КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-18-00480

НазваниеСубъективные индикаторы и психологические предикторы качества жизни

РуководительГалажинский Эдуард Владимирович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Года выполнения при поддержке РНФ2018 - 2020

КонкурсКонкурс 2018 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-550 - Психология

Ключевые словакачество жизни, благополучие, субъективные индикаторы, интегральная оценка жизни, психологическое благополучие, личностный потенциал, позиция личности, анализ медиации и модерации

Код ГРНТИ15.41.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Качество жизни выступает важнейшей зависимой переменной в экономике, здравоохранении и медицине, социологии и психологии, теории и практике госуправления. Современные междисциплинарные подходы призваны давать интегративную оценку уровня жизни, благосостояния и благополучия (Veenhoven, 2007; 2012; Diener, Ryan, 2009, Ilic et al, 2010, Schalock, 2004, Fryback, 2010, Carlquist et al., 2017). Тем не менее, до настоящего времени не предложено собственно интегративного подхода к пониманию и операционализации качества жизни, основанного на понимании психологических механизмов трансформации объективных условий в субъективные переживания и жизненную ситуацию. На методическом уровне это выражается в сосуществовании более тысячи разнородных методик и процедур диагностики качества жизни, результаты которых часто несопоставимы. Парадоксально мало известно о том, как сказываются на жизни человека и его благополучии личностный потенциал, смысл, субъективная важность отдельных сфер и др. Между тем, именно эти переменные определяют выбор более осмысленной, здоровой, благополучной жизни, активной социальной позиции – всего того, что традиционно связывается со здоровой развивающейся личностью и является целью социальных программ и интервенций, в том числе государственного уровня. В рамках данного проекта предполагается, что субъективное отношение к жизни, не сводящееся к обобщенной ее оценке, может выступить в качестве интегрирующего основания, позволяющего синтезировать определения, заданные различными дисциплинами. Целью проекта выступает разработка, операционализация и эмпирическая апробация междисциплинарной модели структуры качества жизни на основе, с одной стороны, теоретического синтеза и, с другой стороны, сопоставительного анализа (теоретического и эмпирического) психологических мер КЖ и благополучия как комплексных зависимых переменных, характеризующих интегральную оценку жизни, а также выявление его личностных предикторов. Научная значимость определяется важностью выявления психологических факторов и механизмов процесса оценки человеком своей жизни в объективных условиях, анализе их роли в трансформации внешних условий (в том числе, оцениваемых традиционными социальными и экономическими методами) в субъективное благополучие и качество жизни конкретного человека. В реализации проекта можно выделить три аспекта. Теоретический аспект включает синтез социально-экономического подхода к качеству жизни и психологического подхода к благополучию, анализу интегральной оценки человеком своей жизни как психологическому процессу, опосредствующему влияние объективной ситуации, а также выявлению возможных переменных структуры личности , выполняющих опосредующие (медиаторные и модераторные) функции в отношении этой оценки. Методический аспект предполагает систематизацию и сопоставительный анализ психологических мер качества жизни и благополучия, а также ряд апробаций методик и подходов к диагностике качества жизни (процедуры исследования качества жизни, индивидуализированной оценки, анамнестичесой оценки), шкал референции, качества времени и ценности жизни (Д.А. Леонтьев). Эмпирический аспект направлен на выявление функций отношения к жизни и личностного потенциала в трансформации социоэкономических факторов в субъективную оценку человеком его жизни и объективные особенности его функционирования. Предполагается проведение серии исследований, направленных на выявление (1) объективных индикаторов и качества жизни в специфических сферах, определяющих интегральную оценку человеком своей жизни, (2) личностных предикторов качества жизни, опосредствующих трансформацию объективных условий (возможностей) в деятельность, функционирование и субъективное благополучие человека. Новизна проекта состоит в разработке подхода к пониманию и диагностике качества жизни, интегрирующего достижения социально-экономического и клинического подходов на психологических основаниях, а также в апробации ряда диагностических инструментов и процедур, их сопоставлении и выявлении медиаторных и модераторных функций различных аспектов отношения к жизни и компонентов личностного потенциала в отношении связи объективных условий жизни с ее субъективным качеством.

