекта состоит в том, что адекватность преференциальных политик, а, следовательно, и эффективность этнической региональной автономии в целом, зависит от того, каким образом происходит формулирование преференциальной политики. Несмотря на то, что содержательно такие политики хорошо исследованы, самому процессу их формулирования и особенно участию этнических групп в формировании преференциальной политики уделяется недостаточно внимания. Вопрос, как влияет формат взаимодействий между органами публичной власти и этническими группами на адекватность преференциальной политики, остается открытым. Ключевым методом при реализации проекта будет сравнительный анализ. Единицы сравнения – этнические региональные автономии - все существующие в мире в настоящее время, а также те, которые прекратили существование в начале XXI века (примерно 50-60 случаев). Реализация проекта будет основываться на комбинации количественных и качественных методов исследования. Для проведения количественного сравнительного анализа будет создана база данных по всем случаям этнических региональных автономий. Качественные методы исследования будут задействованы для углубленного анализа отдельных случаев (case-studies). Научная новизна задачи проекта определяется новым исследовательским ракурсом. Этнические региональные автономии будут осмыслены с точки зрения теории институционального равновесия как способ обеспечения баланса в межнациональных отношениях, что задает новую теоретическую рамку для сравнительных исследований практик регулирования межнациональных отношений в этнических автономиях. Выход на широкомасштабное сравнение, комбинация количественных и качественных методов соответствуют современным научным стандартам и лучшим образцам этнополитических исследований. Реализация проекта позволит в итоге ответить на вопрос, при каких условиях региональная автономия является оптимальным способом решения проблемы соотношения между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств, а также оптимальным способом предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. В результате реализации проекта будет выявлено, какое значение имеет формат и характер взаимодействий между органами публичной власти и этническими группами для эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях. Осуществление проекта даст возможность определить конкретные области, механизмы и направления применения зарубежного опыта поддержания баланса в межнациональных отношениях в условиях этнических регионов современной России. Это представляется особенно значимым в контексте реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая наряду с другими ставит такие цели как упрочение общероссийского гражданского самосознания; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений. Существенная роль в Стратегии отводится организации взаимодействия между органами публичной власти и этническими группами, в частности созданию консультативных органов. Таким образом, реализация проекта будет вкладом в решение ключевых стратегических задач государственной политики РФ. По результатам проекта будут опубликованы итоговая коллективная монография, а также 20 статей, в том числе 6 - в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus). Для экспертного сообщества, органов публичной власти и этнических общественных организаций будет подготовлен экспертно-аналитический доклад с обоснованными рекомендациями по оптимизации формирования и деятельности консультативных органов в сфере межнациональных отношений в современной России и совершенствованию программно-стратегических документов. Кроме того, в рамках проекта будет собран и систематизирован большой объем релевантной эмпирической информации о разнообразии этнических территориальных автономий, которая будет представлена в виде Атласа этнических региональных автономий.

