КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-28-00868
НазваниеСибирские и дальневосточные порто-франко в истории экономического освоения российской имперской периферии (вторая половина XIX - начало XX вв.)
РуководительАгапов Михаил Геннадьевич, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный университет", Тюменская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2023 г. - 2024 г. |
Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века
Ключевые словаРоссийская империя, Сибирь, российский Дальний Восток, история политического воображения, региональная история, политика сравнения, порто-франко
Код ГРНТИ04.51.65
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Научная значимость и актуальность проекта заключается в необходимости замены дескриптивного очерка освоения имперской периферии аналитической моделью, включающей в себя геополитическое и политэкономчиеское воображение исторических субъектов их вариации и альтернативы, а также практики формирования «зон свободной торговли» и развитие транспортно-инфрастуктурных проектов. Кроме того, предлагаемое исследование может способствовать решению ряда современных актуальных проблем, связанных с региональным и транспортно-логистическим обеспечением Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали.
Центральная научная проблема предлагаемого проекта – уточнение механизмов трансформации воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В рамках предлагаемого проекта эта проблема решается через использование наиболее актуальных наработок глобальной истории, новой имперской истории, а также истории сопряжений применительно к эмпирическому материалу о дискурсах и практиках свободной торговли в Сибири и на Дальнем Востоке в обозначенный временной период. Это делается с тем, чтобы выявить существовавшие альтернативные модели социально-политического воображения, логику их укорененности в управленческих и иных практиках, их взаимосвязь с производившимся на имперских окраинах экспертным знанием и глобальной циркуляцией идей, а также то, какую роль в этих моделях социально-политического воображения играли разные темпоральности, представления об “объективном” или “субъективном” характере данных (в первую очередь статистики), а также разные представления о рациональности (например, через по-разному определяемую “эффективность” или “справедливость”). Гипотеза коллектива состоит в том, что наиболее продуктивно эта проблема решается через выработку нового исторического нарратива, который переосмысливал бы разрозненную историографию региональной таможенной политики как совокупную историю порто-франко Сибири и Дальнего Востока в широком контексте экономического освоения имперских окраин.
По итогу реализации проекта должно быть опубликовано не менее 2 статей, индексируемых в базах данных WoS или Scopus, причем 1 из них - в рецензируемом журнале, имеющем высокий квартиль в базе данных научного цитирования WoS или Scopus (такие как Ab Imperio (Scopus Q2), Modern Intellectual History (Scopus Q1)), а также не менее одной статьи, индексируемой в рецензируемом журнале, индексируемом Russian Science Citation Index.
Ожидаемые результаты
Научная значимость предложенного проекта состоит в том, чтобы, с помощью новейших историографических подходов (глобальная история, новая имперская история, история сопряжений) выработать новый исторический нарратив о порто-франко Сибири и Дальнего Востока, в котором дискурсы и практики свободной торговли в этих локациях не по-отдельности, а комплексно помещались бы в широко понимаемый контекст экономического освоения имперских окраин.
Во-первых, использование предложенных подходов позволит перенести центр тяжести с анализа принятых решений в пользу анализа альтернативных и соперничавших моделей воображения социально-политического пространства и, тем самым, избежать предзаданного ответа о неизбежности отмены порто-франко решением “из центра” в пользу более нюансированной модели, которая фиксировала бы механизмы того, как эта позиция формировалась, какую роль в этом процессе играли “имперские посредники” (администраторы, эксперты, региональные деятели), производимое ими экспертное знание, избираемые ими риторические стратегии, реализовывавшаяся ими политика сравнения локального опыта с внутри- и межимперским.
Во-вторых, одновременное обращение к сибирскому и дальневосточному порто-франко позволит исправить сложившийся в историографии дисбаланс: в историографии таможенной политики Российской империи сибирское порто-франко является более маргинализированным сюжетом по сравнению с приамурским порто-франко; в то же время, сибирское порто-франко вписано в гораздо более богатую историографическую традицию Сибири как “имперского региона” по сравнению с гораздо менее разработанной историографией Дальнего Востока, в которую, в свою очередь, вписано дальневосточное порто-франко. При этом, указанный дисбаланс во многом больше связан со спецификой региональных традиций историеписания, нежели с логикой эмпирического материала, представленного в источниках.
