КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-68-00001

НазваниеВлияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций Юга России

РуководительБредихин Антон Викторович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2019 

Конкурс№23 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-257 - Международная безопасность (военно-политические и социально-политические аспекты)

Ключевые словаэкстремистские организации, межнациональные отношения, мировые вызовы, украинский кризис, Донбасс, Кавказ, национализм, религиозный терроризм, казачество

Код ГРНТИ11.25.40


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Экстремистские организации на Юге России имеют широкую поддержку со стороны сопредельных стран. Имея различный идеологический характер, все вместе они выступают значимым фактором социально-политической дестабилизации Южного и Северо-Кавказского федерального округов. В рассматриваемой нами проблематике предлагается выделить три основных направления: Экстремистские организации Крымского полуострова. В данном плане следует уделить внимание крымско-татарскому радикализму. Во-первых он интересен официальному Киеву, который ставит задачу дестабилизации на полуострове. В этих целях им поддерживаются радикальные лидеры крымскотатарского Меджлиса, идет процесс передачи переехавшим на территорию Украины крымским татарам земельных участков в Херсонской области, ставится задача создания Крымско-татарской автономии на Херсонщине. Во-вторых, крымско-татарский радикализм интересен представителям исламистских кругов Турции и Ближнего Востока, которые со времен вхождения Крыма в состав Украины активно развивали сеть “мягкой силы” и инвестировали в курортный бизнес на полуострове. Экстремистские организации казачества. В данном плане следует выделить ряд маргинальных казачьих движений, таких как Донская казачья республика (атаман - А.Н. Юдин), которые посредством зарубежной поддержки формируют сепаратистские тенденции на Юге России. Казачья национальная гвардия (атаман - Н.И. Козицын), отправившись воевать за независимость Донецкой и Луганской народных республик, ставила перед собой задачу создание независимой Казакии. Официальным Киевом также рассматривается и оказывается финансовая поддержка казачьим сепаратистским организациям. Активно в данном плане работает USAID. Экстремистские организации Кавказа. Здесь следует выделить черкесский экстремизм, активно получавший поддержку из Грузии и Турции, особенно в преддверии проведения XXII Зимних Олимпийских игр. С ростом значимости ИГИЛ на Ближнем Востоке, усилилось ее влияние в регионах российского Кавказа. В данном плане наибольшее число представителей экстремистских движений присутствуют в Дагестане, где радикальные группировки остались с периода влияния “Аль-Каиды” в регионе. А в условиях сильного влияния на Дагестан соседнего Азербайджана, также подверженного влиянию экстремистов из ИГИЛ, проблема радикального исламизма выходит в число первоочередных межгосударственных задач. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении вызовов и угроз, с которыми сталкивается Южный и Северо-Кавказский федеральные округа со стороны сопредельных стран.

Ожидаемые результаты
В ходе научного исследования будет проведен комплексный анализ и подготовлен перечень рекомендаций органам федеральной, региональной и муниципальной власти по вопросу противодействия экстремистским организациям в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Кроме того, будут определены источники внешнего влияния сопредельных стран на развитие экстремистских движений на Юге России, подготовлены пути выхода из сложившейся ситуации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В рамках реализации первого этапа проекта "Влияние институциональной нестабильности сопредельных стран на деятельность экстремистских организаций на Юге России", выполненной на базе ФГБУН Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук руководителем проекта, кандидатом исторических наук Бредихиным Антоном Викторовичем подготовлено 10 научных работ, в том числе 2 в журналах, входящих в перечень Web of Science, 8 статей в журналах, входящих в перечень ВАК Минобрнауки России и сборниках, включенных в РИНЦ. В ходе исследования проведена работа по комплексному рассмотрению проблемы проекта, выявлены основные акторы, влияющие на развитие экстремистских тенденций на Юге России. В первую очередь украинское и кавказское направление. Среди рассматриваемых вопросов особое место было уделено конфликту в Донбассе, деятельности "Исламского Государства", проблемам межнациональных отношений в полиэтничной структуре Крыма, росту тенденций национализма и сепаратизма в казачьей среде. Особое значение было выделено для рассмотрения зарубежного опыта по противодействую распространению идеологии радикального ислама в Европейском Союзе, а также формированию альтернативных славянских идентичностей, что представляет особый интерес в контексте тех межэтнических и межконфессиональных процессов, которые происходят в рамках Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Полученные результаты позволили дать оценку деятельности органов власти, политических партий и общественных организаций в вопросах противодействия росту числа экстремистких настроений на Юге России. Сформирован ряд рекомендаций, направленных на снижение уровня радикализации молодежи, в том числе и посредством образовательных программ, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

