КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-79-00095

НазваниеРазвитие теоретических представлений о межмолекулярных взаимодействиях углеводородов в дизельных топливных композициях на основе молекулярного моделирования

РуководительФранцина Евгения Владимировна, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2018 - 06.2020 

Конкурс№29 - Конкурс 2018 года по мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-401 - Энергетические системы на органическом топливе

Ключевые словаНефтепереработка, дизельное топливо, теплотворная способность, воспламеняемость, низкотемпературные свойства, межмолекулярные взаимодействия, углеводороды, квантово-химические методы

Код ГРНТИ61.01.77


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Дизельные топлива - это сложные химические системы, состоящие из углеводородов различных гомологических групп, а также добавленных модификаторов и присадок для улучшения эксплуатационных свойств. При этом они должны удовлетворять требованиям к эксплуатации в условиях низких температур, воспламеняемости и, по возможности, обладать максимальной теплотворной способностью. К таким свойствам относятся: температура застывания, температура помутнения, предельная температура фильтруемости, цетановое число, а также теплота сгорания на единицу объема (энергоемкость). Указанные эксплуатационные свойства дизельных топлив фактически определяются углеводородным составом смешиваемых фракций, но при этом имеют неаддитивную природу, что связано с межмолекулярным взаимодействием компонентов различной химической природы. Однако в настоящее временя в науке не существует однозначного понимания и описания межмолекулярных взаимодействий между компонентами дизельных топливных композиций, что связано во многом со сложностью их оценки, ограничениями, накладываемыми экспериментальными методами исследования и недостаточным развитием методов молекулярного моделирования, в частности квантово-химических методов расчета электронной структуры молекул. По этой причине проблема вклада межмолекулярных взаимодействий, возникающих между компонентами дизельных топливных композиций, в формирование их эксплуатационных свойств, является актуальной. Кроме того, различные группы углеводородов, входящих в состав дизельных топлив по-разному влияют на их эксплуатационные свойства. Так н-парафины обладают высокими показателями по цетановому числу, поэтому улучшают показатель воспламеняемости. В то же время их присутствие в составе дизельных топлив ухудшает низкотемпературные свойства. Изо-парафины, наоборот, обладают лучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с н-парафинами с тем же числом углеродных атомов, однако, заметно ухудшают показатели воспламеняемости топлива. Полициклические ароматические углеводороды (би- и трициклы) нормируются ГОСТом и их содержание не должно превышать 8 % масс. (для топлив 5 класса), поскольку они оказывают негативное влияние на воспламеняемость топлива и окружающую среду. Поэтому задача, связанная с определением оптимального углеводородного состава дизельных топливных композиций для обеспечения максимальной теплотворной способности при сохранении требований по воспламеняемости и низкотемпературным свойствам, остается актуальной. Данное исследование направлено на решение научной проблемы, связанной с оценкой вклада межмолекулярных взаимодействий, возникающих между компонентами дизельных топливных композиций, в формирование их эксплуатационных свойств, что будет способствовать развитию теоретических представлений о природе межмолекулярных взаимодействий в углеводородных системах, на основе которых станет возможным разработка подходов к определению оптимального углеводородного состава дизельных топливных композиций для обеспечения максимальной теплотворной способности при сохранении требований по воспламеняемости и низкотемпературным свойствам. Для решения научной проблемы в данном исследовании предполагается решение 3 основных научных задач, связанных с: 1. Оценкой влияния различных групп углеводородов (парафинов, олефинов, нафтенов и ароматических углеводородов) на теплотворную способность дизельных топливных композиций на основе квантово-химических расчетов энтальпий окисления. 2. Изучением влияния инициаторов горения (алкилнитратов) на различные группы углеводородов дизельных топливных композиций. 3. Оценкой межмолекулярных сил, возникающих при взаимодействии углеводородов различной химической природы с депрессорными и диспергирующими присадками с использованием квантово-химических методов расчетов молекулярных комплексов «углеводород-депрессор» и «углеводород-диспергатор». Научная новизна исследования заключится, с одной стороны, в развитии теоретических представлений о межмолекулярных взаимодействиях между компонентами дизельных топливных композиций и оценке их вклада в их эксплуатационные свойства – теплотворную способность, воспламеняемость и низкотемпературные свойства. А с другой - в используемых подходах к решению проблемы оценки межмолекулярных взаимодействий, а именно: использовании методов молекулярного моделирования, в частности квантово-химических расчетов для их описания. Научная значимость решения данной проблемы будет способствовать развитию теоретических представлений о природе межмолекулярных взаимодействий в углеводородных системах, на основе которых станет возможным разработка подходов к определению оптимального углеводородного состава дизельных топливных композиций для обеспечения максимальной теплотворной способности при сохранении требований по воспламеняемости и низкотемпературным свойствам.