В-третьих, смещение фокуса на “имперских посредников”, циркуляцию дискурсов и политику сравнения сделает итоговый нарратив менее “обращенным вовнутрь” и более чувствительным к т.н. глобальным сопряжениям (global entanglements), и, тем самым, будет способствовать включению новой, а также наиболее релевантной классической историографии дальневосточного и сибирского порто-франко в актуальные дискуссии международного исторического сообщества.
По итогу реализации проекта должно быть опубликовано не менее 2 статей, индексируемых в базах данных WoS или Scopus, причем 1 из них - в рецензируемом журнале, имеющем высокий квартиль в базе данных научного цитирования WoS или Scopus (такие как Ab Imperio (Scopus Q2), Modern Intellectual History (Scopus Q1)), а также не менее одной статьи, индексируемой в рецензируемом журнале, индексируемом Russian Science Citation Index.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 году исследовательский коллектив проекта «Сибирские и дальневосточные порто-франко в истории экономического освоения российской имперской периферии (вторая половина XIX — начало XX вв.)» решал спектр задач, в совокупности нацеленный на выработку нового исторического нарратива, который переосмысливает разрозненную историографию региональной таможенной политики как совокупную историю порто-франко Сибири и Дальнего Востока в широком контексте экономического освоения имперских окраин.
Так, М.Г. Агаповым в 2023 году опубликована статья «Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг.» в журнале «Уральский исторический вестник», в которой был рассмотрен малоизученный аспект истории российского предпринимательства, связанный с попыткой открытия порто-франко в устье Печоры в 50–60-х гг. XIX в. Центральным сюжетом исследования является деловое партнерство известного мореплавателя и ученого, адмирала П. И. Крузенштерна и видных деятелей отечественного северного предпринимательства золотопромышленников и купцов В. Н. Латкина и М. К. Сидорова в рамках образованной ими в 1858 г. Печорско-Обской компании для развития промышленности, судоходства и торговли в Северном океане по рекам Печоре и Оби.
В статье «Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы», опубликованной в журнале «Quaestio Rossica», М.Г. Агапов исследует кампанию по привлечению российских и зарубежных моряков к открытию морского пути в Сибирь, развернутую в 1860–1870-е гг. сибирским золотопромышленником и общественным деятелем М. К. Сидоровым, мечтавшем об открытии порто-франко в устьях сибирских рек. Рекрутинговая кампания Сидорова является ярким примером попытки налаживания сотрудничества между сегментами имперской периферии в рамках частного коммерческого проекта без непосредственного участия имперского центра.
Вопросы учреждение порто-франко в устьях Сибирских рек были теснейшим образом связаны с вопросами развития Северного морского пути. Эта связь раскрывается в опубликованной М.Г. Агаповым в коллективной монографии «Северные морские пути России» главе «Спор "Великих северных рек": дискуссии о пределах Северного морского пути во второй половине XIX – первой четверти XX в.». Установление в 1877 г. режима порто-франко в устьях Оби и Енисея способствовало интенсификации сотрудничества всех интересантов развития «сибирского морского пути». Успешная навигация 1896–97 гг., когда все суда благополучно прошли Карское море, укрепила доверие сибирских деловых кругов к Севморпути. Однако режим порто-франко подрывал региональную монополию московского и связанного с ним сибирского купечества. Как часто бывает в подобных случаях, коммерческий интерес рядился в патриотические одежды. Рупором сторонников ограничения иностранной торговли в обь-енисейском секторе выступил вице-адмирал С.О. Макаров, утверждавший, что в условиях режима порто-франко торговля по Северному морскому пути приносит выгоды только иностранным коммерсантам. На рубеже XIX–XX вв. целый ряд предложений европейских торговых обществ и судоходных компаний «по установлению морских рейсов через Карское море» был отвергнут российскими властями на том основании, что их принятие «навсегда устранит возможность развития русского торгового флота в наших северных водах и вместе с тем даст сильный импульс для развития иностранного пароходства». В итоге в начале XX в. плавания морских судов в устье Оби и Енисея прекратились.
