КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 15-18-00109

НазваниеЭтнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы (с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов)

РуководительЗинченко Юрий Петрович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2018 г. - 2019 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словаустановки, этнокультурная идентичность, межкультурные и межнациональные отношения, толерантность, ксенофобия, этноцентризм, экстремизм,культурно-исторический подход, постнеклассическая парадигма, информационная и психологическая безопасность, технология виртуальной реальности

Код ГРНТИ15.41.61


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В рамках Проекта 2018 будет продолжено развитие системной модели этнокультурной идентичности для изучения и формирования позитивных межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы. Будут более глубоко разработаны представления об уровнях (декларируемом и неосознаваемом), аспектах (гражданский, этнический, региональный, религиозный, культурный, субкультурный и т.д.) и компонентах этнокультурной идентичности и их взаимосвязях, что позволит внести важный вклад в понимание феномена этнокультурной идентичности, представления о котором в мировой науке все ещё отличаются разрозненностью и отсутствием определенности и согласованности во взглядах на его содержание, развитие, иерархию компонентов. Из широкого класса независимых переменных будут выявлены те, которые определяют специфику этнокультурной идентичности, влияют на иерархию её аспектов, определяют гармоничное взаимодействие когнитивного, эмоционально-мотивационного и установочно-поведенческого компонентов на основе дополнительного анализа результатов проведенного масштабного исследования на российской выборке посредством разработанной в рамках Проекта 2015 Комплексной психодиагностической методики. Результаты позволят определить, на какие переменные следует опираться для проведения массового экспресс-мониторинга этнокультурной идентичности россиян и связанных с ней важных социальных процессов – психологического благополучия, восприятия социальной стабильности и качества жизни. Новое направление исследования составит изучение этнокультурной идентичности в онтогенезе, на разных стадиях психического развития ребенка. На основе специально разработанного в этих целях методического инструментария будут определены этапы развития этнокультурной идентичности как новообразования с позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Предполагается разработать методический инструментарий, направленный на выявление взаимосвязи этнокультурной идентичности с психологическим благополучием и психическим здоровьем детей и подростков, который в дальнейшем может использоваться в мониторинге этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов в детском возрасте. Будет изучено влияние современного информационного пространства, современных средств массовой информации и коммуникации, которыми пронизана жизнь молодого поколения и без учета которых рассмотрение идентичности сегодня оказывается неполным, на формирование этнокультурной идентичности российских детей и молодежи – цифровая этнокультурная идентичность. Для исследования неосознаваемого уровня феномена этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов будут разработаны и апробированы уникальные инновационные методики на основе психофизиологических методов, технологии виртуальной реальности и технологии айтрекинга, с успехам применявшиеся для решения научных проблем и соответствующих им задач Проекта 2015. Их применение будет направлено на выявление взаимосвязи этнокультурной идентичности с когнитивными процессами и мозговыми механизмами. Будут разработаны экспериментальные процедуры, направленные на изучение нейрофизиологических механизмов взаимосвязи этнокультурной идентичности человека и когнитивных процессов. Будут изучены мозговые механизмы, связанные с региональным аспектом этнокультурной идентичности. Полученные результаты внесут существенный вклад в развитие современной области культурной нейронауки, в том числе, благодаря новым данным об особенностях мозговых механизмов, обусловливающим влияние регионального аспекта этнокультурной идентичности, у представителей различных этнических групп, населяющих территорию Российской Федерации. Планируемые результаты позволят также расширить методический инструментарий, используемый в психологии и психофизиологии для выявления и изучения установок и предпочтений в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