Ожидаемые результаты
В результате осуществления проекта будут получены следующие результаты: 1) этническая региональная автономия будет осмыслена под углом зрения концепции институционального равновесия как способ обеспечения баланса в межнациональных отношениях, что задает новую теоретическую рамку для сравнительных исследований практик регулирования межнациональных отношений; 2) это позволит ответить на вопрос, при каких условиях этническая региональная автономия является оптимальным способом решения проблемы соотношения между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств; 3) это позволит ответить на вопрос, при каких условиях этническая региональная автономия эффективно решает задачи предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений; 4) будет выявлено, какое значение имеет формат и характер взаимодействий между органами публичной власти и этническими группами для эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях; 5) реализация проекта позволит оценить, какое значение имеют различные формы и характер участия этнических групп в формулировании преференциальных политик для формирования общекультурной гражданской идентичности (гармонизации множественных / пересекающихся идентичностей); 6) реализация проекта позволит определить конкретные области, механизмы и направления применения зарубежного опыта поддержания баланса в межнациональных отношениях в условиях этнических регионов современной России. Значимость проекта видится в том, что он задает новые теоретико-методологические способы осмысления и исследования путей решения общественно значимой проблемы, а именно способов предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Выход на широкомасштабные сравнительные исследования имеет особое значение для дальнейшей интеграции российской этнополитологии в мировую науку. Соответствие проекта мировому уровню определяется широким масштабом исследования, значительным объемом эмпирического материала, комбинацией количественных и качественных методов сравнительного исследования, что соответствует современным стандартам обществознания в целом и лучшим образцам этнополитических исследований в частности. Вместе с тем, в проекте предложен новый ракурс исследования этнополитических процессов под углом зрения обеспечения баланса в межнациональных отношениях на основе теории институционального равновесия. Применительно к России общественная значимость проекта связана еще и с тем, что его реализация позволит определить конкретные области и направления, по которым зарубежный опыт решения проблем межэтнических отношений может быть использован в российский условиях. Это представляется особенно значимым в условиях реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая наряду с другими ставит такие цели как упрочение общероссийского гражданского самосознания; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений. Таким образом, реализация проекта будет вкладом в решение ключевых стратегических задач государственной политики РФ в соответствии с приоритетом П8 «Межнациональные отношения и этносоциальные процессы. Анализ мирового и отечественного опыта. Причины возникновения конфликтов и механизмы их прогнозирования, предупреждения и регулирования». Результаты, полученные в ходе реализации проекта, будут представлены в докладах на всероссийских и международных академических конференциях. Всего по результатам проекта будут опубликованы: итоговая коллективная монография, Атлас этнических региональных автономий, а также 20 статей, в том числе 6 - в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus), 14 - в русскоязычных изданиях, учитываемых РИНЦ. Для экспертного сообщества, органов публичной власти и этнических общественных организаций будет подготовлен экспертно-аналитический доклад с обоснованными рекомендациями по оптимизации формирования и деятельности консультативных органов в сфере межнациональных отношений в современной России и совершенствованию программно-стратегических документов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
Проект нацелен на выявление условий эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях, в обеспечении целостности государства и прав этнических меньшинств. Предоставление этнической группе территориального самоуправления – один из наиболее распространенных в современном мире способов предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Как политический институт этническая региональная автономия представляет собой почти совершенный с теоретической точки зрения, но невероятно сложный в практическом обращении инструмент поддержания баланса в межнациональных отношениях. Мировой опыт показывает, что эффективно управлять этим инструментом удается далеко не всегда. В соответствии с ключевыми задачами проекта и планом работы деятельность исследовательского коллектива в 2015 г. фокусировалась на разработке теоретико-методологической основы исследования и анализе мирового и российского опыта регулирования этнополитических процессов под углом зрения поддержания баланса в межнациональных отношениях в региональных автономиях. Решая задачу разработки теоретико-методологической основы исследования межнациональных отношений, первоочередное внимание на первом этапе реализации проекта исследовательский коллектив уделил операционализации исследовательской модели. Региональная (субнациональная) территориальная единица была определена как «этническая региональная автономия» тогда, когда имеет место асимметричность, то есть регион обладает особыми преференциями по сравнению с другими субнациональными единицами из данного ряда. Эти преференции воспроизводятся в специфических институциональных установлениях и связаны с этнической спецификой региона. В сложной системе институционализированных преференций выделяются два основных и взаимосвязанных между собой измерения: взаимоотношения между региональной автономией и центральной властью и взаимоотношения внутри региональной автономии. Соответственно, можно выделить три основные группы акторов: центральные власти, власти автономии и этнические группы. Очевидно, они имеют разные интересы и занимают разные позиции по поводу определения содержания преференций. Сущностная идея автономии – институционально скоординировать и сбалансировать эти разнообразные интересы и предпочтения. Вместе с тем, предпочтения акторов, а также соотношение сил между ними меняется. Поэтому и в теоретико-методологическом плане, и в практическом процессе регулирования межнациональных отношений критически важно исходить из того, что баланс в межнациональных отношениях является динамическим, а не статическим. Иначе говоря, баланс – это не отсутствие разногласий, а, напротив, постоянные дискуссии по поводу содержания системы институционализированных преференций. О балансе, однако, можно говорить лишь тогда, когда дискуссии ведутся в рамках сложившихся институционализированных процедур. Выход акторов за рамки институциональных процедур, а также возникновение угрозы для исполнения ключевых функций государства операционально фиксируется как конфликт, то есть нарушение баланса. Следовательно, причинами нарушения баланса может быть как содержательно неадекватная преференциальная политика, так и дефекты и слабости в системе механизмов взаимодействия между акторами, которые не позволяют эффективно координировать и балансировать разные интересы и предпочтения тех, кто играет на столь сложном поле, как этническая региональная автономия. На основе операционализации исследовательской модели в 2015 г. составлен список этнических региональных автономий – перечень единиц наблюдения – всего 134, включая 22 российских случая. Разработана методология, подготовлен codebook, и начата работа по созданию базы данных по всем этническим региональным автономиям современного мира. На основе анализа базы данных, созданной на основе ежегодных мониторингов Conflict Barometer за период с 2001 по 2014 гг., выявлена динамика этнотерриториальных конфликтов в современном мире. Одновременно начата работа по составлению профилей – углубленных качественных описаний этнических региональных автономий. За 2015 г. подготовлены профили по 50 случаям – 22 российским (все республики, включая Крым) и 28 зарубежным. Кроме того, проведены «пилотные» полевые исследования в форме полуструктурированных экспертных интервью в 12 этнических региональных автономиях, в том числе в 2 зарубежных - Трентино-Альто-Адидже (Италия) и Аланды (Финляндия) и 10 российских республиках. В дальнейшем профили будут уточняться и дорабатываться, но уже на данной стадии реализации проекта их составление позволило приступить к анализу мирового опыта с целью выявления оптимальных методов и подходов регулирования этнополитических процессов в региональных автономиях и получить первые научные результаты. Разработана типология островных автономий как особой категории этнических региональных автономий. Анализ показывает, что подавляющее большинство из них являются продуктами распада империй. В зависимости от характера империи островные автономии делятся на два типа – продукты распада колониальных империй и продукты распада континентальных империй. Каждый из них делится на два подтипа: унаследованные владения и территории, появившиеся в результате постимперского переустройства. В первом типе островных автономий выделяются также классы третьего уровня: аборигенные по этническому составу островные территории и «переселенческие». Разработана таксономия консультативных органов как арены взаимодействия между государством, этническими автономиями и этническими меньшинствами. Она строится на нескольких критериях: тип консультационной деятельности, предметная область и властная значимость органов. Соответственно, выделено 4 основных типа консультативных органов: 1) «совместное принятие решений» - консультативные органы принимают непосредственное участие в принятии решений; 2) «консультирование» – разнообразные советы из представителей этнических групп, осуществляющие сугубо консультационные функции; 3) «координация» - экспертные советы, а также ad hoc взаимодействие с лидерами меньшинств по конкретным вопросам; 4) «самоуправление» - самоорганизованные меньшинствами органы, созданные для решения «внутренних» этнокультурных вопросов, но выполняющие тем менее консультативные функции. Выявлена конфигурация преференциальных политик в этнических региональных автономиях. Анализ показал, что практически во всех случаях этнические региональные автономии имеет преференции, непосредственно связанные с этнической спецификой региона. Поскольку в большинстве случаев этническая специфика связана с языком, ключевое значение для поддержания межнационального баланса имеют преференции в этой области. На основе сравнительного исследования описанных случаев установлено, что объем такого рода преференций зависит, в первую очередь, от доли титульной этнической группы в составе населения автономии. При высокой доле языковые преференции оказываются вполне «естественными» (Аландские острова в Финляндии). Но во многих случаях этнолингвистическая ситуация является более сложной и сопровождается комплексом целенаправленных («искусственных») преференциальных языковых политик (от преподавания в школе до языковых квот на госслужбе). Другое ключевое направление преференциальных политик – представительство этнических групп в органах публичной власти (power-sharing). Исследование показывает, что сбалансированность межнациональных отношений в этой сфере может достигаться различными способами. Установлено, что формальное закрепление доступа этнических групп к власти (квотирование и т.п.) используется достаточно редко. Значительно чаще доступ различных этнических сегментов к властным позициям обеспечивается через деятельность этнических или этнорегиональных политических партий. В тех случаях, когда формальное закрепление властных позиций за теми или иными этническими группами законодательно не предусмотрено, а этнические партии отсутствуют, действуют иные механизмы поддержания баланса. Например, практически во всех российских республиках этнический фактор воспринимается как значимый при распределении ключевых властных позиций, и сбалансированность во многих случаях достигается путем «неформальной институционализации», когда более или менее устойчивые практики возникают как следствие неких договоренностей (конвенций), которым политические акторы следуют в реальности. Вместе с тем, степень институционализации, а также способы и механизмы учета этничности при распределении ключевых властных позиций существенно различаются. Опираясь на уже полученные результаты, можно уверенно говорить о том, что каждый – как успешный, так и неудачный – случай этнической автономии по-своему уникален в силу того, что на функционирование этнической автономии влияет необычайно сложная констелляция факторов. Теоретическая работа, проведенная в 2015 г., а также анализ уже собранного эмпирического материала позволяют зафиксировать наиболее важные компоненты в этой констелляции: этническая структура общества; значимость этничности для автономистского проекта наряду с другими идентификаторами (географическими, историческими); социально-географические и социально-экономические факторы (особенно ресурсные различия между автономией и другими – «стандартными» – регионами); внутриполитический (характер режима, государственного устройства, специфика политического процесса в автономном регионе по сравнению с общенациональными характеристиками) и внешнеполитический (наличие «материнского государства» (kin state), участие мирового сообщества в делах этнической автономии) контексты. Весьма существенное значение имеет историческое наследие – сама по себе история возникновения и становления автономии, а также кристаллизовавшиеся в исторической памяти конфликты, обиды и иные комплексы в отношениях между государством, автономией, этническими группами, траектория постимперского развития, в контексте которого возникло большинство этнических автономий. Все это ведет к тому, что оптимальное содержание баланса – где именно находится точка равновесия в системе преференциальных установлений – в каждом случае будет разным и, более того, динамичным. Точно также для разных контекстов различными будут оптимальные механизмы взаимодействия. Поэтому для выявления общих взаимосвязей оптимальной исследовательской стратегией на следующем этапе работы по реализации проекта в 2016 г. будет серия качественных сравнительных исследований небольшого количества (small-N) случаев. На основе полученных результатов в 2015 г. подготовлены к публикации 8 текстов статей, в том числе 3 – по результатам выступлений на конференциях. 6 из них по состоянию на конец 2015 г. будут опубликованы, 1 принята к публикации и будет опубликована в 2016 г., и 1 статья направлена для публикации в рецензируемый зарубежный академический журнал, индексируемый в базе данных «Scopus». Презентация проекта осуществлялась в процессе стажировок в ведущих исследовательских центрах, а также во время поездок, связанных с проведением полевых исследований. Первые результаты проекта представлены в четырех докладах на академических конференциях.

