КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-18-10306

НазваниеПрофессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества

РуководительПосухова Оксана Юрьевна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южный федеральный университет", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2016 г. - 2018 г. 

Конкурс№13 - Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словапрофессиональная идентичность, мегаполис, профессиональная деформация, профессиональное выгорание, престижные профессии, образ жизни, карьера, жизненные стратегии, прекариат, нестабильность, профессиональная деятельность, профессия

Код ГРНТИ04.51.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Негативные последствия мировой тенденции прекариатизации труда отчетливо проявились в современных условиях развития российского общества. Прекариатизированный труд, связанный с ситуацией неопределенности и незащищенности в сфере социально-экономических отношений, нездоровой конкуренцией, флексибильностью трудовых взаимоотношений, статусной несоответствием работников и пр. – деформирует профессиональную идентичность и ослабляет ее интеграционный потенциал. Исследовательский проект направлен на комплексное исследование интегративной и дезинтеграционной природы профессиональной идентичности в условиях институциональных изменений в сфере труда и конструктивных и деструктивных последствий в условиях прекариатизации российского общества. Научная новизна проекта заключается в следующем: 1) исследование направлено на комплексное исследование сущности и динамики профессиональной идентичности, факторов ее формирования, особенностей реализации, описания и репрезентации идентичности, и ее основных составляющих в условиях институциональных изменений в сфере труда и прекаритазации российского общества; 2) проект опирается на потенциал междисциплинарных исследовательских практик: будут выявлены факторы и механизмы конструирования профессиональной идентичности, доминирующие стратегии профессиональной реализации в зависимости от исторических этапов развития общества, с учетом советского периода; будет проанализирована профессиональная идентичность как социально-психологическая, психологическая и социологическая реальность; 3) будет получено новое социологическое знание о структуре, практиках конструирования и презентации профессиональной идентичности в условиях прекариатизации в корреляции с типом поселения и уровнем урбанизации, региональной социально-экономической стратификацией и этнической принадлежностью; будут выявлены профессиональные стратегии по важнейшим, с точки зрения поддержания социальной интеграции, сферам профессиональной деятельности – образование, бизнес, государственная служба, правоохранительные органы.