Ожидаемые результаты
Будет уточнена и детализирована междисциплинарная модель изучения этнокультурной идентичности как динамической саморазвивающейся системы с позиций постнеклассического подхода, адекватного современному уровню развития науки. Будут углублены представления об уровнях (декларируемом и неосознаваемом), аспектах (гражданский, этнический, региональный, религиозный, культурный, субкультурный и т.д.) и компонентах этнокультурной идентичности и их взаимосвязях, что позволит внести важный вклад в понимание феномена этнокультурной идентичности, представления о котором в мировой науке все еще отличаются разрозненностью и отсутствием определенности и согласованности во взглядах на его содержание, развитие, иерархию компонентов. Из широкого класса независимых переменных будут выявлены те, которые определяют специфику этнокультурной идентичности, влияют на иерархию ее аспектов, определяют гармоничное взаимодействие когнитивного, эмоционально-мотивационного и установочно-поведенческого компонентов на основе дополнительного анализа результатов проведенного масштабного исследования на российской выборке посредством разработанной в рамках Проекта 2015 Комплексной психодиагностической методики. Результаты позволят определить, на какие переменные следует опираться для проведения массового экспресс-мониторинга этнокультурной идентичности россиян и связанных с ней важных социальных процессов – психологического благополучия, восприятия социальной стабильности и качества жизни, а также завершить разработку наиболее адекватного социальным запросам экспресс-варианта Методики. Будет рассмотрено развитие этнокультурной идентичности в онтогенезе, на разных стадиях психического развития детей. На основе специально разработанного в этих целях методического инструментария будут определены этапы развития этнокультурной идентичности как новообразования с позиций культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Будет разработан методический инструментарий, посредством которого будет выявлена взаимосвязь этнокультурной идентичности с психологическим благополучием и психическим здоровьем детей и подростков, который в дальнейшем может использоваться в мониторинге этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов в детском возрасте. Будет изучено влияние современного информационного пространства, современных средств массовой информации и коммуникации, которыми пронизана жизнь молодого поколения, на формирование этнокультурной идентичности российских детей и молодежи – цифровая этнокультурная идентичность. Для исследования неосознаваемого уровня феномена этнокультурной идентичности и связанных с ней процессов будут разработаны и апробированы уникальные методики, позволяющие выявить взаимосвязи этнокультурной идентичности с когнитивными процессами и мозговыми механизмами. Будут разработаны экспериментальные процедуры, направленные на изучение нейрофизиологических механизмов взаимосвязи этнокультурной идентичности человека и когнитивных процессов. Создание и апробация данных процедур позволят в дальнейшем осуществлять экспериментальное исследование сложных социально-психологических феноменов с применением интегрального подхода регистрации массива психофизиологических показателей и психологических индикаторов. Будут изучены мозговые механизмы, связанные с региональным аспектом этнокультурной идентичности. Полученные результаты внесут существенный вклад в развитие современной области культурной нейронауки, в том числе, благодаря новым данным об особенностях мозговых механизмов, обусловливающих влияние регионального аспекта этнокультурной идентичности, у представителей различных этнических групп, населяющих территорию Российской Федерации. Для углубленного изучения межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок в системе этнокультурной идентичности будет определен набор психофизиологических показателей, являющихся надежными индикаторами психоэмоционального состояния «приятия-неприятия» лиц, репрезентирующих различные этнические и культурные группы. С целью объективного оценивания установок респондентов к представителям разных этнических групп будет разработан алгоритм использования психофизиологических индикаторов: способы регистрации, обработки и представления данных; шкала принятия решений относительно «приятия-неприятия» лиц, репрезентирующих различные этнические группы. Планируемые результаты позволят расширить методический инструментарий, используемый в психологии и психофизиологии для выявления и изучения установок и предпочтений в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В отчетном году работы по проекту были направлены на дальнейшее развитие системной модели этнокультурной идентичности с позиции