 

Публикации

1. Борисова Н.В., Бородина Л.С., Сулимов К.А. «Шашечки или ехать?»: языковая политика в сложносоставных обществах Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики, Материалы Международной научно-практической конференции (Пермь, 13 ноября 2015 г.). – Пермь: АНО ВПО «Прикамский социальный институт», 2015. (год публикации - 2015)

2. Панов П.В. Новые теоретические подходы к регулированию этнополитических процессов и поддержанию баланса в межнациональных отношениях Этносоциальные процессы и риски на Юге России, Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию АГУ (25-26 сентября 2015 г., г. Майкоп) / отв. ред. Р.Д. Хунагов. – Майкоп: редакционно-издательский отдел АГУ, 2015. – С. 200-203. (год публикации - 2015)

3. Панов П.В., Филиппова Е.Ю. Практики распределения властных позиций в российских национальных республиках: проблема межэтнического баланса Общество и этнополитика, Материалы Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 24-26 сентября 2015 г.: в 3 ч. под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – Ч. 3. – С. 266-274. (год публикации - 2015)

4. Панов П.В., Филиппова Е.Ю. Практики распределения властных позиций в российских «национальных республиках»: проблема межэтнического баланса Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2015. №3. С. 33-49. (год публикации - 2015)

5. Подвинцев О.Б. О типах островных автономий в современном мире Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2015. № 4. С. 97-111. (год публикации - 2015)

6. Семенов А.В. Политические эффекты этнических территориальных автономий: обзор исследований Вестник Пермского университета. Политология, № 1. С. 127-152. (год публикации - 2016)

7. Фадеева Л.А. Идентичность на пересечении интеграционных и деволюционных процессов: шотландский кейс Современная Европа, 2015. №5. С. 91-99 (год публикации - 2015)


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Проект нацелен на выявление условий эффективности этнической региональной автономии (далее ЭРА) в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях, в обеспечении целостности государства и прав этнических меньшинств. Результаты, полученные на первой стадии реализации проекта в 2015 г., позволили сделать вывод, что оптимальное содержание баланса – где именно находится точка равновесия в системе преференциальных установлений – в каждом случае будет разным и, более того, динамичным. Точно также для разных контекстов различными будут оптимальные механизмы взаимодействия. Поэтому в 2016 г. исследовательская стратегия научного коллектива заключалась в уточнении теоретико-методологической основы исследования (задача П8-1 проекта), продолжении сбора и анализа данных и проведения на этой основе серии сравнительных исследований. Ключевая идея состояла в том, чтобы, комбинируя количественный large-N и качественный small-N сравнительный анализ, выявить относительно устойчивые взаимосвязи между а) контекстуальными факторами, в которых функционирует ЭРА; б) характеристиками преференциальных политик; в) результативностью институциональных механизмов взаимодействия. Это позволяет установить, какие подходы и методы регулирования межэтнических отношений являются оптимальными для специфических констелляций факторов (задача П8-4 проекта). На основе анализа новых материалов в 2016 г. было, в первую очередь, уточнено операциональное понятие «этническая региональная автономия». Это такая административно-территориальная единица первого субнационального (регионального) уровня, которая в рамках приоритета национального государства обладает достаточно высокой степенью политического самоуправления, имеет особый статус (асимметричные преференции) по сравнению с другими АТЕ того же уровня, если такие преференции более или менее конвенционально связываются с определенной (так называемой «титульной») этнической группой или несколькими группами. Конвенциональное восприятие, как правило, базируется на том, что ЭРА осмысливается как «родина» (homeland) титульной этнической группы, что и рассматривается как основание для наделения данной АТЕ автономией. Основываясь на данном определении, был существенно уточнен список этнических региональных автономий, сформированный на первом этапе исследования. В настоящее время он включает 109 ЭРА в 31 стране мира. В течение 2016 г. была создана и в настоящее время готова для использования база данных – Ethnic Regional Autonomies Database (ERAD). Она содержит разнообразную информацию (около 150 переменных) по всем этническим региональным автономиям (ЭРА) с населением не менее 100 тыс. чел., которые существуют в настоящее время либо прекратили существование в XXI веке. В отличие от других баз данных по этнополитической тематике (UCDP / PRIO ACD, MAR, EPR и т.д.), в ERAD единицей наблюдения является именно этническая автономия (в формате «автономия – год», временной охват с 2001 по 2015 гг.), а не этническая группа / этнический конфликт. База данных в форматах .csv, .xls., .sav., а также коудбук выложены в открытый доступ на сайте проекта (http://identityworld.ru/index/atlas_era/0-4). Одновременно с созданием количественной базы данных продолжалась работа по подготовке профилей - качественных описаний этнических региональных автономий. В течение 2016 г. подготовлены профили по 40 ЭРА. В соответствии с планом работы в 2016 г. были проведены полевые исследования в российских национальных республиках (Башкортостан, Татарстан, Мари Эл, Удмуртия) и зарубежных регионах - Воеводина, оба этнитета Боснии и Герцеговины (ФБиГ и Республика Сербская), три итальянских автономных региона (Сардиния, Сицилия, Валле д’Аоста), Каталония, Гагаузия, а также Черногория и остров Чеджу. Целенаправленная работа по сбору эмпирического материала, включая создание базы данных ERAD, подготовку качественных описаний (профайлов), материалы, собранные в ходе полевых исследований, позволили осуществить серию запланированных сравнительных исследований. Тщательному анализу подвергалась языковая политика в ЭРА как одно из ключевых направлений в конфигурации преференциальных политик. Было сформулировано понятие «языковой территориальный режим» – система институциональных соглашений относительно использования языка в сообществе и определяемых ими образцов языкового поведения и взаимоотношения в сообществе. Разработано типологическое различение языковых режимов на сильные и слабые на основе таких критериев как глубина и универсальность использования языка на ключевых аренах взаимодействия (система образования и публичная администрация). В результате серии сравнительных исследований установлено, что в структуре констелляции факторов, обусловливающих формирование различных языковых территориальных режимов в ЭРА, наиболее значимыми являются структурные характеристики ЭРА (доля титульной этнической группы в населении), а также «сила» (объем полномочий и степень самостоятельности) ЭРА. В результате серии количественных (на основе ERAD) и качественных сравнительных исследований моделей организации власти в ЭРА под углом зрения представительства этнических групп установлено, что поддержание баланса в межэтнических отношениях требует наличия в организации власти институтов, которые снижают неопределенность в отношениях между центральным правительством и ЭРА, а также обеспечивают коммуникации лицом к лицу и создание «достоверных обязательств» (credible commitment). Создавая необходимую степень доверия, они позволяют акторам поддерживать эффективный диалог, координировать и примирять несовпадающие предпочтения, решать спорные вопросы конвенциональным путем, в рамках институционализированных способов взаимодействия. Среди таких институтов особое значение имеют федеративное государственное устройство, а также наличие верхней палаты парламента с региональным представительством. Что касается участия представителей этнических групп в правительстве (power-sharing), эта модель организации власти позитивно влияет на эффективность ЭРА лишь в том случае, если основывается на институциональных соглашениях, тогда как ситуационные постэлекторальные коалиции этнорегиональных и национальных политических партий, напротив, повышают вероятность конфликта. В целом, можно сделать вывод о том, что различные механизмы представительства этнических групп и ЭРА в органах власти соотносятся между собой комплементарно, создавая кумулятивный эффект. Важным механизмом политического представительства этнических групп являются политические партии. В результате серии сравнительных исследований выявлены два основных варианта учета этничности в партийно-электоральных процессах. Во-первых, в большинстве ЭРА это происходит через создание этнорегиональных партий. Их специфика состоит в том, что электоральная деятельность таких партии ограничена территорией ЭРА. Значимость («сила») этнорегиональных партий существенно варьируется в различных автономиях. Количественный сравнительный анализ на основе ERAD позволил сделать вывод, что хотя более сильные этнорегиональные партии обнаруживаются в конфликтных ЭРА, обратная зависимость отсутствует. Иначе говоря, этнорегиональные партии сами по себе не являются конфликтогенным фактором, однако их создание не снижает вероятность возникновения этнополитических конфликтов. Во-вторых, примерно в одной трети ЭРА, в том числе в России, где этнорегиональные партии по разным причинам отсутствуют, представительство (формально закрепленное либо на неформальной основе) этнических групп может реализовываться через общенациональные политические партии. На основе сравнительного анализа списков кандидатов на выборах Государственную Думу 2016 г. установлено, что разнообразие подходов политических партий в этом отношении простирается от тщательного учета (на неформальной основе) этнического фактора и создания преференций для титульного этноса (Единая Россия) до полного и возможно сознательного игнорирования специфики этнических автономных регионов. Определены вероятные последствия данной практики для развития этнополитической ситуации в автономных регионах. В результате сравнительных исследований разработана таксономия механизмов взаимодействия и координации в этнических региональных автономиях. «Первичные» механизмы используются для установления, фиксации и поддержания принципиальных установлений, норм и правил (в том числе признание конкретной этнической группы как таковой, само установление автономии, формулировка принципов преференциальной политики в целом и в отдельных областях). К «первичным» механизмам относятся: 1) коллегиальные «политические» механизмы взаимодействия (легислатуры и правительства), 2) судебный надзор и арбитраж, 3) вмешательство внешних/международных субъектов (от прямого управления через активность kin-states до влияния наднациональных судов). «Вторичные» механизмы используются для имплементации и конкретизации к текущим условиям уже установленных принципов, норм и правил. К ним относятся совместные комитеты и специальные органы по выработке, внедрению и реализации разнообразных политик, в том числе консультативно-совещательные органы (КСО) с участием представителей граждан/этнических групп. В реальной практике конкретные механизмы могут выполнять функциональные задачи разного уровня. На основе полученных результатов в течение 2016 г. подготовлены к публикации 19 статей. 11 из них по состоянию на конец 2016 г. опубликованы, в том числе 3 – в журналах, индексируемых в базах «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus). 8 статей направлены для публикации, в том числе 5 - в журналы, индексируемые в базах «Сеть науки» (Web of Science) или «Скопус» (Scopus). Результаты исследований представлены в 15 докладах на 10 академических конференциях, в том числе 6 докладов - на конференциях за рубежом. Основная информация о проекте и опубликованных работах, а также база данных ERAD размещены на сайте проекта (http://identityworld.ru/index/atlas_era/0-4).

