КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-00083

НазваниеГеография возвратной мобильности населения в сельско-городском континууме

РуководительНефедова Татьяна Григорьевна, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт географии Российской Академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 07-801 - Экономическая и рекреационная география

Ключевые словасельско-городской континуум, расселение, агломерация, мобильность населения, занятость населения, рекреация, природные ресурсы, дачи, урбанизация, субурбанизация, дезурбанизация

Код ГРНТИ39.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность исследований связана с повышением в последние десятилетия многообразия форм мобильности населения в постсоциалистических странах в целом (Lang, 2012; Weck & Beißwenger, 2014), и в России в частности, в том числе в увеличении числа регулярно-возвратных передвижений, не фиксируемых официальной российской статистикой. Исследование перемещений россиян между городами разной людности, а также между городами и сельской местностью с трудовыми и рекреационными целями показало, что главной их причиной послужила сильная социально-экономическая поляризация российского пространства в 1990-2000-х гг. В этих условиях мобильность населения выступает адаптационным механизмом к нарастающим контрастам. Новизна предполагаемого исследования 2017-2018 гг. в рамках продолжения проекта состоит в изучении пространственной мобильности населения не только как потоков перемещения людей, но и как индикатора и следствия поляризации пространства. При этом она может характеризоваться одновременно и пространственными, и временными параметрами, задавая основу такого направления исследований как пространственно-временная география (хроногеография). Соединению исследований перемещений населения и изменения плотности его жизнедеятельности в разные временные интервалы в разных районах предполагается уделить особое внимание. В отличие от предыдущего проекта, рассматривавшего сами передвижения населения, проект 2017-2018 гг. больше концентрируется на их связи со свойствами российского пространства, его поляризацией как предпосылки и результата мобильности населения. Предполагается анализ факторов, детерминирующих пространственное неравенство на уровне, как городов, так и сельской местности. Это, прежде всего, обращение к исследованию различий между Севером и Югом, Западом и Востоком, а также между центрами и периферией России, не как некоторого застывшего явления, а в динамике, как социально обусловленных процессов трансформации пространства, включая централизацию и периферизацию (Lefebvre, 2003; Ehrlich, Kriszan & Lang, 2012; Fischer-Tahir & Naumann, 2013). При этом само пространство в данной парадигме «пульсирует» с разными градиентами плотности жизнедеятельности населения в разные сезоны года и даже дни недели. Исследование предполагается провести в разных масштабах: изучение дихотомии крупнейших центров, включая Москву и внешней периферии, региональных столиц и внутрирегиональной периферии, центров муниципальных районов и сельских поселений. Оно предполагает изучение аттрактивных, привлекающих население, и «сжимающихся» депрессивных территорий и перемещений населения между ними. Погружение в тему исследования мобильности населения в процессе предыдущих трех лет работы по проекту РНФ ставило по ходу исследования новые задачи. Как реально меняется плотность населения не только в пространстве, но и в разные сезоны года, в течение недели и в разное время суток? Как влияет размер города, его статус на пространственные градиенты и перемещения городского и сельского населения и формирование зон влияния городов на окружающие территории? Как соотносятся возвратная и безвозвратная (на постоянное место жительства) мобильности на разных масштабных уровнях? От чего зависит способность локальных и региональных центров перехватывать потоки отходников и переезжающих на постоянное место жительства мигрантов, направленные в столицы? Как сказывается на мобильности демографическая структура населения, и какую возрастную специфику имеют те или иные миграционные потоки? Как они в краткосрочной и долгосрочной перспективе влияют на территории въезда и выезда? Как мобильность населения в России и ее статистическое обеспечение соотносятся с таковыми в других странах? Проведенные в 2014-2016 гг. исследования позволили участникам проекта увидеть проблемы. Однако слабое обеспечение исследований реальной мобильности населения в России официальной статистикой сильно затрудняло работу. Продление проекта необходимо и для расширения методов исследования. Это поиск новых прямых и косвенных методов анализа мобильности и ее влияния на социально-экономическое пространство, в т. с учетом зарубежного опыта. Это совмещение скудных статистических данных с детальным анализом космических снимков для выявления степени, структуры и динамики освоенности и заселенности российского пространства в разные промежутки времени. Это поиск методов использования дополнительных источников, таких как новая сельскохозяйственная перепись. Это привлечение качественных методов исследования в ходе экспедиционных работ в разных регионах России. Это и анализ материалов служб мобильной сотовой связи для фиксации регулярных передвижений населения и выявления зон его концентрации с хронологической фиксацией. Это и более широкое применение математических методов и моделей.