постнеклассической парадигмы. Особое внимание было уделено: проблеме развития и содержания этнокультурной идентичности в онтогенезе с учетом влияния цифрового общества на развитие детей и подростков; разработке методов исследования содержания и развития этнокультурной идентичности в детском возрасте; совершенствованию и развитию объективных методов, позволяющих регистрировать психофизиологические показатели в экспериментах по изучению этнокультурной идентичности, межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок; расширению возможностей применения технологии виртуальной реальности и созданию новых виртуальных сред с использованием CAVE и HMD систем для экспериментов по изучению межэтнических и межрасовых установок субъекта в процессе «взаимодействия» с аватарами. Были выполнены следующие работы и достигнуты следующие результаты. С позиций культурно-исторического подхода проведен критический анализ существующих теорий в области изучения проблемы этнокультурной идентичности в детском и подростковом возрасте и выполнен обзор результатов исследований последних лет, который выявил: острую необходимость развития и создания качественных методов исследований и лонгитюдных исследований в дополнение к широко используемым на протяжении последних десятилетий опросным методам; необходимость изучения социальной ситуации развития ребенка с учетом особенностей его ближайшего окружения и влияния на развитие этнокультурной идентичности со стороны участников образовательного и воспитательного процесса; одним из важнейших направлений изучения развития этнокультурной идентичности у современных детей и подростков, как и идентичности в целом, становится изучение влияния на неё цифрового общества, без чего невозможно понимание особенностей психического и личностного развития подрастающего поколения; необходимость сопоставления результатов, полученных посредством более широкого спектра методов исследования. Проведен теоретический анализ исследований «цифровой идентичности» в психологии, социологии, философии, лингвистике и других науках, который позволил выявить и обобщить их основные темы и направления: соотношение онлайн и офлайн идентичности, сходство и различия Я-реального, Я-виртуального и Я-идеального; позитивные аспекты предоставляемой социальными сетями возможности конструирования офлайн идентичности для формирования личности в детском и подростковом возрасте; негативные аспекты конструирования офлайн идентичности для формирования личности в детском и подростковом возрасте; представленность различных аспектов или «режимов идентичности» в социальных сетях и возможности для их изучения. Проанализированы методы для изучения влияния цифрового общества на идентичность, и показано, что одним из наиболее релевантных для экспериментального изучения «цифровой идентичности» методов представляется data-mining или метод глубинного анализа данных. Посредством данного метода было проведено исследование на базе открытых данных пользователей в сети «Вконтакте». Всего были охвачены профили 108591 пользователей в возрасте до 18 лет включительно из тех же субъектов федерации, в которых на предыдущих этапах реализации проекта проводилось эмпирическое исследование. Результаты свидетельствуют о том, что цифровая идентичность, как и идентичность офлайн, имеет культурно опосредованный характер, что подтверждается различиями в предоставляемой о себе информации и акценте на разных аспектах идентичности у пользователей сети «Вконтакте», проживающих в разных субъектах федерации. Проведенное исследование показало правомерность применения глубинного анализа данных (data-mining) для анализа самопрезентации подростков в социальных сетях. Анализ результатов свидетельствует о том, что в целом жизненная позиция современных российских подростков сформирована с учетом влияния традиционных ценностей, что, в частности, подтверждается высокой значимостью выбора респондентами варианта «семья и дети» в компонентах «главное в жизни» и «источник вдохновения». В то же время, выраженность этих ценностей обусловлена социокультурными особенностями, что подтверждается выявленными значимыми различиями при сравнении результатов групп из разных субъектов федерации. Разработана методика, предоставляющая дополнительные возможности для изучения содержания и развития этнокультурной идентичности в ходе онтогенеза и учитывающая влияние на личностное и психическое развитие современных детей «цифрового общества», в основу дизайна которой положен принцип семантического дифференциала Ч. Осгуда (1955). Методика (рабочее название «Визуально-семантический дифференциал») имеет следующие преимущества перед другими методами: сочетание возможностей качественного анализа с количественной