КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00068

НазваниеФеномен универсальности в морали

РуководительАпресян Рубен Грантович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2020 г. 

Конкурс№28 - Конкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-206 - Этика. Эстетика. Философия религии. Теология.

Ключевые словауниверсальность, универсализуемость, общеадресованность, беспристрастность, пристрастность, партикулярность, абсолютность, автономия, патриотизм, Аристотель, Кант, Сиджвик, Хабермас

Код ГРНТИ02.51.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследование направлено на создание целостной концепции феномена универсальности в морали, учитывающей мировые теоретические достижения в этой области и раскрывающей сущность этого феномена, формы его проявления и способы категориального выражения. Исследование проводится по нескольким предметным направлениям: (а) изучение и критическое освоение концепций универсальности, типов аргументации по их обоснованию; (б) анализ идеи и понятия универсальности в сопряжении с родственными, схожими и оппозиционными понятиями в моральной философии; (в) реконструкция генезиса универсальных, предельно общих нравственных представлений и формирования тех мыслительных процедур, которые обеспечивают высказывание суждений и принятие решений в духе универсальности; (г) анализ процедур универсализации ценностно-нормативного мышления; (д) анализ критики принципа универсальности и понимания морали сквозь призму феномена универсальности; (е) разработка процедур проверки на универсальность ценностно-императивного содержания идеологических манифестов, политических программ, правовых актов; (ж) анализ реального опыта применения схем универсального морального мышления в общественно-политической практике. Новационными являются следующие задачи проектного исследования: 1) анализ феномена универсальности на структурно-функциональном и содержательно-нормативном уровнях морали и разработка на этой базе целостной концепции моральной универсальности; 2) анализ идеи универсальности в соотнесении с сопряженными этическими идеями, 3) обобщенный анализ критики принципа универсальности в морально-философском и философско-политическом контекстах. Изучение обширного мирового философского дискурса универсальности и трансляция достижений в этой области на русскоязычную почву с учетом контекста отечественных традиций моральной философии будет способствовать повышению теоретического уровня в понимании феномена универсальности и его научных обсуждений, а соответственно развитию концепции морали и морально-философских исследований в целом. Продвижение в философско-теоретическом и нормативно-практическом осмыслении феномена универсальности создаст условия для более конструктивного обсуждения актуальных вопросов современной общественно-политической практики, решение которых усложняется из-за противоречий между универсальными и локально-партикулярными характеристиками социальных агентов. Результаты исследования будут отражены в серии статей и тематических сборников, а по итогам исполнения проекта – в коллективной монографии.

