КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00868

НазваниеСибирские и дальневосточные порто-франко в истории экономического освоения российской имперской периферии (вторая половина XIX - начало XX вв.)

РуководительАгапов Михаил Геннадьевич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет", Тюменская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаРоссийская империя, Сибирь, российский Дальний Восток, история политического воображения, региональная история, политика сравнения, порто-франко

Код ГРНТИ04.51.65


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная значимость и актуальность проекта заключается в необходимости замены дескриптивного очерка освоения имперской периферии аналитической моделью, включающей в себя геополитическое и политэкономчиеское воображение исторических субъектов их вариации и альтернативы, а также практики формирования «зон свободной торговли» и развитие транспортно-инфрастуктурных проектов. Кроме того, предлагаемое исследование может способствовать решению ряда современных актуальных проблем, связанных с региональным и транспортно-логистическим обеспечением Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали. Центральная научная проблема предлагаемого проекта – уточнение механизмов трансформации воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В рамках предлагаемого проекта эта проблема решается через использование наиболее актуальных наработок глобальной истории, новой имперской истории, а также истории сопряжений применительно к эмпирическому материалу о дискурсах и практиках свободной торговли в Сибири и на Дальнем Востоке в обозначенный временной период. Это делается с тем, чтобы выявить существовавшие альтернативные модели социально-политического воображения, логику их укорененности в управленческих и иных практиках, их взаимосвязь с производившимся на имперских окраинах экспертным знанием и глобальной циркуляцией идей, а также то, какую роль в этих моделях социально-политического воображения играли разные темпоральности, представления об “объективном” или “субъективном” характере данных (в первую очередь статистики), а также разные представления о рациональности (например, через по-разному определяемую “эффективность” или “справедливость”). Гипотеза коллектива состоит в том, что наиболее продуктивно эта проблема решается через выработку нового исторического нарратива, который переосмысливал бы разрозненную историографию региональной таможенной политики как совокупную историю порто-франко Сибири и Дальнего Востока в широком контексте экономического освоения имперских окраин. По итогу реализации проекта должно быть опубликовано не менее 2 статей, индексируемых в базах данных WoS или Scopus, причем 1 из них - в рецензируемом журнале, имеющем высокий квартиль в базе данных научного цитирования WoS или Scopus (такие как Ab Imperio (Scopus Q2), Modern Intellectual History (Scopus Q1)), а также не менее одной статьи, индексируемой в рецензируемом журнале, индексируемом Russian Science Citation Index.

