КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-18-00262

НазваниеАутентичность личности: предикторы, проявления, приложения

РуководительНартова-Бочавер Софья Кимовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2020 г. - 2022 г.  , продлен на 2023 - 2024. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№45 - Конкурс 2020 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-551 - Общая психология, методология и история психологии, психология личности

Ключевые словаЛичность, субъект, аутентичность, психологическое благополучие, моральные мотивы, депрессивные симптомы, психометрика, профессиональное выгорание

Код ГРНТИ15.21.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен изучению аутентичности личности как черты личности и качества повседневного функционирования. Центральная научная задача - концептуализация и операционализация аутентичности как психологического феномена, создание холистического подхода к ее изучению и развитию. Итогом реализации проекта станет эмпирическая научно обоснованная модель аутентичности личности как черты и повседневного переживания. Быть самим собой – естественная потребность человека, которая депривируется в условиях высокой неопределенности, вызванной давлением среды, информационными перегрузками и высоким темпом жизни, приводя к размыванию идентичностей личности (социальной, экономической, религиозной, гендерной). Переживание отчужденности от самого себя и мира влечет неосознанные ошибки в принятии социальной роли, деятельности, понимании своего предназначения в целом, становясь причиной возрастных и профессиональных экзистенциальных кризисов. Результаты нашего исследования внесут вклад в обоснование психотерапевтической работы с этими проблемами, обладая прикладным значением для педагогической и консультативной практики. Аутентичность – это следование человека своей природе (индивидуальности) и одновременно – своему пути (предназначению, призванию). Аутентичность изучается в рамках экзистенциальной психологии как особое качество процесса проживания своей жизни, характеризующееся осознанностью, осмысленностью и автономией (Maddi, 1968; Deci, 1980; Deci & Ryan, 1985; Ryan & Deci, 2000, 2002), в контексте гуманистической психологии как черта личности (Barrett-Lennard (1998), Joseph (2004), Linley (2006), Wood (2008), Harter (2002), Robinson (2013), как состояние (Fleeson&Wilt, 2010; Gino, Norton, & Ariely, 2010; Heppner et al., 2008; Lenton et al., 2013; Schlegel, Hicks, Arndt, & King, 2009), как составляющая межличностных отношений (Harter, Waters, Whitesell, & Kastelic, 1998; Sheldon, Ryan, Rawsthorne, & Ilardi, 1997) и в рамках отечественной традиции позитивной психологии и психологии субъекта (Знаков, 2010; Осин, Леонтьев, 2007; Осин, 2004; Леонтьев и др., 2015; Нартова-Бочавер, 2011; Бардадымов, 2012, Рагулина, 2007, 2010). Мы предполагаем создать интегративную модель аутентичности личности. Новизна проекта обусловлена постановкой проблемы: аутентичность изучается в России в основном имплицитно, мы же намеренно фокусируемся на исследовании диспозициональной аутентичности и аутентичности как характеристике повседневных опытов и переживаний. В проекте будут использованы новые методы (специально разработанное стандартизированное интервью и валидизированные в российской культуре Шкала аутентичности (Wood et al., 2008) и Опросник аутентичности (Kernis&Goldman, 2006), что также составляет новизну исследования. Предполагается получить следующие новые научные результаты. Будет изучена природа аутентичности личности как психологического феномена (дескрипторы – переживания и опыты и предикторы - качества темперамента и характера). Будет определена ее роль в поддержании психологического благополучия (ментального благополучия и отсутствия депрессивных симптомов). Будут идентифицированы те состояния и опыты, которые младшие школьники и подростки определяют как аутентичные их личности, и те, которые сопровождаются субъективным самоотчуждением. Будет определено место аутентичности во внутриличностном пространстве посредством сопоставления с другими индивидуальными характеристиками (чертами личности, средовой и алло-инклюзивной идентичностью). Наконец, будет уточнена протективная роль аутентичности в противостоянии профессиональному выгоранию. В ходе реализации проекта планируется собрать данные не менее 500 респондентов разного возраста и социального статуса; по результатам будет опубликовано не менее 10 работ (РИНЦ), из них не менее 7 (WoS/Scopus). Результаты будут представлены на не менее чем трех международных и пяти российских конференциях. Будет защищено три кандидатских диссертации.