обработкой результатов как индивидуальных, так и групповых; выполнение методики доступно не только подросткам, но и младшим детям, начиная с 4-х – 5-тилетнего возраста; стимульный материал и процедура проведения соответствуют социальной ситуации развития и возрастно-психологическим особенностям современных детей, методика с интересом воспринимается детьми, учитывая особенности их «цифровой социализации»; позволяет варьировать стимульный материал в зависимости от целевой категории; подходит для проведения лонгитюдных исследований; создает основу не только для исследования содержания и развития этнокультурной идентичности, но и для развития позитивных межэтнических и межрасовых установок. Апробация методики проведена на малой выборке (21 ребенок в возрасте от 4 до 13 лет). Подтверждено, что разработанный стимульный материал соответствует психологическим новообразованиям и ведущей деятельности в дошкольном и школьном периодах, а также позволяет учитывать особенности социальной ситуации развития детей и подростков, определяемые цифровым обществом. Методика была включена в комплексную программу, направленную на изучение этнокультурной идентичности и её связь с психологическим благополучием детей и подростков с учетом специфики влияния возраста, особенностей социальной ситуации развития и окружающей среды. Программа предполагает проведение исследования с двумя целевыми группами - детьми и их родителями. Для родителей был разработан опросник, включающий три основных блока: 1 блок - Направлен на получение представлений родителей о психологическом благополучии, психическом здоровье ребенка и семейной ситуации в целом. 2 блок - Позволяет получать представления об особенностях социокультурной ситуации развития ребенка. 3 блок - Направлен на выявление особенностей взаимодействия детей с цифровым и информационным пространством. Исследование этнокультурной идентичности у детей и подростков включало в себя следующие блоки: 1 блок - Полуструктурированная беседа с ребенком, направленная на изучение когнитивного и эмоционального компонента этнокультурной идентичности. 2 блок - Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Эклбад, 1994), предназначенная для диагностики сферы общения ребенка, взаимоотношения с другими детьми, выявления симпатий к другим, выявления значимых людей в жизни ребенка. Данная методика была также использована для выявления уровня психологического благополучия детей и подростков. 3 блок - Разработанная методика «Визуально-семантический дифференциал» Исследование проводилось в семьях, в домашней обстановке, индивидуально с каждым ребенком. Одним из значимых результатов пилотажного исследования является тот факт, что знания детей, участвовавших в исследовании (даже в младшем подростковом возрасте), относительно родной страны, национальности и родного языка не являются системными и не интериоризированы, а чаще состоят из отдельных элементов, не связанных между собой. При этом отмечается избыточность спорадических званий – знание названий множества стран, языков, национальностей, государственных флагов, и несформированность понятий и отсутствие понимания существенных свойств. Можно предположить, что в условиях высокой доступности информации, опосредованных цифровым пространством, формирование этнокультурной идентичности в детском и подростковом возрасте осложняется как в связи с отсутствием системности получаемых знаний, так и в связи с низкой субъективной актуальностью самой задачи развития этнокультурной идентичности для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Выявлены особенности в развитии и содержании этнокультурной идентичности детей, чьи родители относятся к одной национальности и детей, чьи родители имеют разное этническое происхождение. Опрос родителей позволяет получить достаточно полную информацию о социальной ситуации развития ребенка и дополнить представление о его психологическом благополучии. Методический комплекс прошел успешную апробацию и будет применяться на следующем этапе реализации проекта. С целью дальнейшего изучения скрытых неосознаваемых механизмов этнокультурной идентичности (регионального аспекта), в том числе, различий в восприятии, разработана экспериментальная процедура. Было установлено, что применение фигур Навона в качестве стимулов является наиболее релевантным задаче исследования стратегий восприятия (аналитических и холистических) как индикаторов неосознаваемых различий в региональном компоненте этнокультурной идентичности. На базе устройств SMI Eye-tracking glasses и Emotiv Epoc+ создана комплексная процедура регистрации активности головного мозга и системы регистрации движений глаз, позволяющая изучать указанные стратегии восприятия. Процедура апробирована на малой