 

Публикации

1. Борисова Н. Политизация языка и языковая политика в этнических территориальных автономиях Мировая экономика и международные отношения, том 60, № 9, c. 67–75 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-9-67-75

2. Борисова Н.В. Языковые территориальные режимы в этнических федерациях Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2016. №4. С.98-120. (год публикации - 2016)

3. Борисова Н.В. Языковой территориальный режим: концептуализация понятия Ars Administrandi («Искусство управления»), - (год публикации - 2016)

4. Борисова Н.В. Языковая преференциальная политика в этнических территориальных автономиях: контуры исследовательской модели Власть, - (год публикации - 2016)

5. Бородина Л.С. Политика языковой адаптации мигрантов в этнических автономиях европейских государств Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2016. №4. С.121-157. (год публикации - 2016)

6. Вакина И.М. Проблема институционализации этнических территориальных автономий в условиях недемократии: сравнительный анализ Панамы и Никарагуа Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2016. №4. С. 141-157. (год публикации - 2016)

7. Панов П.В. Мир этнических региональных автономий: представление новой базы данных Вестник Пермского университета. Серия Политология, 2016. №4. С.69-97. (год публикации - 2016)

8. Панов Петр In search of inter-ethnic balance: ethnic composition and informal power-sharing in Russian national republics European Politics and Society, Volume 17, Issue 3, Pages 353-372 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.1080/23745118.2016.1183744