Ожидаемые результаты
Все результаты обладают высокой социальной и общегуманитарной ценностью, согласуясь с задачами уважения личности и развития человеческого капитала. Соответствие мировому уровню будет обеспечено благодаря профессиональному и публикационному опыту членов научной группы и их высокой интегрированности в мировые профессиональные сообщества. Прикладная ценность будет обеспечена благодаря большому опыту членов научной группы в качестве психологов-практиков (консультантов в области семейных проблем, детской, спортивной психологии и коучинга). 1. Психометрический блок – будут апробированы или валидизированы необходимые для исследования методики (Шкала аутентичности А.Вуда, Опросник аутентичности Керниса-Голдмана, Шкала алло-инклюзивной идентичности и Шкала веры в единство мира М.Лири). Предполагается редактирование, проверка психометрических характеристик и частично – содержательной валидности шкал. Эти методы не использовались ранее (за исключением исследований членов научной группы), они будут востребованы в исследовательский и диагностической практике. 2. Феноменологический блок – будут выделены дескрипторы и предикторы аутентичности личности. Выделение предикторов аутентичности (особенностей темперамента и характера по Р.Клонигеру) позволит выделить группы риска нарушений психологического благополучия. Кроме того, будут впервые на росийской выборке получены данные о связи диспозициональной аутентичности с чертами Большой пятерки. Можно ожидать, что экстраверсия, доброжелательность, открытость опыту, добросовестность, самостоятельность, кооперация, самотрансценденция, поиск новизны, упорство будут коррелировать с диспозициональной аутентичностью положительно, нейротизм, избегание опасности, зависимость от поощрения – отрицательно. Также предполагается получить положительную связь аутентичности с алло-инклюзивной идентичностью и верой в единство мира. 3. Блок «Аутентичность и благополучие» - результаты позволят уточнить, какие именно параметры диспозициональной аутентичности вносят вклад в переживание ментального благополучия в целом и отсутствия депрессивных симптомов. 4. Блок «Аутентичность в младшем школьном и подростковом возрасте» будет посвящен особенностям проявления, факторам усиления/ослабления аутентичности личности младших школьников и подростков. Предположительно агенты аутентичных переживаний в младшем школьном возрасте будут различаться, равно как и опыты, приводящие к отчуждению. Идентификация предикторов самоотчуждения в детском возрасте исключительно важна для превенции депрессивных расстройств и суидальных попыток. 5. Наконец, модуль «Аутентичность и профессиональное выгорание» будет направлен на изучение роли аутентичности в превенции профессионального выгорания представителей помогающих и творческих профессий. Будет показан, какие именно параметры аутентичности вносят вклад в частные проявления синдрома профессионального выгорания. Ожидается, что высокие показатели личностной аутентичности смогут обоснованно рассматриваться как психологические ресурсы преодоления эффектов выгорания - отчужденности, эмоционального истощения и др. - в ходе профессиональной деятельности индивида. Предварительные результаты, полученные в рамках исследования этой проблемы, уже сейчас высоко востребованы в коучинге. На основании обобщения данных по всем направлениям исследований будет выработано общее определение аутентичности и представлена ее эмпирическая модель.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В 2020 году, в связи с началом проекта, была проведена организационная, теоретическая, методическая и собственно исследовательская работа. Было получено одобрение Этической комиссии департамента психологии НИУ ВШЭ; было получено разрешение на перевод и адаптацию от пяти авторов зарубежных методик, измеряющих аутентичность личности, показатели психологического благополучия и близкие феномены; был осуществлен теоретический анализ исследований, посвященных персональной аутентичности; была проведена психометрическая проверка или валидизация основных исследовательских инструментов; наконец, собраны эмпирические данные не менее чем 500 респондентов (школьников, студентов, взрослых представителей разных профессий. Прежде всего, на основе анализа культурных источников и существующих концепций аутентичности (Harter, 2002; Sheldon et al., 1997; Lenton et al., 2016; Ito&Kodama, 2007; Lopez&Rice, 2006; Robinson et al., 2013; Леонтьев& Шильманская, 2019) было предложено рабочее определение диспозициональной аутентичности, которая понимается нами как черта личности, ответственная за поддержание способности человека быть верным себе (своей индивидуальности – природе и взглядам) и своему жизненному пути (пространству/времени и призванию). Таким образом, аутентичность обладает интра- и интерпсихологическим проявлениями. Этой дефиницией мы руководствовались в постановке проблемы исследования и составлении дизайна. На предварительном этапе была полная психометрическая проверка и валидизация Шкалы аутентичности (Wood et al., 2008). Российская версия имеет трехфакторную структуру, как и в оригинале, однако один пункт перешел в другую субшкалу, а один был исключен (n = 2188). Русскоязычная версия включает 11 пунктов и три субшкалы: Аутентичную жизнь, Принятие внешних влияний и Самоотчуждение. По итогам проверки десяти факторных моделей была найдена оптимальная; надежность субшкал (омега МакДональда) составила от 0.78 до 0.84. При отсутствии гендерных различий, обнаружен положительный возрастной тренд в показателях аутентичности. Конвергентная валидность, измеряемая путем соотнесения с показателями психологического благополучия (общее субъективное благополучие, позитивный аффект, удовлетворенность жизнью, самооценка, отсутствие депрессивных симптомов и негативного аффекта) была очень высокой. Осуществлена также предварительная психометрическая проверка Опросника аутентичности (Goldman&Kernis, 2006), включающего 45 пунктов и четыре субшкалы: осознание себя, непредвзятость информации о себе, поведение в согласии с самим собой и ориентацию на искренность в отношениях (n = 276). Опросник представляется перспективным, но пока еще не доработан. Предварительно кажется возможным сохранить исходную четырехфакторную структуру, однако путем исключения некоторых пунктов. Для изучения дескрипторов переживания аутентичности было разработано стандартизированное интервью (обсуждено 6 версий); утверждено и апробировано на детской группе интервью из 11 открытых вопросов. Создано три параллельных формы для младших школьников, подростков и взрослых. Кроме того, на разных стадиях готовности находятся адаптированные версии других нужных для исследования опросников - Шкалы устойчивости Коннор-Дэвидсона (полная подготовка, находится в процессе публикации), Шкалы Веры в единство мира и Алло-инклюзивной идентичности М.