На стендах размещены истории 12 научных династий, представители которых сегодня ведут свои исследования при поддержке Российского научного фонда. К открытию выставки была приурочена организованная Фондом в Музее БИОТЕХ на ВДНХ дискуссия «Как воспитать ученого: формулы успеха известных научных династий» с участием ведущих российских исследователей, которые, отвечая на вопросы модератора и слушателей, размышляя вслух, вспоминая детство, рассказывали о том, каким был их путь в науку. Наследуется ли стремление к получению новых знаний? Что важнее - гены, среда или воспитание? Перед слушателями развертывались очень личные истории становления ученых.
Модератором дискуссии выступила микробиолог Елизавета Бонч-Осмоловская, дочь ученых-зоологов и внучка известного антрополога Глеба Бонч-Осмоловского, член-корреспондент РАН, заведующая кафедрой микробиологии биофака МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующая отделом биологии экстремофильных микроорганизмов и главный научный сотрудник ФИЦ Биотехнологии РАН.
Спикеров было трое. София Георгиева - академик РАН, директор Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАН и руководитель лаборатории в Институте биологии гена РАН. Ее отец - молекулярный биолог, академик РАН Георгий Георгиев. Андрей Шафаревич - член-корреспондент РАН, декан мехмата МГУ, сын математика, академика РАН Игоря Шафаревича.
Дарья Заварзина - доктор биологических наук, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник лаборатории метаболизма экстремофильных прокариот ФИЦ Биотехнологии РАН. Она младшая дочь микробиолога, академика РАН Георгия Заварзина.
Открывали выставку и дискуссию заместитель генерального директора РНФ Андрей Блинов и заместитель генерального директора ВДНХ Андрей Суворов.
А. Блинов, напомнив кратко историю РНФ, подчеркнул, что сейчас программы Фонда поддерживают в год порядка 10 тысяч научных проектов, в которых участвуют более 60 тысяч ученых, причем три четверти исполнителей (более 45 тысяч) - молодые исследователи. Одно из направлений работы РНФ - рассказывать о достижениях науки, об открытиях, которые в последнее время зачастую делаются при поддержке Фонда. Но интересно ведь и то, как ученый пришел к высоким результатам, что привело его к выбору науки как основной сферы своей деятельности.
– Очевидно, что решающим в таком выборе будет позитивный опыт других людей, и очень хорошо, когда такой опыт есть в семье, - заметил заместитель генерального директора РНФ. - Считаю, что выставка, которую мы сегодня открываем, будет интересна достаточно широкому кругу людей: ведь это хорошая демонстрация того, как положительный опыт родителей повлиял на будущее их детей.
Вообще-то в профессиональных династиях нет ничего необычного. Известны династии актерские, музыкальные, рабочие… И это естественно. Когда ребенок растет в среде, где взрослые гордятся своей работой и постоянно обсуждают связанные с ней сюжеты, он учится ценить и уважать труд родителей, а потом нередко хочет продолжить их дело. Понятно и то, что родители, со своей стороны, тоже хотели бы отпустить повзрослевшего ребенка в знакомый для себя мир.
«Но вот наука - совершенно особое дело, - заметила Елизавета Бонч-Осмоловская, начиная дискуссию. - Это создание нового знания, и ты никогда не знаешь, получится у тебя или нет. Нужно быть достаточно уверенным в себе - и уверенным в том, что у тебя все получится!».
Как формируется эта уверенность, как возникает желание посвятить себя исследованиям?
Модератор своими вопросами провела участников дискуссии от самого раннего детства до начала профессиональной деятельности на научном поприще.
Самый первый момент, когда ребенок начинает понимать, в чем состоит работа родителей, все помнят по-разному.
«Это просто всегда было - разговоры, какие-то обсуждения, - вспоминала София Георгиева. - Но главное вот что: вся эта обстановка невероятно стимулировала. Появлялось ощущение, что иначе, без увлечения, жить нельзя».
Андрей Шафаревич рассказал об эпизоде из раннего детства, когда отец подарил ему блокнотик, в котором был описан исторический процесс, с его точки зрения.
«Этот блокнотик долго у меня перед глазами стоял, как свидетельство того, что есть какая-то неизвестная область - наука, удивительно интересная и красивая», - сказал он.
А Дарья Заварзина поделилась воспоминаниями о новогодних елках, которые устраивал для детей сотрудников Институт микробиологии, и о семейных разговорах за столом.
Отец Софьи Георгиевой однажды дома сделал модель вулкана, он постоянно приносил домой разных животных, а мама вместе с дочкой на прогулках исследовала окружающий мир.