Ожидаемые результаты
В рамках данного исследования по решению научной проблемы, связанной с оценкой вклада межмолекулярных взаимодействий, возникающих между компонентами дизельных топливных композиций, в формирование их эксплуатационных свойств и развития теоретических представлений о природе межмолекулярных взаимодействий в углеводородных системах предполагается решение задач, связанных с теплотворной способностью, воспламеняемостью и низкотемпературными свойствами дизельных топливных композиций. Научные задачи проекта и ожидаемые результаты их выполнения: Задача 1. Оценка влияние различных групп углеводородов (парафинов, олефинов, нафтенов и ароматических углеводородов) на теплотворную способность дизельных топливных композиций на основе квантово-химических методов расчета энтальпий окисления и подход к оценке данной эксплуатационной характеристики на основе имеющихся данных о групповом составе. Ожидаемые результаты выполнения задачи 1: 1. Численные значения энтальпий реакций окисления различных групп углеводородов дизельной топливной композиции в условиях горения в двигателе; закономерности изменения энтальпий горения от длины цепи углеводородов в пределах одной гомологической группы. 2. Оценка вклада различных углеводородов в общий тепловой эффект горения с учетом влияния различных типов связей на теплотворную способность топлива. 3. Подход к оценке теплотворной способности дизельных топливных композиций на основе данных о массовом содержании различных групп углеводородов (парафинов, олефинов, нафтенов и ароматических углеводородов) и ее физико-химических свойств. Решение данной задачи позволит усовершенствовать методики расчета теплотворной способности с позиций более глубокого представления о вкладе различных энергий связей между элементами в углеводородах дизельных топливных композициях в общую теплотворную способность. Задача 2. Оценка влияния инициаторов горения (алкилнитратов) на различные группы углеводородов дизельных топливных композиций, а именно оценка стабильности образующихся радикалов из различных групп углеводородов по степени делокализации электрона с использованием квантово-химических методов расчета. Ожидаемые результаты выполнения задачи 2: 4. Численные значения энергий комплексов «инициатор горения-углеводород» в условиях горения в двигателе, закономерности изменения энергий молекулярных комплексов с различными группами углеводородов, выводы о возможности возникновения межмолекулярных сил между ними. 5. Численные значения степени делокализации электронов в алкильных и ароматических углеводородных радикалах, образующихся в дизельных топливных композициях при взаимодействии углеводородов с инициаторами горения; характер качественного влияния радикалов алкильных и ароматических углеводородных радикалов на характеристики воспламеняемости дизельной топливной композиции. Решение данной задачи позволит приблизиться к пониманию механизма действия инициаторов горения на различные группы углеводородов дизельных топливных композиций и расширить теоретические представления взаимодействия инициаторов горения с углеводородами, что позволит приблизиться к разработке подхода по определению оптимального состава дизельных топливных композиций для обеспечения требуемых характеристик по воспламеняемости. Задача 3. Оценка межмолекулярных сил, возникающих при взаимодействии углеводородов различной химической природы с депрессорными и диспергирующими присадками с использованием квантово-химических методов расчетов для оценки энергии образующихся молекулярных комплексов «углеводород-депрессор» и «углеводород-диспергатор». Ожидаемые результаты выполнения задачи 3: 6. Численные значения энергий молекулярных комплексов «углеводород-депрессор» и «углеводород-диспергатор» в стандартных условиях, закономерности изменения энергий молекулярных комплексов с различными группами углеводородов, выводы о возможности возникновения межмолекулярных сил между компонентами дизельных топливных композиций. 7. Влиянии межмолекулярных взаимодействий между молекулами углеводородов и присадок на низкотемпературные свойства дизельной топливной композиции и объяснению причин их неаддитивной природы. Решение данной задачи позволит приблизиться к пониманию действия депрессоров и диспергаторов на различные группы углеводородов, что расширит теоретические представления о такого рода взаимодействиях и будет полезно, с одной стороны, объяснению эффектов при разработке присадок, а с другой, - при разработке подхода к определению оптимального углеводородного состава при приготовлении дизельных топливных композиций на предприятиях. Выполнение проекта будет способствовать развитию теоретических представлений о природе межмолекулярных взаимодействий в углеводородных системах, на основе которых станет возможным разработка подходов к определению оптимального углеводородного состава дизельных топливных композиций для обеспечения максимальной теплотворной способности при сохранении требований по воспламеняемости и низкотемпературным свойствам. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с ростом потребностей в дизельных топливах зимних и арктических марок для использования в холодных климатических зонах. Что является актуальным в условиях новой стратегии экономического развития России и Стратегии НТР РФ по направлению Н2 Переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии. Экономический и социальный эффект от реализации проекта состоит в решении задачи.