Лири и Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург (Tennant et al., 2007). Были получены следующие эмпирические результаты. Аутентичность во внутриличностном пространстве. На выборках (n = 271 и n = 174) с использованием Шкалы аутентичности (Wood et al., 2008), Маркеров Большой Пятерки (Goldberg, 1992) и Опросника темперамента и характера Клонингера показано, что диспозициональная аутентичность очень слабо предсказывается темпераментом (низкой склонностью к Избеганию опасности и к Зависимостью от подкрепления), сильнее – характером (самостоятельностью) и еще сильнее – чертами личности. Среди субшкал TCI Клонингера второго порядка Аутентичную жизнь уверенно предсказывают только Ответственность и Гармоничная вторая натура; Принятие внешнего влияния – также Ответственность (отрицательно) и Сентиментальность. Риски Самоотчуждения велики у тех людей, кто проявляет отстраненность в отношениях к окружающим, не ориентирован на достижения и тех, кто интолерантен к ситуациям неопределенности. Аутентичная жизнь предсказывается эмоциональной стабильностью (низким Нейротизмом), а Самоотчуждение - Нейротизмом и низкими Экстраверсией и Сознательностью. Этот результат демонстрирует, что аутентичность – это «высшее» качество личности, которое не связано с устойчивыми индивидуальными характеристиками, не может быть ими ограничено и, таким образом, может появляться у каждого человека благодаря индивидуальному опыту и развитию. Это открывает возможности создания личностно развивающих программ. Аутентичность и профессиональное выгорание. В этом исследовании аутентичность изучалась как независимая переменная. На выборке работающих специалистов двух разных профессий (236 врачей и 85 спортивных тренеров) с использованием Шкалы выгорания Маслач и Шкалы аутентичности показано, что показатели аутентичности достоверно связаны с индикаторами выгорания. Связи наиболее сильны и показательны у врачей между Аутентичной жизнью и Индексом выгорания (rs = -0,25, p<0.05); у тренеров между Аутентичной жизнью и Редукций профессиональных достижений (rs = 0,22, p<0.05). Согласно данным регрессионного анализа, наиболее точно аутентичность предсказывает параметры профессионального выгорания (деперсонализацию, эмоциональное истощение и редукцию профессионализма) у врачей, но не у тренеров; ни один из компонентов аутентичности не предсказывает проявления профессионального выгорания у спортивных тренеров. Результаты доказывают релевантность феномена аутентичности не только индивидуальности человека, но также его жизненному пути и призванию и еще раз демонстрируют ресурсность этого качества. Аутентичность в детском возрасте. С использованием специально разработанного интервью было опрошено 160 школьников (2-4 и 5-11 классы). Обнаружено, что категории, описывающие конструкт «быть самим собой», ожидаемо различаются в младшем школьном и подростковом возрасте; лишь в младшем школьном возрасте были случаи затруднений в понимании конструкта. Содержание дескрипторов у младших детей чаще связано с креативностью, в то время как у подростков отчетливо выделяется тема самостоятельности и независимости. Предположительно результаты демонстрируют, что начало сензитивного к аутентичности периода – это 10-11 лет, когда дети осознают ценность этого качества личности и вырабатывают способы защиты от самоотчуждения. Дополнительно небольшой группе школьников 7 и 9 классов (n = 44) была предложена модификация интервью, нацеленная на идентификацию возможных источников нарушения аутентичности в школьной жизни; результаты находятся в процессе обработки. Аутентичность и психологическое благополучие: предварительные результаты. В рамках апробации разных методик на общей выборке n > 2500 были получены связи аутентичности с разными показателями психологического благополучия: Аутентичная жизнь связана положительно с психологическим благополучием в целом, позитивным аффектом, удовлетворенностью жизнью, устойчивостью, состраданием к себе, отсутствием негативного аффекта и депрессивной симптоматики, а Принятие внешнего влияния и Самоотчуждение образует обратные связи. На трех выборках с n = 140 (условно благополучные, группа повседневного стресса, группа хронического стресса) изучалась связь аутентичности с моральными мотивами. Показано, что и уровень аутентичности, и выраженность моральных мотивов выше в группе хронического стресса и ниже всего – в группе повседневного стресса, но при этом связь аутентичности и моральных мотивов практически не обнаружена ни в одной из рассмотренных групп респондентов. Изучение ресурсности диспозициональной аутентичности будет продолжено. По результатам исследования опубликовано 10 работ: 1 статья WoS/Scopus (Q1) - принята к печати в момент отчета, 1 статья Wos/Scopus/РИНЦ, 1 статья ВАК/РИНЦ, 5 статей в сборниках конференций, 1 тезисы в сборнике Международной конференции (Ананьевские чтения-2020), 1 тезисы в сборнике Национальной научно-практической конференции. Подготовлены тезисы для Международной апрельской конференции (ВШЭ, 2021); принята к печати статья в журнале Frontiers in Psychology (Q1)/ отправлена в журнал (Q1-2) и прошла первый раунд рецензирования еще одна англоязычная статья. Результаты также представлены в 7 докладах на четырех конференциях (все в России, 2 международные, 1 с международным участием, 1 всероссийская, 1 национальная).