выборке. Разработана экспериментальная процедура многоканальной регистрации и анализа комплекса психофизиологических реакций респондента в ответ на предъявление ему визуальной информации, имеющей высокую субъективную значимость и влияющую на формирование межэтнических, межкультурных и межконфессиональных установок. Для регистрации психофизиологических реакций респондента в условиях виртуальной реальности (CAVE-система) экспериментальная процедура предполагает использование трех аппаратно-программных модулей - модуля мониторинга физиологических параметров, модуля сбора (хранения) данных и модуля обработки (анализа) информации. Завершена работа по адаптации методики многоканальной регистрации психофизиологических показателей психоэмоционального состояния наблюдателя к условиям виртуальной реальности. Результаты пилотажного исследования показали, что основной проблемой регистрации комплекса психофизиологических показателей, отражающих динамику психоэмоционального состояния испытуемых в виртуальной CAVE-системе, является наличие артефактов от движений испытуемых. Для снижения влияний этих артефактов на результаты исследования неосознаваемых аспектов этнокультурной идентичности и межэтнических и межкультурных установок разработаны методики их механической и программной редукции. Продолжен начатый на предыдущем этапе цикл работ по изучению и адаптации возможностей систем виртуальной реальности (ВР) к изучению этнокультурных процессов. Для этого были разработаны новые виртуальные среды (ВС), моделирующие ситуацию коммуникации с аватарами, репрезентирующими разные расы и этнические группы. В отличие от предыдущих исследований, их создание проводилось с помощью программного обеспечения Unity Pro, что обеспечило более реалистичные характеристики как объектов, так виртуальных партнеров. Разработаны модели аватаров, различающиеся по этнической внешности, для создания которых использовалось программное обеспечение MakeHuman 1.1.1-1. Модифицирован комплексный метод оценки проявления этнических предпочтений. Проведены серии экспериментов по изучению проявления этнокультурных предпочтений в ситуации взаимодействия респондента с одним аватаром или группой аватаров разной этнической внешности с использованием CAVE системы виртуальной реальности. В исследовании принял участие 41 респондент (женщины – 22 человека, мужчины -19 человек, в возрасте от 18 до 26 лет). Были продолжены методические разработки виртуальных сред, моделирующих ситуацию «совместной деятельности» с аватарами, репрезентирующими разные расы и этнические группы. Для оценки влияния «совместной деятельности» на формирование межэтнических установок пользователя была осуществлена методическая работа по модификации опросника, разработанного на предыдущих этапах данного проекта. Созданная среда позволяет модифицировать сценарий и разрабатывать новые сценарии с целью изучения межэтнических и межрасовых установок. Предполагается разработка дополнительных сценариев в следующем году реализации проекта. Таким образом, на данном этапе реализации проекта спектр методов и возможностей исследования этнокультурной идентичности был расширен за счет: во-первых, применения метода, позволяющего одновременно получить и предоставить возможности анализа большого количества данных (дата-майнинг); во-вторых, разработанного качественного метода исследования, позволяющего более глубоко исследовать содержание, развитие, механизмы и факторы этнокультурной идентичности в детском возрасте посредством всестороннего изучения социальной ситуации развития детей и подростков в возрасте от 4 до 13 лет и их окружающей среды; в-третьих, расширения объективных психофизиологических показателей, применяемых для исследования неосознаваемого уровня этнокультурной идентичности; в-четвертых, расширения спектра сценариев с использованием технологии виртуальной реальности. Анализ и сопоставление результатов, полученных на основе всех применяемых методов, позволяет уточнять, дополнять и развивать разрабатываемую нами постнеклассическую системную модель этнокультурной идентичности. Результаты исследований были представлены в 9 выступлениях участников проекта и студентов на российских и международных конференциях, в том числе: ECVP-2018, г. Триест, Италия, 26-30 августа 2018; IOP-2018, г. Лукка, Италия, 4-8 сентября 2018; Международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной семьи», Москва, 3-6 октября 2018 г.; Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018», Москва, 9-13 апреля 2018 г., Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 г. Опубликованы или находятся в печати 10 публикаций, в том числе 5 из них индексируются в базах данных Web of Science или Scopus и 7 - в базе данных РИНЦ.