Ожидаемые результаты
Результатом теоретического аспекта реализации проекта является разработка рабочей междисциплинарной модели структуры качества жизни и путей его операционализации. Несмотря на интерес исследователей к интегральным показателям качества жизни, до настоящего времени такого междисциплинарного анализа проведено не было - отдельные его попытки (например, Sirgy et al., 2006) включают скорее перечень пониманий качества жизни в разных дисциплинах, нежели собственно междисциплинарный анализ. Результатом методического аспекта выступает апробированный на русском языке инструментарий диагностики качества жизни, а также описание особенностей индивидуализированной и взвешенной оценки качества жизни, по сравнению с традиционными опросниковыми методами. Хотя возможностям индивидуализированной и взвешенной оценки качества жизни уделялось немало внимания в международных исследованиях, их особенности и психометрические характеристики при применении в русскоязычной выборке требуют уточнения. Учет контекста оценивания и точек отсчета (шкала референции), качества времени, ценности жизни в исследованиях качества жизни представляет потенциально новую для международных исследований область. Научная значимость этих результатов определяется данными о психометрических показателях различных методик и процедур и их связях. С практической точки зрения, эти данные укажут стратегии выбора методик оценки качества жизни, ориентированных на конкретные прикладные задачи, но дающие возможности соотнесения с данными, полученными при помощи других инструментов. По результатам эмпирических исследований исходная модель получит эмпирическое обоснование. В итоговой модификации теоретическая модель получит новое описание, включающее структуру качества жизни и компоненты личностного потенциала, опосредствующие интегральную оценку человеком своей жизни. Помимо этого, планируется исследование ключевых компонентов личностного потенциала, опосредствующих связь социоэкономических факторов с интегральной оценкой благополучия, а также дифференцированы их функции – медиаторные и модераторные. Будут описаны гендерные, возрастные, психологические и социальные факторы, влияющие на интегральную оценку человеком своей жизни. Научная значимость этого аспекта состоит в систематизации и уточнении личностных факторов, определяющих преломление макроэкономических показателей в индивидуальные объективное и субъективное качество жизни. Практическая значимость включает выявление возможных мишеней личностного уровня, связанных не только с непосредственным улучшением качества жизни, но и определяющих то, как будут восприняты и к каким последствиям приедут интервенции по его улучшению. Следует отметить, что задачи интеграции и разработки такого рода модели релевантны задачам, преследуемым Международным обществом по изучению качества жизни (International Society for Quality of Life Studies, ISQOLS) и, в меньшей степени, Международной ассоциацией позитивной психологии (International Positive Psychology Association, IPPA).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Результаты теоретического анализа Качество жизни – это сложное междисциплинарное понятие, объединяющее попытки теоретического и эмпирического изучения существенных особенностей человеческой жизни с точки зрения их благоприятности. На сегодняшний день отмечается появление целого ряда профессиональных организаций, которые поддерживают концептуальное и эмпирическое развитие качества жизни, а также распространение и популяризацию концепции качества жизни в различных сферах общества. Исследователи во всём мире констатируют наступление новой эры построения составных или обобщенных социальных индикаторов, а также признают ключевую роль объединения социальных показателей с изучением показателей субъективного благополучия, поскольку такие исследования развиваются последние 50 лет и показали свою значимость. Качество жизни можно рассматривать с точки зрения структуры (доменов) и содержания (удовлетворенности). Одновременно с этим важно констатировать существование проблем, связанных с мерой субъективного благополучия. В первую очередь это касается компонента удовлетворенности жизнью, поскольку (1) для того, чтобы оценить жизнь в целом, человек должен обладать достаточно хорошо развитой рефлексией, чтобы оценить свою жизнь; а также потому что (2) мы недооцениваем факт, что далеко не каждый человек может адекватно реально выполнить это задание, т.е. окинуть своим взглядом жизнь как целое и оценить её как целое. Другой проблемой является терминологическая путаница. Слово «счастье» чаще употребляется, когда нужно сделать акцент на аффективной оценке жизни. Понятие «субъективное благополучие» используется в более широких значениях, чем счастье. Иногда вместо него используют термин психологическое благополучие. Ряд авторов предпочитают использовать понятие счастья скорее в качестве синонима субъективного благополучия, т.е. как субъективное наслаждение жизнью в целом и понимает под ним хорошее психическое функционирование, высокую жизнеспособность. Мы полагаем, что если объединить основные выделяемые авторами субъективные «параметры» жизни – ценность жизни, возможности жизни/среды, результативность жизни/удовлетворенность жизнью – на едином теоретическом фундаменте, то дальнейшие измерения качества жизни обретает многомерность. Тогда субъективные индикаторы качества жизни могут включать в себя (1) субъективную оценку условий жизнедеятельности (экономических, социальных, политических и др.); (2) субъективную оценку своего состояния (физического и психологического здоровья), своих достижений и исполненности (самореализация); (3) удовлетворенность отдельными сферами жизни (доменами) и жизнью в целом (счастье, благополучие) и (4) субъективно воспринимаемые возможности повышения своего благополучия. При этом целью повышения качества жизни должно становиться увеличение (5) ценности жизни. Другим важным положением для исследования и диагностики выступает различение трех критериев качества, а именно (1) эмоциональной оценки жизни; (2) осмысленности жизни и (3) меры контроля над ходом собственной жизни. Разработка методического инструментария Было проведено исследование, посвященное апробации русскоязычной версии скрининговой шкалы позитивных и негативных переживаний Э. Динера. Более подробно результаты данного исследования отражены в статье Е.