Ожидаемые результаты
Предполагается внести значительный вклад в научное знание, связанный с артикуляцией актуальности профессиональной идентичности как конструкта заключающего в себе как интегративный потенциал в условиях разобщенности российского общества, так и дезинтегративный потенциал в условиях институциональных изменений в трудовой сфере и прекариатизации российского общества. С учетом эвристического потенциала междисциплинарных исследовательских практик (истории, социологии, социальной психологии и психологии) будет разработан и использован методологический конструкт исследования, способствующий получению комплексного знания о профессиональной идентичности. Будет критически рассмотрен исторический опыт конкурирования профессиональной идентичности в советском обществе, раннем российском общества (90-е годы), и российском обществе периода «золотые нулевые» чтобы показать преемственность и изменения в конструировании профессиональной идентичности, выявить те механизмы, которые актуальны и будут способствовать конструктивной профессиональной идентичности в условиях прекариатизации российского общества. В ходе исследования будут проанализированы практики формирования и конструирования профессиональной идентичности в условиях прекариатизации в корреляции с территориальной и профессиональной стратификацией; будут выявлены профессиональные стратегии в условиях прекариатизации общества в зависимости от особенностей репрезентации профессиональной идентичности и позиционирования ее в ситуации «здесь и сейчас» «проектная перспектива». По итогам проекта будет проведен 1 круглый стол, 1 Всероссийская конференция, опубликовано 12 статей в журналах, индексируемых в международных базах данных «Scopus» и «Web of science», 30 статей в журналах индексируемых «РИНЦ» и 1 коллективная монография. Проект нацелен на открытое и активное обсуждение результатов в региональном и всероссийском экспертном сообществе, в том числе с привлечением представителей органов власти и формулированием конкретных рекомендаций по итогам апробации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
В 2016 г. научным коллективом в рамках реализации проекта № 16-18-10306 «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» была разработана концепция исследования, методологический конструкт и проведен анализ профессиональной идентичности в исторической ретроспективе. Авторы исходят из того, что в стабильных социально-экномических условиях современных обществ профессиональная идентичность выполняет интегративные по отношению ко всей общественной системе функции, способствуя воспроизводству сложившейся социальной структуры и моделей социально-трудовых отношений. Неопределенные социально-трудовые отношения вызывают процесс прекариатизации труда, которая усиливает социальное неравенство и создает системные риски депрофессионализации. Происходит деформация профессиональной идентичности, что ослабляется ее интеграционный для российского общества потенциал. В рамках проекта сформировано рабочее понимание профессиональной идентичности, где подчеркивается, что она имеет социально-конструируемую природу, относится к вторичным общностям и конкурирует по степени приоритетности для индивида с примордиальными комплексами идентификации. Использование методологии социального конструктивизма позволяет вычленить основные этапы формирования профессиональной идентичности: типизацию; габитуализацию; институционализацию; легитимацию. Профессиональная идентичность состоит из трех основных компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного. По основанию содержания и характера формирования выделяются такие ее виды как: конструктивная и деструктивная; травмированная, вынужденная и разделяемая; навязанная и принимаемая. По уровню рассмотрения профессиональная идентичность может быть индивидуально-личностной и групповой. Для жителей мегаполиса с индивидуализированными жизненными траекториями, профессиональная идентичность – основной критерий интеграции в социальную жизнь, так как самосознание и самопричисление к определенной социально-профессиональной группе позволяет адекватно определить структурированные различия между разными слоями горожан, уйти от противопоставления населения мегаполисов и «другой» России. В процессах поддержания социетальной целостности общества через воспроизводство и трансляцию нормативных ценностных установок и моделей поведения большую роль играет профессиональная деятельность представителей социально-ориентированных профессий (педагогов, врачей, военных, сотрудников правоохранительных органов). В СССР данные профессиональные группы обладали общественным престижем, социально-трудовыми гарантиями и достаточной материальной обеспеченности. В условиях приоритета социально-групповой принадлежности, культивирования коллективизма, устойчивая профессиональная идентичность и позитивная мотивация трудовой деятельности представителей социально-ориентированных профессий способствовала поддержанию нормативной системы и обеспечению общественного порядка. Переформатирование в перестроечное время социальной структуры российского общества привело к тому, что социетально значимые профессиональные группы на массовом уровне потеряли ценностно-смысловые основания групповой солидарности. У данных профессиональных групп фиксируется травмированная и негативная профессиональная идентичность – размывание их профессиональной мотивации, эрозию установок на служение общественности, снижение приверженности профессионально-этическому коду и ослабление восприятия собственной профессиональной группы, как референтной. В постсоветский период произошла утрата традиционной трудовой идентичности. На смену устойчивых и ставших привычными идентификационных структур с четко обозначенными пересечениями личностных и групповых интересов пришли новые конструкции групповых солидарностей, характеризующиеся нестабильностью, амбивалентностью, иным содержанием социальной субъектности. Методом социального моделирования с учетом потенциала междисциплинарных исследовательских практик разработана когнитивная карта формирования профессиональной идентичности. Разработана разгоняющая модель зависимости между профессиональной идентичностью и медиа-пространством. Показано, что при системном и целенаправленном воздействии на замкнуты циклы модели возможно укрепление профессиональной идентичности, что противодействует депрофессионализации, укрепляет ценностную матрицу. В рамках первого года реализации проекта научным коллективом также была разработана системная модель многомерного процесса конструирования профессиональной идентичности, выявлены ключевые факторы влияния на данный процесс, среди которых информационно-коммуникативное пространство. Были проведены дискурс- и нарратив-анализ советской прессы, конструировавшей символическое наполнение труда в массовом сознании, и знакового жанра литературы – производственного романа, наполнявшего символическое пространство пафосом, апеллируя к эмоционально-эмпатической сфере. Это позволило выявить интегративное свойство коммуникативного пространства СССР в контексте формирования профессиональной идентичности – сакрализацию профессионального труда. Средства массовой информации и литература создают пространство, в котором интегрируется общественное сознание, и идеальные образы идентичности (к примеру, «образцово-положительного» врача, строителя, мастера на заводе) без рефлексии внедряется в сознание индивида, трансформируя его ценностную и идентификационную матрицы. Проведенный анализ материалов европейской и российской статистики, тематических исследований, экспертных оценок масштабов, глубины и динамики прекариатизации социально-трудовых отношений в России высвечивает риски новых социальных неравенств в российском обществе. Поэтому проблема профессиональной идентичности в российском обществе актуализируется в данном проекте через потребность устойчивого социально-экономического развития, устранения избыточных социальных неравенств, оценки перспектив среднего класса. Необходим представительный эмпирический анализ потенциала профессиональной идентичности социетальных профессиональных групп российского общества, стратегий включения профессиональной идентичности в контексте диспозиционных установок личности и запуска процессов профессиональной социализации, что повысит интегративный потенциал общества и откроет путь к перманентной модернизации.

