КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-22-20087

НазваниеИсследование влияния модальной структуры звукового поля в волноводе и присоединенных резонаторах на импедансные характеристики звукопоглощающих конструкций авиационного двигателя

РуководительПальчиковский Вадим Вадимович, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический университет", Пермский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 02 - Физика и науки о космосе, 02-404 - Физическая акустика

Ключевые словаавиационный двигатель, снижение шума, распространение звука в канале с потоком, звукопоглощающая конструкция локально-реагирующего типа, импеданс, численное моделирование, интерферометр с нормальным падением волн, интерферометр со скользящим потоком, расчетно-экспериментальные методы определения импеданса, модальный состав звукового поля

Код ГРНТИ55.42.47


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Удовлетворение современным и перспективным нормам по шуму воздушных судов на местности, и, соответственно, усиление конкурентоспособности отечественных самолетов гражданской авиации на международном рынке, связанно с необходимостью постоянного усовершенствования используемых расчетно-экспериментальных моделей и методов аэроакустики, а также выдвижения новых подходов и идей. Поскольку доминирующим источником в современных самолетах является шум вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя (особенно на режимах взлета и посадки), то развитие технологий снижения шума вентилятора имеет ключевую роль. Снижение шума, генерируемого вентилятором, обеспечивается за счет облицовки каналов авиационного двигателя звукопоглощающими конструкциями (ЗПК) локально-реагирующего типа, представляющими собой сотовые ячейки, перекрытые тонкими перфорированными листами. Для эффективной работы ЗПК их нужно настроить на оптимальный импеданс, т.е. выбрать по слоям такие конструкционные характеристики (глубина резонаторов, толщина листов перфорации, диаметры отверстий и процент перфорации), которые обеспечили бы импеданс, дающий как можно большее затухание наиболее возбужденных мод. Частью исходных данных для правильного выбора такого импеданса является модальный состав шума, генерируемого вентиляторам, что позволяет определить наиболее энергонесущие моды. Соответственно, важной научной задачей является совершенствование методик определения модального состава шума в канале авиационного двигателя. Поскольку большинство существующих методик модального анализа построено на аналитических решениях, получить которые возможно только для относительно простых случаев (канал с прямой или медленно меняющейся формой), то такие методики не учитывают важные эффекты, связанные с распространением мод в неоднородном газодинамическом поле, и как следствие модальный состав шума вентилятора определяется неверно. В проекте предлагается реализовать метод определения модального состава шума в канале сложной формы на основе численного моделирования аэроакустических процессов в частотной области, что позволит более надежно определять наиболее энергонесущие моды по данным натурных измерений и, соответственно, лучше настраивать ЗПК на оптимальный импеданс. Кроме того, важным и малоизученным является вопрос влияния модального состава шума в канале на сам импеданс ЗПК. Пока существующие методики настройки ЗПК не учитывают данный эффект, и решение данного вопроса не только внесет научный вклад в прояснение физических принципов взаимодействия шума с разным модальным составом с импедансной стенкой, но и поспособствует повышению качества настройки ЗПК на оптимальный импеданс. Поскольку натурный эксперимент для проведения таких исследований реализовать крайне затруднительно из-за сложности точного контроля модального состава и уровня звукового давления на поверхности ЗПК, то в проекте предлагается решить данную задачу на основе численного моделирования физических процессов в ячейках локально-реагирующей ЗПК при падении на них шума с разным модальным составом. Также важным в цикле разработки ЗПК является вопрос совершенствования методов определения импеданса уже спроектированной конструкции, с целью оценки соответствия ее импедансных характеристик проектным значениям. Одним из направлений в совершенствовании таких методов является исследование модальной структуры звукового поля внутри локально-реагирующей ЗПК и ее учет в конечных расчетных моделях определения импеданса по результатам измерений акустического давления в экспериментальных установках. Данную задачу предлагается решить на основе численного моделирования физических процессов в резонаторах при нормальном и скользящем падении волн с высокими уровнями звукового давления и потоком (что характерно для каналов авиационного двигателя) и разработки аналитической модели модального представления звукового поля в резонаторе сотовой формы. Расчетные значения импеданса ЗПК, полученные по разработанным методам, будут верифицированы на основе натурных экспериментов в интерферометре с нормальным падением волн и интерферометре с потоком. Таким образом, можно констатировать, что решение задач о влиянии модальной структуры звукового поля в волноводе с потоком и присоединенных резонаторах на импеданс ЗПК авиационного двигателя имеет высокую степень актуальности как в получении новой научной информации, так и в усовершенствовании настройки ЗПК на эффективное снижение шума вентилятора, а с ним и в улучшении акустических характеристик отечественных двигателей и, соответственно, повышении конкурентоспособности отечественной авиации на международной арене.