 

Публикации

1. Зинченко Ю.П. Этнокультурная идентичность и психологическое благополучие: методологические аспекты Субъективное благополучие и эмоциональная безопасность личности: Материалы IX Международного симпозиума (12-13 июля 2018 г.) / под науч. ред. д-ра психол. наук, проф. Е.Б. Перелыгиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет., С. 25-30. (год публикации - 2018)

2. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р. С., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Исследование идентичности подростков, воспитывающихся в современной российской семье: возможности глубинного анализа данных (data mining) Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (Москва, 3-6 октября 2018 г.). Под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной. Екатеринбург., С.14-25. (год публикации - 2018)

3. Ковалев А.И., Гасимов А.Ф. The cultural differences in eye movements during scene perception International Journal of Psychophysiology, Т. 131. С. 129-130. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.350

4. Ковалев А.И., Ласьков Г.Д. Взаимосвязь параметров движений глаз и эстетических предпочтений Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018., Выпуск 9, С. 57-66. (год публикации - 2018)

5. Меньшикова Г.Я., Красильщикова Н., Исайчев С.А. The study of ethnic attitudes using psychophysiological reactions International Journal of Psychophysiology, Т. 131. С. 158-159. (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.421

6. Меньшикова Г.Я., Тихомандрицкая О.А. Gender bias when interacting with avatars International Journal of Psychophysiology, Т. 131. С. 116-117 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2018.07.315

7. Меньшикова Г.Я., Тихомандрицкая О.А., Савельева О.А., Попова Т.В. Gender differences during interactions with avatars of diverse ethnic appearances Psychology in Russia: State of the Art, - (год публикации - 2018)

8. Шайгерова Л.А., Ваханцева О.В. Самокатегоризация российских подростков из различных субъектов федерации в современных социокультурных условиях: общее и особенное Материалы I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Л.А.Цветковой, Е.Н.Волковой, А.В.Микляевой. В 2-х частях. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2018. - 354 с., Часть 1., Т. 1, С. 133–143. (год публикации - 2018)

9. Шилко Р.С., Шайгерова Л.А., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. The Impact of Region on the Perception of Psychological Well-being: Comparative Study in Russian Federation The 10th International Multi-Conference on Complexity, Informatics and Cybernetics (IMCIC 2019), - (год публикации - 2019)

10. Попова Т.В.,Савельева О.А.,Меньшикова Г.Я., Тихомандрицкая О.А. Gender differences in interpersonal distances during interactions with avatars European Conference on Visual Perception 2017. Abstract Book, С. 50-51. (год публикации - 2018)