 

Публикации

1. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. PRECARITY AND PROFESSIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF INSTITUTIONAL CHANGE ТЕRRА ECONOMICUS, Том 14. Выпуск 2. С. 159-173. (год публикации - 2016) https://doi.org/10.18522/2073-6606-2016-14-2-159-173

2. Исаев Д.П., Трапш Н.А. Профессиональная идентичность советских историков: от идеологической телеологии к плюралистической дифференциации История: факты и символы, - (год публикации - 2016)

3. Исаев Д.П., Трапш Н.А. Управленческая элита советских и российских регионов в ракурсе трансформирующейся профессиональной идентичности Гуманитарные и юридические исследования, - (год публикации - 2016)

4. Исаев Д.П., Трапш Н.А. Городской учитель в российском обществе: системное изменение профессиональной идентичности в условиях постсоветских трансформа-ций Гуманитарные и социально-экономические науки, - (год публикации - 2016)

5. Клименко Л.В. Временная занятость в контексте прекариатизации труда в странах Евросоюза Гуманитарий Юга России, №5. Т. 21. С. 93-101. (год публикации - 2016)

6. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Прекариатизация социально-трудовых отношений в Западной Европе: гендерное измерение Теория и практика общественного развития, № 11. С. (год публикации - 2016)

7. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Signs and Scope of Precarization of Labor Relations in Modern Russia International Journal of Environmental and Science Education, Volume 11. Issue 18 (2016). P. 11061-11072. (год публикации - 2016)

8. Нор-Аревян О.А. Формирование профессиональной идентичности молодых россиян на этапе вузовской социализации Социально-гуманитарные знания, №7. С. 99-104. (год публикации - 2016)

9. Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю., Шаповалова А.М. Профессиональная идентичность как предмет научно-исследовательских практик Социально-гуманитарные знания, № 11. С. 65-75. (год публикации - 2016)

10. Нор-Аревян О.А., Шаповалова А.М. Факторы формирования профессиональной идентичности Гуманитарий Юга России, №5. Т. 21. С. 102-113. (год публикации - 2016)

11. Посухова О.Ю., Маскаев А.И. PRECARITY OF MEGAPOLIS AND PROFESSIONAL IDENTITY IN THE CONTEXT OF TACIT KNOWLEDGE Journal of Institutional Studies, - (год публикации - 2016)

12. Посухова О.Ю., Нор-Аревян О.А., Клименко Л.В. THE CRISIS OF PROFESSIONAL IDENTITY IN RUSSIAN SOCIETY Man In India, Volume 96, Issue 10. P. 3761-3770 (год публикации - 2016)

13. Посухова О.Ю., Фролова А.С. Производственный роман как средство формирования профессиональной идентичности в советском обществе Гуманитарий Юга России, № 6. Т. 22. С. 92-109. (год публикации - 2016)

14. Трапш Н.А., Исаев Д.П. Professional Identity in Soviet Society: Factors and Mechanisms of Formation (Articulation of Issue) Indian Journal of Science and Technology, - (год публикации - 2016)

15. Фролова А.С. Дискурс советской прессы 50–60-х гг. как фактор конструирования профессиональной идентичности Социально-гуманитарные знания, № 11. С. 157-161. (год публикации - 2016)

16. Фролова А.С. Анализ дискурса профессиональной идентичности в советсской прессе 20–30-х гг. XX в. Общество: социология, психология, педагогика, №11. (год публикации - 2016)