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В рамках данной работы было выполнено исследование влияния различных углеводородов на теплотворную способность и воспламеняемость дизельного топлива (цетановое число) с использованием экспериментальных методов и методов квантово-химического моделирования для учета межмолекулярных взаимодействий в дизельных топливных композициях. На основании выполненных работ получены следующие результаты. Полученные путем вакуумной разгонки на аппарате АРН образцы 10 дизельных и газойлевых фракций, отличающиеся друг от друга углеводородным составом, физико-химическими и эксплуатационными свойствами, были проанализированы экспериментально с использованием различных стандартизированных методов. Результаты определения физико-химических (плотность, вязкость, фракционный состав, содержание серы, молекулярная масса) и эксплуатационных свойств (теплотворная способность, цетановый индекс, температуры помутнения, предельной фильтруемости и застывания) полученных фракций позволяют сделать выводы о том, что данные фракции могут быть использованы в качестве компонентов дизельного топлива. Идентифицирован углеводородный состав и определено массовое содержание парафинов, нафтенов, ароматических углеводородов, содержащихся в 10 образцах дизельных и газойлевых фракциях методом хроматомасспектрометрического анализа. Результатом анализа парафинонафтеновой фракции стало молекулярно-массовое распределение парафиновых углеводородов и определены концентрации индивидуальных углеводородов. Методом двумерной хроматографии получены 2D и 3D хроматограммы 10 образцов дизельных и газойлевых фракций и идентифицированы характерные структуры моно-, би- и три- ароматических соединений, присутствующих во фракциях в наибольших количествах. Результаты определения углеводородного состава дизельных фракций и идентификации индивидуальных соединений, были использованы при молекулярном моделировании в квантово-химических расчетах для оценки влияния различных углеводородов на теплотворную способность и воспламеняемость дизельного топлива с учетом межмолекулярных взаимодействий в дизельных топливных композициях. Различие, наблюдаемое в физико-химических и эксплуатационных свойствах дизельных фракций связано с различным углеводородным составом, что обуславливает возможность их использования в качестве объектов исследования для решения задач по оценке влияния различных углеводородов на теплотворную способность и воспламеняемость дизельного топлива. Для оценки вклада различных углеводородов в теплотворную способность дизельных и газойлевых фракций проведены квантово-химические расчеты (метод теории функционала плотности DFT (модель B3LYP, базис 3-21G)) тепловых эффектов реакций их полного окисления в термобарических условиях двигателя (t=2000 °C, p=50 атм.). Для этого рассматривали реакции полного окисления углеводородов, принадлежащих к различным классам соединений: парафины (от нонана С9H20 до триаконтана С30H62), нафтены (циклопентан С5H10 и алкилзамещенные циклогексаны (с длиной заместителя от С3 до С21) и ароматические углеводороды (отдельно для моно-, би- и триароматических соединений в качестве основных представителей которых были выбраны бензол, нафталин, фенантрен и их алкилпроизводные, которые были обнаружены в дизельных фракциях экспериментально при хроматомасспектрометрическом исследовании. Тепловой эффект горения различных углеводородов оценивали по изменению энтальпий образования продуктов и исходных веществ с учетом стехиометрии по закону Гесса. Полученные результаты численных значений энтальпий реакций полного окисления углеводородов дизельных фракций в условиях двигателя показали, что теплота сгорания убывает в ряду: парафиновые (-47661,6 кДж/кг) > нафтеновые (-47058,0 кДж/кг) > моноароматические (-43087,0 кДж/кг) > биароматические (-42847,00 кДж/кг) > полиароматические (-39783,0 кДж/кг) углеводороды. Установлено, что теплота сгорания углеводородов, имеющих одинаковое число атомов углерода, но принадлежащих к различным гомологическим рядам уменьшается с уменьшением атомов водорода. Что подтверждается фактом о том, что атомы водорода имеют большую теплотворную способность по сравнению с атомами углерода. При этом разница между максимальным и минимальным значениями теплоты сгорания составляет около 8000 кДж, что обуславливает необходимость учета массового содержания различных углеводородов при прогнозировании теплотворной способности топлива. Разработан метод экспресс-оценки теплотворной способности дизельных фракций на основе рассчитанных значений средних теплот сгорания углеводородов в условиях двигателя с учетом их массового содержания. Согласно предложенному методу теплотворная способность дизельной фракции в условиях двигателя может быть оценена как средневзвешенное значение суммы произведений теплот сгорания индивидуальных углеводородов на их массовое содержание в дизельных фракциях. Разработанная методика экспресс-оценки теплотворной способности дизельного топлива, позволяет прогнозировать значение данной характеристики с высокой точностью – погрешность составляет не более 2% (в сравнении с экспериментальным методом определения теплоты сгорания в калориметрической бомбе). Это позволяет использовать ее в качестве инструмента для экспресс-оценки теплотворной способности, например, при моделировании процессов получения дизельных топлив, таких как гидроочистка и гидродепарафинизация, позволяющих рассчитывать углеводородный состав продукта, а также в решении задач оптимизации углеводородного состава дизельных топлив при их приготовлении. Для оценки влияния различных углеводородов, входящих в состав дизельного топлива, на его характеристики