 

Публикации

1. Байрамян Р.М., Чулюкин К.С. РАЗРАБОТКА КАЧЕСТВЕННОГО МЕТОДА ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕСКРИПТОРОВ АУТЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Омск, Издательство Омского государственного университета, С.68-70 (год публикации - 2020)

2. Бочавер К.А., Быстрова Е.В. ВЫГОРАНИЕ И АУТЕНТИЧНОСТЬ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ПОЗИЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Омск, Издательство Омского государственного университета, C.71-73 (год публикации - 2020)

3. Ирхин Б.Д., Резниченко С.И. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР АУТЕНТИЧНОСТИ Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Омск, Издательство Омского государственного университета, С. 78-81 (год публикации - 2020)

4. Нартова-Бочавер С.К. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И АУТЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: СООТНЕСЕНИЕ ПОНЯТИЙ Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе. Омск, Издательство Омского государственного университета, С. 85-88. (год публикации - 2020)

5. Нартова-Бочавер С.К., Ирхин Б.Д., Резниченко С.И. Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве Психология. Журнал ВШЭ, Т. 17. № 3. С. 500–519 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-3-500-519

6. Нартова-Бочавер С.К., Ковалева М.А. Аутентичность личности и моральные мотивы в ситуациях повседневного и хронического стресса СПОСОБНОСТИ И МЕНТАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН. Москва, 2020, Институт психологии РАН, С.1108-1115 (год публикации - 2020) https://doi.org/https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44101412_47166421.pdf

7. Нартова-Бочавер С.К., Резниченко С.И., Малтби Дж. The Authenticity Scale: Validation in Russian Culture Frontiers in Psychology, - (год публикации - 2020) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.609617

8. Чулюкин К.С. АУТЕНТИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА. Материалы III национальной научно-практической конференции с международным участием. Ярославль, Издательство: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, С. 260-262 (год публикации - 2020)

9. Янченко А.А., Нартова-Бочавер С.К. Сострадание к себе как адаптивное свойство личности Психологические исследования, Т. 13, № 71, C. 7. URL: http://psystudy.ru (год публикации - 2020)

10. Нартова-Бочавер С.К., Ковалева М.А. АУТЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО И ПОВСЕДНЕВНОГО СТРЕССА Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) СПб., Изд-во Санкт-Петербургского университета., С. 505-507 (год публикации - 2020)