9. Сулимов К.А. Механизмы взаимодействия в этнических территориальных автономиях: обзор практик Власть, 2016. №8. С. 79-85. (год публикации - 2016)

10. Фадеева Л.А., Васильева Ю.В. Social Component of Autonomization in Europe: Legal Aspects Vestnik Permskogo universita. Juridicheskie nauki – Perm University Herald. Juridical Sciences, Issue 3(33). Pp. 329–336 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.17072/1995-4190-2016-33-329-336

11. Минаева Э.Ю. Этнические территориальные автономии как комплексные институциональные системы Россия в условиях новой политической реальности: стратегия и методы развития. Материалы Всероссийской научной конференции РАПН, Москва, РАНХиГС при Президенте РФ, 25-26 ноября 2016 г., М.: Изд-во "Проспект". 2016. С. 180-181. (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Проект нацелен на выявление условий эффективности региональной автономии (далее ЭРА) в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях, в обеспечении целостности государства и прав этнических меньшинств. В соответствии с планом, основным направлением работы в 2017 г. было завершение сбора эмпирического материала, его систематизация и анализ, подведение итогов исследования. Существенное внимание при этом уделялось дальнейшей разработке теоретико-методологических оснований исследования и регулирования межэтнических отношений в контексте мирового и отечественного опыта (задача П8-1 проекта). На основе анализа новых материалов, а также комментариев и замечаний, полученных по результатам экспертизы отчета за 2016 г., в ходе презентации проекта на академических мероприятиях и при подготовке академических публикаций, в течение 2017 г. сформулирована развернутая концептуальная схема понятия этнической региональной автономии - это административно-территориальная единица первого субнационального уровня, которая конституируется на этнической основе и в рамках приоритета национального государства обладает достаточно высокой степенью политического самоуправления. ЭРА определяется на основе двух сущностных характеристик (атрибутов) – автономия и этнический характер конституирования, которые развернуты в систему критериев и эмпирических индикаторов. Под углом зрения этого определения был сформирован итоговый для проекта список этнических региональных автономий, существующих в настоящее время либо прекративших существование в XXI веке. Он состоит из 140 случаев, и разделен на две части – основной («ядро» - core list) и «дополнительный», который включает «пограничные случаи» (border-line list). В целостную теоретическую схему было развернуто понятие баланса в межэтнических отношениях. Баланс – это ситуация наличия и поддержания обоюдных связывающих обязательств (credible commitments), задающих предсказуемые и устойчивые рамки взаимодействия между заинтересованными акторами по поводу статуса автономии. Баланс - это не отсутствие конфликтов, так как он может иметь и часто имеет конфликтный характер, когда разные интересы акторов сталкиваются, но они продолжают взаимодействовать на конвенциональной основе. Под этим углом зрения разработана типология этнических региональных автономий, ключевым критерием в которой является их субъектность. Под политической субъектностью понимается участие ЭРА в принятии решений по поводу статуса автономии, что делает баланс динамическим, но одновременно с этим и проблематичным, оспариваемым, то есть повышается вероятность нарушения баланса. Если же ЭРА является всего лишь объектом, когда затрагивающие ее решения принимаются без ее прямого участия, может достаточно длительное время воспроизводиться пассивный баланс. Однако он может быть нарушен в результате того, что в условиях пассивности властей ЭРА субъектность могут проявить иные акторы, вовлеченные во взаимодействия, прежде всего этнические группы автономии (этническая мобилизация). Серия полевых исследований, которые были проведены в течение 2017 г. в 11 автономных образованиях, позволила завершить сбор эмпирических данных. В результате систематизации эмпирического материала подготовлена и опубликована на сайте проекта (http://identityworld.ru/index/database/0-21) существенно обновленная версия базы данных этнических региональных автономий (Ethnic Regional Autonomies Database - ERAD). Она содержит разнообразную информацию (148 переменных) по всем этническим региональным автономиям современности. Данные представлены в формате «автономия – год» и охватывают период времени с 2001 по 2015 гг. Завершена работа по составлению профилей – качественных описаний всех этнических региональных автономий. Все 140 профилей выложены в открытый доступ на платформе Атласа этнических региональных автономий (http://identityworld.ru/shop). Методологические разработки и собранный эмпирический материал создали прочную основу для завершения сравнительного анализа функционирования отечественных и зарубежных ЭРА с целью выявления оптимальных подходов и методов регулирования межэтнических отношений (задача П8-4 проекта). В результате исследований сделан вывод, что существенное влияние на достижение баланса и его характер имеет процесс создания (конституирования) автономий, а именно соотношение этнонациональной политики государства и этнического движения за создание автономии. Наличие такого движения («спрос на автономию») позитивно влияет на субъектность ЭРА, ее активность во взаимодействиях с центральной властью, способность производить этническую мобилизацию. Это делает автономию сильным актором в ее взаимоотношениях с центром и способствует, при прочих равных условиях, достижению динамического баланса в отношениях вокруг автономии, повышению качества реализации автономного статуса. Если же автономия «дарована» преимущественно «сверху», это снижает уровень ее субъектности. Наиболее проблематичным с точки зрения поддержания баланса вокруг ЭРА является вариант, когда она создается вопреки желанию государства, как вынужденная уступка этническому движению, особенно если имело место длительное насильственное противоборство. Анализ соотношение этнического и регионального компонентов в идентичности ЭРА позволил выделить несколько идеально-типических моделей, для каждой из которых обнаруживаются свои источники дисбаланса. Для первого типа («этническая территория») ключевое значение имеют сецессионистские тенденции, а также оспаривание претензии на территорию как принадлежащую этнической группе и со стороны других этнических групп и общества (в лице государства) в целом. Во втором («гражданский регионализм с этнической окраской») причина разбалансирования межэтнических отношений - усиление этнизации территориальных различий. Для третьей («инструментальная этничность») важным фактором оказывается развитие потенциальной субъектности, наличия или появления акторов, способных поддерживать дискурс этнической специфики ЭРА. В четвертой («расколотая идентичность») имеют место все названные источники дисбаланса, поскольку они могут возникать по отдельности в каждом сегменте. На основе анализа геопривязанных данных в программе ArcGIS проанализировано, какое воздействие на характер взаимодействий вокруг ЭРА оказывает пространственная локализация этнических групп. Они могут быть пространственно «сегрегированы», то есть обособлены друг от друга либо «смешаны», когда их локализация «совпадает». В последнем случае на первый план выходят взаимодействия по горизонтали. В условиях сегрегированного формата локализации существенное значение приобретает соотношение этнических и политико-административных границ, и при их высокой конгруэнтности возникает тенденция к сегментации политического пространства – внутристрановая (ЭРА становится сегментом) или внутрирегиональная (в рамках ЭРА возникают политические сегменты). В этих случаях ключевое значение приобретают взаимодействия между этническими акторами по вертикали. Анализ воздействия контекстуальных факторов, прежде всего, политического режима на поддержание баланса в этнических региональных автономиях позволяет констатировать, что прямой связи между ними не прослеживается. Как сбалансированность, так и нарушение баланса в межэтнических отношениях возможны в контексте политического режима любого типа. В то же время, исследование показывает, что качество баланса и его динамика в разных контекстах оказываются неодинаковыми. Завершена работа по созданию Атласа этнических региональных автономий. Атлас опубликован на сайте проекта (http://identityworld.ru/shop) и представляет собой мультимедийный интерактивный информационный ресурс, ориентированный на академическую, экспертную, студенческую аудиторию и медиа, а также на всех, пользователей заинтересованных в проблематике межнациональных отношений. Информация по каждой ЭРА размещена на отдельной странице и содержит краткое резюме, основные количественные характеристики автономии и качественное структурированное описание автономии. Кроме того, в страницу каждой ЭРА встроена масштабируемая интерактивная карта, на которой отображаются административно-территориальное деление всей страны, границы автономии, ареалы проживания всех основных этнических групп. Основные результаты исследований изложены в итоговой коллективной монографии, двух индивидуальных монографиях, в течение 2017 г. подготовлены 15 публикаций в академических изданиях. 14 из них по состоянию на конец 2017 г. опубликованы, в том числе 3 – в журналах, индексируемых в базе «Скопус» (Scopus). По результатам реализации проекта подготовлен экспертно-аналитический доклад, в котором на основе анализа российского и зарубежного опыта функционирования этнических региональных автономий сформулированы возможные направления повышения эффективности государственной национальной политики применительно к российским национальным республикам и предложены обоснованные рекомендации для органов публичной власти, этнических общественных организаций, экспертного сообщества. Результаты проекта, доклад и электронный «Атлас этнических региональных автономий современного мира» представлены широкой общественности на Всероссийском форуме национального единства (г. Пермь, 24 ноября 2017 г.).

