«Увы, многие люди не понимают, насколько наскальное искусство ценно и красиво. Нас научили считать, что Мона Лиза – это красиво, ее стремятся увидеть. Но пока мы не разглядим, что бегущие лоси – это тоже красиво, мы не сможем сохранить наше наследие. Это огромный пласт культуры, и я мечтаю, чтобы наши дети и взрослые знали о нем, посещали виртуальные туры по памятникам наскального искусства, как на сайтах Лувра, Британского музея или Третьяковской галереи, читали хорошие книги. Не сочтите за рекламу, если я порекомендую отличную книгу Елены Долговесовой о первобытном искусстве для детей – «Самая большая и древняя картинная галерея в мире», - делится Елена Леванова.Термином наскальное искусство обозначают различные росписи, петроглифы (выбитые изображения), которые нанесены на открытые скальные поверхности. В России много памятников под открытым небом, одни из самых известных – онежские и беломорские петроглифы (они находятся в списке Всемирного наследия Юнеско). Не менее знаковый памятник наскального искусства – Томская писаница в Кемеровской области.
Томская писаница, петроглифы эпохи неолита. Источник: Е. А. Миклашевич, правообладатель - Музей-заповедник «Томская писаница»/Институт археологии РАН
«Казалось бы, камни прочные, могут стоять столетиями, что с ними будет? Но на самом деле, камень рушится под воздействием ветра, дробится, со временем обрастает лишайниками, которые закрывают изображение, часть изображений погружается под воду и теряется навсегда. А еще присутствует человеческий фактор: есть люди, которые почему-то любят оставлять граффити на память о своем визите, мусор и следы от костра, не читая табличек о том, что находятся на территории археологического памятника.
Учитывая масштаб, физически невозможно охранять все наскальное искусство в нашей стране (порой мы даже не знаем точного местонахождения памятников и в экспедициях ищем их заново), но я надеюсь, что через популяризацию знаний о его ценности древнее искусство можно спасти от вандализма. В том числе для этого мы выпускаем буклеты, различные справочные материалы, проводим выставки, создаем виртуальные туры и трехмерные модели», - говорит Елена Леванова.
Хабаровский край, по берегам Амура, одной из самых буйных рек, лежат валуны. Вода легко переворачивает их, ежегодно экспедиции археологов находят здесь новые петроглифы. Источник: Елена Леванова
«Предположим, у вас есть возможность приехать и увидеть памятник вживую. Важно, чтобы он был правильно освещен, иначе неподготовленным взглядом вы не увидите рисунков. Тем более, если они находятся под слоем граффити. Краску можно очистить, но на это могут уйти месяцы. Более того, я всегда обращаю внимание активистов на то, что проводить расчистку археологических памятников нужно вместе с реставраторами, иначе есть риск вместе с краской счистить пигмент и навредить больше, чем помочь», - объясняет Елена Леванова.
«Одним 3D-моделированием работа исследователя не ограничивается. Это лишь один из самых видимых результатов нашего труда. Для сохранения и документирования наскальной живописи, накопления информации для базы данных мы используем плановую и перспективную аэрофотосъемку, лазерное сканирование, спутниковую геодезию, картографирование и другие методы. Количество инструментов постоянно растет, и это радует», - говорит Елена Леванова.