17. Фролова А.С., Посухова О.Ю. Нарратив и дискурс профессиональной идентичности в советской прессе 1970-1980 - хх гг. Власть, № 10. С. 101-108. (год публикации - 2016)

18. Фролова А.С., Посухова О.Ю. The potential of media as a space of professional identity reflection MEDIAOBRAZOVANIE-MEDIA EDUCATION, Выпуск 4. С. 127-138 (год публикации - 2016)


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Цель исследования второго этапа состояла в определении социально-групповых, структурных и типологических особенностей профессиональной идентичности социетально значимых профессиональных групп (учителей, врачей, военных) в условиях прекариатизации в российских мегаполисах. Было опрошено 2778 учителей, 870 врачей, 915 военных, в Москве, Ростове-на-Дону, Казани и средних по численности городов Ростовской области, проведено 56 глубинных и 7 экспертных интервью. Исходя из эмпирического анализа особенностей профессионального самосознания (включающего восприятие престижа профессии, места профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, характера трудовой мотивации, содержания профессиональных ценностей, степень удовлетворенности работой и направленности профессиональных стратегий) можно сделать вывод о доминировании среди основной части учителей и врачей псевдопозитивной идентичности с элементами диффузии. Выявлена зависимость степени диффузии и уровня урбанизации, когда показатели деконструкции профессиональной идентичности растут от провинциальных городов к столице. В частности московские педагоги и медики, несмотря на опережение коллег из региональных городов по оценкам качества жизни и престижности труда, в тоже время больше неудовлетворены содержанием и результатами профессиональной деятельности. В сегменте военных чаще встречается позитивная и псевдопозитивная типы профессиональной идентичности. Здесь фиксируется обратная тенденция, когда наибольшая степень позитивности идентификации фиксируется в подгруппе московских военных, а наименьшая – среди респондентов среднего провинциального города. Эмпирические результаты исследования выявили высокую степень прекариатизации труда представителей социетально значимых профессий, когда подавляюще большинство опрошенных фиксируют значительный рост за последние одни два года всех видов нагрузки. Наибольшие показатели прекариатизации труда выявлены среди педагогов и врачей провинциальных городов, а наименьшие - среди столичных военных и учителей. Установлено, что, несмотря на удовлетворительное социально-экономическое положение, выраженную прекариатизацию труда и недостаточный общественный престиж профессиональной деятельности опрошенные учителя, врачи и военные сохраняют скорее не прагматическую, а социально-ориентированную трудовую мотивацию. Хотя уровень выраженности мотивации служения обществу снижается от региональных городов к столице, и от педагогов к военнослужащим. Сравнительный анализ структуры идентичности социально-ориентированных профессий показывает, что по параметру рационально-когнитивного содержания идентичности («я-идентичности») фиксируется доминирование социально-абстрактных, примордиальных и профессиональных идентификаций. В структуре эмоционально окрашенных мы-идентификаций наиболее значимы реальные группы повседневного общения – члены семьи, коллеги по работе, люди одного возраста. Чувство общности с людьми той же профессии в разных сегментах занимает вторые-пятые места в рейтинге распространенности. Построенная тернарная концептуальная модель формирования профессиональной идентичности жителей мегаполиса и проведенный дискурс-анализ СМИ, кинопродукции и художественной литературы за период с 1991 г. по 2000 г. позволил выявить отсутствие единого символического поля конструирования профессиональной идентичности учителей и врачей. Установлено, что российские медиа в 90-е гг. скорее способствовали депрофессионализации и разрушению профессиональной идентичности педагогов и врачей. С другой стороны, кинопродукция и средства массовой информации этого периода конструирует позитивный образ российского военного. Установлено, что задача повышения эффективности и качества услуг, предоставляемых учреждениями образования и здравоохранения, по сути связана с реализацией принципа нового менеджмента в сфере общественного сектора (New Public Management (NPM)), в основе которого основной акцент в определении результативности организации делается на достижении внешне установленных целевых показателей, которые часто некомплементарны профессиональным ценностям. Данные тенденции в менеджменте приводят к разрушению профессиональной среды и корпоративных ценностей социетально значимых профессий, что детерминирует их прекариатизацию. Обосновано, что официальная риторика повышения эффективности оказания услуг в среде учителей и врачей оборачивается ростом административной нагрузки, отчетности, внедрения и освоения новых формализованных стандартов работы, которые мешают педагогам и медикам заниматься своей непосредственной работой (обучением и лечением). Все это ведет к размыванию позитивной профессиональной идентичности педагогов и медиков. В результате нарастания процесса прекариатизации учителя и врачи теряют долгосрочные ориентиры в плане саморазвития и карьерных перспектив, что негативно сказывается на качестве человеческого капитала. В процессе реализации гранта результаты проходили апробацию и презентацию на научных мероприятиях всероссийского и международного уровня, а также представлены в СМИ «Молодежное информационное агентство» (http://www.rusmia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12915&catid=18&Itemid=30).