 

Публикации

1. Борисова Н.В. «Сила» территориальной автономии и языковая преференциальная политика в современном мире Сравнительная политика, том 6, №2, с. 62-82 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-2-62-82

2. Борисова Н.В. Этнолингвистическая структура общества как фактор языковой преференциальной политики в Индии Человек. Сообщество. Управление, Человек. Сообщество. Управление. 2017. №2. С. 48-67. (год публикации - 2017)

3. Борисова Н.В. Языковой "режим разъединения" и баланс в межэтнических отношениях в Боснии и Герцеговине Вестник Пермского университета. Серия Политология, Вестник Пермского университета. Серия Политология. 2017. № 3. С. 73-92. (год публикации - 2017)

4. Борисова Н.В., Сулимов К.А. Language territorial regimes in multilingual ethnic territorial autonomies Nationalities Papers, Nationalities Papers. Published online: 18 Sep 2017 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1080/00905992.2017.1351938

5. Борисова Н.В., Филиппова Е.Ю. ПОЛИТИКА ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В КАТАЛОНИИ (2006-2017) Полис. Политические исследования, № 3. С. 145-156 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17976/jpps/2019.03.09

6. Минаева Э.Ю., Панов П.В. Этнические региональные автономии: Вариативность соотношения этнических и политико-административных границ Политическая наука, Политическая наука. 2017. №4. С. 178-205. (год публикации - 2017)

7. Панов П.В., Семенов А.В. The World of Ethnic Regional Autonomies: Introducing the New Dataset Nationalism and Ethnic Politics, Vol. 24. №4, pp. 478-501 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1080/13537113.2018.1522763

8. Панов П.В., Семенов А.В. The World of Ethnic Regional Autonomies: Introducing the New Dataset Nationalism and Ethnic Politics, Vol. 24. №4, pp. 478-501 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1080/13537113.2018.1522763