Ожидаемые результаты
1) Модифицирован метод определения модального состава шума в канале со сложной геометрией и потоком на основе численного моделирования аэроакустических процессов в частотной области, а также применения прямоугольной матрицы перехода и решении конечной системы уравнений методом минимизации функционала невязки, что в целом позволит быстрее и точнее определять модальный состав шума вентилятора в воздухозаборнике по данным натурных измерений на авиационном двигателе. 2) Разработана численная модель для исследования влияния шума с различным модальным составом на импеданс однослойной звукопоглощающей конструкции локально-реагирующего типа, на основе проведения параметрических исследований по которой оценено влияние модального состава шума в канале с потоком на импеданс. Решение данной задачи внесет ясность в вопрос зависимости импеданса локально-реагирующей ЗПК от модального состава шума в канале и, соответственно, в вопрос повышения эффективности настройки ЗПК на снижение шума вентилятора авиационного двигателя. 3) Разработана аналитическая модель представления звукового поля в резонаторе сотовой формы в виде разложения по модам. Данный результат позволит усовершенствовать метод определения модального состава звукового поля в резонаторах сотовой формы (что актуально для натурных ЗПК авиационного двигателя) и, соответственно, учесть получаемый модальный состав для более точного определения импеданса ЗПК. 4) Разработан метод определения модального состава звукового поля в резонаторах цилиндрической и сотовой формы однослойной и многослойной ЗПК локально-реагирующего типа на основе численного моделирования физических процессов в интерферометре с нормальным падением волн и интерферометре с потоком. Данный результат позволит учесть получаемый модальный состав для более точного определения импеданса ЗПК. 5) Модифицирован метод Дина для определения импеданса ЗПК локально-реагирующего типа на основе уточнения модального состава звукового поля в однослойных и многослойных резонаторах цилиндрической и сотовой формы при нормальном и скользящем падении волн и при наличии в канале потока. Данный результат позволит более точнее определять импеданс разработанной ЗПК. 6) Проведены экспериментальные исследования различных образцов ЗПК локально-реагирующего типа на интерферометре с нормальным падением волн и интерферометре с потоком. Результаты проведенных натурных экспериментов должны подтвердить работоспособность модифицированного метода Дина, учитывающего влияние модального состава звукового поля в резонаторах ЗПК на импеданс.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Усовершенствован метод определения модального состава шума в канале с потоком сложной геометрической формы на основе численного моделирования в частотной области в результате чего метод позволяет более точно и быстрее определять модальный состав вентилятора учитывая в расчетах любое число мод, используя при этом сигналы натурных измерений с двигателя. Для достижения результата исследованы различные постановки численного моделирования с выбором правильного описания граничных условий, задающих только генерируемые источником моды (разделенные от отраженных мод). Разработана и решена тестовая задача, позволившая верифицировать путем сравнения с аналитическим решением работоспособность предложенной постановки граничных условий для генерации одиночной моды с заданной амплитудой. Проведены расчеты по усовершенствованному методу для разных условий распространения шума в канале, соответствующих характерным параметрам по частоте, скорости потока и модальному составу шума вентилятора авиационного двигателя для режимов взлета, набора высоты и посадки. В результате расчетов установлено, что предложенный метод восстанавливает амплитудные коэффициенты искомых мод с хорошей точностью за приемлемое время, тем самым разработанный метод можно считать верифицированным по решению тестовой задачи. Разработана процедура расчета распространения одиночных звуковых мод через воздухозаборник авиационного двигателя, облицованный ЗПК с переменным импедансом, зависящим от скорости потока и уровня звукового давления в локальной точке ЗПК. Проведены расчеты, которые показали, что разработанная процедура составлена корректно. Это доказывается тем, что абсолютно разные начальные приближения по распределению УЗД вдоль ЗПК для каждой рассматриваемой моды приводят к одному и тому же конечному решению. Таким образом, валидированная процедура может быть предложена для применения в дальнейших расчетах по прогнозированию шума вентилятора в дальнем поле. Сравнительный анализ результатов расчетов, полученных по разработанной процедуре, показал, что в зависимости от окружного и радиального номера моды, а также геометрических характеристик ЗПК могут получаться разные соотношения между УЗД в дальнем поле для постоянного и переменного импеданса. В