Ожидаемые результаты
1. Применение и развитие хроногеографических подходов к исследованию пульсирования социально-экономического пространства. В России этот подход обозначился в конце 1980-х гг. (Н.В. Петров, Г.А. Гольц, М.Б. Денисенко, Б.С. Хорев и др.), однако впоследствии развития не получил. Пространственная мобильность населения свелась в России к изучению миграций на постоянное место жительства, а в последние годы – к исследованию иностранных трудовых мигрантов. На западе этот аспект исследования получил гораздо большее развитие. Его основоположником был T. Hagerstrand, его развивали D.Harvey, М.Sheller, J. Urry, К. Ellegard, B. Lenntorp, N. Thrift, V. Ira и др.). В проекте предполагается разработка подходов к выявлению плотности жизнедеятельности на примере разных территорий России с привлечением опыта исследования мобильности зарубежных стран и учетом специфики российских данных. Знание того, сколько реально человек находится в разные периоды времени в том или ином месте важно не только для региональных и муниципальных властей при планировании инфраструктурных проектов, бюджетов и т.п., но и для стратегического планирования пространственного развития страны. 2. Выявление полюсов притяжения населения и зон их влияния посредством использования ряда индикаторов транспортной доступности больших городов для населения сельской местности и малых городов РФ. В современных условиях анализ частоты рейсов и степени загруженности общественного транспорта, а также стоимости поездки, позволяют при отсутствии официальной статистики о самих потоках оценить их величину в разные периоды времени и в целом увидеть картину пространственно-временной пульсации вокруг основных центров притяжения, что очень важно для планирования работы общественного транспорта. 3. Дальнейшее развитие методов использования космических снимков для изучения, с одной стороны, сжатия систем постоянного расселения и традиционного использования освоенных территорий в периферийных районах Нечерноземья, а с другой, определения потенциала новых видов возможного использования. Выявление, в частности, потенциала дачного использования деревень на основе их расположения по отношению к транспортным магистралям, лесам, рекам и т.п. Данное исследование имеет большое значение для анализа возможностей сохранения социального контроля над пустеющими территориями. 4. Выявление динамики землепользования, включая дачное, по материалам сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг. Вместе с анализом космических снимков это даст возможность проанализировать различия в использовании земель и выявить роль аграрной, дачно-рекреационной и селитебной функций территории в разных географических условиях. Фиксация характера использования садовых участков, включая определение доли заброшенных участков, важно и для анализа географических различий в ценности земли для населения. 5. Продолжение исследований динамики занятости на рынках труда муниципальных образований в 2010-2015 гг., как основного фактора появления маятниковых миграций и отходничества, включая крупные, средние предприятия и малый бизнес. Изучение взаимодействия миграций и рынка труда базируется на исследованиях ведущих российских ученых (В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, Т.М. Малевой, И.А. Денисовой, Е.Т. Гурвича, Ю.Ф. Флоринской). Сопоставление численности трудоспособного и реально занятого в месте проживания населения позволяет выявить резервы трудовых ресурсов, что важно для определения перспектив развития разных территорий. 6. Выявление взаимосвязи возможностей возвратной мобильности населения, как адаптационного механизма к сложившимся условиям при сохранении места жительства с выраженностью миграций со сменой места регистрации. Предыдущие исследования показали, что, если население не может по разным причинам использовать временную трудовую миграцию для поддержания уровня жизни, оно быстрее уезжает. Выявление роли возрастных особенностей населения в этих процессах. Возрастные характеристики мигрантов разных типов изучаются во многих странах ОЭСР с позиций связи миграции с отдельными стадиями жизненного пути, развития процесса урбанизации (D. Plane, F. Heins, A. Fielding, C. Geist, P. McManus). В России исследование данных проблем сдерживалось отсутствием доступных статистических данных, но в последние годы эта проблема начинает решаться. Предполагается анализ ранее не публикуемых и не используемых данных о миграции на уровне городских округов и муниципальных районов, а в отдельных ключевых регионах – апробация методики и на уровне поселений (данные Росстата, представленные в Базе данных показателей муниципальных образований с 2012 г. и базы данных Всероссийской переписи 2010 г. и Микропереписи населения 2015 г.). 7. Исследование, как и в предыдущие годы, будет также опираться на глубинные и экспертные интервью с представителями местной администрации, бизнес-сообщества, населения и дачников в ключевых муниципальных образованиях с целью выявления позитивных и негативных изменений социально-экономического развития разных территорий, обусловленных трудовой и рекреационной мобильностью населения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Основные итоги предыдущего проекта № 14-18-00083 за 2014-2016 гг. обобщены в серии статей и коллективной авторской монографии «Между домом и… домом. Возвратная пространственная мобильность населения России» объемом 504 стр., 2016 http://ekonom.igras.ru/data/bhah2016.pdf. В 2017-2018 гг. круг решаемых задач был расширен. Их можно объединить в три основные группы: - обобщение специфики пространственной мобильности в рамках теории хроногеографии с выявлением плотности жизнедеятельности и сравнением России с некоторыми странами Европы; - расширение методических подходов к исследованию в условиях их недостаточного статистического обеспечения; - расширение комплексности исследований мобильности населения, ее связи с демографическими, социальными, экономическими характеристиками регионов, городов разного размера и сельской местности. Задачи, поставленные на 2017 год, выполнены. 