Ожидаемые результаты
Научная значимость предложенного проекта состоит в том, чтобы, с помощью новейших историографических подходов (глобальная история, новая имперская история, история сопряжений) выработать новый исторический нарратив о порто-франко Сибири и Дальнего Востока, в котором дискурсы и практики свободной торговли в этих локациях не по-отдельности, а комплексно помещались бы в широко понимаемый контекст экономического освоения имперских окраин. Во-первых, использование предложенных подходов позволит перенести центр тяжести с анализа принятых решений в пользу анализа альтернативных и соперничавших моделей воображения социально-политического пространства и, тем самым, избежать предзаданного ответа о неизбежности отмены порто-франко решением “из центра” в пользу более нюансированной модели, которая фиксировала бы механизмы того, как эта позиция формировалась, какую роль в этом процессе играли “имперские посредники” (администраторы, эксперты, региональные деятели), производимое ими экспертное знание, избираемые ими риторические стратегии, реализовывавшаяся ими политика сравнения локального опыта с внутри- и межимперским. Во-вторых, одновременное обращение к сибирскому и дальневосточному порто-франко позволит исправить сложившийся в историографии дисбаланс: в историографии таможенной политики Российской империи сибирское порто-франко является более маргинализированным сюжетом по сравнению с приамурским порто-франко; в то же время, сибирское порто-франко вписано в гораздо более богатую историографическую традицию Сибири как “имперского региона” по сравнению с гораздо менее разработанной историографией Дальнего Востока, в которую, в свою очередь, вписано дальневосточное порто-франко. При этом, указанный дисбаланс во многом больше связан со спецификой региональных традиций историеписания, нежели с логикой эмпирического материала, представленного в источниках. В-третьих, смещение фокуса на “имперских посредников”, циркуляцию дискурсов и политику сравнения сделает итоговый нарратив менее “обращенным вовнутрь” и более чувствительным к т.н. глобальным сопряжениям (global entanglements), и, тем самым, будет способствовать включению новой, а также наиболее релевантной классической историографии дальневосточного и сибирского порто-франко в актуальные дискуссии международного исторического сообщества. По итогу реализации проекта должно быть опубликовано не менее 2 статей, индексируемых в базах данных WoS или Scopus, причем 1 из них - в рецензируемом журнале, имеющем высокий квартиль в базе данных научного цитирования WoS или Scopus (такие как Ab Imperio (Scopus Q2), Modern Intellectual History (Scopus Q1)), а также не менее одной статьи, индексируемой в рецензируемом журнале, индексируемом Russian Science Citation Index.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 году исследовательский коллектив проекта «Сибирские и дальневосточные порто-франко в истории экономического освоения российской имперской периферии (вторая половина XIX — начало XX вв.)» решал спектр задач, в совокупности нацеленный на выработку нового исторического нарратива, который переосмысливает разрозненную историографию региональной таможенной политики как совокупную историю порто-франко Сибири и Дальнего Востока в широком контексте экономического освоения имперских окраин. Так, М.Г. Агаповым в 2023 году опубликована статья «Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг.» в журнале «Уральский исторический вестник», в которой был рассмотрен малоизученный аспект истории российского предпринимательства, связанный с попыткой открытия порто-франко в устье Печоры в 50–60-х гг. XIX в. Центральным сюжетом исследования является деловое партнерство известного мореплавателя и ученого, адмирала П. И. Крузенштерна и видных деятелей отечественного северного предпринимательства золотопромышленников и купцов В. Н. Латкина и М. К. Сидорова в рамках образованной ими в 1858 г. Печорско-Обской компании для развития промышленности, судоходства и торговли в Северном океане по рекам Печоре и Оби. В статье «Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы», опубликованной в журнале «Quaestio Rossica», М.Г. Агапов исследует кампанию по привлечению российских и зарубежных моряков к открытию морского пути в Сибирь, развернутую в 1860–1870-е гг. сибирским золотопромышленником и общественным деятелем М. К. Сидоровым, мечтавшем об открытии порто-франко в устьях сибирских рек. Рекрутинговая кампания Сидорова является ярким примером попытки налаживания сотрудничества между сегментами имперской периферии в рамках частного коммерческого проекта без непосредственного участия имперского центра. Вопросы учреждение порто-франко в устьях Сибирских рек были теснейшим образом связаны с вопросами развития Северного морского пути. Эта связь раскрывается в опубликованной М.Г. Агаповым в коллективной монографии «Северные морские пути России» главе «Спор "Великих северных рек": дискуссии о пределах Северного морского пути во второй половине XIX – первой четверти XX в.». Установление в 1877 г. режима порто-франко в устьях Оби и Енисея способствовало интенсификации сотрудничества всех интересантов развития «сибирского морского пути». Успешная навигация 1896–97 гг., когда все суда благополучно прошли Карское море, укрепила доверие сибирских деловых кругов к Севморпути. Однако режим порто-франко подрывал региональную монополию московского и связанного с ним сибирского купечества. Как часто бывает в подобных случаях, коммерческий интерес рядился в патриотические одежды. Рупором сторонников ограничения иностранной торговли в обь-енисейском секторе выступил вице-адмирал С.