Ожидаемые результаты
1) изучены и представлены русскоязычному читателю важнейшие классические и современные морально-философские концепции универсальности; 2) проанализирован различный опыт критики принципа универсальности и понимания морали сквозь призму феномена универсальности 3) проанализирована идея универсальности в контексте морально-этического мышления и выработаны концептуально строгие понятия выражающие проблематику универсальности в морали; 4) изучен генезис универсальных представлений и формы их выражения в межличностной и публичной коммуникации; 5) разработаны процедуры проверки на универсальность ценностно-императивного содержания публичных документов (идеологических манифестов, политических программ, правовых актов); 6) разработана целостная концепция универсальности в морали, раскрывающая сущность этого феномена, формы его проявления и способы категориального выражения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В ходе первого года проекта были проведены исследования согласно намеченному плану проекта. В результате исследования выделенных Кантом логических процедур, обеспечивающих мышление в духе универсальности установлено следующее: 1. Переход от одной версии принципа универсальности к другой возможен при обращении ко второму и третьему практическим принципам, посредством которых категорический императив наполняется нормативно-позитивным содержанием. 2. В той мере, в какой универсальность представляет собой один из трех принципов категорического императива, этот тест неверно было бы считать единственным критерием морального достоинства. В качестве критического коррелята категорического императива с его тестом на универсальность указывается Золотое правило. Но если тест на универсальность, задаваемый категорическим императивом, базируется на сообразовании максимы с универсальным законом, то универсализация, предполагаемая Золотым правилом, состоит в делокализации оснований решений посредством ориентации на Другого в его общих и конкретных определениях. (Апресян Р.Г. Кант, тест на универсальность и критерий морали // Философские науки. 2018. № 11; Апресян Р.Г. Две версии принципа универсализации в моральной философии И. Канта // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 6). Проведен анализ связи идей универсальности и автономии на материале этики И. Канта. Установлено, что концептуализация Кантом данных идей была подготовлена предкантовой моральной философией, своеобразие же его позиции состоит в следующем: 1. Кант концептуализировал идеи универсальности и автономии, сформулировав соответствующие принципы, интегрировал их в понятии морального закона. 2. Он показал, что принципы универсальности и автономии взаимоопределяют друг друга. 3. Взятые сами по себе принципы универсальности и автономии не достаточны для выражения смысла морали. (Артемьева О.В. Универсальность и автономия в этике И. Канта // Философские науки. 2018. № 11). Установлено, каким образом проявляют себя общеадресованность и беспристрастность моральных требований по отношению к разным типам моральных обязанностей и сфере сверхобязательного. Выявлены причины того, что долг содействия благу другого невозможно обосновать, отталкиваясь от универсальности моральных требований. Установлено, что в морали действует презумпция высокой степени общности требований и что эта презумпция является одним из способов выбраковки «квазиуниверсального» нормативного содержания. Обоснован тезис, что критика моральных обязанностей перед близкими людьми, представленная в утилитаризме, кантианской деонтологии и агапической этике, возникает не столько в связи с сомнением в том, что стоящие за ними требования не универсальны, сколько с подозрением, что они не имеют достаточно высокой степени общности. (Прокофьев А.В. Универсальность как свойство моральных явлений // Вопросы философии. 2018. № 10. С.47–56; Прокофьев А.В. Универсальность моральных требований и обязанности перед близкими людьми // Философские науки. 2018. № 11; Прокофьев А.В. Моральный статус специальных обязанностей // Мораль и универсальность. Вып. 1 / Под ред. Р.Г. Апресяна. М. : Гуманитарий, 2018. С. 128–173). В ходе исследования концептуализации Аристотелем знания о морали установлен способ формулирования универсальных моральных суждений посредством практического силлогизма, с помощью которого Аристотель эксплицирует процесс применения общего (знания) к частному (поступку). Однако данный способ не позволяет формулировать подобные суждения о содержании конкретного поступка, а только о его структуре как коммуникативного акта. Это делает невозможным создание моральных норм и представляет этику Аристотеля с одной стороны как учение о правильной коммуникации, с другой как критику нормативной морали. В проблематике универсальности такой подход выводит к вопросу о возможности корректного формулирования универсальных моральных суждений. (Платонов Р.С. Проблема универсальных суждений в этике Аристотеля // Философские науки. 2018. № 10). Было доказано, что критика логики морали Сингера методами философии языка не увенчалась успехов, в то время как критика Сингера теории универсализуемости Хэара достигла своей цели. Из этого был сделан вывод, что аргумент обобщения Сингера является более последовательной экспликацией концептуальной связи между моралью и универсальностью, чем теория Хэара. Анализ концепций применения категорического императива – телеологической теории, каузально-номологической теории, обобщенного каузального критерия и теории несогласованности намерений – показывает, что ни одна из них не может быть признана хорошим решением проблемы универсальности в этике: первые две теории содержат неудовлетворительные способы описания максим, а вторые две слишком широко трактуют понятие «противоречие». (Логинов Е.В. Анализ дискуссии о принципе универсализуемости 1970–1980-х гг. // Философские науки. 2018. № 10). На материале дискуссии о принципе универсализуемости на ее начальном этапе (1950–1960-е гг.) были рассмотрены (а) смысловые модели принципа универсализуемости, (б) этическая критика принципа универсализуемости с позиций идеи поступка и индивидуального выбора. Показано, что (а) проблемное поле дискуссии определено расхождением логического и содержательного аспектов принципа универсализуемости; (б) расхождение данных аспектов обусловлено эмпирическим взглядом на идею универсальности. Намечен возможный путь решения проблемы: дополнение эмпирической универсальности «обобщения» онтологической универсальностью «закона». (Скоморохов А.В. Анализ дискуссий о принципе универсализуемости в моральной философии 1950–1960-х гг. // Философские науки. 2018. № 10). В ходе исследования был проведен анализ четырех подходов к обоснованию универсального статуса прав человека – интуитивизма, конструктивизма, коммуникативизма и коммунитаризма – и выявлена их недостаточность. Интуитивизм апеллирует к несуществующей моральной самоочевидности. Конструктивизм предлагает обоснование, исключающее реальный диалог. Коммуникативизм без достаточных оснований постулирует всеобщую готовность к диалогу. Коммунитаризм делает то же самое в отношении предрасположенности разных культур к ценностному консенсусу. (Якушев Л.В. Универсальность морали и обоснование прав человека // Этическая мысль. 2018. № 2. С. 33–45).