1. Уточнено место хроногеографического подхода к исследованию мобильности населения и пульсации обжитого пространства. Составлен обзор 125 зарубежных и отечественных публикаций, посвящённых хроногеографии, рассмотрена эволюция пространственно-временного подхода с момента его появления в рамках Лундской географической школы Т. Хегерстранда, а также выделены научные области (в первую, очередь, в социально-экономической географии), где чаще всего используются идеи, понятия и методы, относящиеся к пространственно-временному подходу. Полимасштабность, неразрывность пространственной и временной компонент, а также многогранность объекта исследования способствовали тому, что за почти полувековое существование хроногеографии ее идеи и методы проникли в смежные научные области и на их стыки. Факторами, способствовавшими возрождению хроногеографии на рубеже веков (после спада интереса к ней в конце 1980-х гг.) стали: 1) прогресс информационно-коммуникационных технологий, развитие приемов визуализации и появление широкого доступа к геокодированным данным (этап эволюции, который можно назвать «новой хроногеографией»); 2) рост внимания к когнитивным структурам и процессам, меняющим пространственное поведение людей (этот этап можно охарактеризовать, как «хроногеографию сознания»). 2. Рассмотрены подходы к определению объемов и плотности жизнедеятельности на примере зарубежных стран, что было необходимо для сравнения российской специфики возвратной мобильности населения в России с теми же процессами в других странах. На примере регионов Баварии рассмотрены взаимосвязи интенсивности трудовых миграций с состоянием местного рынка труда и занятости. Пополнение рядов трудовых маятниковых мигрантов в отдельные годы сдерживает рост числа маргинальных занятых (трудящихся на краткосрочной, разовой, низкооплачиваемой работе). Рост числа маятниковых мигрантов стимулируется за счёт увеличения среди работающих доли занятых неполный рабочий день, распространение политики «профессионального менеджмента территориальной мобильности», сотрудничество на рынке труда соседних стран и др. 3. Разработана методика определения центров и субцентров на основе анализа транспортной доступности поселений на разных территориальных уровнях. Исследования опирались на информацию о работе пассажирского транспорта, собранную из открытых источников, таких как сайты авиакомпаний, пригородных и дальних железнодорожных перевозчиков, автовокзалов. Эти данные проверялись на местности в ходе экспедиционных исследований и дополнялись данными о не зарегистрированных автобусных рейсах. Дополнительно проводился социологический опрос населения для выявления пункта назначения поездки и наиболее часто используемых маршрутов. Выявлено, что к ключевым центрам транспортного тяготения жителей Европейской России относятся Москва, Санкт-Петербург на макроуровне и региональные центры на мезоуровне. Выделяются также курорты Черноморского побережья Кавказа и Крыма. Территориальные различия в транспортной доступности проявляются не только из-за неравномерной плотности транспортных сетей и их конфигурации, но в большей мере из-за уникального строения маршрутных сетей разных видов транспорта. Большой вклад в транспортную доступность вносит наличие разных способов добраться до пункта назначения, конкуренция между перевозчиками, наличие ускоренного железнодорожного сообщения (маршрутная сеть которого в последние годы стала стремительно развиваться). Составлен ряд уникальных карт тяготения мигрантов к центрам на разных видах транспорта. 4. Разработана методика определения центра тяготения маятниковых мигрантов на основе данных сотовых операторов на примере Московского столичного региона, так как это не только ареал самых масштабных возвратных миграций в пределах России, но и место проявления новых трендов в их развитии. Применение этого метода особенно актуально в городских агломерациях с плотной сетью сотовой связи, позволяющей точно определять местоположение абонента. Разработана методика, которая включает в себя ряд показателей (обеспеченность рабочими местами на 1 человека трудоспособного возраста, доля работающих на месте от общей численности занятых, отношение сальдо маятниковой трудовой миграции к числу занятых, коэффициенты общей маятниковой подвижности и занятости). На ее основе методом кластерного анализа проведена типология муниципальных районов Москвы по интенсивности возвратных миграций населения в разное время года. Сравнение данных полученных от сотовых операторов с результатами других оценок показывает, что они достаточно надежно описывают перемещения, позволяя судить и о динамике этого процесса. При этом доля маятниковых мигрантов из первого пояса пригородов Московской агломерации выросла, составив около 60% от общего потока мигрантов, что превышает результаты соцопросов (40-54%) и может быть объяснено стягиванием населения в зону ближних пригородов. На основе данных операторов сотовой связи также сделана оценка сезонных