11. - О ХОДЕ ПРОЕКТА «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ: РАЗРАБОТКА СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК С ПОЗИЦИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ» официальный сайт профессиональной корпорации психологов России "Российское психологическое общество", http://psyrus.ru/rpo/sektsii-rpo/etnokulturnykh-issledovaniy/ (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
На этапе 2019 года в проекте особое внимание уделено исследованию формирования и развития этнокультурной идентичности (ЭКИ) в ходе онтогенеза у российских детей, подростков и молодежи, начиная от дошкольного возраста (3-6 лет) и заканчивая ранней взрослостью (18-26). С этой целью продолжена разработка разнообразных методов исследования этнокультурной идентичности с использованием технологий и приемов, соответствующих конкретным задачам, необходимым для анализа результатов объемам выборки, а также возрастной периодизации, опирающейся на культурно-исторический подход, но учитывающей специфику психического и личностного развития в цифровом российском обществе. Завершена разработка методики «Визуально-семантический дифференциал ЭКИ», предназначенной для исследования развития и содержания этнокультурной идентичности в детском возрасте (от 3-х до 13-ти лет). В московских детских садах и школе проведена ее апробация в контексте целостной методической программы, предусматривающей изучение взаимосвязи этнокультурной идентичности и психологического благополучия ребенка. Результаты позволили выявить особенности развития ЭКИ и межгрупповых установок в различные периоды развития ребенка. Количественный и качественный анализ результатов апробации показал, что с возрастом (к младшему подростковому возрасту), во-первых, снижается самооценка ребенка, во-вторых, формируются более негативные межэтнические установки, чем в младших возрастах. Показано, что сензитивным периодом для формирования позитивной ЭКИ и позитивных межгрупповых установок является не подростковый возраст, как подчеркивается в исследованиях ЭКИ, а более ранние возрастные периоды – дошкольный и младший школьный возраст, когда внешняя непохожесть другого не является основанием формирования негативной установки. Таким образом, необходимо использовать сензитивные периоды (дошкольный и младший школьный возраст) для формирования позитивных межгрупповых установок. На основе разработанной ранее Комплексной методики изучения этнокультурной идентичности было проведено исследование, в котором приняли участие 517 подростков в возрасте от 15 до 18 лет (M = 16,46; SD = 1,07) из 9 субъектов РФ (6 федеральных округов). Проанализирована взаимосвязь этнокультурной идентичности с такими переменными как принадлежность к определенным социальным группам, этнолингвистические характеристики, различные аспекты субъективного благополучия, интенсивность использования интернета и социальных сетей и особенности поведения онлайн. Также рассматривалась взаимосвязь особенностей этнокультурной идентичности и психологического благополучия подростков с особенностями пользовательского поведения в интернете и социальных сетях, в том числе, непосредственно с количеством проводимого в интернете времени. Сравнительный анализ самокатегоризации российских подростков из различных субъектов федерации показал, что этнокультурная идентичность значительно менее важна в системе общей идентичности по сравнению с другими видами идентичности (общечеловеческая, индивидуальные характеристики). В то же время, показано, что самокатегоризация российских подростков и иерархия категорий идентичности в общей системе идентичности определяется как общероссийским контекстом, так и спецификой социокультурного контекста, характерного для конкретного субъекта РФ. Проведено исследование возможностей применения анализа социальных сетей к изучению этнокультурной идентичности российских подростков. Посредством создания кода на языке R (R 3.6.1 + R Studio 1.2.1335) был выполнен анализ связей 47 сообществ социальной сети «ВКонтакте», контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности (этнический, культурный, религиозный, региональный, гражданский). Из данных сообществ были отобраны пользователи в возрасте от 14 до 18 лет из тех же девяти субъектов РФ, в которых проводилось социально-психологическое исследование ЭКИ. Применение дата-майнинга позволило охватить более 1 млн 300 тыс. пользователей интересующего нас возраста. По каждому субъекту федерации выявлены и проанализированы с учетом социокультурного контекста различные типы связей между сообществами. Результаты продемонстрировали имеющиеся перспективы анализа социальных сетей, позволяющего охватить широкие слои пользователей интернет-сообществ, для изучения этнокультурной идентичности российской молодежи в цифровой среде. Разработана интегральная процедура изучения психофизиологических механизмов региональной идентичности, включающая в себя одновременно регистрацию движений глаз и регистрацию биоэлектрической активности головного мозга при предъявлении стимульного материала (фигур Навона). В результате исследования удалось показать различия в направлении фокуса внимания на поведенческом и нейрофизиологическом уровнях в зависимости от региональных особенностей, что свидетельствует о необходимости учитывать неосознаваемые механизмы в процессе формирования и развития этнокультурной идентичности. В психофизиологических экспериментах, проведенных на данном этапе проекта, зафиксирована выраженная тенденция увеличения значений кожно-гальванической реакции (как физиологического показателя эмоционального реагирования) и средней дистанции взаимодействия в CAVE-системе с аватарами, репрезентирующими «другие» этнические группы по сравнению с аватарами, репрезентирующими «свою» этническую группу. Проведен анализ возможностей применения систем виртуальной реальности для изучения этнокультурных процессов и возможностей формирования позитивных установок с применением виртуальных сред и аватаров, репрезентирующих различных этнические группы и расы. Разработано несколько оригинальных сценариев взаимодействия с аватарами, репрезентирующими различные антропологические типы. Выявлены различия в поведенческих реакциях (устанавливаемая дистанция) и психофизиологических показателей при взаимодействии участника исследования с аватарами своей и другой этнических групп, а также изменения показателей кожно-гальванической реакции. Эксперименты, проведённые посредством виртуальной реальности, где в качестве участников выступили представители российской молодежи в возрасте 17-26 лет показали, что на декларируемом уровне россияне в период ранней взрослости в целом демонстрируют отсутствие негативных межэтнических и межрасовых установок по отношению к представителям разных рас и этнических групп, тогда как применение методов объективной регистрации в специально организованных условиях данных свидетельствует о наличии реакции на внешние различия виртуальных партнеров (аватаров). Разработанные методики и виртуальные среды в дальнейшем могут стать основой не только для проведения исследований, но и для организации формирующих экспериментов для различных возрастов и категорий, в том числе, и при проведении дискуссий и обсуждения результатов с их участниками в групповом формате, где в психологически безопасных контролируемых условиях могут быть проработаны неосознаваемые установки и заложены основы для формирования и развития позитивной этнокультурной идентичности, начиная от дошкольного возраста и заканчивая ранней взрослостью. Результаты проекта представлены в многочисленных докладах на российских и международных научных конференциях, в публикациях в индексируемых в базах данных WoS, Scopus и РИНЦ изданиях, в том числе, во входящих в первый квартиль, в коллективной научной монографии, а также включены в целый ряд программ учебных курсов лекций и в практические занятия для студентов.