 

Публикации

1. Апресян Р.Г. Две версии принципа универсализации в моральной философии И. Канта Вестник Томского университета. Серия Философия. Социология. Политология, - (год публикации - 2018)

2. Апресян Р.Г. Кант, тест на универсальность и критерий морали Философские науки, - (год публикации - 2018)

3. Артемьева О.В. Универсальность и автономия в этике И. Канта Философские науки, - (год публикации - 2018)

4. Логинов Е.В. Анализ дискуссии о принципе универсализуемости в моральной философии 1970–1980-х гг. Философские науки, № 10. С. 65-80 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-65-80

5. Платонов Р.С. Проблема универсальных суждений в этике Аристотеля Философские науки, № 10. С. 81-96 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-81-96

6. Прокофьев А.В. Моральный статус специальных обязанностей Мораль и универсальность [сборник научных статей] / Рос. акад. наук, институт философии; под ред. Р.Г. Апресяна. Москва: Гуманитарий, 2018. Вып. 1., Вып I. C. 128-173 (год публикации - 2018)

7. Прокофьев А.В. Универсальность моральных требований и обязанности перед близкими людьми Философские науки, - (год публикации - 2018)

8. Прокофьев А.В. Универсальность как свойство моральных явлений Вопросы философии, № 11. С. 47-56 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.31857/S004287440001893-7

9. Скоморохов А.В. Анализ дискуссий о принципе универсализуемости в моральной философии 1950-60-х гг. Философские науки, № 10. С. 47-64 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-47-64

10. Якушев Л.В. Универсальность морали и обоснование прав человека Этическая мысль, Том 18 № 2. С. 33-45 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2018-18-2-33-45