Аннотация результатов, полученных в 2021 году
В 2021 году было продолжено исследование аутентичности личности, по модульному дизайну, в соответствии с планом. Было обследовано около 500 респондентов разного возраста. 1. Аутентичность в социальном пространстве. На молодежной выборке (N = 406) показано, что аутентичность слабо и нелинейно связана с алло-инклюзивной идентичностью и верой в единство мира; связи с природной идентичностью не обнаружены. В группе высокоаутентичных самоотчуждение и принятие внешнего влияния оказались связаны с верой в единство мира. В группе слабоаутентичных самоотчуждение положительно связано с природной составляющей алло-инклюзивной идентичности. В группе респондентов умеренного уровня аутентичности связей обнаружено не было вообще. Расширение батареи методов за счет новых опросников Московской шкалы аутентичности и Экологический стиль жизни, включающего субшкалы Социальная активность и Экологическое самоограничение привело к следующим результатам. Аутентичность (измеряемая Московской шкалой) действительно предсказывает Социальную эко-активность, а в мужской группе, помимо этого, было обнаружено, что Московская шкала также предсказывает Экологическое самоограничение, в то время как Аутентичная жизнь оказалась анти-предиктором этой переменной. 2. Новые методы исследования. На выборке N = 430 была апробирована еще одна версия Шкалы аутентичности А. Вуда, воспроизводящая оригинальную трехфакторную структуру и включающая 11 пунктов (один исключен). Шкала обладает хорошими психометрическими характеристиками (χ2/(df) = 1.64, CFI = 0.985, TLI = 0.980, RMSEA [95%-CI] = 0.039 [0.023-0.053], PCLOSE = 0.893, SRMR = 0.033). Надежность (омега МакДональда) составила от 0,76 до 0,92. Подготовлена русскоязычная версия Опросника Керниса-Голдмана. Выборка составила N = 704. После сокращения на 8 пунктов была получена новая версия, с сохранением оригинальной четырехфакторной структуры, обладающая хорршими психометрическими данными и (χ2(458) = 1682, CFI = 0.936, TLI = 0.930, RMSEA = 0.060 [0.057; 0.063], SRMR = 0.065) и надежностью: альфа Кронбаха составила от 0,67 до 0,79. Шкалы опросника: осознанность (awareness), непредвзятость (по отношению к себе) (unbiased processing), поведение (behavior) и отношения (relational orientation). Опросник обладает также хорошей конвергентной валидностью. На той же выборке была разработана оригинальная Московская шкала аутентичности, однофакторная, из 5 утверждений. Психометрические характеристики шкалы удовлетворительны (χ2(5) = 3.767; p<0.583; CF = 1.000; TLI = 1.000; RMSEA [0.000 (90% CI [0.000; 0.051]; PCLOSE = 0.946; SRMR = 0.017). Значения факторных нагрузок варьировали в пределах 0.51–0.78; количество объясненной дисперсии составило 51.8%. Внутренняя согласованность удовлетворительна: Omega МакДональда и Alpha Кронбаха, соответственно, составили 0.77 и 0.76. Для исследования проявлений аутентичности в социальном пространстве на той жен выборке был разработан опросник Экологический стиль жизни, включающий 7 утверждений и две субшкалы: Социальную эко-активность и Экологическое самоограничение. Использовалась та же выборка. Психометрические характеристики нашего опросника оказались хорошими (χ2(12) = 11.013, p < 0.528, CFI = 1.000, TLI = 1.000, RMSEA [0.000 (90% CI [0.000; 0.044], PCLOSE = 0.977, and SRMR = 0.024). Надежность также удовлетворительна: для каждой из субшкал, соответственно, ω = 0.828 и α = 0.812; ω = 0.807; α = 0.746. 3. Возрастные проявления аутентичности. Разработаны параллельные версии интервью, направленного на уточнение проявлений аутентичности и самоотчуждения в детском возрасте. Содержание вопросов включало пять блоков: 1) аутентичную жизнь; 2) принятие внешнего влияния; 3) самоотчуждение; 4) аутентичное поведение; и 5) баланс между социальным и индивидуальным. В исследовании участвовало 330 детей (163 младших школьника и 167 подростков). Использовался индуктивный контент-анализ. Обнаружено, что ответы подростков более богаты и дифференцированны по сравнению с младшими школьниками: 51 слово на каждого респондента в среднем против 33 слов в среднем на каждого респондента младшего школьного возраста. Разлисчия по всем темам были статистически значимы (использовался критерий хи-квадрат). Младшие школьники, в отличие от подростков, чаще затрудняются с пониманием выражения «быть самим собой». Подростки считают ключевым параметром аутентичности независимое поведение и независимость в мыслях; контакт со своими чувствами и их рефлексия появляются в подростковом возрасте. Дескрипторы самовыражения и самоотчуждения оказались самыми трудными для обеих возрастных групп. Респонденты обеих возрастных групп отвечали, что другие люди помогают им понять себя. 4. Аутентичность как буфер в профессиональном выгорании. Обследовалось 502 взрослых специалистов (врачи, спортивные тренеры, военнослужащие); изучалась роль аутентичности как протектора против профессионального выгорания. В соответствии с ожиданиями, была обнаружена благотворная роль аутентичности: Аутентичная жизнь достоверно и отрицательно связана с тремя компонентами синдрома выгорания (Эмоциональное истощение, Деперсонализация, Редукция достижений), а «оборотная сторона» аутентичности – Самоотчуждение и Принятие внешнего влияния – связаны с выгоранием положительно. Хотя во всех трех группах аутентичность действительно выступает негативным (анти-) предиктором выгорания, регрессионные модели для трех профессий оказались различными. По силе протективной роли аутентичности на первом месте стоят врачи, затем военнослужащие и спортивные тренеры. Сквозной темой проекта остается рассмотрение аутентичности как ресурса психологического благополучия. Все обязательства выполнены; следуя логике развития исследования, проделана большая дополнительная работа. Результаты исследования по проекту были представлены на трех конференциях международного статуса (одной зарубежной, двух российских), в пяти публикациях (одна статья в журнале Frontiers in Psychiatry (Q1), две статьи в журнале Psychology in Russia (WoS, Scopus) и на двух интернет-ресурсах, посвященных проекту: https://social.hse.ru/psy/authenticity/ и https://www.researchgate.net/project/Personal-Authenticity-prerequisites-phenomena-applications Две статьи находятся на рассмотрении в Психологическом журнале и Консультативной психологии и психотерапии (оба WoS, Scopus). Защищена одна кандидатская (PhD) диссертация: Р.М. Байрамян. Самоотношение младших школьников как предиктор совладания с трудными жизненными ситуациями. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