колебаний, связанных с наступлением отпусков, длинными праздниками и переселением части горожан на дачи в теплый сезон 5. Изучена динамика населения и баланса миграции региональных центров и пригородных (пристоличных) территорий. Собрана информация о динамике численности населения за 2003-2015 гг., потоках миграции и их возрастной структуре по 78 региональным центрам и их пригородам территориям (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) с учетом административно-территориальных преобразований. Определены соотношения роста населения региональных центров и их пригородов. Рост населения в региональных столичных агломерациях идет быстрее по причине продолжающейся урбанизации. При этом опережающий рост пристоличных территорий был характерен для регионов с более поздним стартом урбанизации, например, для регионов Кавказа и Юга Сибири. Возрастная структура миграционного прироста центров и пристоличных территорий различна. Центры прирастают за счет молодежи студенческих возрастов, пригороды - за счет людей более старших возрастов на этапе создания семьи и старше. Подготовлены статистические данные для сравнительного анализа возрастной структуры временной трудовой и долговременной миграции в России. 6. Исследовано перераспределения населения между городами на Востоке России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке в связи с процессами экономической поляризации на этих территориях. Рассчитана динамика индекса экономического неравенства для городов и регионов с 1991 г. Использование эконометрических методов и оригинальной методики оценки позволило выявить разнонаправленные процессы сокращения территориального неравенства в экономике регионов с 2000-х гг. при сохранении достигнутых высоких уровней в неравенстве между городами. Выявленные тенденции в экономическом развитии регионов и городов создают предпосылки для интенсификации как возвратных миграций на этой территории, так и миграций на постоянное место жительства. 7. Исследованы балансы миграций сельского населения России и их соотношение с изменением занятости населения в сельском хозяйстве. Проанализирован баланс миграции сельского населения по потокам (межрегиональная, внутрирегиональная и международная) за 2011-2015 гг. по всем регионам России. Исследование показало, что миграционные потоки сельского населения в разных регионах России в постсоветский период продолжали тренд урбанизации. В связи с сильным сокращением занятости из-за кризиса или модернизации производства обнаружились обширные зоны сельского перенаселения, где у людей нет подходящей им работы, что стимулировало повышение их пространственной мобильности, в т.ч. возвратной трудовой населения. Выявлены разные типы регионов по соотношению динамики сельского населения, разных видов его миграций и его занятости в сельском хозяйстве и других отраслях. 8. Проведен анализ влияния трудовой мобильности населения на социально-экономическое состояние отдельных муниципальных образований. Целью исследования было выявление потенциала участия местного населения в городском развитии с учетом трудовых миграций, направленных на преодоление отсутствия занятости в месте регистрации. Был проведен социологический опрос населения в трех малых городах Европейской территории России – Невеле, Касимов и Кирове (Калужской обл.), а также глубинные интервью с представителями администрации города и главами ТСЖ. Несмотря на то, что мобильные трудовые мигранты (отходники чаще в Московскую агломерацию) – это активная часть населения и потенциальные носители новых идей, их участие в местном городском развитии незначительно. Трудовая мобильность населения, способствуя улучшению материального положения на семейном уровне, в целом усиливает негативные тенденции социально-экономического развития малых городов, тем самым углубляя степень их периферийности. 9. Разработаны новые методы выявления сжатия освоенного сельского пространства и потенциала его реосвоения городскими дачниками с помощью дешифрирования космических снимков и анализа материалов сельскохозяйственной переписи населения. Целью исследования 2017 г. было анализ депопуляции местного населения и расширения вторых домов горожан в сельской местности. Разработаны методы выявления и учета наличного населения в депопулирующей сельской местности на основе использования данных дистанционного зондирования с привлечением данных статистики. На основе спутниковых снимков выявлены и преобразованы в ГИС слои данные о домах в населенных пунктах, обитаемых в разные сезоны года и данные о заброшенных деревнях. Разработана методика выявления вторичного освоения деревень горожанами под дачи на основе дистанционного зондирования. Составлены карты депопулирующих ареалов на Центральный ФО, в основном на периферии регионов и распространения городских дачников в сельской местности. При этом самыми массовыми остаются садоводческие объединения, несмотря на уменьшение их количества на 9% и площади занимаемых ими земель на 13%. Идет нарастание пространственной неравномерности в размещении дачных владений как следствие изменения приоритетов в расселении: мощность дачных субурбий в первую очередь зависит от численности города-центра. По результатам 2017 года опубликовано 11 статей (одна индексирована в Web of Sciences & Scopus, одна в Scopus, остальные в РИНЦ) сделано 20 докладов на международных и российских конференциях и опубликованы тезисы к ним. В приложении приводятся статьи, тезисы, карты, графики и 4 рецензии в научных журналах на итоги предыдущего этапа проекта.