 

Публикации

1. Бредихин А.В. Альтернативные славянские идентичности Вестник славянских культур, - (год публикации - 2018)

2. Бредихин А.В. Исламское государство и евразийский экономический союз: азербайджанский плацдарм Социокультурная евразийская интеграция: проблемы и перспективы, Белгород., С. 482 - 490. (год публикации - 2017)

3. Бредихин А.В. Национальная политика в регионах традиционного проживания казаков Юга России Культура: управление, экономика, право, № 1 С. 10-18 (год публикации - 2018)

4. Бредихин А.В. Казачья молодежь в межнациональных и международных процессах на постсоветском пространстве Архонт, № 1. С. 18-23. (год публикации - 2017)

5. Бредихин А.В. Кубанский вопрос украинских властей Постсоветские исследования, Т. 1 № 3 С. 269-273 (год публикации - 2018)

6. Бредихин А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма в полиэтничной среде Ростовской области Государственное управление. Электронный вестник, - (год публикации - 2018)

7. Бредихин А.В. Крымскотатарский вопрос во внешней политике украинских властей (2014-2017 гг.) Россия и новые государства Евразии, № 4. С. 37-47. (год публикации - 2017)

8. Бредихин А.В. Антимусульманский фронт Европы Современная Европа, - (год публикации - 2018)

9. Бредихин А.В. Геополитические проекты "Прометей" и "Великая Украина": вызовы для Юга России Культура: управление, экономика, право, № 4 (год публикации - 2017)