общем случае постоянный и переменный импеданс дают отличные друг от друга значения УЗД в дальнем поле, при этом учет переменности импеданса меняет не только значения УЗД в дальнем поле, но и направленность максимального излучения моды. Это говорит о том, что эффект переменного импеданса необходимо учитывать при прогнозировании шума вентилятора в дальнем поле. Разработана численная модель для исследования влияния шума с различным модальным составом на импеданс локально-реагирующей ЗПК. Расчетная область представляет собой волновод, к стенкам которого присоединена группа резонаторов. При этом расчетная процедура организована так, что изначально заданные амплитудные коэффициенты мод корректируются таким образом, чтобы обеспечить на поверхности резонаторов во всех случаях одинаковый уровень звукового давления. По разработанным программным кодам проведены параметрические исследования для разных модальных составов генерируемого шума и разных конструкционных параметров как одного щелевого резонатора, так и группы из 11 резонаторов. По результатам расчетов установлено, что: 1) Импеданс, вычисленный прямым методом, при использовании значений нормальной акустической скорости, усредненной по площади щелей резонаторов и акустических давлений, усредненных по поверхности щели или по лицевой поверхности всего резонатора, не зависит от модального состава шума в канале. 2) Импеданс, вычисленный методом Дина, при использовании значений акустического давления, усредненного по лицевой поверхности резонатора или по площади щелей резонаторов и акустических давлений, усредненных по площади дна резонатора, не зависит от модального состава шума в канале. 3) Импеданс, вычисленный методом Дина, при использовании значений акустического давления, в отдельных точках на лицевой поверхности резонатора и на дне резонатора зависит от модального состава шума в канале. Разработан метод определения модального состава звукового поля в резонаторах ЗПК цилиндрической формы на основе численного моделирования физических процессов в интерферометре с нормальным падением волн. Метод основан на поиске амплитудных коэффициентов мод путем минимизации невязки между аналитическим решением (для цилиндрического канала оно известно) и результатами численного моделирования физических процессов в интерферометре, в результате которого в разных точках резонатора определяется акустическое давление. Разработан модифицированный метод Дина для определения импеданса однослойной ЗПК локально-реагирующего типа на основе уточнения модального состава звукового поля в резонаторах цилиндрической формы. Проведены расчетные исследования конструкционных параметров резонатора (глубина полости, степень перфорации, положения отверстий), на импеданс, получаемый по классическому и модифицированному методу Дина. В результате расчетов установлено, что сложная модальная структура звукового поля на дне резонатора может сильно влиять на импеданс, определяемый по классической формуле Дина. Для резонаторов с малой высотой полости и малой степенью перфорации при разном положение отверстий на одних и тех же частотах поле звукового давления не является однородным по сечению, а распределение звукового давления на дне резонатора разное. Также установлено, что при разном положение отверстий в крышке резонатора коэффициент нулевой моды оказывается одинаковым. Расчеты импеданса по модифицированной формуле Дина показывают, что в этом случае импеданс не зависит от положения отверстий в крышке резонатора и совпадает с импедансом, определенным по обычной формуле Дина, если отверстия расположены равномерно. Разработана и изготовлена кассета для образца ЗПК в интерферометре нормального падения с возможностью установки в него зондовых микрофонов для измерения импеданса методом Дина и экспериментального определения модального состава звукового поля на дне резонатора. Разработаны и изготовлены образцы ЗПК для проведения верификационных исследований по определению импеданса методом Дина с учетом модального состава звукового поля в резонаторах цилиндрической формы. Проведены натурные эксперименты и верификация модифицированного метода Дина по определению импеданса ЗПК расчетным способом с учетом модального состава звукового поля в резонаторах цилиндрической формы. Установлено, что поведение импеданса для разных резонаторов совпадает с предсказанным ранее на основе численного моделирования. Однако количественное согласование импедансов не получено, поскольку численное моделирование проводилось на основе линеаризованных уравнений, не описывающих в полной мере физические процессы, реализуемые в резонаторе при натурном эксперименте. Тем не менее можно заключить, что разработанный модифицированный метод Дина успешно верифицирован. Кроме того, важно отметить, что эксперимент по модальному анализу звукового поля на дне резонатора был реализован впервые в мировой практике.