 

Публикации

1. Бочкарев А.Н. Методические аспекты изучения трудовой маятниковой миграции Региональные исследования, № 3 (57). С.42-50 (год публикации - 2017)

2. Гунько М.С., Нефедова Т.Г. Coping with employment issues in Central Russia: daily commuting and otkhodnichestvo Moravian Geographical Reports, № 25 (2), 2017. С.118-128 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1515/mgr-2017-0011

3. Махрова А., Бочкарев А. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные ДЕМОСКОП Weekly, № 727-728. 1-21 мая 2017 (год публикации - 2017)

4. Махрова А.Г. Сезонная дачная субурбанизация в пригородах российских городов Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: материалы междунар. науч. конф. в рамках VIII ежегод. науч. ассамблеи Р74 Ассоциации российских географов-обществоведов, Пермь.Перм. гос. нац. исслед. ун-т. С.44-47 (год публикации - 2017)

5. Махрова А.Г. Полииерархический анализ сезонной дачной субурбанизации в современной России Региональные исследования, №3. С.23-34 (год публикации - 2017)

6. Мкртчян Н.В. Пристоличные территории России: динамика населения и миграционный баланс Что мы знаем о современных российских пригородах?: сб. науч. ст. / отв. ред. А.С. Бреславский. Изд-во БНЦ СО РАН г.Улан-Удэ, 2017. С. 51–71., c.26-36 (год публикации - 2017)

7. Неретин А.С. Территориальная структура пассажирского авиационного транспорта в Европейской России Известия Российской академии наук. Серия географическая, №6,с.44-63 (год публикации - 2017)

8. Неретин А.С. Spatial Structure of Passenger Air Transport in European Russia Regional Research of Russia, Vol.8, №1 (год публикации - 2018)

9. Неретин А.С. Оценка конкурентных преимуществ ускоренного железнодорожного сообщения в Центральной России География в школе, №3, с.11-21 (год публикации - 2017)

10. Нефедова Т.Г. УСИЛЕНИЕ ПОЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ИНТЕГРАЦИОННО-ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ПОЛОСЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Россия и ее регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах: материалы междунар. науч. конф. в рамках VIII ежегод. науч. ассамблеи Р74 Ассоциации российских географов-обществоведов, Пермь. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. С.52-55 (год публикации - 2017)

11. Нефедова Т.Г., Мкртчян Н.В. Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN. SERIES 5. GEOGRAPHY, № 5, с. 58-67 (год публикации - 2017)

12. Старикова А.В. Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология, т.3, №2, с.173-185 (год публикации - 2017)

