В своей работе ученые исходили из того, что в столкновениях с воздушными судами участвуют лишь некоторые из видов птиц, поэтому работа именно с этими видами будет более эффективной. В районе томского аэропорта наиболее часто встречаются врановые – серая ворона, сорока и черный ворон.
«Как правило, акустические отпугиватели не направлены на какой-то конкретный вид птиц, что приводит к нежелательному воздействию на другие биологические объекты. При этом птицы могут просто-напросто привыкать к длительному звуковому воздействию и воспринимать его как некий фоновый шум», – пояснил главный научный сотрудник ИМКЭС СО РАН и руководитель проекта по гранту РНФ Николай Красненко.
Программный комплекс способен в автоматическом режиме обрабатывать данные видеонаблюдения и принимать необходимые решения. Предварительно система проходила специальное обучение на специально сформированной базе изображений птиц и продолжает постоянно обучаться.
Проблема орнитологического обеспечения безопасности полетов является одной из самых актуальных для авиации. Согласно статистическим данным, столкновения самолетов с птицами происходят на протяжении всего года, больше всего с мая по сентябрь, меньше в зимние месяцы.
С весны до начала осени этого года ученым предстоит провести испытания усовершенствованного варианта установки и отладить систему видеонаблюдения. Большой интерес к разработке томичей проявляют и представители других аэропортов.
Сотрудничество ИМКЭС СО РАН с воздушной гаванью Томска началось летом 2017 года. Разработанное учеными оборудование уже несколько лет находится на страже безопасности полетов.