 

Публикации

1. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Алмазова О.В., Шилко Р.С., Ваханцева О.В. Connection between the amount of time spent by Russian teenagers on the Internet and their psychological well-being European Psychiatry, 56S, S208 (год публикации - 2019)

2. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С. Методологические проблемы изучения этнокультурной идентичности детей и подростков в цифровом обществе Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, Выпуск 2, С. 875-884 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2019-2-109

3. Ковалёв А.И.,Гасимов А.Ф.,Климова О.А. Этнокультурные различия жителей Российской Федерации в процессах восприятия: региональный аспект Человек и природа. Материалы XXIX Международной междисциплинарной конференции «Проблемы социоестественной истории» / под ред. Ковалевой Н.О. – М.: МАКС Пресс, 2019., С. 79-89 (год публикации - 2019)

4. Шайгерова Л.А., Ушков Ф.И., Зинченко Ю.П., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Шилко Р.С., Ваханцева О.В. Perception of social issues by the prisoners of the penitentiary system of Russia in comparison with a control sample European Psychiatry, 56S, S583 (год публикации - 2019)

5. Шайгерова Л.А.,Шилко Р.С.,Ваханцева О.В.,Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах Национальный психологический журнал, №3, с. 4-17 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.11621/npj.2019.0302

6. Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Ваханцева О.В., Долгих А.Г., Кисельников А.А., Шилко Р.С. Этнокультурная идентичность цифрового поколения россиян Этнокультурная идентичность цифрового поколения россиян, - (год публикации - 2020)

7. Шайгерова Л.А., Ваханцева О.В., Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Data-mining as a Technique of Studying the Virtual Self in the Social Network "VKontakte" Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow)., P. 1844 (год публикации - 2019)

8. Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Зинченко Ю.П., Шилко Р.С., Ваханцева О.В. Developing and testing methods of studying the formation of ethnocultural identity in ontogeny Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow)., - (год публикации - 2019)

9. - О реализации проекта РНФ "Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы в 2018-2019 гг." официальный сайт профессиональной корпорации психологов России "Российское психологическое общество", http://psyrus.ru/rpo/sektsii-rpo/etnokulturnykh-issledovaniy/ (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Разработанный в ходе проекта методический инструментарий представляет собой надежный инструмент оценивания межгрупповых установок, выявления содержания системы этнокультурной идентичности и иерархии ее элементов, уровня психологического благополучия населения России, субъективного восприятия социальной стабильности. Результаты всестороннего исследования развития идентичности посредством разнообразных методов в разных возрастных группах детей и молодежи, различных национальностей, вероисповеданий, этнолингвистических групп, проживающих в субъектах федерации России с различными социокультурными особенностями и созданные на их основе базы данных представляют задел для всероссийского мониторинга, позволяющего выявлять и анализировать изменения в этнокультурной идентичности цифрового поколения россиян и динамику межгрупповых (межэтнических, межконфессиональных и других) установок. Многофункциональные оригинальные виртуальные среды, разработанные в рамках проекта, могут с успехом использоваться для решения проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия, в качестве эффективных средств формирования позитивных межэтнических установок в поликультурных регионах России. Полученные в проекте результаты закладывают основы для дальнейшего развития использования современных технологий (технологии виртуальной реальности и айтрекинга) в задачах разработки игровых виртуальных сценариев, направленных на диагностику, предупреждение и коррекцию межэтнических предрассудков, ксенофобии, расизма у подрастающего поколения, а также для формирования позитивных межгрупповых установок и закрепления оптимальных стратегий поведения в ситуациях межэтнического взаимодействия.