13. Старикова А.В. Трейвиш А.И. Время, место и мобильность. Эволюция хроногеографии Региональные исследования, №3, 13-22 (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 году исследование проводилось по следующим направлениям 1. Мобильность населения и территориальных структур общества: подходы к исследованию. Рассмотрены как передвижения населения и движимого имущества, так и сдвиги в распределении недвижимости. При всех различиях они имеют немало общего, но обычно их изучают раздельно. В проекте выявляются причины этого разрыва, связанные со спецификой мобильности разных «сущностей», сочетания и взаимосвязи потоков и сдвигов людей и вещей. Рассмотрены плюсы и минусы разных видов мобильности, отмечены ее издержки, ценность для человечества и для науки, более активная роль потоков в последние десятилетия. Обозначены социо-культурные и политические издержки мобильности на многих уровнях: от международного до локального, хотя основная роль переходит к потокам, мобильности движимых вещей и населения. Пространственная мобильность населения, сдвиги в его расселении и сопряженные с ними вещественные сдвиги, по которым мы судим об освоении территории, бывают поступательными и попятными. Их волны, чередования и сочетания в том или ином виде и ритме создают эффект пульсации территориальных структур, их растяжения и сжатия. При этом циркуляция потоков играет все большую роль в компенсации потерь старых земель с их культурой и остаточной инфраструктурой. В таких странах, как Россия, вопрос об их судьбе — по сути первый для знания и стратегий пространственного развития. 2. Исследовалась динамика изменения рынков труда регионов и муниципалитетов России в период 2010-2017 гг., выявлены тенденции изменения трудовой мобильности населения. Проведено обобщение имеющейся статистической информации, характеризующей демографические процессы, уровень занятости населения и безработицы, напряженность на рынках труда регионов как факторов, определяющих трудовую мобильность населения. Использование данных федеральной налоговой службы позволило впервые сделать оценку обеспеченности рабочими местами по полному кругу предприятий и организаций, а не только лишь по крупным и средним. В целом, основные тенденции состояния рынка труда регионов России в 2010-2017 гг. можно определить как рост уровня занятости, увеличение доли теневого сектора и снижение занятости в малом бизнесе, а также рост трудовой мобильности населения. Однако пространственные различия существенны. В 34 регионах России положительная динамика уровня занятости была связана с абсолютным приращением числа рабочих мест, в то время как в еще 35 регионах занятость выросла благодаря тому, что депопуляция оказалась сильнее сокращения числа рабочих мест. В остальных 14 регионах уровень занятости сократился, причем в 12 регионах за счет опережающего падения рынка труда над уменьшением численности населения. Выявлено, что внутренняя структура занятости в регионе не оказывает преобладающего влияния на явление межрегиональной трудовой мобильности, а ключевым остается позиционный признак – близость к крупным межрегиональным акцепторам трудовых мигрантов. На уровне муниципальных образований и городов получены оценки обеспеченности населения (в трудоспособном возрасте) официальными рабочими местами, а также уровней заработной платы, указывающие на сохранение градиента «сельская местность-малый город-крупный город-региональный центр». Поляризованное состояние рынков труда регионов и муниципалитетов продолжает оставаться одним из факторов, усиливающих трудовую мобильность населения. 3. Изучение процессов возвратной мобильности населения (на примере учебной миграции) в сравнении с другими странами. В качестве регионов-ключей для сравнения России и Европы выбраны Ярославская область и немецкая федеральная земля Бавария, по которым исследовалась направления, расстояния и интенсивность мобильности молодежи, связанной с обучением в ВУЗах на фоне других миграционных процессов. В Ярославской области учебные места в местных вузах востребованы как жителями города и области, так и молодежью из других регионов. Баварии свойственна высокая мобильность населения, при этом вузы «обслуживают» сложившиеся культурно-исторические области, что во многом совпадает с тенденциями развития территориальной организации российской высшей школы. Исследование учебной миграции в русле хроногеографии позволило выявить пространственно-временные особенности мобильности молодежи внутри регионов и между ними для различных временных циклов (ежедневных и перемещений в течение года). Учебной миграции студентов ярославских вузов свойственна ритмичность с высокой регулярностью поездок (чаще 1–2 раза в неделю), если невелики дистанции между домом (по постоянной регистрации) и вузом, а также временные и финансовые издержки на путь. В российских условиях учебная миграция способствует концентрации населения в крупных городах и, соответственно, усиливает процессы урбанизации. Опросы показали, что после получения образования студенты не стремятся к возвращению в сельскую местность и малые города, предпочитая остаться в Ярославле, либо перебраться в более крупный город. В Баварии средняя дистанция ежедневной учебной миграции вдвое длиннее при очень близких значениях среднего времени в пути, что связано с более высокой стоимостью аренды жилья в Германии и лучшей обеспеченностью транспортом, в т.ч. частными машинами. 4. Рассмотрены представления об образе города как предпосылка для трудовой миграции на основе опросов населения. Одна из проблем в исследованиях миграции - необходимость объяснить, почему люди уезжают, возвращаются или остаются в определенном месте. В результате опроса 900 студентов старших курсов, которые родились в малых городах – Шарья (Костромская область), Алексеевка (Белгородская область), Ефремов (Тульская область), выявлено, что локальная идентичность может быть важным фактором миграций. Методика исследований базируется на выявлении четырех вариаций идентичности, основанных на комбинациях «сильных - слабых», «положительных - отрицательных» измерений. Результаты опросов миграционных намерений показывают, что сильная локальная идентичность коррелирует с положительным образом города, тогда как слабая – соответствует отрицательному. Число респондентов, которые позитивно относятся к своему родному городу, коррелируют с числом желающих вернуться туда после окончания учебы. Сильная локальная идентичность может развиваться и как механизм адаптации для тех, кто вынужден вернуться в родной город. Опросы показали, что респонденты ценят свой родной город как место для создания семьи, но не как место для самореализации, связанной с карьерой. Многие квалифицируют свой город как «отсталый», предполагая, что вернуться значит пожертвовать карьерными возможностями. Рынок труда для людей с высшим образованием в малых городах как правило, узок и высококонкурентен. Начало собственного бизнеса забюрократизировано. В таких условиях только заметное прогрессивное изменение могло бы повлиять на массовое возвращение выпускников университетов. Но возникает парадокс: кто будет менять город, если те, кто больше всего способен это сделать, не хотят возвращаться? 