 

Публикации

1. Нартова-Бочавер С.К., Байрамян Р.М., Чулюкин К.С., Ерофеева В.Г. What It Means to Be Oneself: The Everyday Ideas of Authenticity among Primary School Children and Adolescents in Russia Psychology in Russia: State of the Art, 14(3), 3-20. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.11621/pir.2021.0301

2. Нартова-Бочавер С.К., Корнеев А.А., Бочавер К.А. Validation of the 10-Item Connor–Davidson Resilience Scale: The Case of Russian Youth Frontiers in Psychiatry, 12, 611026. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.3389/fpsyt.2021.611026

3. Резниченко С.И., Нартова-Бочавер, Ирхин Б.Д. Do Authentic People Care about the Environment? A View from Two Paradigms Psychology in Russia: State of the Art, 14(3), 81–102. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.11621/pir.2021.0306

4. Бочавер К.А., Резниченко С.И. Personal authenticity and burnout syndrome: risks and resources of an adult specialist in three professions European Society for Research in Adult Development ONLINE CONFERENCE. April 23rd to 25th 2021., C. 31-31 (год публикации - 2021)

5. Нартова-Бочавер С.К. Аутентичность личности с точки зрения личностно-центрированного подхода, экзистенциальной психологии и психологии субъекта Ананьевские чтения — 2021: материалы международной научной конференции, 19–22 октября 2021 года 2021 года / Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 889 с., С. 199-200 (год публикации - 2021)