О. Макаров, утверждавший, что в условиях режима порто-франко торговля по Северному морскому пути приносит выгоды только иностранным коммерсантам. На рубеже XIX–XX вв. целый ряд предложений европейских торговых обществ и судоходных компаний «по установлению морских рейсов через Карское море» был отвергнут российскими властями на том основании, что их принятие «навсегда устранит возможность развития русского торгового флота в наших северных водах и вместе с тем даст сильный импульс для развития иностранного пароходства». В итоге в начале XX в. плавания морских судов в устье Оби и Енисея прекратились. А.Д. Турбиным в 2023 году опубликована статья «‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dalny – the Pacific Porto-Franco and the search for ‘Russian interests’ in the Far East (1901–1904)» в журнале «Global Intellectual History», в которой были рассмотрены дискуссии 1901–1904 годов о свободной торговле в Приамурье и на сданных в аренду Российской империи территориях Китайской Маньчжурии. В статье А.Д. Турбина был проведен дискурсивный анализ многоплановых дебатов по одному из наиболее важных «вопросов» экономического развития российского Дальнего Востока – вопросу о свободных портах на Дальнем Востоке и в Маньчжурии – с тем, чтобы понять разнообразие политических представлений в позднеимперской России. С точки зрения проекта разработка этого «кейса» представляет особый интерес в связи с его центральным хронологическим положением между более ранними дискуссиями о свободной торговле в Сибири и на Дальнем Востоке, которые активно проходили в прессе и создаваемых ad hoc экспертных институтах (съездах, комиссиях), и более поздними дискуссиями, проходившими в контексте революционной и послереволюционной мобилизации массового общества в контексте создания Государственной Думы Российской империи. Статья А. Д. Турбина напрямую обращается к проблеме уточнения механизмов трансформации воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В историографии достаточно укоренена точка зрения о том, что Дальний Восток России как часть Сибири представляет собой особенно интересный случай из-за его двойного места как в имперских, так и в национальных мифах. В имперском мифе Сибирь и Дальний Восток России рассматривались как «завоеванные» земли и поселенческие колонии для будущих поколений крестьян. В то же время, Сибирь, и Дальний Восток стали важной частью русского национального мифа, в котором они рассматривались как неотделимые «истинно русские» земли. Применяя актуальные наработки глобальной истории, новой имперской истории, а также истории сопряжений применительно к эмпирическому материалу о дискурсах и практиках свободной торговли в Сибири и на Дальнем Востоке, А.Д. Турбин постарался не только выявить выявить существовавшие альтернативные модели социально-политического воображения, но и логику их укорененности в управленческих и иных практиках, их взаимосвязь с производившимся на имперских окраинах экспертным знанием и глобальной циркуляцией идей. Необходимо отметить, что формируемый в рамках анализа А.Д. Турбина исторический нарратив не может рассматриваться как телеологичный, потому что на каждом этапе дискуссий выявляется наличие альтернативных языков описания экономического и социально-политического пространства империи. В целом опубликованные в первый год реализации проекта статьи позволяют увидеть трансформацию воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. в обратной перспективе – с точки зрения микроисторических сюжетов истории освоения, воплощенных в конкретных транспортных, предпринимательских, переселенческих и др. проектах. Сочетание макроуровня пространственного освоения (Транссибирская магистраль, Северный морской путь, зоны свободной торговли) и микроуровня локальных вариативных практик обживания территорий, является, на наш взгляд, необходимым шагом на пути поиска адекватной модели, позволяющей уложить в систему типологического подхода уникальный опыт конкретных экономических инициатив и предприятий.

 

Публикации

1. Агапов Михаил Геннадьевич Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг. Уральский исторический вестник, Агапов М. Г. Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг. // Уральский исторический вестник. 2023. № 3 (80). С. 182−189. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-3(80)-182-189

2. Агапов Михаил Геннадьевич Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы Quaestio Rossica, Агапов М. Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11, № 2. С.473–488. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/qr.2023.2.800

3. Александр Турбин ‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dal’nii – the Pacific Porto-Franco and the Search for ‘Russian Interests’ in the Far East (1901–1904) Global Intellectual History, ‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dal’nii – the Pacific Porto-Franco and the Search for ‘Russian Interests’ in the Far East (1901–1904) // Global Intellectual History (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1080/23801883.2023.2280074

4. Агапов Михаил Геннадьевич Глава 2. Спор "великих северных рек" Москва, Новое литературное обозрение, Северные морские пути России / Коллективная монография под редакцией В.В. Васильевой и К.А. Гавриловой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. (год публикации - 2023)