«Вовлечение ребенка в свои интересы - невероятно важно», - заметила Софья Георгиевна. Андрею Шафаревичу отец давал читать «действительно качественные книжки, в которых красота науки проявляется сильнее всего».
Дарья Заварзина вспоминала:
«У папы было очень сфокусированное отношение к концепции нашего развития, поэтому он старался максимально привить нам любовь к биологии, но происходило это достаточно естественно, потому что я в общем-то любила зверушек…». Свои протесты против взрослых в подростковом возрасте почему-то припомнить никто не смог.
Рассказали спикеры и про свой выбор вуза. Нельзя сказать, что дорога к любимой науке у всех была прямой и гладкой. Андрей Шафаревич уже учился на физическом факультете МГУ, когда понял, что математикой ему все-таки хочется заниматься больше. Дарья рассказала забавную историю: вопрос, какой из двух факультетов выбрать, она решала с помощью трамвайного билетика. Точнее, его последней цифры, загадав: если будет четное число, то надо идти на биофак, нечетное - на почвоведение. Выпал ноль. «Для меня это было что-то третье, и я пошла на геологический», - под добродушный смех зала закончила она. Но впоследствии это образование очень пригодилось: на кафедре геохимии она по совету отца занялась необычным и интересным направлением - взаимодействием микробов с минералами.

Сестры Заварзины у стенда выставки. Источник: Николай Стенаненков / Газета «Поиск»
Модератор добавила:
«Георгий Александрович проявил тут какую-то невероятную родительскую способность: он дал своей дочери совершенно новую тему, которая сейчас стала очень актуальной, Дарья Георгиевна открыла новый микробиологический процесс, успешно защитила докторскую. Считаю, что ее открытие до сих пор недооценено, но, надеюсь, мы заставим мир поверить!»
Люди часто считают, что принадлежность к семье ученых открывает любые двери. Но все неоднозначно. Ведь невольно окружающие сравнивают взрослого ребенка с его знаменитым родителем. Изначально задается очень высокая планка, которой надо соответствовать. Главная же помощь, считают все спикеры, в том, что в момент сложного выбора родитель может дать ценный совет. Например, в момент выбора научной темы, как в случае Дарьи Заварзиной, или научного руководителя, как в случае Андрея Шафаревича, или места работы, как в случае Софьи Георгиевой.
Конечно же, всегда хочется разложить все по полочкам и услышать четкие рекомендации. Так каковы же «формулы успеха» знаменитых научных династий? И как воспитывать детей, чтобы они захотели заниматься наукой?
Софья Георгиева: «Наверно, надо попасть в место, где царит аура увлеченности делами. И несомненно, ты сам должен работать с полной отдачей. Гены, конечно, какую-то роль играют, но важно даже не воспитание, а обстановка в семье, пробуждающая интерес к жизни: именно она дает возможность развиваться дальше, причем в любом направлении. Не только в науке».
Андрей Шафаревич: «Главное - это следовать зову сердца. Куда хочется идти, туда и идти, чем хочется заниматься - тем и заниматься. Это залог успеха. Не надо выбирать то, что по каким-то другим соображениям кажется правильным. Следуйте своему желанию. Если же говорить о талантах, то их единицы в любой области, талант, что называется, дается от Бога. Что же касается пути в науку, то тут, конечно, семья очень важна. Создается такое научное поле, из которого ребенок практически не выходит и получает массу информации. Человеку вне такой среды получить все это гораздо сложнее».
Дарья Заварзина: «Для людей, которые не являются частью научных семей, безусловно, главное - целеполагание и целеустремленность. Большую роль играет случай - важно сразу попасть в хороший научный коллектив. Воспитывать в себе умение в нем работать. Плюс к этому, не надо сразу строить очень амбициозные планы, ожидать сразу высоких результатов, что свойственно современной молодежи. И еще, как мне всегда говорил отец, надо смотреть на боковые ответвления в вашем основном эксперименте - именно они часто приводят к открытию. Наука не прямолинейна».
Завершил дискуссию Андрей Блинов. Он обратился к спикерам:
«Благодаря вашему участию очень хорошо передан дух нашего проекта, цель которого - рассказать не столько про научные достижения, сколько про атмосферу того времени, атмосферу в стране, в народе и самое главное - в семьях».