 

Публикации

1. Пальчиковский В.В., Храмцов И.В., Кустов О.Ю. On the Influence of Certain Geometric Characteristics of the Resonator on the Impedance Determined by the Dean’s Method Acoustics, Т.4, №2, С.382-393. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/acoustics4020023

2. - Метод ученых Пермского Политеха поможет снизить шум авиадвигателя Naked Science, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Разработана постановка численного моделирования распространения одиночных мод в трехмерном канале с потоком и присоединенной к нему группой двухслойных сотовых резонаторов. Проведено параметрическое исследование влияния модального состава шума в канале с потоком на импеданс многослойной звукопоглощающей конструкции локально-реагирующего типа (рассмотрены разные частоты, модальный состав, скорость потока и геометрические характеристики звукопоглощающей конструкции). Установлено, что импеданс, определяемый методом Дина по измерениям акустического давления в локальных точках вдоль образца ЗПК изменяется в зависимости от рассматриваемой моды. Разработан метод нахождения модального состава звукового поля в резонаторе с произвольной формой поперечного сечения на основе численного моделирования физических процессов в интерферометре нормального падения волн с присоединенным к нему резонатором. Результаты численного моделирования показали, что для сотового резонатора степень неоднородности звукового поля внутри полости получается заметно выше (особенно на высоких частотах), чем для цилиндрического резонатора. При этом точность определения по разработанной процедуре значений амплитудных коэффициентов мод на дне резонатора сильно зависит от количества точек, в которых считывается акустическое давление, тогда как амплитудные коэффициенты нулевой моды на лицевой поверхности резонатора слабо отличаются от значений акустического давления, измеряемого в различных точках. Разработана модификация метода Дина, устраняющая неоднозначность определения импеданса классическим методом Дина в случае неоднородности звукового поля в резонаторе сложной формы. Предварительная отработка метода выполнялась на основе численного моделирования физических процессов в интерферометре нормального падения волн с присоединенным к нему резонатором сотовой формы. На основе проведенных расчетов создана база значений импеданса однослойных сотовых резонаторов при разных конструкционных параметрах (глубина резонаторов, степень перфорации), полученных по классическому и модифицированному методу Дина. Анализ результатов расчетов показал, что классический метод Дина в случае неоднородности звукового поля на дне резонатора дает разные значения импеданса в зависимости от выбора точек установки измерительных зондов акустического давления, тогда как модифицированный метод позволяет однозначно определять импеданс. Дополнительно проведено сравнение согласования модифицированного метода Дина с прямым методом определения импеданса (через отношение акустического давления к нормальной компоненте акустической скорости на поверхности резонатора) для чего выведена формула пересчета импеданса с одного метода на другой. На основе численного моделирования распространения звука в канале интерферометра нормального падения с присоединенным к нему образцом ЗПК отработан модифицированный метод Дина по определению импеданса двухслойной ЗПК. Проведены расчеты резонаторов с геометрическими параметрами характерными для двухслойных облицовок авиационных двигателей. Создана база расчетных значений импеданса двухслойных сотовых резонаторов при разных конструкционных параметрах каждого слоя (глубина резонаторов, степень перфорации), полученных по классическому и модифицированному методу Дина. Определено, что для двухслойных облицовок авиационных двигателей импеданс по классическому и модифицированному методу Дина получается одинаковым. Разработаны и изготовлены одно- и двухслойные образцы звукопоглощающих конструкций для проведения верификационных исследований по определению импеданса методом Дина с учетом модального состава в резонаторах сотовой формы в интерферометре нормального падения. Разработан алгоритм и программный код для автоматизации измерений импеданса на интерферометре нормального падения методом Дина на «чистом синусе». В интерферометре нормального падения с диаметром 30 мм проведены измерения однослойного и двухслойного образцов стандартным и модифицированным методом Дина. Результаты измерений показали, что для случая однослойного образца на дне резонатора наблюдается неравномерность звукового поля, которая увеличивается с ростом частоты и уровня звукового давления, в результате чего импеданс, определенный модифицированным методом Дина отличается от импеданса, определенного классическим методом Дина. Звуковое поле на дне измеренного двухслойного резонатора является однородным и импеданс, определенный по стандартному и модифицированному методу Дина одинаков. Также в интерферометре с диаметром канала 50 мм были проведены измерения однослойных образцов ЗПК в широком диапазоне звуковых давлений на сигналах «белый шум» и «чистый синус». Сигналы с микрофонов обрабатывались методом Дина и методом передаточной функции. Полученные спектры импеданса также дополнительно сравнивались с известными полуэмпирическими моделями импеданса (Соболев, Goodrich, Eversman). Установлено, что полуэмпирические модели импеданса лучше согласуются с методом Дина, чем с методом передаточной функции, и при тональном возбуждении звука, чем при белом шуме. Создана база расчетных значений импеданса звукопоглощающей конструкции с конструкционными параметрами, соответствующими натурным акустическим облицовкам авиационных двигателей, полученные по классическому и модифицированному методу Дина, учитывающему модальный состав звукового поля в резонаторах, при их функционировании в интерферометре с потоком. Анализ показывает, что импеданс, определяемый по классическому и модифицированному методу Дина оказывается одинаковым. Данный результат можно объяснить более быстрым выравниванием звукового поля в резонаторе при рассматриваемых условиях .Также определено, что наличие потока в канале интерферометра приводит к смещению импедансных кривых в частотном диапазоне, но не влияет на модальный состав внутри резонатора. Разработана и изготовлена кассета для образца звукопоглощающей конструкции в интерферометре со скользящим потоком с возможностью установки в него зондовых микрофонов для измерения импеданса методом Дина. Разработаны и изготовлены образцы звукопоглощающих конструкций для проведения верификационных исследований в интерферометре со скользящим потоком по определению импеданса методом Дина с учетом модального состава звукового поля в резонаторах сотовой формы. Проведены натурные измерения шума в интерферометре со скользящим потоком для однослойного и двухслойного образцов ЗПК с геометрическими параметрами, характерными для облицовок авиационных двигателей. Измерения проводились микрофонами, установленными заподлицо в стенке канала и зондовыми микрофонами, установленными в образце звукопоглощающей конструкции. На основе полученных результатов измерений проведено определение импеданса по стандартному и модифицированному методу Дина, учитывающему влияние модального состава в резонаторе на импеданс при наличии в канале скользящего потока. Также проведено определение импеданса методом извлечения на основе данных с микрофонов в канале интерферометра со скользящим потоком. Установлено, что импеданс, определяемый стандартным и модифицированным методом Дина, одинаков (что было ранее получено в численном моделировании) и имеет меньшие разбросы в значениях, чем импеданс, определяемый методом извлечения (на основе минимизации невязки между расчетными и экспериментальными значениями акустических давлений на микрофонах). URL: https://naked-science.ru/article/column/v-peri-vyyasnili-kak-povy

