Новости

28 августа, 2023 16:15

Физики выяснили, почему снижается прочность авиационных сплавов

Источник: ТАСС
Российские и норвежские физики обнаружили, что жаропрочные алюминиевые сплавы постепенно теряют прочность при длительном нагреве и физических нагрузках в результате слияния особых пластинок внутри этих материалов. Об этом сообщила пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). Результаты исследования, поддержанного грантом РНФ, опубликованы в журнале Materials Science and Engineering: A.
Источник: wirestock/Freepik
«Полученные результаты помогают нам лучше понять факторы, ответственные за прочностные свойства сплава на основе алюминия, меди, магния и серебра. Это позволяет лучше подобрать их химический состав, а также условия получения для применения в авиастроении», - заявил старший научный сотрудник Белгородского государственного национального исследовательского университета Марат Газизов.
Газизов и его коллеги изучали свойства жаропрочных материалов на базе алюминия, меди, магния и серебра, которые широко применяются в авиационной промышленности. Для создания таких материалов исходные компоненты сплавляют, закаливают, и затем выдерживают длительное время при температуре около 200 градусов Цельсия.

Как объясняют исследователи, прочность сплава при этом повышается благодаря возникновению внутри него тонких пластин из соединений двух и более металлов. Они служат барьером для роста мелких линейных дефектов (трещин), которые могут привести к разрушению материала.


Образец сплава после нагружения до разрушения при 150°С в течение около 3000 часов. Источник: Gazizov et al. / Materials Science and Engineering: A, 2023

Процессы снижения прочности сплава

Авторы работы заинтересовались тем, как меняется структура и свойства этих пластин по мере износа деталей. Ученые на протяжении четырех месяцев подвергали материалы действию температур 150 и 165 градусов Цельсия и разных механических нагрузок и отслеживали то, как меняется внутренняя структура сплава.

С течением времени пластины внутри деталей постепенно становились более толстыми и объемными. Это было связано с тем, что на них «оседали» атомы меди, магния и серебра из соседних с ними регионов сплава, а также с тем, что некоторые мелкие пластины сливались и формировали более крупные элементы. Снижение числа пластин вело к тому, что внутри сплава становилось меньше барьеров для роста дефектов, что способствовало их ускоренному формированию.

Процесс слияния пластин, по словам исследователей, протекал значительно быстрее при одновременном нагреве и нагружении изделий, что еще больше ускоряло износ материала. Повышение температур также ускоряло слияние пластин и снижение прочности деталей.

Как надеются ученые, собранные ими сведения помогут в разработке новых жаропрочных сплавов, менее подверженных такой форме износа. Это поможет сделать конструкции на их базе более долговечными и надежными, считают исследователи.

 Если вы хотите стать героем публикации и рассказать о своем исследовании, заполните форму на сайте РНФ

26 апреля, 2024
Создан алгоритм для безопасного разворачивания радиорефлекторов зондов
Российские исследователи разработали программный пакет, позволяющий максимально безопасным образом...
19 апреля, 2024
Новая защита для промышленных и медицинских изделий
Ученые Тольяттинского государственного университета (ТГУ) вывели на качественно новый уровень техн...