А.Д. Турбиным в 2023 году опубликована статья «‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dalny – the Pacific Porto-Franco and the search for ‘Russian interests’ in the Far East (1901–1904)» в журнале «Global Intellectual History», в которой были рассмотрены дискуссии 1901–1904 годов о свободной торговле в Приамурье и на сданных в аренду Российской империи территориях Китайской Маньчжурии. В статье А.Д. Турбина был проведен дискурсивный анализ многоплановых дебатов по одному из наиболее важных «вопросов» экономического развития российского Дальнего Востока – вопросу о свободных портах на Дальнем Востоке и в Маньчжурии – с тем, чтобы понять разнообразие политических представлений в позднеимперской России. С точки зрения проекта разработка этого «кейса» представляет особый интерес в связи с его центральным хронологическим положением между более ранними дискуссиями о свободной торговле в Сибири и на Дальнем Востоке, которые активно проходили в прессе и создаваемых ad hoc экспертных институтах (съездах, комиссиях), и более поздними дискуссиями, проходившими в контексте революционной и послереволюционной мобилизации массового общества в контексте создания Государственной Думы Российской империи.
Статья А. Д. Турбина напрямую обращается к проблеме уточнения механизмов трансформации воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В историографии достаточно укоренена точка зрения о том, что Дальний Восток России как часть Сибири представляет собой особенно интересный случай из-за его двойного места как в имперских, так и в национальных мифах. В имперском мифе Сибирь и Дальний Восток России рассматривались как «завоеванные» земли и поселенческие колонии для будущих поколений крестьян. В то же время, Сибирь, и Дальний Восток стали важной частью русского национального мифа, в котором они рассматривались как неотделимые «истинно русские» земли. Применяя актуальные наработки глобальной истории, новой имперской истории, а также истории сопряжений применительно к эмпирическому материалу о дискурсах и практиках свободной торговли в Сибири и на Дальнем Востоке, А.Д. Турбин постарался не только выявить выявить существовавшие альтернативные модели социально-политического воображения, но и логику их укорененности в управленческих и иных практиках, их взаимосвязь с производившимся на имперских окраинах экспертным знанием и глобальной циркуляцией идей. Необходимо отметить, что формируемый в рамках анализа А.Д. Турбина исторический нарратив не может рассматриваться как телеологичный, потому что на каждом этапе дискуссий выявляется наличие альтернативных языков описания экономического и социально-политического пространства империи.
В целом опубликованные в первый год реализации проекта статьи позволяют увидеть трансформацию воображения социально-политического пространства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. в обратной перспективе – с точки зрения микроисторических сюжетов истории освоения, воплощенных в конкретных транспортных, предпринимательских, переселенческих и др. проектах. Сочетание макроуровня пространственного освоения (Транссибирская магистраль, Северный морской путь, зоны свободной торговли) и микроуровня локальных вариативных практик обживания территорий, является, на наш взгляд, необходимым шагом на пути поиска адекватной модели, позволяющей уложить в систему типологического подхода уникальный опыт конкретных экономических инициатив и предприятий.
Публикации
1. Агапов Михаил Геннадьевич Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг. Уральский исторический вестник, Агапов М. Г. Адмирал и купцы: из истории торгово-промышленного освоения Печоры и Оби в 1840–1860-х гг. // Уральский исторический вестник. 2023. № 3 (80). С. 182−189. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30759/1728-9718-2023-3(80)-182-189
2. Агапов Михаил Геннадьевич Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы Quaestio Rossica, Агапов М. Северный морской путь: национальный патриотизм и предпринимательские интересы // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11, № 2. С.473–488. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/qr.2023.2.800
3. Александр Турбин ‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dal’nii – the Pacific Porto-Franco and the Search for ‘Russian Interests’ in the Far East (1901–1904) Global Intellectual History, ‘Native’ Vladivostok vs. ‘Alien’ Dal’nii – the Pacific Porto-Franco and the Search for ‘Russian Interests’ in the Far East (1901–1904) // Global Intellectual History (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1080/23801883.2023.2280074
4. Агапов Михаил Геннадьевич Глава 2. Спор "великих северных рек" Москва, Новое литературное обозрение, Северные морские пути России / Коллективная монография под редакцией В.В. Васильевой и К.А. Гавриловой. М.: Новое литературное обозрение, 2023. (год публикации - 2023)