 

Публикации

1. Пальчиковский В.В., Белобородов С.Ф. On the correct generation of a single sound mode in a duct with flow in COMSOL Multiphysics E3S Web of Conferences, Vol. 446, No. 01003 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202344601003

2. Пальчиковский В.В., Кузнецов А.А., Павлоградский В.В. Оценка влияния переменности импеданса звукопоглощающей облицовки на шум вентилятора авиационного двигателя в расчете распространения звуковых мод в дальнее поле Акустический журнал, том 69, № 2, с. 230–241 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0320791923600087

3. Пальчиковский В.В., Кузнецов А.А., Павлоградский В.В. Evaluation of the impedance variability effect of acoustic liner on aircraft engine fan noise in calculation of far field sound modes propagation Acoustical Physics, Vol. 69, No. 2, pp. 241–251 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1134/S1063771023600079

4. Пальчиковский В.В., Кузнецов А.А., Храмцов И.В., Кустов О.Ю. Comparison of semi-empirical impedance models for locally-reacting acoustic liners in a wide range of sound pressure levels Acoustics, Vol. 5, No. 3, pp. 676–692 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/acoustics5030041

5. Пальчиковский В.В., Корин И.А., Сорокин Е.В., Кузнецов А.А., Бульбович Р.В., Павлоградский В.В. Исследование работы интерферометра с вращающимися звуковыми волнами при отсутствии потока ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ XХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО АЭРОАКУСТИКЕ, С. 112-113 (год публикации - 2023)

6. Пальчиковский В.В., Кузнецов А.А., Корин И.А., Сорокин Е.В., Храмцов И.В., Кустов О.Ю. Верификация алгоритма расчета распространения звука в канале с импедансной стенкой с учетом изменения звукового давления вдоль канала ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ XХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО АЭРОАКУСТИКЕ, С. 105. (год публикации - 2023)

7. Кузнецов А.А., Пальчиковский В.В., Храмцов И.В., Кустов О.Ю. Сравнение полуэмпирических моделей импеданса для локально-реагирующих звукопоглощающих конструкций ЗАЩИТА ОТ ПОВЫШЕННОГО ШУМА И ВИБРАЦИИ. Сборник трудов конференции IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2023, С. 299-307 (год публикации - 2023)

8. Пальчиковский В.В. Исследование влияния одиночных мод на импеданс щелевого резонатора ЗАЩИТА ОТ ПОВЫШЕННОГО ШУМА И ВИБРАЦИИ. Сборник трудов конференции IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2023, C. 161-166 (год публикации - 2023)

9. - В Перми выяснили, как повысить точность определения характеристик звукопоглощающих конструкций в зависимости от уровня шума https://naked-science.ru/, Работа проводилась при финансовой поддержке Российского научного фонда и Пермского края. (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
не указано