5. Сравнительный анализ возрастной структуры временной трудовой и долговременной миграции. Рассмотрены географические особенности возрастной структуры миграций населения на основе данных текущего учета миграции, результатов Всероссийской переписи населения 2010 г. и Обследований населения по проблемам занятости за 2012-2014 гг. Определено, что все категории мобильного населения характеризуются более высокой долей молодежи, чем немобильное. Профиль трудовой миграции связан с возрастом экономической активности, но после 50 лет число поездок существенно снижается. Основные региональные особенности возрастной структуры потоков трудовой межрегиональной миграции заключаются в более старшем возрасте мигрантов, выезжающих на работу в регионы Севера и Востока страны, по сравнению с работающими в крупнейших городских агломерациях. В крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге и других) временные трудовые мигранты могут пополнять категорию долговременных мигрантов и способствовать росту населения, а им на смену приходит новая молодежь из периферии. «Северное» направление трудовой миграции в силу демографических причин может численно сократиться в будущем, что вызовет кадровые проблемы отдельных отраслей экономики. 6. Исследование и прогноз межрегиональных различий трудовых ресурсов сельского хозяйства с учетом возрастных особенностей населения и его трудовых миграций. Рассмотрены межрегиональные различия в численности сельского населения в трудоспособном возрасте, его занятости в сельском хозяйстве, а также сделана попытка их прогноза к 2030 г. с учетом смертности и вероятности дожития для сельского населения по регионам России, а также международных и внутренних миграций на постоянное место жительства. Расчеты показали, что в большинстве регионов (за исключением столичных агломераций и северокавказских республик) произойдет существенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. При этом демографический прогноз к 2030 г. в целом менее благоприятен, чем прогноз занятости. Среди выделенных пяти типов макрорегионов с разными демографическими характеристиками и динамикой занятости лишь Южные регионы имеют относительно благоприятный прогноз трудовых ресурсов для сельского хозяйства. 7. Продолжены исследования возвратных миграций населения в Московской агломерации на основе использование данных операторов мобильной сотовой связи. На основе данных о передвижений абонентов «большой тройки» операторов («Билайн», «МТС», «Мегафон») впервые за последние 30 лет была проведена комплексная оценка разновременных пульсаций населения Московской агломерации, что позволило выявить реальную картину распределения населения в разных пространственно-временных срезах и дать оценку расхождений с данными официальной статистики. При небольшом увеличении обеспеченности рабочими местами (с 0,8 до 1 рабочего места на 1 человека в трудоспособном возрасте) столичный рынок труда усилил свою привлекательность для трудовых маятниковых мигрантов из Московской области, что проявилось в росте центростремительного потока. Размер центробежного потока практически стабилен. Во внутригородских перемещениях прослеживается большая зависимость от уровня обеспеченности рабочими местами и условий транспортной доступности. Оценки численности населения, сделанные на основе данных операторов сотовой связи, сильно расходятся с официальной статистикой, показывая серьезные искажения реальной картины распределения населения, которые по ряду муниципалитетов Москвы превышают официальные данные в 4 раза. Суточные пульсации коммьютеров «сжимают» активное агломерационное пространство, а недельно-сезонные дачно-рекреационные миграции «растягивают» каркас жизнедеятельности. При этом масштабы колебаний и ведущий тип пульсаций различны для каждого территориального элемента системы расселения Московской агломерации. 8. Проведен по данным сельскохозяйственных переписей анализ садовых и дачных товариществ по регионам и муниципальным районам. Рассмотрены особенности курортного типа дачной мобильности в России, как наименее изученной. Рассмотрена специфика хозяйств сельских и городских жителей в разных регионах России по данным Всероссийских сельскохозяйственных переписей и факторов, на них влияющих как предпосылок и индикаторов мобильности населения. На примере экспедиционных исследований разных типов курортных дач показано, что они выполняют инвестиционно-коммерческую и рекреационную функцию, расширяя вместимость курортных районов и активно вливаясь в разветвленную структуру мелкого частного бизнеса. 9. Продолжены исследования депопуляции местного населения и ее результатов в виде распределения малых и заброшенных деревень и их использования дачниками по данным дешифрирования космических снимков на примере ряда Нечерноземных регионов. Предложена специальная методика выявления с помощью космических снимков заброшенных населенных пунктов и определения наличия в них временного населения в разные сезоны на основе прямых и косвенных дешифровочных признаков. Основой исследования стали методы визуального дешифрирования космических снимков, которые опираются на теорию дешифровочных признаков для распознавания объектов. Использовались также картографические источники масштаба 1:100000 и 1:200000 и данные кадастровой карты Росреестра. Последовательность работ состояла из четырех этапов: распознавание на снимках жилой застройки и оценка её состояния, оценка состояния дорожной сети и внутриселенных троп, выявлении косвенных признаков жизнедеятельности (огороды, покосы, скот и т.п.), классификация населенных пунктов и домохозяйств. Методика отрабатывалась на примере Тульской и Костромской областей. Результирующие карты заброшенных сельскохозяйственных земель и деревень, в т.ч. используемых непостоянным (дачным) населением, были составлены на регионы ЦФО. Отчет сопровождается картами и графиками. В 2018 г. по материалам проекта опубликовано 13 научных статей, в т.ч. 3 статьи, индексируемые в Web of Science и Scopus, сделан 21 доклад на российских и международных конференциях.