11. Апресян Р.Г. Мораль и универсальность Мораль и универсальность.[сборник научных статей] / Рос. акад. наук, институт философии; под ред. Р.Г. Апресяна. Москва: Гуманитарий: 2018. Вып. I. 216 с., Вып. I. 216 с. (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
С учетом двух моделей теста на универсальность Канта проведен анализ различных способов универсализации высказываний на материале архаической литературы (гомеровского эпоса), который показал, что универсализация осуществляется в процессе расширения (по разным основаниям) смыслового содержания конкретных императивных ситуаций и, соответственно, изменения диспозиций морального агента. Этот вывод подтверждается результатами экспериментального психологического исследования морального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на материале реального опыта разрешения внутренних и внешних моральных конфликтов. (Апресян Р.Г. Универсализация моральных суждений (основания и проекции) // Философский журнал / The Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 110–125, DOI 10.21146/2072-0726-2019-12-3-110-125). Проведен анализ идеи универсальности на материале британской моральной философии Нового времени. Было показано, что идея универсальности в проекции к различным моральным предметам рассматривалась в следующих коннотациях: как а) общераспространенность моральных представлений, б) общезначимость содержательных моральных принципов, в) общедейственность и общеадресованность моральных требований, г) генерализуемость оснований моральных решений и оценок. (Артемьева О.В. Становление понятия универсальности в этике // Философский журнал / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 3. С. 95–109. DOI 10.21146/2072-0726-2019-12-3-95-109). Обоснован тезис, что объективность и универсальность выступают как два выражения одного и того же свойства морали, а не являются независимыми характеристиками моральных требований. Продемонстрировано, что требования, претендующие на абсолютность (отсутствие исключений), не могут касаться отдельных физических действий, а свойством абсолютности обладает лишь основная ценностно-нормативная установка морали, выраженная в виде предельно общего требования. Обоснован тезис, что беспристрастность второго порядка является необходимым элементом нормативного содержания морали и не создает неустранимых нормативных и психологических парадоксов, в том числе, тех, которые якобы вскрывает тезис Бернарда Уильямса об «одной лишней мысли». (Прокофьев А.В. Объективность и универсальность морали: проблема соотношения // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 47. С. 70–78. DOI: 10.17223/1998863Х/47/7; Прокофьев А.В. Беспристрастность: анализ морального понятия // Человек. 2019. Т. 30, № 4. С. 6–24 DOI: 10.31857/S023620070005901-8; Прокофьев А.В.  Универсальность и сопряженные с ней характеристики морали // Мораль и универсальность / под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Гуманитарий, 2019. Вып. 2. С. 151–178; Прокофьев А.В.  Прокофьев А.В. Нормативные парадоксы универсальной морали (пленарный доклад) // Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. научно-педагогических работников и аспирантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого [Электронный ресурс]. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2019. С. 6–14). В ходе исследования значимости положения об универсальности моральных суждений для построения концепции морали в философии Дж.С. Милля установлено: 1) универсальность выражает общеадресованность моральных норм и ценностей; 2) она не выражает абсолютности, т.к. моральные нормы и ценности всегда имеют конкретно-исторический характер; 3) универсальные моральные суждения только дополняют принцип полезности; 4) проблематика универсальности включает в себя коммуникативную проблематику, т.к. моральные нормы и ценности формируются в коммуникативном опыте человечества. (Платонов Р.С. Моральная универсальность в этике Дж. С. Милля // Философские науки / Philosophical Sciences. 2019. № 11, в производстве). Было показано, что теории универсализации моральных суждений, не включающие в себя представление о каузальной замкнутости физического, не являются адекватными теориями. Представление о каузальной замкнутости физического обязательно должно включаться такими теориями, так как в противном случае тезис о существовании универсальности в морали будет противоречить модальному реализму. Этот результат был получен методом концептуального анализа онтологических обязательств (Логинов Е.В. Универсальность, модальный реализм и Парфит // Этическая мысль / Ethical Thought. 2019. Т. 19. № 2. С. 51–62. DOI: 10.21146/2074-4870-2019-19-2-51-62). Рассмотрены критические аргументы, согласно которым универсальность не является существенным признаком понятия «мораль». Показано, что (а) критические аргументы релевантны лишь в том случае, если идея моральной универсальности сопрягается с идеей объективности; (б) универсальность сохраняет статус существенной характеристики морали как аспект абсолютного в этической теории; (в) нормативно-содержательной конкретизацией данного понимания может служить формула «никакой логикой нельзя оправдать насилие» (Скоморохов А.В. Универсальность в морали: между объективностью и абсолютностью // Философские науки / Philosophical Sciences. 2019. № 11. C. 25–42). В ходе проведенного Л.В. Якушевым исследования было проанализировано соотношение идеологемы «азиатские ценности» и концепции прав человека. Реконструированы аргументы сторонников азиатских ценностей против превращения прав человека в универсальный критерий моральной оценки общественно-политической практики, а также контраргументы защитников универсальности прав человека. Установлено, что поиск оснований для межкультурного консенсуса по поводу прав человека, отталкивающийся от определенных сходств между идеологией азиатских ценностей и коммунитаристской традицией в западной политической философии, находится в тупике.