воспламеняемости, была оценена их реакционная способность в реакциях взаимодействии с инициатором горения (цетаноповышающей присадкой) – изопропилнитратом с образованием соответствующих радикалов. В результате квантово-химического моделирования методом DFT (модель B3LYP, базис 3-21G) реакции распада молекулы изопропилнитрата в условиях двигателя (t=2000°C, p=50 атм.) на изопропиловый и азотистый радикалы, выполнена оценка их реакционной способности. Реакционная способность оценивалась по степени распределения электронной плотности в образующихся радикалах. При этом суммарная электронная плотность (плотность спина электрона) в обоих радикалах равна единице, что подтверждает наличие в них неспаренного электрона. В результате исследования установлено, что в изопропиловом радикале максимальная электронная плотность сосредоточена на атоме кислорода и составляет 0,9468, а в азотистом радикале - на атоме азота и составляет 0,4298. Поскольку степень локализации электронной плотности в изопропиловом радикале практически в два раза больше, чем в азотистом радикале, следовательно, его реакционная способность будет больше. Соответственно, изопропиловый радикал будет участвовать в реакциях роста цепи при взаимодействии с углеводородами дизельной фракции. На основании выполненной оптимизации геометрии углеводородных радикалов было установлено, что электронная плотность в них распределяется неравномерно, что связано со строением, типом связей и гибридизацией атомов углерода. В парафиновых радикалах электронная плотность концентрируется на концевой метиленовой группе и имеет максимальное значение (0,9352 и 0,9336 для нормальных и изомерных парафиновых радикалов соответственно), в нафтеновых углеводородах ее значение составляет 0,8875 и 0,8830 (для циклопентановых и циклогексановых радикалов), и минимальное значение она принимает для арильных радикалов, образующихся из ароматических углеводородов (0,6437 и 0,8761 – для бензола и толуола соответственно). Поскольку в толуоле значение электронной плотности на алкильном атоме углерода выше, чем у бензола, это свидетельствует о большей реакционной способности ароматических углеводородов с алкильными заместителями. Самое низкое значение степени локализации электронной плотности наблюдается в молекуле фенантрена (0,1821), представителя полиароматических углеводородов, что соответствует его высокой стабильности и низкой реакционной способности в реакциях воспламенения. Снижение локализации электронной плотности в нафтеновых и ароматических радикалах связано с мезомерными эффектами и одинаковой электроотрицательностью всех атомов в кольцевых структурах, что приводит к большему «размазыванию» электронной плотности по всем атомам молекулы. Такое распределение электронной плотности подтверждает снижение реакционной способности в процессах воспламенения углеводородов дизельного топлива в ряду н-парафины > изо-парафины > циклопентаны > циклогексаны > моноароматические углеводороды > полиароматические углеводороды. Полученные результаты исследования согласуются со значениями цетановых чисел данных углеводородов, определённых экспериментальным путем. Поскольку цетановое число дизельных топлив является неаддитивной величиной, то есть, его значение не равно сумме значений цетановых чисел индивидуальных углеводородов, входящих в состав топлива, то такое отклонение от неаддитивности может быть связано с наличием межмолекулярных сил, действующих в системе «углеводород---присадка» из-за разной электроотрицательности атомов. В качестве присадки использовали изопропиловый радикал, образующийся при распаде изопропилнитрата. В результате квантово-химического моделирования межмолекулярных взаимодействий углеводородов дизельных фракций методом теории функционала плотности DFT (модель B3LYP базис 3-21G) в условиях двигателя оценены общие энергии комплексов «углеводород---присадка», тепловые эффекты (изменение энтальпии) при их образовании, распределения электронной плотности. При расчете общей энергии комплексов учитывались вращательные, колебательные, электронные движения электронов и атомов в молекулах. Тепловые эффекты образования комплексов оценивали по изменению энтальпии, приведенной к стандартным условиям. Численные значения энергий межмолекулярных взаимодействий углеводородов дизельных фракций с инициатором горения в условиях двигателя, полученные на основе квантово-химического моделирования, подтвердили наличие межмолекулярных взаимодействий «углеводород---инициатор горения». Поскольку энергии комплексов присадки с парафинами существенно превышают энергии комплексов с нафтенами и ароматическими углеводородами, соответственно их влияние на свойства воспламеняемости будут сильнее, что подтверждает синергетический и антагонистический эффекты влияния углеводородов различной природы на приемистость цетаноповышающей присадки к дизельному топливу. Анализ распределения электронной плотности в комплексах показал, что при взаимодействии углеводородов с изопропиловым радикалом электронная плотность концентрируется на атоме углерода, что свидетельствует о переходе атома водорода к изопропиловому радикалу (с образованием пропанола) и образованием углеводородного радикала. При этом электронная плотность на атоме углерода убывает в ряду парафины (1,0535 – для гексадекана) > нафтены (1,0286 – для циклогексана) > ароматика (0,8335 – для толуола), что подтверждает снижение в данном ряду реакционной способности углеводородов в реакциях воспламенения в дизельном двигателе и, соответственно, будет отражаться на цетановых числах данных углеводородов.

 

Публикации

1. Е.В. Францина, А.А. Гринко, Н.И. Кривцова, М.В. Майлин, А.А. Сычева IDENTIFICATION OF HYDROCARBON COMPOSITIONS OF DIESEL FRACTIONS AND ASSESSMENT OF THEIR EFFECT ON FUEL OPERATIONAL CHARACTERISTICS PETROLEUM SCIENCE AND TECHNOLOGY (принята к опубликованию в мае 2019 года), - (год публикации - 2019)

2. Е.В. Францина, М.В. Майлин, А.А. Сычева DETERMINATION OF COMBUSTION HEAT OF DIESEL FUEL COMPOSITIONS USING THE METHODS OF QUANTUM CHEMISTRY Petroleum and Coal (принята к опубликованию в апреле 2019 года), - (год публикации - 2019)

3. М.В. Майлин, Е.В. Францина, А.А. Сычева РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАСЧЕТА ЦЕТАНОВОГО ЧИСЛА ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ НА ОСНОВЕ ИХ УГЛЕВОДОРОДНОГО СОСТАВА И МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КОМПОНЕНТОВ СМЕСИ Технологии нефти и газа (планируется к подаче в журнал в июне 2019 года), - (год публикации - 2019)

4. А.А. Бердникова, В.В. Машнич, Е.В. Францина Исследование состава дизельных фракций методами хроматографии и ик-спектроскопии сборник трудов конференции XXIII Международный научный симпозиум имени академика М. А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (сборник трудов в подготовке), - (год публикации - 2019)

5. А.А. Бердникова, В.В. Машнич, Е.В. Францина Исследование взаимодействия углеводородов, содержащихся в дизельных фракциях, методом квантово-химических расчетов сборник трудов конференции «Химия и химическая технология в XXI веке» (сборник трудов в подготовке), - (год публикации - 2019)

6. А.А. Сычева, М.В. Майлин, Е.В. Францина Оценка стабильности радикалов, образующихся при сгорании углеводородов различного строения, в условиях дизельного двигателя на основе молекулярного моделирования сборник трудов конференции «Химия и химическая технология в XXI веке» (сборник трудов в подготовке), - (год публикации - 2019)

7. А.А. Сычева, М.В. Майлин, Е.В. Францина Оценка теплоты сгорания углеводородов в условиях двигателя, входящих в состав дизельных фракций, с использованием квантово-химических методов расчета сборник трудов XIIl Международного Западно-Сибирского Нефтегазового Конгресса (сборник трудов в подготовке), - (год публикации - 2019)

8. А.А. Сычева, М.В. Майлин, Е.В. Францина Исследование влияния состава и структуры углеводородов, входящих в состав дизельных фракций, на энтальпию их образования сборник трудов конференции XXIII Международный научный симпозиум имени академика М. А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (сборник трудов в подготовке), - (год публикации - 2019)

9. - Как молекулярное моделирование в ТПУ поможет России освоить Арктику Региональное информационное агенство "РИА Томск", www.riatomsk.ru (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках второго года проведения исследований по проекту было выполнено исследование влияния различных групп углеводородов, содержащихся в дизельных топливных композициях на низкотемпературные свойства. В исследовании были использованы экспериментальные методы и методы квантово-химического моделирования для учета межмолекулярных взаимодействий в дизельных топливных композициях. Образцы 7 дизельных и 2 газойлевых фракций были проанализированы экспериментально с использованием различных стандартизированных методов. Результаты определения физико-химических (плотность, вязкость, фракционный состав, молекулярная масса) и эксплуатационных свойств (температуры помутнения, предельной фильтруемости и застывания) полученных фракций позволили сделать выводы о том, что данные фракции могут быть использованы в качестве компонентов дизельного топлива и, соответственно, объектов исследования. Определение группового углеводородного состава проводили с использованием хромато-масс-спектрометрического метода анализа на приборе GC-MS Agilent 7890В (GC) – Аgilent Q-TOF 7200 (MS). Результаты хромато-масс-спектрометрического анализа показали, что суммарное содержание парафиновых углеводородов в дизельных и газойлевых фракциях составляет от 49,24 до 63,58 %масс. При этом соотношение между н-парафинами и изо-парафинами составляет в среднем 2:1 или 3:1, для большинства образцов 2:1. Остальное приходится на углеводороды ароматического и нафтенового ряда. Содержание изопарафиновых углеводородов колеблется от 17,73 %масс. до 31,03 %масс., для большинства образцов составляет 22-24 %масс. Результаты молекулярно-массового распределения парафиновых углеводородов показали, что в дизельных фракциях содержатся н-парафины С10 – С22, максимум приходится на углеводороды С14-16. В газойлевых фракциях содержатся н-парафины С21 – С38, максимум приходится на углеводороды С26-29. Содержание нафтеновых углеводородов составляет от 7,60 до 21,47 %масс., которые представлены производными циклопентана, циклогексана, декалина. Содержание ароматических углеводородов составляет от 16,90 до 26,55 % масс. в дизельных фракциях и до 35% в газойлевых. Различия в углеводородном составе обуславливают различия в низкотемпературных свойствах дизельных топлив. Следующим этапом исследований стала оценка влияния различных углеводородов на данные характеристики дизельного топлива. Для оценки низкотемпературных свойств дизельных фракций (температуры помутнения, фильтруемости и застывания) использовали высокочастотный измеритель низкотемпературных показателей нефтепродуктов ИНПН "Кристалл", представляющий собой криостат с охлаждением до температуры минус 60 °С (дизтопливо и моторное масло). Результаты анализа низкотемпературных свойств дизельных и газойлевых фракций показали, что они изменяются в широком диапазоне, определяемом, прежде всего, содержанием в них н-парафиновых углеводородов и их температурами плавления. При этом температура помутнения дизельного топлива не зависит от суммарного содержания в нем н-парафиновых углеводородов. Анализ молекулярно-массового распределения н-парафиновых углеводородов показал, что наибольшее влияние на данную характеристику оказывают высокоплавкие н-парафиновые углеводороды. Результаты определения углеводородного состава дизельных фракций и идентификации индивидуальных соединений, присутствующих в дизельных фракциях, были использованы при молекулярном моделировании в квантово-химических расчетах для оценки влияния различных углеводородов на низкотемпературные свойства дизельного топлива. Для оценки силы межмолекулярных взаимодействий углеводородов дизельных фракций с присадкой были выполнены квантово-химические расчеты. Возникающие в результате такого взаимодействия связи между молекулами имеют нековалентную природу и при понижении температуры топлива способствуют образованию центров кристаллизации. Поскольку процесс застывания дизельного топлива с одной стороны начинается с перехода н-парафиновых углеводородов в твердую фазу, а с другой – способностью аренов растворять н-парафины, препятствуя этому переходу, то в качестве объекта исследования были использованы молекулы н-парафинов и алкилзамещенных аренов, идентифицированные методом хромато-масс-спектрометрии. В качестве молекул н-парафинов были взяты молекулы, содержащие от 10 до 22 атомов углерода. В качестве ароматических углеводородов были использованы молекулы алкилзамещенных аренов с длиной алкильного заместителя от 10 до 22 атомов углерода как наиболее вероятные центры кристаллизации за счет длинной алкильной цепи заместителя. В качестве присадки был использован фрагмент полимерной композиции этилена с винилацетатными звеньями, как широко известный компонент депрессорных присадок. Рассчитаны энергии молекулярных комплексов «парафин---парафин», «парафин-арен», «парафин---присадка», «арен---присадка» в стандартных условиях (T=298 K, p=1 атм.). Расчеты выполнены с использованием пакета прикладных программ Gaussian’09+GaussView. Для расчетов использовался полуэмпирический метод pm6, дающий удовлетворительную сходимость для молекул, содержащих простые элементы углерод, водород и кислород. На основании результатов квантово-химических расчетов исследована вероятность возникновения межмолекулярных взаимодействий, возникающих в дизельных топливных композициях, оценена их энергия и сделаны следующие выводы. 1. Значение энергии взаимодействия н-парафинов между собой увеличивается с ростом длины углеводородной цепи от 5,79 (для С10Н22) до 13,57 кДж/моль (для С22Н46), что свидетельствует о том, что к межмолекулярным взаимодействиям в большей степени склонны молекулы н-парафинов с большей молекулярной массой. Данный результат подтверждает экспериментальный факт того, что при понижении температуры дизельного топлива в первую очередь кристаллизуются парафины с большей молекулярной массой, имеющие наиболее высокие температуры кристаллизации. 2. Значения энергии взаимодействия н-парафиновых углеводородов в молекулярных комплексах с присадкой «парафин---присадка» практически в два раза превышают значения молекулярных комплексов «парафин---парафин» для одинаковой длины цепи (9,79 и 30,62 кДж/моль (для С16Н34)). Данный факт позволяет заключить, что в присутствии депрессорной присадки н-парафины склонны образовывать молекулярные комплексы с ней, а не между собой. Это подтверждает наблюдаемый в экспериментах факт того, что при добавлении присадок снижается температура застывания дизельного топлива из-за изменения центров кристаллизации н-парафинов – ими становятся метиленовые цепи молекулы присадки. 3. Значения энергий взаимодействия парафинов с аренами находятся в диапазоне от 22,71 (для С10Н22) до 24,54 кДж/моль (для С22Н46), что практически в два раза больше значения энергий взаимодействия парафинов между собой (5,79 (для С10Н22) до 13,57 кДж/моль (для С22Н46)), что свидетельствует о большей вероятности возникновения комплексов «парафин---арен» по сравнению с «парафин---парафин». Полученные результаты подтверждают экспериментальный факт о том, что в присутствии достаточного количества ароматики температура застывания дизельной фракции снижается из-за растворения в ней парафиновых углеводородов. 4. Значения энергий взаимодействия парафинов с аренами (23,43 кДж/моль для С16Н34) все-таки ниже, чем парафинов с присадкой (30,62 кДж/моль для С16Н34), что также подтверждает большую вероятность образования комплекса «парафин---присадка», чем «парафин---арен» и объясняет эффект снижения температуры застывания топлива при введении депрессорно-диспергирующей присадки. 5. Значения энергий взаимодействия аренов с присадкой показали практически совпадают с энергиями взаимодействия н-парафинов с присадкой (в среднем составляет 30,96 кДж/моль для парафинов и 30,42 кДж/моль для аренов), что свидетельствует об одинаковом механизме возникновения межмолекулярных связей между углеводородными цепями н-парафинов и боковыми заместителями в аренах с присадкой. Результаты экспериментальных исследований изменения низкотемпературных свойств дизельных фракций в присутствии присадки показали, что она снижает температуры застывания и фильтруемости, однако практически не влияет на температуру помутнения. Данный факт характерен для всех образцов, что связано с механизмом кристаллизации парафиновых углеводородов, основанном на предотвращении роста кристаллов парафинов, но не их образования, что является определяющим для температуры помутнения. Для всех образцов дизельных фракций максимальный депрессорный эффект достигался при концентрации присадки 0,05-0,1 %об., для газойлевых - 0,3 %об., дальнейшее увеличение приводило к потере эффекта. При этом температура застывания в среднем по всем фракциям снижалась на 32 °С, температура фильтруемости - на 20,5 °С по всем фракциям, тогда как температура помутнения практически не изменялась. При этом максимальный депрессорный эффект наблюдался у фракций с наиболее узким фракционным составом, содержащих максимальные количества н-парафиновых углеводородов С12-С17. При незначительном количестве добавляемой присадки, их температуры застывания достигали значений ниже -60 °С. На основе полученных результатов разработана основа математической модели прогнозирования температуры застывания дизельного топлива в зависимости от углеводородного состава и концентрации введенной присадки с учетом межмолекулярных взаимодействий, возникающих в углеводородной системе. Данная модель будет программно реализована и позволит рассчитывать с одной стороны, температуру застывания дизельного топлива при введении присадки, а с другой – подбирать оптимальную концентрацию присадки в зависимости от углеводородного состава для получения дизельного топлива, соответствующего требованиям стандартов.