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году было собрано около 400 респондентов; фокус внимания был направлен на анализ и обобщение объединенного массива данных. Исследование продолжалось по пяти направлениям. 1.Представлена новая концепция диспозициональной аутентичности, разработанная в рамках субъектного подхода. В отличие от понимания аутентичности в личностно-ориентированной и экзистенциальной психологии, авторы проекта исходили из факта изначальной социальности аутентичности личности и неразрывной связи с окружающим миром. Основное наполнение аутентичности как феномена базируется на идеях С.Л. Рубинштейна, высказанных им в книге «Человек и мир», и предполагает соответствие российской ментальности. Наше рабочее определение аутентичности трактует этот феномен как способность человека быть верным своей природе, пространственно-временным обстоятельствам, в которых он оказался, и призванию, реализованному в контексте жизненного пути. Аутентичность – это кумулятивная характеристика: не все признаки могут присутствовать у человека, так что аутентичность может оставаться парциальной. Определение преодолевает ограничения индивидуалистического понимания и вводит личность в широкий контекст бытия, расширяя возможность исследований и развития/компенсации аутентичности. Модель подкреплена созданной в 2021 году Московской шкалой аутентичности, апробация которой продолжена в 2022 году. 2. Аутентичность и психологическое благополучие: взгляд из трех парадигм. На данных 701 респондента (Mage = 19, SDage = 1.6, 560 женского пола) и восьми предикторов, заимствованных из разных парадигм и отражающих разные аспекты аутентичности (Аутентичная жизнь, отсутствие Принятия внешнего влияния и Самоотчуждения, Осознанность, Непредвзятость, Поведение, Отношения и Московская шкала аутентичности), были построены регрессионные модели. Эффектами были общий показатель ментального здоровья, отсутствие негативного аффекта и наличие позитивного аффекта. За исключением Самоотчуждения и Отношений, все переменные вносят вклад в поддержание психологического благополучия. Самые сильные предикторы - Осознанность и Московская шкала аутентичности. Самая сильная модель получена для общего благополучия, сама слабая – для позитивного аффекта 3. Аутентичность в социальном пространстве: есть ли связь с моралью? Исследование тех же восьми показателей аутентичности, что и в предыдущем исследовании, с моральными мотивами на выборке из 430 респондентов (Mage = 19,2, SDage = 1.2, 342 женского пола) также показало существование связей. Всего измерялось шесть моральных мотивов: Помощь, Непричинение Вреда, Усердие, Социальный порядок, Социальная справедливость и Самоограничение; все они, за исключением Самоограничения, предсказываются какими-либо показателями аутентичности. Наиболее сильные модели получены для мотивов Помощи и Непричинения вреда. Изучалась также обусловленность аутентичности готовностью к прощению (себя, других и ситуаций) при модерации уровнем стресса (условное благополучие, повседневный стресс, хронический стресс). На данных 140 человек (16–40 лет, Mвозраст=23,1, SDвозраст=9,0; 66 человек женского пола) были получены нелинейные связи. Самые высокие показатели аутентичности и одновременно способности прощать неожиданно продемонстрировали представители группы хронического стресса, самые низкие — представители группы повседневного стресса, а условно благополучные респонденты имели умеренно высокие показатели обеих переменных. Таким образом, аутентичность связана и с моральными качествами личности, реализую «облагораживающую» (elevating) функцию. 4. Возрастные аспекты проявления: что меняется по мере взросления от детства к молодости? В исследовании участвовали представители трех возрастных групп (450 человек, младшие школьники, подростки и юноши/девушки; группы сбалансированы по полу и возрасту). Использование открытого интервью из 11 вопросов, касающихся аутентичной жизни, принятия влияния извне, самоотчуждения, поведения и баланса социального/индивидуального, показало, что все аспекты аутентичности имеют возрастную специфику, но меняются нелинейно. Было обнаружено, что представление об аутентичности изначально социально и отвечает задачам развития. Вклад социальных составляющих несколько ниже в подростковом возрасте. Основные изученные категории проявления аутентичности (условия проявления, барьеры, роль других людей, качества оптимальных ситуаций проявления/стимуляции, способы предотвращения самоотчуждения и возврата к переживанию аутентичности) имеют характерные проявления на каждой изученной возрастной ступени. Согласуются с заключением о возрастной специфичности аутентичности данные предварительного исследования четырех поколений (n = 98, 68 женщин, 30 мужчин): Ранняя зрелость и зрелость (21-37 лет); Средний возраст (38-55 лет); Поздняя зрелость (56-74 года); Пожилые (75 и более лет). Аутентичность увеличивается от ранней зрелости к среднему возрасту и достигает максимума в поздней зрелости, резко снижаясь в пожилом возрасте. Стрессоустойчивость имеет тенденцию к непрерывному снижению по мере взросления, демонстрируя ослабление ресурсной роли аутентичности. Каждое поколение характеризуется своим паттерном копинг-стратегий. Таким образом, полученные данные еще раз демонстрируют восприимчивость аутентичности к историческому, социальному и индивидуальному опыту и динамику ее ресурсной силы. 5. Аутентичность и выгорание: есть ли связь у спортсменов? Продолжение темы профессиональной надежности на материале профессионального и любительского спорта также привело к интересным новым, хотя и предварительным, результатам. На выборке действующих профессиональных спортсменов разных видов спорта (Mвозр=22 года, 39 женщин) было показано, что диспозициональная аутентичность достоверно положительно связана с репертуаром мотивов спортсмена и отрицательно - со спортивно-специфичным выгоранием. Обнаружены также сильные положительные связи с ресурсами ментального здоровья: стрессоустойчивостью и ментальной прочностью. Еще одно пилотное исследование (143 спортсмена-любителя, Мвозр=34, виды спорта: фитнес, бег, триатлон, автоспорт, футбол, мотоспорт, теннис, плавание, хоккей, спортивные единоборства) показало, что аутентичность как понимание и следование своим потребностям достоверно связана с мотивами и регулярностью физической активности. В случае снижения аутентичности повышается значимость мотива укрепления психологического состояния – то есть стресс-менеджмента, нормализации путем занятий спортом своего самочувствия и настроения. Таким образом, новое методологическое обоснование аутентичности и ее социальной природы позволило существенно расширить спектр связанных с ней феноменов, продемонстрировав ее важную роль не только в поддержании психологического благополучия, но также – в превенции профессионального выгорания и моральном развитии. По результатам исследований было опубликовано семь работ (РИНЦ), из них 2 – из баз Web of Science и/или Scopus, две – в ядре РИНЦ и Russian Science Citation Index, 1 – из базы Web of Science СС (ESCI). Результаты были также представлены на 5 конференциях (1 зарубежная, 4 российских международных). Все материалы фиксировались на специально созданном ресурсе проекта: https://social.hse.ru/psy/authenticity/ на странице проекта Researchgate https://www.researchgate.net/project/Personal-Authenticity-prerequisites-phenomena-applications