 

Публикации

1. А.В. Скоморохов Анализ дискуссий о принципе универсализуемости в моральной философии 1950–1960-х гг. Философские науки / Philosophical Sciences, № 10. С. 47-64 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-47-64

2. Апресян Р.Г. Универсализация моральных суждений (основания и проекции) Философский журнал / Philosophy Journal, Т. 12. № 3. С. 110-125 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-110-125

3. Апресян Р.Г. Кант, тест на универсальность и критерий морали Филсоофские науки / Philosophical Sciences, 2018. № 11. С. 70-85 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-70-85

4. Апресян Р.Г. Две версии принципа универсализации в моральной философии И. Канта Вестник Томского университета. Сер. Философия, Социология, Политология, №46. С. 104-111 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.17223/1998863Х/46/12

5. Артемьева О.В. Универсальность и автономия в этике И. Канта Философские науки / Philosophical Sciences, № 11, 2018. С. 86-102 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-86-102

6. Артемьева О.В. Становление понятия универсальности в этике Философский журнал / Philosophy Journal, Т. 12, № 3. С.95-109 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-95-109

7. Л.В. Якушев Универсальность морали и обоснование прав человека Этическая мысль / Ethical Thought, Т.18, № 2. С. 33-45 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2018-18-2-33-45

8. Логинов Е.В Анализ дискуссии о принципе универсализуемости в моральной философии 1970–1980-х гг. Философские науки / Philosophical Sciences, № 10. С. 65-80 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-65-80

9. Логинов Е.В. Универсальность, модальный реализм и Парфит Этическая мысль / Ethical Thought, Т. 19. № 2.С.51-62 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2019-19-2-51-62

10. Платонов Р.С. Проблема универсальных суждений в этике Аристотеля Философские науки / Philosophical Sciences, № 10. С. 81-96 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-10-81-96

11. Платонов Р.С. Роль универсальности в этике Дж. С. Милля Философские науки / Philosophical Sciences, № 11 (год публикации - 2019)

12. Прокофьев А.В. Универсальность моральных требований и обязанности перед близкими людьми Философские науки, № 11. С. 103-113 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-11-103-113

13. Прокофьев А.В. Беспристрастность: анализ морального понятия Человек, № 4, С. 6-24 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S023620070005901-8

14. Прокофьев А.В. Универсальность и сопряженные с ней характеристики морали Мораль и универсальность. Вып. 2 / под ред. Р.Г. Апресяна, М.: Гуманитарий, Вып. 2. С. 151-178 (год публикации - 2019)

15. Прокофьев А.В. Нормативные парадоксы универсальной морали Университет XXI века: научное измерение: Материалы науч. конф. научно-педагогических работников и аспирантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого [Электронный ресурс]. Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, Тула, С. 8-14 (год публикации - 2019)

16. Прокофьев А.В. Объективность и универсальность морали: проблема соотношения Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология., № 47, С. 70-78 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.17223/1998863Х/47/7

17. Скоморохов А.В. Универсальность в морали: между объективностью и абсолютностью Философские науки / Philosophical Sciences, №10. С. 25-42 (год публикации - 2019)

18. Якушев Л.В. Идея прав человека на пресечении культурных традиций (спор об азиатских ценностях) Философия и общество, № 4 (год публикации - 2019)