 

Публикации

1. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕКАРИАТИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 15. № 2. С. 122-138. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138

2. ИсаевД. П., Трапш Н. А. Профессиональный облик советского инженера: от традиционных ценностей к альтернативным элементам идентичности Власть, Т. 25. № 2. С. 148-156. (год публикации - 2017)

3. Клименко Л.В., Заяц П.В., Хромушкина И.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЮЖНОРОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЦЕССОВ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ Гуманитарий Юга России, Т. 6. № 5. С. 186-197. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.16

4. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES, Т. 9 № 2. С. 137-153. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.17835/2076-6297.2017.9.2.137-153

5. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. СОЦИЕТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 3-4. С. 176-183. (год публикации - 2017)

6. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ ТРУДА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ЖЕНЩИНА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ, № 1 (82). С. 29-40. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.21064/WinRS.2017.1.3

7. Клименко Л.В., Посухова О.Ю., Агрызкова Ю.К. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ЮГА РОССИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА, Т. 5. № 3 (19). С. 72-87. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.3.5356

8. Клименко Л.В.,Чикарова Г.И., Агрызкова Ю.К. Профессиональная идентичность молодых учителей в крупном российском городе (по результатам эмпирических исследований) Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, №9. С. 21-28. (год публикации - 2017)

9. Маскаев А.И., Чикарова Г.И. Современный мегаполис и его влияние на поведение профессиональных акторов в современной России ВЕСТНИК АДЫГЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 1: РЕГИОНОВЕДЕНИЕ: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, №1 (194). С. 108-114. (год публикации - 2017)

10. Мосиенко О.С. ВЛИЯНИЕ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВРАЧЕЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. КАЗАНИ) Гуманитарий Юга России, Т. 6. №5. С. 206-220. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.18

11. Мосиенко О.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВРАЧЕЙ Г. КАЗАНИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕСТИЖА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС., №3. С. 196-204. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23394/2079-1690-2017-1-3-196-204

12. Нор-Аревян О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВРАЧЕЙ Г. МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС., №3. С.204-214. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23394/2079-1690-2017-1-3-204-214

13. Нор-Аревян О.А. УПАДОК СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ИНЖЕНЕРОВ И РАБОЧИХ В 90-Е ГГ. ХХ В КАК ФАКТОР КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Гуманитарий Юга России, Т. 6. № 3. С.250-261. (год публикации - 2017) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.22

14. Фролова А.С. Символическое конструирование профессиональной идентичности врачей в российском медиа-пространстве (1990-2017 гг.) Социально-гуманитарные знания, № 11. С. 51-59 (год публикации - 2017)

15. Фролова А.С. Символическое конструирование профессиональной идентичности военных в российском медиа-пространстве (1990-2017 гг.) Власть., - (год публикации - 2017)

16. Фролова А.С., Посухова О.Ю. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. Media Education., №3. С. 185-192. (год публикации - 2017)

17. ИсаевД. П. , Клименко Л. В. , Нор-АревянО. А., Посухова О. Ю. , Трапш Н. А. , Фролова А. С. Профессиональная идентичность в российском обществе (вопросы истории, теории и практики) Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2017. – 213 с., - (год публикации - 2017)

18. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях Материалы VII международной социологической Грушинской конференции., М., 2017. С.1407-1411. (год публикации - 2017)