И. Рассказовой и А.А. Лебедевой «Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии», которая в настоящий момент находится на рецензировании в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики». В исследовании, посвященном апробации русскоязычной версии методики исследования качества жизни М. Фриша, было доказано, что: Во-первых, надежность-согласованность методики составила 0,72 у студентов и 0,95 у взрослых, а общий показатель был связан с удовлетворенностью жизни, субъективным счастьем, позитивными и низким уровнем негативных эмоций, вовлеченностью, осмысленностью жизни, ориентацией на будущее, удовлетворением базовых потребностей, в том числе в учебе, а также внутренней, идентифицированной и позитивной интроецированной учебной мотивацией. Во-вторых, согласно полученным результатам, в разных выборках (студентов и взрослых) разные жизненные сферы выходят на первый план, детерминируя общую удовлетворенность, а «коррекция» показателя с учетом субъективной важности сфер способствует лучшему предсказанию удовлетворенности эмоциональным состоянием и общением, ориентации на будущее, отказа от фатализма, вовлеченности, а у студентов – внутренней учебной мотивации. Анализ результатов эмпирических исследований Результаты эмпирического исследования субъективных индикаторов качества жизни в структуре личностного потенциала (n=140) свидетельствуют о том, что при доминировании определенных дефицитов и деформаций личностного потенциала, затрудняющих процессы саморегуляции и самореализации, в том числе деформации субъективного качества жизни, возникают специфические особенности жизнедеятельности субъекта, приводящие к формированию синдрома алкогольной зависимости. Более подробное описание результатов приводится в статье Бохан Т.Г., Галажинский Э.В., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Боженкова К.А. «Субъективное качество жизни в структуре личностного потенциала у представителей молодёжи Севера Сибири» (журнал Вестник Кемеровского университета, декабрь 2018 г). Анализ результатов эмпирических исследований позволил констатировать исключительную важность периода обучения в вузе для выбора типа будущей профессиональной траектории и варианта профессионального развития, определяемого с учётом субъективных характеристик качества жизни. Использование современных образовательных технологий направленно на оптимизацию образовательной траекторий студента с целью формирования взаимозависимости между процессом и результатом обучения в вузе и последующей профессиональной траекторией. В результате возникает порождающий эффект образовательной среды – возникновение принципиально новой модели специалиста. Более подробное описание результатов приводится в статье В.Н. Петровой и А.В.Ларионовой «Индивидуализация образования в смешанном обучении» (журнал Открытое и дистанционное образование, декабрь 2018 г.) Результаты теоретического анализа и собственных эмпирических исследований (n=194) позволяют нам говорить о существовании принципиально разных способов профессионального развития современного специалиста: ориентированного на реализацию традиционного типа вертикальной крьеры и ориентированного на жизнеосуществление и саморазвитие. Выбор типа профессионального развития не зависит от объективных социальных характеристик (пол, возраст, образование, занимаемая должность и проч.), а в большей степени определяется индивидуальным ценностями и критериями качества жизни, карьерными ориентациями, отношением к собственному прошлому и будущему, ориентацией на профессиональную мобильность /стабильность. Более подробное описание результатов приводится в статье В.Н. Петровой и Н.В. Козловой «Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления» (Сибирский психологический журнал, декабрь 2018 г.). Приведённые результаты теоретического анализа и анализа результатов эмпирических исследований являются основой для построения развёрнутых эмпирических гипотез в планируемых на 2019 г. исследованиях. Они также нашли своё отражения в текстах докладов на следующих научных конференциях: • 9th European Conference on Positive Psychology, June 27–30, 2018, in Budapest, Hungary (https://ecpp2018.akcongress.com/index.php/conference), Valeria Petrova «Employee satisfaction in the Siberia region»; • International Symposium “Happiness beyond well-being” Moscow, Russia, June 1-2, 2018 (https://positivelab.hse.ru/ru/symposium2018/program), Dmitry Leontiev (HSE, Russia) «Happiness beyond well-being: toward a multidimensional model»; • Международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch Томск, 2018 (https://edcrunch.tsu.ru/), Валерия Петрова «Индивидуализация образования в смешанном обучении как предиктор качества жизни будущего специалиста». • Международный научно-исследовательский семинар «Качество жизни в условиях глобальной трансформации человечества» Актру, Республика Алтай, 4 – 14 июня 2018 г. (http://quality-of-life.tsu.ru/?page_id=51 ). Дмитрий Леонтьев «Антропологические предпосылки субъективного благополучия: образ человека и его благополучие с позиции позитивной психологии», Валерия Петрова «Качество жизни и профессиональное развитие».

 

Публикации

1. - ghjhgjfj -, - (год публикации - ).

2. - Субъектиные индикаторы и психологические предикторы качества жизни сайт Лаборатории сравнительных исследований качества жизни Национального исследовательского Томского государственного университета, http://quality-of-life.tsu.ru/?page_id=747 (год публикации - ).

3. Бохан Т.Г., Галажинский Э.В., Ульянич А.Л., Терехина О.В., Боженкова К.А. Субъектиное качество жизни в структуре личностного потенциала у представителей молодёжи Севера Сибири Вестник Кемеровского государственного университета, - (год публикации - 2018).

4. Петрова В.Н. Ларионова А.В. Индивидуализация образования в смешанном обучении как предиктор профессионального развития будущего специалиста Открытое и дистанционное образование, - (год публикации - 2018).

5. Петрова В.Н., Козлова Н.В. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления Сибирский психологический журнал, - (год публикации - 2018).