9. Подвинцев О.Б. "Переселенческие территории" в составе "национальных окраин": противоречия субрегиональной структуры российских республик Вестник Пермского университета. Серия Политология, Вестник Пермского университета. Серия Политология. 2017. №1. С.108-115. (год публикации - 2017)

10. Подвинцев О.Б., Сулимов К.А. "Страна" и "автономия" как единицы учета в современном мире Мировая экономика и международные отношения, Мировая экономика и международные отношения. 2017. №11. С. 66-75. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-11-66-75

11. Сулимов К.А. Динамика субъектности этнических региональных автономий и поддержание баланса в межнациональных отношениях Политическая наука, Политическая наука. 2017. №4. С. 206-225. (год публикации - 2017)

12. Сулимов К.А. Эффективность этнических территориальных автономий: к таксономии практик взаимодействия Мировая экономика и международные отношения, Мировая экономика и международные отношения. 2017. №6. С. 84-92 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-6-84-92

13. Фадеева Л.А. Интеллектуалы о перспективах ЕС: брекзитизация vs демократизация & автономизация Европейский путь для России: за и против. Воронеж, Европейский путь для России: за и против. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. С.149-159. (год публикации - 2017)

14. Борисова Н.В. Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях Когда языки в огне: оспаривание языковых режимов как вызов балансу в межэтнических отношениях. - М.: Политическая энциклопедия, М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 189 с. (год публикации - 2017)

15. под ред. Панова П.В. Балансируя притязания: этнические региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств Балансируя притязания: этнические региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств. М.: Политическая энциклопедия, М.: Политическая энциклопедия, 2017. – 214 с. (год публикации - 2017)

16. Сулимов К.А. Самоуправление и со-управление: проблема баланса между автономией и иерархией Самоуправление и со-управление: проблема баланса между автономией и иерархией. – Пермь: Издательский центр «Perm University Press», - (год публикации - 2018)

17. Борисова Н.В., Сулимов К.А. Языковые территориальные режимы в российских регионах XII Конгресс антропологов и этнологов России, XII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Ижевск, 3–6 июля 2017 г. / Отв. ред.: А.Е. Загребин, М.Ю. Мартынова. – Москва; Ижевск: ИЭА РАН, УИИЯЛ УрО РАН, 2017. С. 390. (год публикации - 2017)

18. Минаева Э.Ю. Территориальное измерение сегментации политического пространства на основе картографических проекций в ArcGIS Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования, Материалы международной научной конференции (г. Пермь, 16-18 мая 2017 г.). Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. С. 44-48. (год публикации - 2017)

19. Минаева Э.Ю. Этнические региональные автономии: пространственная локализация этнических групп и проблема сегментации политического пространства Время больших перемен: политика и политики, Материалы Всероссийской конференции РАПН. Москва: РУДН, 2017. С.240-241. (год публикации - 2017)

20. Панов П.В. База данных по этническим региональным автономиям Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования., Материалы международной научной конференции (г. Пермь, 16-18 мая 2017 г.). Пермь, Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2017. С. 109-112. (год публикации - 2017)

21. Панов П.В. Институциональная модель Power-Sharing как механизм поддержания баланса в этнических региональных автономиях Время больших перемен: политика и политики, Материалы Всероссийской конференции РАПН. Москва: РУДН, 2017. С.281-282. (год публикации - 2017)


Возможность практического использования результатов
Актуальные и потенциальные прикладные результаты реализации проекта заключаются, во-первых, в аккумулировании масштабного объёма данных, касающихся широкого спектра различных сторон и сфер жизнедеятельности ЭРА всего мира (политико-электоральная, административно-управленческая, финансово-бюджетная, образовательная, социальная, некоммерческий сектор и т.д.). Во-вторых, в систематизации и «упаковке» этих данных для не только академического, а именно для прикладного использования представителями разных сфер (государственное и муниципальное управление, образовательно-просвещенческая деятельность, некоммерческий сектор, медиа и средства массовой информации). Инструментами такой прикладной систематизации стали качественные описания всех 140 этнических региональных автономий (профайлы), электронный «Атлас этнических региональных автономий современного мира», экспертно-аналитический доклад. В-третьих, для государственного (муниципального) управления были определены основные условия успешности ЭРА в зависимости от их типологических характеристик, и в соответствии с ними сформулированы возможные направления повышения эффективности государственной национальной политики применительно к российским национальным республикам. В первую очередь речь идет о рекомендациях по совершенствованию систем коммуникации и взаимодействий в межнациональной сфере, прежде всего между органами исполнительной власти и национальными (этническими) общественными организациями. В частности, важным условием эффективности национальной политики является эффективность деятельности консультативно-совещательных органов в данной сфере. Она определятся целым комплексом факторов, среди которых: представительство ключевых акторов, понятность и предсказуемость формирования, открытость для сообществ, результативность деятельности и соотнесенность ее с программно-стратегическими целями национальной политики, установленными в документах стратегического планирования. Необходимо совершенствовать нормативную и организационно-методическую основу деятельности консультативно-совещательных органов по данным параметрам, потому что анализ региональных практик показывает наличие дефицитов. Весьма актуальными задачами для государственной национальной политики является выработка оптимальных решений по таким конкретным вопросам как языковая и образовательная политика, политика идентичности, поддержка национальных общественных организаций и т.п. В этих отношениях систематизация информации и проведенный анализ опыта этнических автономий мира также потенциально востребован.