19. - Ученые ЮФУ занялись изучением профессиональной идентичности Молодежное информационное агентство, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 г. научным коллективом выполнена работа согласно плану заявки. Продолжен сбор эмпирических данных и осуществлена дальнейшая интерпретация и концептуализация результатов исследования профессиональной идентичности представителей социетально значимых профессий (учителей, врачей и военных) в российских мегаполисах в условиях прекариатизации. На третьем этапе по стандартизированной анкете было опрошено 400 врачей в Ростове-на-Дону; реализовано 7 глубинных интервью с врачами г. Майкопа; проведено 6 интервью с представителями экспертного сообщества (ученые, менеджмент образовательных организаций и медицинских учреждений); осуществлён контент-анализ и дискурс-анализ СМИ (по 150 публикаций, касающихся профессии военнослужащих, врачей и учителей за период 2008-2018 гг.) и новых медиа (20 сообществ в социальных сетях; 50 записей в Instagram и 90 видео на хостинге youtube). Результаты проведенного исследования показали, что в зону прекариатизации все чаще попадают учителя и врачи. Согласно результатам исследования, на фоне скорее удовлетворительной оценки представителями социально ориентированных профессий базовых сторон своей жизни, уровень прекариатизации труда выше для учителей провинциальных городов и ниже для столичных. В сфере здравоохранения степень прекариатизации труда врачей в разных городах примерно одинакова. Больше всего педагогов и медиков беспокоят рост трудовой нагрузки без увеличения зарплаты и риски потери работы. Основное большинство представителей социально ориентированных профессий не согласны с тем, что государство эффективно решает их социально-экономические проблемы. В то же время опрошенные учителя и врачи в случае нарушения их трудовых прав займут скорее пассивную позицию, не предпринимая ничего для их защиты. В этих условиях профессиональное сознание современных учителей и врачей становится диффузным, псевдопозитивным, неустойчивым, фиксируя недостаток стимулов, обеспечивающих динамичность профессиональной идентичности. Причем выраженность диффузии профессиональной идентичности нарастает от провинциальных городов к столице, когда московские педагоги и медики, несмотря на более высокие оценки качества жизни и престижа своего труда, в большей степени неудовлетворены содержанием и результатами профессиональной деятельности, чем в Ростове-на-Дону и Казани. Проведенный гендерный анализ показал, что женщины-врачи в меньшей степени удовлетворены своим здоровьем, жилищными условиями и жизнью в целом. Тогда как мужчины из числа докторов чаще отмечают, что их не устраивает уровень доходов. Более всего рисками сокращений или задержек заработной платы, роста трудовой нагрузки без увеличения заработной платы, потери работы (расположено по убыванию значимости) обеспокоены московские мужчины-врачи. Чем более обеспокоены врачи профессиональными рисками, тем в большей степени они готовы отстаивать свои права. Самая активная позиция у московских мужчин-врачей и наиболее пассивны медицинские работники из числа казанских женщин. Компаративный анализ возрастных групп показывает, что молодые врачи Москвы видят для себя больше карьерных возможностей в профессии, чем их казанские коллеги из числа молодых специалистов. Комфортнее себя ощущают в профессии также доктора предпенсионного возраста в Москве, чем в Казани. Каждый десятый опрошенный доктор старше 60 лет в казанском сегменте выражает сожаление, что выбрал профессию врача. Чаще говорят об увеличении разных видов трудовой нагрузки московские и казанские респонденты в возрасте от 30 до 50 лет. Острее всего ощущают рост обязанностей врачи в возрасте от 31 до 40 лет. Больше всего рисками сокращения или задержки зарплаты, а также роста трудовой нагрузки без увеличения зарплаты обеспокоены московские врачи всех возрастных групп. В казанском сегменте более высокая степень тревоги по поводу последнего параметра проявляется среди молодого поколения докторов (не старше 40 лет). Более активны в отстаивании своих трудовых прав московские врачи всех возрастных групп. В Казани уровень протестных настроений на порядок ниже, и он убывает от молодых докторов к медикам старших возрастных групп. Результаты исследований показывают позитивную динамику социостатусных позиций военнослужащих в российском обществе. Большая степень профессионализации сознания характерна для московских военнослужащих. Наблюдается рост прагматических ориентаций в их работе, а также более высокая удовлетворенность качеством жизни. Профессиональная идентичность важная, но не приоритетная составляющая их самоопределения. Для военных Юга России более значимыми являются гражданско-патриотические и материально-денежные параметры профессиональной деятельности. Военная идентичность является осевой характеристикой их самосознания. Однако притязания, касающиеся значимости их труда, не совпадают с оценкой ростовскими военными уровня их социально-экономической обеспеченности. В рамках реализации исследования были проведен контент- и дискурс-анализ профессиональных интернет-сообществ, на основе которого были построены семантические модели самоакутализации внутри профессиональных групп. Было установлено, что семантическое поле дискурса интернет-сообществ учителей смещено в негативную сторону. Для интернет-сообществ врачей характерны коммуникативные стратегии присоединения и поддержки. Сообщества военнослужащих характеризуются акцентированием эмоциональной составляющей, апеллированием к чувству гордости за военную мощь и героизм, обращением к исторической памяти. Профессия воспринимается не просто как работа, но как долг, миссия, судьба. Патриотические посты вызывают ожидаемую ритуальную реакцию поддержки. Результаты исследования проходили апробацию на международных и всероссийских научных мероприятиях, а также были проведены круглый стол и секционное заседание. Информация о проекте в СМИ: Государственная телерадиокомпания ДонТР ttp://dontr.ru/novosti/uchenye-yufu-otsenili-sotsialnoe-samochuvstvie-vrachey-uchiteley-i-voennosluzhashchikh/?fbclid=IwAR0wPJpNGGxnvNEWw4XF8A2AE8-G5So_MoNINCCb-BdCNjtFB_5-46JDJjc.