 

Публикации

1. Бочавер К.А., Резниченко С.И. ЛИЧНОСТНАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Психологический журнал, Том 43, № 2, с. 61-71. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31857/S020595920019413-0

2. Нартова-Бочавер С.К., Байрамян Р.М., Чулюкин К.С., Ерофеева В.Г. Что значит быть собой: повседневные представления об аутентичности у младших школьников и подростков в России ПОДРОСТОК В МЕГАПОЛИСЕ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ сборник трудов XV Международной научно-практической конференции. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Москва). М., 2022., С. 80-84 (год публикации - 2022)

3. Нартова-Бочавер С.К., Корнеев А.А., Резниченко С.И. КРАТКАЯ ВЕРСИЯ ОПРОСНИКА АУТЕНТИЧНОСТИ КЕРНИСА- ГОЛДМАНА: АДАПТАЦИЯ В РОССИИ Консультативная психология и психотерапия, Том 30. № 3. C. 150—171 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/cpp.2022300309

4. Нартова-Бочавер С.К., Пак В.В. Аутентичность и способность прощать при разных уровнях стресса: предварительное исследование Клиническая и специальная психология, Том 11. № 1. C. 141–163. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/cpse.2022110107

5. Нартова-Бочавер С.К. Аутентичность личности и мораль: есть ли связь? История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской Академии наук. М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2022., С. 446-447 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.38098/conf_22_0451

6. Нартова-Бочавер С.К. Аутентичность личности и моральные мотивы Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18–21 октября 2022 года. — СПб.: Издательство Скифия-принт, 2022., С. 478-479. (год публикации - 2022)

7. Нартова-Бочавер С.К.,Ерофеева В.Г., Бочавер К.А., Резниченко С.И. Dispositional Authenticity and Psychological Wellbeing: A View from Three Paradigms ECP20 EUROPEAN ASSOCIATION OF PERSONALITY PSYCHOLOGY. Book of abstracts. 2022. Universidad Europea, Madrid, 2022., P. 203-203. (год публикации - 2022)

8. - РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ АДАПТИРОВАЛИ АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ ТЕСТ НА АУТЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/) Научная Россия, Источник: пресс-служба РНФ Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/) (год публикации - )

9. - Новый опросник поможет россиянам лучше понять свое «истинное Я» Поиск, Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия. (год публикации - )

10. - Новый опросник поможет россиянам лучше разобраться в себе Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/science/49575148/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink Рамблер, Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия (год публикации - )

11. - Новый опросник поможет россиянам лучше разобраться в себе Индикатор. Гуманитарные науки., Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Консультативная психология и психотерапия. (год публикации - )

12. - Новый опросник поможет россиянам лучше понять свое истинное «я» InScience, Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале «Консультативная психология и психотерапия». (год публикации - )

13. - Ученые разработали опросник для понимания человеком своего «истинного Я» ИА Красная Весна Читайте материал целиком по ссылке: https://rossaprimavera.ru/news/43fb4ff2 Реальная Россия Научные достижения ИА Красная Весна Читайте материал целиком по ссылке: https://rossaprimavera.ru/news/43fb4ff2, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты исследования аутентичности могут быть имплементированы в сферу образования, работы с персоналом и для подготовки психологов-практиков, работающих в психологических службах. В образовании конструкт аутентичности очень эвристичен, позволяя корректировать профессиональные и образовательные выборы учащихся разных ступеней образования (специализация, призвание, профориентация). В организациях категории аутентичности/самоотчуждения могут быть использованы в программах тимбилдинга, мониторинга кадрового ресурса и превенции профессионального выгорания. В психологических службах разной специализации конструкт аутентичности может быть использован в работе с типичными для данной жизненной сферы трудными жизненными ситуациями (например, психологические службы вузов могут работать со способностью быть верным своему истинному "я" в случае разочарования студентов в профессии и переживания экзистенциальных кризисов различной природы). Упражнения и технологии, способствующие распознаванию истинного "я", могут быть включены в коучинговые программы "Быть самим собой" для разных целевых групп.