 

Публикации

1. Антонов А.В. Demographic and Economic Asymmetry of Urban Development in the Urals, Siberia, and the Far East in 1991–2014 Regional Research of Russia, Vol. 8, No. 1, pp. 16–33 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1134/S207997051801001X

2. Гунько М.С., Пивовар Г.А. Участие/неучастие населения в городском планировании Регион: Экономика и социология, №2 (98) С. 241-263 (год публикации - 2018)

3. Гунько Мария,Медведев Андрей DULL PLACE OR GREEN IDYLL: LOCAL IDENTITY AND MIGRATION INTENTIONS OF SMALL CITY YOUTH Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie, Vol. 109, No. 5, pp. 661–676. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1111/tesg.12336

4. Кондакова Т.Ю.,Старикова А.В. Учебная миграция в вузы Ярославской области и Баварии (сравнительный анализ) Геополитика и экогеодинамика регионов, Том 4 (14). Вып. 4.С. 197–207. (год публикации - 2018)

5. Махрова А.Г. АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТРУДОВЫХ МАЯТНИКОВЫХ МИГРАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ: ПРИМЕР МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Современные тенденции пространственного развития и приоритеты общественной географии: материалы междунар. науч. конф. в рамках IX ежегод. науч. ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов. – Том 1, Том 1. Стр. 191-195 (год публикации - 2018)

6. Махрова А.Г., Бабкин Р.А. АНАЛИЗ ПУЛЬСАЦИЙ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННЫХ СОТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ Региональные исследования, №2 (60).С. 68-79 (год публикации - 2018)

7. Мкртчян Н.В. ВОЗРАСТНОЙ ПРОФИЛЬ ВНУТРИРОССИЙСКОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ИНЫХ ФОРМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Региональные исследования, №1 (59). С.72-81. (год публикации - 2018)

8. Нефедова Т.Г. ДАЧИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНЫХ КУРОРТНЫХ РАЙОНОВ РОССИИ Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов : сб. материалов IV Международной научно-практичес- кой конференции / под ред. проф. докт. геогр. наук В.С. Белозеро- ва., Ставрополь : изд-во СКФУ, 452 с. (год публикации - 2018)

9. Нефедова Т.Г. Пространственная мобильность населения России в ХХ и ХХI веках Век географии, Москва: Дрофа, С.303-325 (год публикации - 2018)

10. Нефедова Т.Г., Мкртчян Н.В. Regional Differences of Placing and Forecasting Labor Resources of Russian Agriculture Studies on Russian Economic Development, Vol. 29, No. 1, pp. 62–71 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1134/S1075700718010100

11. Трейвиш А.И. МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СТРУКТУР ОБЩЕСТВА: СРАВНЕНИЯ, СВЯЗИ, СОЧЕТАНИЯ Региональные исследования, №2 (60). С.4-12 (год публикации - 2018)

12. Нефедова Татьяна SPATIAL MOBILITIES OF POPULATION AND THEIR IMPACT ON SETTLEMENT SYSTEMS IN RUSSIA Practical Geography and XXI Century Challenges. International Geographical Union Thematic Conference dedicated to the Centennial of the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, 4–6 June 2018, Moscow. Conference Book. Part 2., P. 144-145 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15356/IGRAS100

13. Старикова Александра RETURN MIGRATION AS DRIVING FORCE OF POPULATION MOBILITY GROWTH IN BAVARIA AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY Practical Geography and XXI Century Challenges. International Geographical Union Thematic Conference dedicated to the Centennial of the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, 4–6 June 2018, Moscow. Conference Book. Part 2., P. 154 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.15356/IGRAS100

14. - Мигранты от сохи. Что выталкивает сельское население в города IQ HSE, 19 февраля 2018 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта важны для корректировки сведений о трудовых ресурсах (местных и приезжающих из других городов и регионов), для оптимизации работы транспорта и торговли с учетом мобильного населения, а также для определения перспектив развития городов и сельской местности.