 

Публикации

1. Вольчик В., Клименко Л., Посухова О. Socio-economic sustainable development and the precariat: a case study of three Russian cities ENTREPRENEURSHIP AND SUSTAINABILITY ISSUES, Volume 6, Issue 1, Pages 411-428 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.9770/jesi.2018.6.1(25

2. Демиденко А.С., Чикарова Г.И., Черевкова А.И. Социально-экономические риски представителей социально-ориентированных профессий (на примере г. Ростов-на-Дону) Социально-гуманитарные знания, - (год публикации - 2018)

3. Клименко Л., Посухова О. School Teachers' Professional Identity in the Context of the Precariatization of Social and Labor Relations in Large Russian Cities VOPROSY OBRAZOVANIYA-EDUCATIONAL STUDIES MOSCOW, Выпуск: 3 Стр.: 36-67 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-36-67

4. Клименко Л., Посухова О. RUSSIAN MILITARY PERSONNEL UNDER INSTITUTIONAL REFORMS: PROFESSIONAL ATTITUDE AND IDENTITY JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES, Том: 10 Выпуск: 2 Стр.: 72-89 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17835/2076-6297.2018.10.2.072-089

5. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Professional identity of school teachers in the context of socio-historical dynamics of Russian society INTERNATIONAL JOURNAL OF EDUCATIONAL MANAGEMENT, Volume 32, Issue 5, 2018, Pages 813-824 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1108/IJEM-09-2017-0255

6. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Societal determination of professional identity in Russian society Opcion, - (год публикации - 2018)

7. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Карьерные ориентации социетально значимых профессиональных групп российских мегаполисов в условиях прекариатизации Россия реформирующаяся, №16. С. 437-454. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.19181/ezheg.2018.18

8. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональные риски врачей российских мегаполисов в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений Гуманитарий Юга России, Т. 7. № 4. С. 91-106. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.4.7

9. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Профессиональные установки российских военнослужащих: по материалам прикладного исследования Бизнес. Образование. Право., № 4 (45). С. 71–79. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.25683/ VOLBI.2018.45.423.

10. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Прекариатизация труда и протестные настроения социально-ориентированных профессиональных групп в российском обществе Власть, - (год публикации - 2018)

11. Клименко Л.В., Посухова О.Ю., Хромушкина И.Ю. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЮЖНОРОССИЙСКИХ ГОРОДОВ Журнал социологии и социальной антропологии, Т.20. №3.С. 74-94. (год публикации - 2017)

12. Нор-Аревян О.А. Социальный капитал профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования в городских мегаполисах) Власть, Т. 26. № 1. С. 98-107. (год публикации - 2018)

13. Нор-Аревян О.А., Мосиенко О.С. Трансформационные тенденции профессиональной идентичности врачей в прекариатизирующей среде российских мегаполисов (на примере Москвы и Казани) Гуманитарий Юга России, Т. 7. № 2. С. 83-99. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2.7

14. Нор-Аревян О.А., Мосиенко О.С. Оценка удовлетворенности профессией российскими врачами крупных мегаполисов (на примере Москвы и Казани) Социально-гуманитарные знания, № 7. С. 34-41. (год публикации - 2018)

15. Нор-Аревян О.А., Мосиенко О.С. Мотивация профессионального выбора и престиж медицинской профессии в оценках российских врачей (на материалах социологического исследования) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки., № 3. С. 205-211. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.22394/2079-1690-2018-1-3-205-211

16. Нор-Аревян О.А., Попов А.В. Социологическое измерение профессиональной идентичности врачей (на материалах прикладного исследования в г. Ростове-на-Дону) Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2018) https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.6.

17. Фролова А.С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей в условиях медиатизации социума Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2018)

18. Фролова А.С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик военнослужащих в условиях медиатизации социума Социально-гуманитарные знания, № 7. С. 42-48. (год публикации - 2018)

19. Фролова А.С. Деконструкция медиаритуалов в контексте профессиональной идентичности Власть, Т. 26. № 7. С. 128-136 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31171/vlast.v26i7.5942

20. Черевкова А.И. Роль карьеры в формировании профессиональной идентичности врачей российских мегаполисов (по материалам социологического исследования в Москве и Ростове-на-Дону) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, - (год публикации - 2018)

21. Чикарова Г.И. Престиж и мотивы выбора профессии в оценках молодых учителей города Ростова-на-Дону Гуманитарий Юга России, - (год публикации - 2018)

22. Клименко Л.В., Мосиенко О.С., Нор-Аревян О.А., Посухова О.Ю. Профессиональная идентичность представителей социально-ориентированных профессий в условиях прекариатизации российского общества Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2018., - (год публикации - 2018)

23. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. Степень прекариатизации труда социально-ориентированных профессиональных групп в России ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РЕАЛИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ. X ЮБИЛЕЙНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. СПБ: Изд-во: ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"2018, С. 54-57. (год публикации - 2018)

24. Нор-Аревян О.А. Социально-экономическая удовлетворенность врачей российских мегаполисов (на материалах социологического исследования) ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РЕАЛИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ. X ЮБИЛЕЙНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. СПБ: Изд-во: ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", С. 450-452 (год публикации - 2018)

25. Посухова О., Нор-Аревян О., Заяц П., Клименко Л. Scenario for professional identity development in the institutional environment of russian megapolises (using the example of white collar workers) CBU INTERNATIONAL CONFERENCE ON INNOVATIONS IN SCIENCE AND EDUCATION. MARCH 21-23, 2018, PRAGUE, CZECH REPUBLIC, - (год публикации - 2018) https://doi.org/10.12955/cbup.v6.1238

26. Чикарова Г.И. Карьера как фактор формирования профессиональной идентичности учителей ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: РЕАЛИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ. X ЮБИЛЕЙНЫЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. СПБ: Изд-во: ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"2018, С.880-882. (год публикации - 2018)

27. - Ученые ЮФУ оценили социальное самочувствие врачей, учителей и военнослужащих Государственная телерадиокомпания ДонТР, 5 декабря 2018 г. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут быть использованы в ходе совершенствования социальных технологий, связанных с процессами управления в организациях общественного сектора (здравоохранение, образование) в плане снижения нестабильности, связанной с профессиональной деятельностью. Среди конкретных мер: ограничение практики использования срочных трудовых договоров; совершенствование механизмов самоуправления в плане обеспечения прозрачности распределения стимулирующих выплат; оптимизация документооборота в целях снижения административной и бюрократической нагрузки.