После дискуссии виртуальную экскурсию по выставке провел Александр Фокин - грантополучатель РНФ, кандидат исторических наук, доцент Института социальных наук Сеченовского Университета, старший научный сотрудник НИЦ прикладной истории Президентской академии. На большом экране одно за другим появлялись яркие изображения стендов, а экскурсовод крупными штрихами обрисовывал каждую из научных династий (предварительно заметив, что для более глубокого знакомства с ними нужно перейти на сайт мультимедийного проекта РНФ или использовать QR-код, который есть на стендах).
Он начал с первой династии - Аксеновых. Глава семьи, Александр Викторович Аксенов, - доктор химических наук, декан химфака Северо-Кавказского федерального университета, сформировавший на Северном Кавказе, по сути, с нуля научную школу, в рамках которой развивается несколько направлений. Одно из ключевых - разработка селективных синтетических платформ для поиска каркасов новых биоактивных молекул (scaffolds). Его супруга Инна Валерьевна - доктор химических наук. Два сына, Николай и Александр, тоже химики, причем Николай стал самым молодым доктором химических наук в России: он защитил докторскую в 30 лет. Все Аксеновы работают в разных направлениях одной науки, так что, образно говоря, каждый завтрак или ужин этой семьи рискует превратиться в небольшую химическую конференцию.

Александр Фокин, грантополучатель РНФ, кандидат исторических наук, доцент Института социальных наук Сеченовского Университета, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра прикладной истории Президентской академии. Источник: Пресс-служба РНФ
Вот другая семья, Георгиевы. Георгий Георгиев - ученый-биохимик, один из основоположников молекулярной биологии и молекулярной генетики высших организмов, академик РАН, основатель и директор Института биологии гена РАН. Его выросшие дети, София и Павел, потом пришли в этот институт работать, сделали его центром мировых дискуссий, продолжали его развивать даже в тяжелые 1990-е. Сегодня они оба тоже академики РАН.
Третья семья - Исаченко-Заварзины, микробиологи. Родоначальник династии Борис Исаченко одним из первых не только в России, но и в мире в своих исследованиях микромира вышел за пределы кабинета. Он изучал, как функционируют микроорганизмы в естественной среде, как приспосабливаются к суровым арктическим условиям. До него считалось, что развитие микроорганизмов в полярных морях невозможно. Его внук, академик Георгий Заварзин, изучал прокариоты - доядерные одноклеточные живые организмы, которые являются наиболее представительной формой жизни на Земле. Был одним из руководителей Международной комиссии по изучению микроорганизмов, организовывал международные конференции по микробиологии. Этот научный диалог между СССР и Западом он никогда не прекращал, даже во времена бойкота Олимпиады. Дочери Георгия Заварзина, которые воспитывались в любви к микробиологии, сегодня при поддержке РНФ продолжают изучение микроорганизмов уже в новых аспектах.
Семья Коршуновых - из Красноярска. Вернувшись в Красноярск после войны, Анатолий Коршунов увлекся спектрографией. Поскольку никакого оборудования в сибирском городе тогда не было, ученый создал его своими руками. Благодаря ему родилась и начала развиваться сибирская школа кристаллографии. Сын Анатолия Коршунова Михаил занимается оптикой кристаллов, внук Максим - сверхпроводимостью.
А на стенде, посвященном династии Кривовичиных, есть скромный снимок с изображением трех камней. Это минералы страбоит, кривовичевит и владкривовичевит, названные в честь своих первооткрывателей - представителей трех поколений одной семьи.
А.Фокин рассказал о всех научных династиях, представленных на выставке, мы же пока остановимся и пригласим читателя узнать больше, заглянув на сайт мультимедийного проекта РНФ «Научные династии: гены открытий» (https://dynasty.rscf.ru/), а если есть возможность, то и приехать на ВДНХ, посмотреть выставку. На каждом стенде есть что-то, что заставит удивиться, задуматься, иногда улыбнуться, а то и взгрустнуть.
Интересно, что мультимедийный проект РНФ «Научные династии: гены открытий» - не статичный, а живой и развивающийся. Сегодня любой, кто вырос в семье, несколько поколений которой занимаются наукой, может в него включиться: рассказать о своей семейной истории, оставив заявку на сайте, или опубликовать ее в социальных сетях с хэштегом #научныединастииРНФ. А для тех, у кого за спиной предков-ученых нет, РНФ запускает другой флешмоб - детских рисунков.
«Попросите своих детей, чтобы они нарисовали, какими они вас видят в образе ученого, и присылайте рисунки на почту РНФ: мы их опубликуем на информационных ресурсах Фонда, - сообщила пресс-служба РНФ. - Присоединяйтесь, мы ждем ваших рассказов и рисунков!»