10. Бредихин А.В. Влияние конфликтной ситуации в Донбассе на деятельность экстремистских организаций на Юге России Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, - (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В рамках проведенного исследования по проекту получены следующие результаты. За последние десятилетия Юг России претерпел ряд значительных трансформационных процессов, стал активным субъектом международных процессов и объектом интереса для стран ЕС и США. Исторически страны Запада включали данный регион в число своих геостратегических интересов, поддерживая тенденции к сепаратизму у народов Кавказа и казаков. На современном этапе США и ЕС, ввиду украинского кризиса, считают регион ключевым не только с политической, но и военной точки зрения и стремятся к укреплению своего влияния в окружающих его странах. Активен процесс исламизации Грузии, не огранивающийся Аджарией, Квемо-Картли и Панкиси. Небольшие мусульманские анклавы есть в Кахетии (Кварельский, Телавский и Сагареджойский муниципалитеты), Цалкском муниципалитете и в регионах Самцхе-Джавахети и Гурия. На улицах Тбилиси сложно не заметить женщин в чадрах, приехавших вместе с мужьями из Ирана или арабских стран. Активно возвращаются грузины-мусульмане и турки-месхетинцы. Конфессиональная карта страны постепенно изменяется под натиском экономических тенденций. Этому способствует и евроинтеграция, и отступление на второй план Грузинской Православной Церкви. Идеи радикального ислама вместе с возвращением на родину их последователей-проповедников получают в Грузии благоприятную почву для роста. Правительство Грузии периода президентства М.Н. Саакашвили оказывало активную поддержку черкесам, актуализировало проблематику т.н. «геноцида». Данная тенденция имела особое проявление в период проведения XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи. Тогда Российской Федерацией была проведена значительная работа по привлечению «зарубежных» черкесов к подготовке Олимпиады, осуществлена качественная информационная политика на международной арене. После 2014 года «черкесский вопрос» в Грузии теряет актуальность и в настоящее время не наблюдается его широкой поддержки. Руководство Российской Федерации провело значительную работу как с представителями черкесских организаций внутри страны, так и за ее пределами. Важным моментом выступает участие в диалоговом процесс представителей института черкесских старейшин. Военная операция Российской Федерации против представителей запрещенного «Исламского Государства» в Сирии способствовала повышению статуса нашей страны в среде черкесской общественности и активизации процесса репатриации черкесов Ближнего Востока в регион Северо-Западного Кавказа. Правительство Украины периода президентства П.А. Порошенко проводит значительную работу по поддержке экстремистских организаций националистической направленности в приграничных субъектах Российской Федерации (Ростовская область, Республика Крым, Краснодарский край). Основной целью деятельности выступает дестабилизация российско- украинского приграничья, развитие сепаратизма и национализма. Органами безопасности России предпринимаются меры по предотвращению терактов в приграничных регионах, а также снижению уровня радикализма среди населения. Конфликт в Донбассе выступает событием, входящим в ракурс не только внешней, но и внутрироссийской политики. Тесные связи Донбасса с российскими приграничными регионами формируют особое отношение россиян к данному вопросу, рассматриваются с точки зрения интеграции Донецкой и Луганской народных республик в состав Российской Федерации и Евразийского Экономического Союза. Территориальные претензии украинских властей хотя и носят пропагандистский характер, но находят свое отражение, как в среде международного сообщества, так и определенных маргинальных организаций, ведущих свою работу на территории Российской Федерации, что в свою очередь приводит к развитию экстремистских и националистических движений на Юге России. Крымский полуостров и Ростовская область оказались в ситуации регионов Российской Федерации, на территории которых проходит «тихая война». Украинские власти активно засылают диверсантов, разведчиков, военнослужащих с целями направленными на подрыв транспортной, энергетической, экономической системы регионов, создания очагов нестабильности, что требует усиления контроля за российско-украинской границей, «линией разграничения» между Украиной и Донецкой и Луганской народными республиками. Казачество зарекомендовало себя с позиции перспективного резерва Вооруженных Сил Российской Федерации, что возможно благодаря действующей нормативно-правовой базе, федеральной и региональных стратегий и программ. Казаки активно участвуют в комплектовании казачьих частей Вооруженных Сил Российской Федерации, создают роты территориальной обороны, проявляет себя в качестве добровольцев в военно-политических конфликтах не только на постсоветском пространстве, но и в других регионах планеты, где присутствуют российские геополитические интересы. Потенциал военной службы казачества до конца не раскрыт, требуется увеличение числа казачьих территориальных рот, признание казачьих званий в системе военных званий, переход казаков к стабилизирующей роли в системе межнациональных отношений Юга России в качестве одного из столпов формирующейся российской нации. Казаки, выступая «Воинами Христовыми», и хранителями Православия, имели в рамках своих сообществ представителей иных конфессий. Данный аспект был связан с полиэтничностью казачьих сообществ. Работа новых религиозных движений в Российской империи среди казаков не носила значимой деструктивной функции. Деструктивные культы проявили особую активность в казачьей среде ввиду влияния дестабилизационных процессов из Украины, поддержки западными фондами неоязычества и сект. При этом казаки выступают наиболее значительной самоорганизованной силой, проводящей последовательную политику по преодолению распространения работы сект среди регионов ЮФО и СКФО. По примеру Украины в казачьей среде активизировались маргинальные силы, выступающие за создание автокефальной «церкви». Данные тенденции носят дестабилизирующую роль в процессе интеграции казачьих сообществ, развитии этносепаратизма среди казаков. Противостояние распространению деятельности данных организаций входит в число первоочередных задач органов исполнительной власти субъектов.

 

Публикации

1. Бредихин А.В. Грузия Аль-Ислами Архонт, № 5 (8). С. 21-24. (год публикации - 2018)

2. Бредихин А.В. Роль Тюрско-татарского компонента золотоордынских государств в этносоциальном развитии Донских казаков Альманах "Казачество", № 29 (5). С. 7-13 (год публикации - 2017)

3. Бредихин А.В. Риски этнополитической нестабильности на Юге России Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, № 2 (год публикации - 2019)

4. Бредихин А.В. Влияние иностранных государств на деятельность экстремистских организаций Юга России Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения, - (год публикации - 2019)

5. Бредихин А.В. Пути разрешения "черкесского вопроса" на Юге России (на примере XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи) Этносоциум, - (год публикации - 2019)

6. Бредихин А.В. Военная служба казаков в системе безопасности Юга России Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения, - (год публикации - 2019)

7. Бредихин А.В. Новые религиозные движения в казачьей среде Вестник славянских культур, - (год публикации - 2019)

8. Бредихин А.В. Юг России в глобальных интересах Запада Архонт, - (год публикации - 2019)

9. Бредихин А.В. Экстремизм на Юге России: внешние вызовы Бредихин А.В. Экстремизм на Юге России: внешние вызовы. Монография. – М.: АНО ЦЭМИ, Архонт, 2019. – 150 с., 978-5-6041422-1-9 (год публикации - 2019)

10. - "Азовский" спор между Москвой и Киевом Российский совет по международным делам, http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/azovskiy-spor-mezhdu-moskvoy-i-kievom-/ (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано