КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 16-17-00034

НазваниеРазработка единой системы комплексного мониторинга термоабразионных и ледово-экзарационных процессов в прибрежно-шельфовой зоне морей Российской Арктики

РуководительОгородов Станислав Анатольевич, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2019 г. - 2020 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований» (11).

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-702 - Геоморфология

Ключевые словатермоабразия, ледовая экзарация, изменения климата, мониторинг, прогноз, природно-техногенные катастрофы, снижение рисков

Код ГРНТИ37.25.29


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Согласно определению, абразия – процесс разрушения берегов и подводного склона. Применительно к морям криолитозоны, берега которых сложены дисперсными мерзлыми породами, помимо механической абразии, развивающейся под действием волн и штормовых нагонов, выделяют также и термическую, развивающуюся в процессе оттаивания мерзлых пород в результате контакта с водой и воздухом. На самом деле эти факторы работают одновременно, поэтому более правильно определять термоабразию как термомеханический процесс. Термоабразионные берега обладают низкой устойчивостью к размыву. Около половины протяженности берегов арктических морей России сложено дисперсными мерзлыми отложениями и охвачено процессом термической абразии. В естественных условиях морей Российской Арктики такие берега могут разрушаться со скоростью от 1 до 3 м в год. Одним из следствий глобального потепления климата является заметная активизация абразии и термоабразии берегов в последнее десятилетие, обусловленная изменением термического и ветро-волноэнергетического режимов, а также повышением уровня моря. Увеличение продолжительности динамически активного периода и длины разгона волн ведет к усилению воздействия волн на берег, что, несомненно, сказывается на динамике берегов, вызывая усиление их абразии. Особенно заметно потепление климата проявляется в динамике берегов, сложенных многолетнемерзлыми грунтами. На некоторых участках арктических морей России такие берега в последние годы разрушаются со скоростью до 5-10 м в год. За год только в пределах арктического побережья Россия теряет территорию, сопоставимую с площадью небольшого европейского государства, такого, как княжество Лихтенштейн. Динамические воздействия ледяных образований (морских льдов и айсбергов) на берега и дно относятся к категории опасных процессов, среди которых к наиболее распространенному явлению следует отнести экзарацию. Экзарация (выпахивание) – деструктивное механическое воздействие льдов на подстилающую поверхность. Механическое воздействие на берега и дно замерзающих морей связано с динамикой и дрейфом морских льдов, их подвижностью, торошением и стамухообразованием под влиянием гидрометеорологических факторов и рельефа береговой зоны. Экзарация захватывает участки береговой зоны до 15-20 м выше уровня моря на суше и до глубин 15-30 м на дне, а в ряде регионов даже до глубин 50-65 м. Прямыми наблюдениями с подводных лодок зафиксированы кили крупных торосистых образований, достигающие глубины 50 м. Ледяные торосистые образования, сформировавшиеся из многолетних морских льдов высокой прочности, при своем движении под действием течений, ветра, нагрузок ледяных полей, способны выпахивать дно на глубину до 4 м. Предельная глубина шельфа, на которую распространяется динамическое воздействие айсбергов в Российской Арктике, документально не определена, но в условиях арктического бассейна, по-видимому, может достигать не менее 100-150 м. В районах разгрузки ледников и массового распространения айсбергов на дне обнаружены ямы, вмятины и борозды, глубиной до 10 м. В настоящее время начинается новый этап освоения отдаленных месторождений на побережье и шельфе арктических морей. На побережьях и в прибрежно-шельфовой зоне эксплуатируется и ведется строительство различных сооружений: нефтенакопительных терминалов, буровых и добывающих платформ, подводных трубопроводов, портов, других производственных и жилых объектов инфраструктуры. Обустройство месторождений и создание инженерных объектов, необходимых для хранения и транспортировки углеводородов в суровых условиях Арктики и других замерзающих морей диктует необходимость полноценного учета природных факторов, определяющих геоэкологическую и геотехническую безопасность. Однако, как показывает практика, в ряде случаев строительство и эксплуатация этих объектов ведется без должного учета особенностей динамики берегов в криолитозоне и воздействия ледяного покрова на берега и дно. К сожалению, на объектах нефтегазового освоения имеется множество примеров, когда проектирование и строительство, проведенные без учета береговых процессов и ледовых воздействий, привели к возникновению аварийных ситуаций и большим материальным потерям. Так, подводный трубопровод, оголившийся в результате абразии, с большей вероятностью подвергнется воздействию морских льдов. В качестве примера можно привести Варандейский промышленный участок в Печорском море и месторождение Кашаган в Каспийском море (Ogorodov, 2005; Черников 2006; Buharitsin, Ayazbayev, 2013), где аварии, связанные с вышеобозначенными явлениями, серьезно осложнили условия промышленного освоения береговой зоны, вызвали значительные непроизводственные затраты на ликвидацию негативных последствий и восстановление нарушенных экосистем. Таким образом, исследование опасных рельефообразующих процессов в прибрежно-шельфовой зоне замерзающих морей имеет не только фундаментально-научное, но и прикладное значение. На начальном этапе исследований в рамках проекта РНФ в 2016-2018 гг. разработана и апробирована комплексная технология мониторинга термоабразионных берегов и ледово-экзарационного микрорельефа в прибрежно-шельфовой зоне замерзающих морей, в полной мере охватывающая весь спектр имеющихся в настоящее время самых современных методов наблюдений. Новый этап поисковых исследований 2019-2020 гг. предполагает переход от разработанных технологий и методов – к адаптации научных результатов для их подготовки к последующему внедрения в практику. Важнейшая задача, которая встает при планировании, проектировании и реализации любого проекта в суровых условиях прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики – это обеспечение безопасного строительства и эксплуатации инженерных сооружений. На практике стратегические решения по проектированию и строительству тех или иных сооружений на том или ином участке арктического побережья часто принимаются еще на прединвестиционной фазе, до проведения изысканий под конкретный инженерный объект, когда нет даже частичного понимания с какими проблемами обеспечения безопасного функционирования этот объект столкнется. Строительство, в свою очередь, осуществляется опережающими темпами и до того, как учены все рекомендации и замечания ученых и специалистов. В качестве примера можно привести подводный переход системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта» через Байдарацкую губу Карского моря, построенный на участке с наиболее интенсивным воздействием ледяных образований на дно (Ogorodov et al., 2013). Становится очевидным необходимость создания источника данных и информации об интенсивности опасных морфолитодинамических процессов (абразии и экзарации) в прибрежно-шельфовой зоне Российской Арктике, понятного не только узкому специалисту в этой области и доступного широкому кругу инженеров, проектировщиков, руководителей еще на стадиях, предшествующих инвестициям и изысканиям. Наиболее удобным и понятным широкому кругу заинтересованных лиц источником информации об интенсивности опасных процессов и масштабах их развития и распространения является карта. Таким образом, предлагается на основе разработанных в 2016-2018 гг. методик морфодинамической сегментации береговой линии и районирования прибрежно-шельфовой зоны по интенсивности воздействий ледяных образований на берега и дно построить серию карт «абразионной и ледово-экзарационной опасности», объединив их в «Электронный атлас», размещенный в открытом доступе в сети Интернет. Указанные карты могут стать связующим звеном между наукой и практикой, наглядно иллюстрируя степень интенсивности развития опасных для функционирования гидротехнических сооружений процессов в прибрежно-шельфовой зоне Российской Арктики. Будет обеспечено научное единство и логический переход от фундаментально-методических задач начального к поисковым и научно-прикладным этапа 2019-2020 гг., основной задачей которого станет создание «Электронного атласа абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики». Основной результат проекта и его главная научная новизна – создание синтетических карт «абразионной и ледово-экзарационной опасности». Такие карты объединят оценку интенсивности двух ведущих рельефообразующих процессов в прибрежно-шельфовой зоне замерзающих морей, вместе и по отдельности представляющих непосредственную опасность для объектов строящейся инфраструктуры и станут инновационным научно-прикладным продуктом, не имеющим аналогов в России и за рубежом.

Ожидаемые результаты
Итогом работы этапа 2019-2020 г. Проекта РНФ должен стать Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики. Атлас планируется разместить в свободном доступе на сайте географического факультета МГУ http://geogr.msu.ru/. Впервые в мировой практике будет создан атлас, включающий картографическую интерпретацию оценок интенсивности рельефообразующих процессов, опасных для человеческой деятельности в прибрежно-шельфовой зоне замерзающих морей: (1) абразии берегов и подводного склона (включая термоабразию) и (2) экзарацию берегов и дна ледяными образованиями. Эти процессы неразрывно связаны между собой, будучи частью морфолитогенеза. Типизация берегов Российской Арктики по абразионной опасности будет включать геоморфологическую (тип берега) и динамическую (скорость отступания/проградации береговой линии) составляющие. Абразия берегов опасна как для инженерных сооружений, пересекающих береговую черту, так и для объектов, расположенных в непосредственной близости от берегового уступа. Чем выше скорость отступания берега, тем выше абразионная опасность и опасность для инженерных сооружений. Районирование прибрежно-шельфовой зоны по интенсивности воздействия ледяных образований на берега и дно и последующее картирование, в свою очередь, позволят выявить участки дна замерзающих морей с различным механизмом ледово-экзарационных воздействий, различной интенсивностью экзарации или с ее отсутствием, т.е. более или менее опасные для инженерных сооружений. Пользователь атласа: ученый, инженер, проектировщик, инвестор, принимающий стратегические решения, или простой студент -смогут сделать выводы об опасности того или иного участка, например, для прокладки трубопровода или кабеля связи. Электронный атлас, как и результаты НИР по проекту РНФ в целом, дадут возможность повысить уровень геоэкологической и геотехнической безопасности при проектировании и строительстве инженерных сооружений в прибрежно-шельфовой зоне Российской Арктики, что, несомненно, даст значительный экономический эффект за счет снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и катастроф природно-техногенного происхождения. Полученные результаты также могут найти широкое применение в научно-методическом и образовательном процессе.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В 2019 году на основании комплексной технологии мониторинга термоабразионных берегов и ледово-экзарационного микрорельефа в прибрежно-шельфовой зоне замерзающих морей, разработанной в предыдущие годы исследований в рамках проекта, был проведен первый этап адаптации научных данных о разрушении берегов и воздействии на дно ледяных образований для последующего внедрения в практику. Была разработана структура Электронного атласа абразионной и ледово-экзарационной опасности, создан его первый, вводно-методический, раздел и некоторые карты второго раздела http://www.geogr.msu.ru/structure/labs/geos/links/RSF16-17-00034. Подготовлены исходные данные для построения карт, закуплены и отдешифрированы картографические материалы и данные дистанционного зондирования. В рамках вводно-методического раздела составлена классификация типов берегов Российской Арктики, составлен их каталог с иллюстрациями. Составлена классификация видов ледяных образований, подобран каталог их фотографий. Также построена схема прибрежно-шельфовой зоны замерзающего моря. На ней обозначены различные зоны: припай, смёрзшийся с дном; припай «на плаву»; дрейфующие ледяные поля; торосистые ледяные образования (торосы, стамухи, ледяные плотины), навалы и надвиги льда на берег. На основании перечисленных классификаций разработана структура легенды карт абразионной и ледово-экзарационной опасности, описаны ее принципы. В слое ледово-экзарационной опасности изображаются зоны различной интенсивности ледово-экзарационных воздействий на дно. В легенду заложен принцип разделения прибрежно-шельфовой зоны на различные участки в зависимости от типичных ледяных образований и их интенсивности воздействий на дно. В легенде выделены следующие зоны: 1) зона припайных льдов с ограниченными ледово-экзарацоннными воздействиями; 2) зона мористой кромки припая с воздействиями средней интенсивности; 3) зона сплоченных дрейфующих льдов с наиболее интенсивными воздействиями; 4) зона разреженных дрейфующих льдов с редкими воздействиями; 5) зона за пределами воздействий морских льдов, но с вероятными айсберговыми воздействиями; 6) зона маловероятных айсберговых воздействий. Слой абразионной опасности показывает типы берегов на основании классификации, приведенной выше (классификация дается либо на верхнем, либо на более детальном уровне в зависимости от масштаба карты), а также измеренные и экстраполированные предполагаемые среднемноголетние скорости отступания береговых сегментов в XX-XXI веке. Вводный раздел атласа также содержит обзорные карты, показывающие параметры, наиболее значимые для понимания абразионной и ледово-экзарационной опасности, которой подвергаются берега и дно морей Российской Арктики. На карте литолого-геоморфологического строения побережья отображены морфология берегов и слагающие их породы. На карте геокриологии побережья и шельфа показано распространение многолетнемерзлых пород, тип и льдистость грунтов, область распространения многолетнемерзлых пород на шельфе и современные ледники. Карта изменений относительного уровня моря и вертикальных движений земной коры отражает средние скорости поднятия или опускания относительного уровня морей Российской Арктики в голоцене. На картах сезонного нарастания и таяния ледяного покрова показано среднее положение 15% концентрации морских льдов с шагом в месяц. Карты строения ледяного покрова в период его максимального распространения, усредненного для периода до (1979-1999 гг.) и во время (2005-2018 гг.) глобального потепления показывают, что структура и площадь, занимаемая разными типами льда значительно изменилась в результате потепления климата. Подобные изменения приводят к смещению зон наиболее интенсивного воздействия ледяных образований на дно. На карте источников и ареалов распространения айсбергов отображены наиболее крупные ледники, от которых могут откалываться (телиться) айсберги, области их максимальной концентрации и южная граница встречаемости. В 2019 году получены и первично обработаны исходные материалы, необходимые для оценки ледово-экзарационной опасности (навигационные и батиметрические карты, ледовые данные, результаты дешифрирования характеристик ледяного покрова на основе радарных изображений. Разработана легенда к карте абразионной и ледово-экзарационной опасности, составлена общая мелкомасштабная карта на территорию всей Российской Арктики (1: 15000000) и более крупномасштабная карта на Печорское море (1: 2500000). Карты собраны в атлас, макет Электронного Атласа находится в открытом доступе на сайте географического факультета МГУ. Для продолжения отработки технологий, созданных в ходе исследований прошлых лет работы над проектом, проведены полевые работы. Технологии мониторинга термоабразии совершенствовались во время экспедиции на Диксон под руководством исполнителя проекта А.Новиковой. Технологии мониторинга ледовой экзарации отрабатывались во время работ на Каспийском море, проведенных исполнителями проекта С.Мазневым и А.Вергуном. Полученные данные войдут во второй картографический раздел Электронного Атласа, в который войдут региональные синтетические карты абразионной и ледово-экзарационной опасности.

 

Публикации

1. Исаев В.С., Кошурников А.В., Погорелов А., Аманжуров Р.М., Подчасов О., Сергеев Д.О., Булдович С.Н., Алексютина Д,М., Гришакина Е.А, Киока А. Cliff retreat of permafrost coast in the southwest Baydaratskaya Bay of Kara Sea during 2005–2016 Permafrost and Periglacial Processes, том 30, выпуск 1, С. 35-47 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1002/ppp.1993

2. Мазнев С.В., Огородов С.А., Баранская А.В., Вергун А.П., Архипов В.В., Бухарицын П. Ice-Gouging Topography of the Exposed Aral Sea Bed Remote Sensing, 11(2), 113 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3390/rs11020113

3. Мазнев С.В., Огородов С.А., Баранская А.В., Селюженок В.В. Aral Sea ice conditions in the second part of the 20th century and their effect on the bottom topography Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, POAC, - (год публикации - 2019)

4. Огородов С.А., Мазнев С.В., Бухарицин П.И. Ледово-экзарационный рельеф на дне Каспийского и Аральского морей Известия Русского географического общества, Том 151, № 2, С.35-50 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S0869-6071151235-50

5. Синицын А., Гуеган Е., Шабанова Н.Н., Кокин О.В., Огородов С.А. Fifty four years of coastal erosion and hydrometeorological parameters in the Varandey region, Barents Sea Coastal Engineering, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1016/j.coastaleng.2019.103610.

6. Шабанова Н.Н., Шабанов П.А., Огородов С.А. Wave energy trends uncertainty in dependence to data source Proceedings of the 14th International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation, том 2, С. 651-662 (год публикации - 2019)

7. Кондратьева Д.М., Мазнев С.В., Новикова А.В., Селюженок В.В., Огородов С.А. Разработка электронного атласа абразионной и ледовоэкзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики Геология морей и океанов: Материалы XXII Международной научной конференции (Школы) по морской геологии, том 5, С. 159-161 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.29006/978-5-9901449-9-6.ICMG-2019-5

8. Мазнев С.В., Огородов С.А., Бухарицин П.И. Воздействия морских льдов на берега и дно Каспийского и Аральского морей Закономерности формирования и воздействия морских, атмосферных опасных явлений и катастроф на прибрежную зону РФ в условиях глобальных климатических и индустриальных вызовов («Опасные явления»), том 1., С. 172-174 (год публикации - 2019)

9. Огородов С.А. Опасные рельефообразующие процессы в береговой зоне морей Российской Арктики Закономерности формирования и воздействия морских, атмосферных опасных явлений и катастроф на прибрежную зону РФ в условиях глобальных климатических и индустриальных вызовов («Опасные явления»), том 1, с. 190-193 (год публикации - 2019)

10. Селюженок В.В., Крумпен Т., Огородов С.А. Формирование стамух в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море Закономерности формирования и воздействия морских, атмосферных опасных явлений и катастроф на прибрежную зону РФ в условиях глобальных климатических и индустриальных вызовов («Опасные явления»), том 1, С.198-200 (год публикации - 2019)

11. - ВЕСТИ24 (новостная информационная программа) ВГТРК, Абразия арктического побережья России (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году была завершена работа над Электронным атласом абразионной и ледово-экзарационной опасности Российской Арктики https://arcticcoast.ru. Были обновлены и систематизированы исходные данные для создания региональных карт абразионной и ледово-экзарационной опасности. Данные включают привязанные топографические и батиметрические карты, цифровые модели рельефа, спутниковые изображения, в том числе радарные снимки, объединенные в общие ГИС-проекты по каждому из морей Российской Арктики. Была разработана единая система каталогизации, составлены файлы с упорядоченными метаданными. Благодаря этому в дальнейшем полученный архив исходных данных может быть при необходимости использован для составления карт другой тематики и иных исследований, посвященных природным процессам и явлениям на берегах и шельфе арктических морей России http://www.geogr.msu.ru/structure/labs/geos/links/. Собранная в 2019 году база литературных данных измерений скоростей отступания или проградации береговой линии в Арктике, которая должна была служить основой для построения слоя абразионной опасности, была пересмотрена и дополнена новыми литературными данными из наиболее свежих публикаций, а также собственными данными, полученными с помощью полевых и дистанционных методов. Новые данные о динамике берегов были получены в ходе полевых работ на восточной Чукотке, а также анализа данных дистанционного зондирования. Съёмка берегов в поле велась с беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с привязкой реперных точек при помощи ГНСС. Составлен ортофотоплан и рассчитана цифровая модель рельефа, позволяющие сравнить результаты прошлогодней съёмки и выявить скорость разрушения береговых уступов, которые на отдельных участках могут превышать 2 м/год. Анализ данных дистанционного зондирования включал обработку разновременных спутниковых изображений на два участка побережья Карского моря, для которых ранее скорости отступания не были известны: остров Белый и Западный Ямал в районе залива Крузенштерна. Выявленные среднемноголетние скорости термоабразии берегов острова Белого составили от 0,5 до 4,4 м/год, что превышает известные скорости отступания термоабразионных берегов на известных участках мониторинга в Карском море. В районе закрытого мелководного залива Крузенштерна, расположенного значительно южнее, скорости отступания оказались ниже: средние значения составили около 0,5 м/год, максимальное отступание берега (1,6 м/год) наблюдалось в районе, где отмечены выходы крупных залежей пластового льда. Наряду с полевыми результатами, информация о скоростях разрушения термоабразионных берегов, полученная при анализе данных дистанционного зондирования, была добавлена в базу данных измерений скоростей отступания или проградации береговой линии в Арктике, которая стала основой слоя абразионной опасности карт атласа. Перед тем, как коллектив проекта приступил к работе непосредственно над картами тематической части атласа, были разработаны картографические основы для всех морей Российской Арктики в разных масштабах – ГИС-проекты с единым оформлением, батиметрической основой, основными географическими объектами и подобранной степенью генерализации контуров. Составленные основы в будущем при необходимости могут быть использованы для составления любых видов карт и схем на любое из морей Российской Арктики или всю ее территорию в целом; их применение может облегчить задачу при картографировании всех категорий природных объектов. Все перечисленные результаты стали основой для составления синтетических карт второго, тематического раздела атласа: карт абразионной и ледово-экзарационной опасности, которые стали основным результатом работ в 2020 г. С использованием полученных карт был проведен региональный анализ динамики берегов и особенностей воздействия ледяных образований на дно, результаты которого отражены в текстовой части атласа (пояснительных записках к соответствующим картам). Тематический раздел атласа включает синтетические карты абразионной и ледово-экзарационной опасности на следующие районы: - обзорная карта на всю территорию Российской Арктики; - Баренцево и Белое море с детальной врезкой на Печорское море; - Карское море с детальной врезкой на Байдарацкую и Обскую губу; - море Лаптевых; - Восточно-Сибирское море; - Чукотское море. Карты второго раздела и текстовые пояснительные записки к ним были объединены с первым, вводно-методическим, разделом, созданным ранее в 2019 г. Разработано единое оформление Электронного Атласа http://www.geogr.msu.ru/structure/labs/geos/links/. Материалы атласа размещены в открытом доступе в сети Интернет по адресу: https://arcticcoast.ru/. По результатам проекта опубликованы статьи в изданиях, входящих в системы цитирования Web of Science или Scopus, сделаны доклады на Всероссйиских и международных конференциях.

 

Публикации

1. Баранская А.В., Новикова А.В., Шабанова Н.Н., Белова Н.Г., Мазнев С.В., Огородов С.А., Джонс Б.М. The role of thermal denudation in erosion of ice-rich permafrost coasts in an enclosed bay (Gulf of Kruzenstern, western Yamal, Russia) Frontiers in Earth Science, - (год публикации - 2020)

2. Мазнев С.В., Огородов С.А. Воздействие ледяных образований на берега и дно мелководных морей и крупных озёр умеренных и субарктических широт Лёд и Снег, Т. 60, № 4, С. 578-571 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.31857/S2076673420040062

3. Мазнев С.В., Огородов С.А. ОСОБЕННОСТИ ЛЕДОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В АРКТИКЕ И УМЕРЕННЫХ ШИРОТАХ Труды IX Международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование (MARESEDU-2020)» Том II (III): [сборник]., Тверь: ООО «ПолиПРЕСС», 2020, С.170-172. (год публикации - 2020)

4. Новикова А.В., Вергун А.П., Зеленин Е.А., Баранская А.В., Огородов С.А. DETERMINING DYNAMICS OF THE KARA SEA COASTS USING REMOTE SENSING AND UAV DATA: A CASE STUDY Russian Journal of Earth Sciences, - (год публикации - 2020)

5. Джонс Б.М., Иррганг А.М., Фаркухарсон Л.М., Лантуит Х., Уэлен Д., Огородов С., Григорьев М., Твиди К., Гиббс А.Э., Стрелецкий М.К., Баранская А., Белова Н., Синицын А., Кроон А., Маслаков А. Coastal Permafrost Erosion Arctic Report Card 2020, NOAA Arctic Report Card, 2020, P. 95-103. (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25923/e47w-dw52

6. Алиса Баранская, Станислав Огородов, Наталья Шабанова, Анна Новикова, Бенджамин Джонс Hydrometeorological forcing of coastal dynamics in the Russian Arctic: link to erosion rates in the last decades Earth and Space Science Open Archive, AGU 2020 Fall Meeting (год публикации - 2020) https://doi.org/10.1002/essoar.10504998.1

7. Баранская А.В., Новикова А.В., Огородов С.А. Динамика берегов острова Белый (Карское море) Моря России: исследования береговой и шельфовой зон / Тезисы докладов всероссийской научной конференции. – г. Севастополь, 21–25 сентября 2020 г. – Севастополь, ФГБУН ФИЦ МГИ, С. 49-50. (год публикации - 2020)

8. Белова Н.Г., Новикова А.В., Шабанова Н.Н., Огородов С.А., Вергун А.П., Алексютина Д.М., Баранская А.В., Ермолов А.А. Отступание берегов Карского моря в районах хозяйственного освоения по данным прямых наблюдений и дистанционного зондирования Освоение ресурсов нефти и газа российского шельфа: Арктика и Дальний Восток (ROOGD-2020): тезисы докладов., М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2020. С. 30. (год публикации - 2020)

9. Вергун А.П., Новикова А.В., Огородов С.А. Применение беспилотных летательных аппаратов в исследовании динамики береговой зоны Арктических и Субарктических морей Моря России: исследования береговой и шельфовой зон / Тезисы докладов всероссийской научной конференции. – г. Севастополь, 21–25 сентября 2020 г. – Севастополь, ФГБУН ФИЦ МГИ, С. 55-56. (год публикации - 2020)

10. Кокин О.В., Кондратьева Д.М., Баранская А.В., Алексютина Д.М., Белова Н.Г., Каргашин П.Е., Мазнев С.В., Новикова А.В., Огородов С.А., Селюженок В.В. Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики Освоение ресурсов нефти и газа российского шельфа: Арктика и Дальний Восток (ROOGD-2020): тезисы докладов, М.: Газпром ВНИИГАЗ, 2020. С.29. (год публикации - 2020)

11. Кондратьева Д.М., Баранская А.В., Алексютина Д.М., Белова Н.Г., Вергун А.П., Кокин О.В., Мазнев С.В., Маслаков А.А., Новикова А.В., Огородов С.А., Шабанова Н.Н. Атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики Моря России: исследования береговой и шельфовой зон / Тезисы докладов всероссийской научной конференции. – г. Севастополь, 21–25 сентября 2020 г. – Севастополь, ФГБУН ФИЦ МГИ, С. 95-96. (год публикации - 2020)

12. Баранская Алиса Владиславовна Изменения уровня морей Российской Арктики в послеледниковое время -, 2020621382 (год публикации - )

13. - Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики Электронное периодическое издание «Научная Россия», - (год публикации - )

14. - Географы МГУ составили «Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики» Информационный портал mskIT, - (год публикации - )

15. - Географы МГУ создали атлас опасности прибрежно-шельфовой зоны российской Арктики Сетевое издание "Мурманский вестник", - (год публикации - )

16. - Ученые составили «Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики» Газета "Морские вести России", - (год публикации - )

17. - Географы исследовали разрушение берегов российской Арктики Информационное агентство «Nord-News», - (год публикации - )

18. - Представлен «Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики» Межрегиональное Партнерство «Устойчивое развитие Арктической зоны РФ», - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
В настоящее время начинается новый этап освоения отдаленных месторождений на побережье и шельфе арктических морей. Масштабы развития абразионных и ледово-экзарационных процессов могут существенно осложнить условия строительства и эксплуатации различных сооружений как на берегах, так и на шельфе: нефтенакопительных терминалов, буровых и добывающих платформ, подводных трубопроводов, портов, других производственных и жилых объектов инфраструктуры. Обустройство месторождений и создание инженерных объектов, необходимых для хранения и транспортировки углеводородов в суровых условиях Арктики, диктует необходимость полноценного учета природных факторов. Важнейшая задача, которая встает при планировании, проектировании и реализации любого проекта в суровых условиях прибрежно-шельфовой зоны Российской Арктики – это обеспечение безопасного строительства и эксплуатации инженерных сооружений. На практике стратегические решения по проектированию и строительству тех или иных сооружений на том или ином участке арктического побережья часто принимаются еще на прединвестиционной фазе, до проведения изысканий под конкретный инженерный объект, когда нет даже частичного понимания с какими проблемами обеспечения безопасного функционирования этот объект столкнется. Строительство, в свою очередь, часто осуществляется опережающими темпами и до того, как учтены все рекомендации и замечания ученых и специалистов. В результате либо строители «неожиданно» сталкиваются с технологическими проблемами, либо эксплуатанты получают дополнительные «непроизводственные» затраты – и в том, и в другом случаях связанные отсутствием должного учета опасных экзогенных процессов. Становится очевидным, «Электронный атлас абразионной и ледово-экзарационной опасности прибрежно-шельфовой зоны морей Российской Арктики, созданный при поддержке настоящего проекта РНФ и имеющийся в открытом доступе, может стать отличным источником базовой информации, понятной не только узкому специалисту, но широкому кругу инженеров, проектировщиков, руководителей еще на стадиях, предшествующих инвестициям и изысканиям. Для «погружения» читателя в материал и лучшего понимания механизма развития абразионного и экзарационного процессов в атласе даны описания и примеры основных типов берегов, а также схемы, иллюстрирующие особенности строения ледяного покрова в береговой зоне. сами карты, иллюстрирующие развитие абразионных и ледово-экзарационных процессов, имеют три уровня детальности: обзорный – для всего побережья Российской Арктики, региональный – отдельно для каждого из морей, и третий, наиболее детальный – для него ученые МГУ специально выбрали ключевые районы нефтегазового освоения. Обзорная карта позволяет увидеть общие закономерности распространения опасных экзогенных процессов в прибрежно-шельфовой зоне всей Российской Арктики. Региональные карты атласа могут служить в качестве источника базовых знаний и информации о типах морских берегов и скоростях их разрушения, масштабах и видах воздействий ледяного покрова на дно. Эти сведения необходимы как на уровне принятия стратегических инвестиционных решений по освоению крупных месторождений и регионов, так и для организации учебного процесса для студентов и аспирантов. Наиболее детальные карты могут быть востребованы при проектировании конкретных гидротехнических сооружений в береговой зоне морей Российской Арктики. Возможность избежать ненужных ошибок позволит сэкономить значительные средства, которые могли бы быть направлены, в том числе и на социальные проекты.