19. Апресян Р.Г., ред. Мораль и универсальность М.: Гуманитарий, 2019, Вып. 2. 198 с. (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
1) Проблематика всеобщности отражалась советских дискуссиях второй половины ХХ века в разных понятиях, по сути отражавших смену парадигм философской и нормативной этики ‒ от основанного на идеологических или нормативных постулатах «классового» подхода к пониманию явлений социальной и духовной жизни к научному подходу, основанному на теоретическом осмыслении природы морали, исходя из той роли, которую она играет в жизни человека и общества. 2) Проанализирована концепция универсальности в этике Сиджвика, и на ее примере был рассмотрен подход, характерный для этики XIX в., в рамках которого универсальность понимается как специфическая особенность нормативного содержания морали и как один из критериев рациональности нормативной системы. 3) На основе анализа совершенных обязанностей спасения и разных уровней обязанностей помощи нуждающимся продемонстрировано, что требование «будь беспристрастным» имеет нормативную силу и за пределами негативных правил, запрещающих причинение вреда другому человеку Продемонстрировано, что два основных подхода к обоснованию особых дозволений и обязанностей (выведение их из всеобщего равенства и беспристрастного отношения к людям и выявление их независимой ценностной основы) являются в равной мере противоречивыми. 4) В результате исследования смыслов моральной универсальности в этике И. Бентама и Дж. С. Милля установлено: 1) Бентам и Милль используют все три смысла моральной универсальности; 2) Бентам полагает значимой только универсальность принципа полезности; 3) Милль универсальность принципа полезности дополняет универсальностью опыта развития человечества. 5) В результате исследования реконструированы три периода в развитии дискуссии об универсальности в морали в рамках аналитической этики. К первому периоду относится разработка идеи универсальности у Дж.Э. Мура. Ко второму – творчество Г. Патона, М. Сингера и Р. Хэара. К третьему – изучение применения категорического императива. 7) В ходе исследования выявлены общие нормативные основания концепции прав человека и трех мировых религий. Для буддизма - доктрина о природе Будды, для христианства (на примере православия) ‒ идея о всеобщем равенстве и достоинстве личности, для ислама ‒ дополнительное толкование принципа общего благосостояния (маслаха). Однако различие в ценностных установках индивидов и групп блокирует выявление общих нормативных оснований. 8) Было произведено текстологическое исследование употребления понятия «моральная универсальность» в морально-теоретических работах Ю. Хабермаса, в результате которого была выявлена структура этого понятия в теории Хабермаса, а также уточнено его представление о принципе (U). Были выявлены некоторые преимущества хабермасовского представления об универсальности по сравнению с иными пониманиями этого феномена. 9) В результате исследования концепции Г. Зиммеля удалось: (а) дифференцировать понятие нравственного закона; (б) дать положительное заключение о продуктивности дальнейшей разработки идеи индивидуального нравственного закона; (в) найти подтверждение приложимости количественного и качественного подходов к анализу феномена универсальности.

 

Публикации

1. Апресян Р.Г. Проблематика всеобщности в советской этике 1960-1970-х годов Этическая мысль, Том. 20, № 1. С.5-31 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-1-5-31

2. Апресян, Рубен The Concept of Universality in Oleg Drobnitskii’s Moral Philosophy Studies in East European Thought, onine first (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1007/s11212-020-09381-3

3. Артемьева О.В. Моральная универсальность в этике Генри Сиджвика Этическая мысль/Ethical Thought, Т. 20. № 2. С. 37-53 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-37-53

4. Логинов Е.В. Понятие "универсальность" в моральной философии Дж.Э. Мура Этическая мысль, Т. 20. № 2. С. 54–68 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-54-68

5. Моральная универсальность в этике классического утилитаризма (И. Бентам, Дж.С. Милль) Моральная универсальность в этике классического утилитаризма (И. Бентам, Дж.С. Милль) Антиномии, - (год публикации - 2020)

6. Прокофьев А.В. О месте беспристрастности в системе морального долга Вопросы философии, № 4, С. 110-120. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/0042‒8744‒2020‒4-105-115

7. Скоморохов А.В. Моральная универсальность и моральный нигилизм: о смыслах современной переоценки ценностей Этическая мысль, Т. 20. № 2. С. 5-18 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-5-18

8. Скоморохов А.В. Universality in Morality: Between Objectivity and Absolutivity Social Sciences, Vol. 51. No.3. P. 86-97 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21557/SSC.61716942

9. Троицкий К.Е. Георг Зиммель и идея нравственного закона Философские науки, 2020 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2020-63-8-106-125

10. Юнусов А.Т. Понятие универсальности в моральной теории Юргена Хабермаса Вопросы философии, № 10. С. 192-202 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/0042‒8744‒2020‒10-192-202

11. Якушев Л.В. В поисках этики прав человека, чувствительной к культурному разнообразию Этическая мысль, Т. 20. № 2. С. 100–114 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.21146/2074-4870-2020-20-2-100-114

12. Апресян Р.Г., и др. Универсальность в морали Универсальность в морали. М.: Садра, - (год публикации - 2020)

13. Апресян Р.Г. Мораль и универсальность. Вып. 3 Сборник научных статей / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Гуманитарий, 2020, М.: Гуманитарий, 2020. 163 с. (год публикации - 2020)


Возможность практического использования результатов
не указано