 

Публикации

1. Майлин М.В., Францина Е.В., Гринько А.А. Development of a mathematical model for calculating the cetane number of diesel fractions based on their hydrocarbon composition and intermolecular interactions of mixture components Combustion Science and Technology, - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1080/00102202.2019.1684909

2. Францина Е.В., Гринько А.А., Майлин М.В., Луценко А.С., Бабий Е.И. Low-temperature properties of diesel fractions as a function of their hydrocarbon composition and effect of injected additive Petroleum Science and Technology (подана в издательство), - (год публикации - 2020)

3. Бердникова А., Майлин М.В., Францина Е.В. Квантово-химические расчеты межмолекулярных взаимодействий углеводородов дизельного топлива с цетаноповышающей присадкой сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Химия. Экология. Урбанистика" (18-19 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

4. Бердникова А., Майлин М.В., Францина Е.В. Модель расчета прироста цетанового числа дизельных фракций при введении промотора воспламенения с учетом межмолекулярных взаимодействий Материалы XXI Международная научно-практическая конференция имени профессора Л.П. Кулёва "Химия и химическая технология в XXI веке" (21-24 сентября 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

5. Бердникова А., Майлин М.В., Францина Е.В. The effect of hydrocarbon composition on the flammability of diesel fuels with taking into account intermolecular interactions Материалы XXI Международной научно-практической конференции имени профессора Л.П. Кулёва "Химия и химическая технология в XXI веке" (21-24 сентября 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

6. Бердникова А.А., Майлин М.В., Францина Е.В. Влияние углеводородного состава на воспламеняемость дизельных топлив с учетом межмолекулярных взаимодействий сборник трудов XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (6-10 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

7. Майлин М.В. Разработка математической модели прироста цетанового числа в зависимости от углеводородного состава с применением квантово-химических расчетов Материалы XX Всероссийской конференции молодых учёных по математическому моделированию и информационным технологиям (28 ноября-1 октября), Новосибирск: ИВТ СО РАН, 2019. - С. 29 (год публикации - 2019)

8. Майлин М.В., Францина Е.В, Машнич В.В. Разработка модели прогнозирования низкотемпературных свойств дизельных топлив на основе их углеводородного состава и эффекта введенной присадки сборник трудов XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (6-10 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

9. Майлин М.В., Францина Е.В. Влияние синергетических и антагонистических эффектов на воспламеняемость дизельных фракций при введении цетаноповышающей присадки Материалы XXI Международной научно-практической конференции имени профессора Л.П. Кулёва "Химия и химическая технология в XXI веке" (21-24 сентября 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

10. Машнич В.В., Павлова А.А., Францина Е.В., Майлин М.В. Экспериментальные исследования влияния концентрации депрессорной присадки на изменение низкотемпературных свойств дизельных фракций сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Химия. Экология. Урбанистика» (18-19 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

11. Машнич В.В., Францина Е.В., Майлин М.В. Квантово-химические расчеты межмолекулярных взаимодействий углеводородов дизельных топлив с депрессорной присадкой сборник трудов XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (6-10 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

12. Павлова А.А., Мамец А.С., Машнич В.В. Сравнение низкотемпературных свойств дизельных и газойлевых фракций сборник трудов XXIV Международного симпозиума имени академика М.А. Усова «Проблемы геологии и освоения недр» (6-10 апреля 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

13. Францина Е.В., Гринько А.А., Майлин М.В., Бердникова А.А., Машнич В.С. The use of chromatography-mass spectrometry in the study of the hydrocarbon composition of diesel fuels Abstracts of IV Scientific-Technological Symposium CATALYTIC HYDROPROCESSING IN OIL REFINING (21-25 сентября 2020) (принята в печать), - (год публикации - 2020)

14. - Цитируемые ученые: гибридные полимеры и добавки для дизельного топлива Информационная служба ТПУ, tpu.ru (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Разработанные на основе полученных результатов математические модели прогнозирования эксплуатационных характеристик могут быть использованы на практике для получения дизельного топлива, соответствующего требованиям стандартов.