Новосибирские археологи наметили новые направления работы за рубежом. В начале пандемии многие страны приостановили раскопки, но постепенно исследования возобновляют.
Андрей Табарев рассказывает о результатах поездки в Турцию, где учёный работал в рамках гранта Российского научного фонда. Второй год из-за пандемии специалисты по зарубежной археологии вынуждены отменять поездки, но те немногие, что состоялись, открывают новые горизонты. Так, на юго-востоке республики возобновили раскопки памятников времён, когда люди были ещё далеки от скотоводства.
«Бродячие охотники-собиратели в небольшом районе Турции начинают вдруг строить каменные храмы ─ удивительные сооружения, которые напоминают чем-то Стоунхендж. Круги из каменных глыб большого размера впечатляют рисунками и барельефами», ─ рассказывает заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии СО РАН Андрей Табарев.
Ранее был известен один такой памятник – Гёбекли-Тепе. Теперь рядом с ним обнаружили ещё семь. Для чего использовали эти сооружения на протяжении 2,5 тысяч лет? Что значат загадочные рисунки и предметы?
«Затем носители этой культуры уходят. Но перед тем как уйти, они полностью засыпают сооружения камнями и землёй. Это тоже удивительно, и пока не находит объяснения», ─ продолжил Андрей Табарев.
В ближайшие два года турецкие коллеги хотят провести на этом месте масштабные раскопки, а новосибирцы намерены принять в них участие.
Аналогичные планы у наших учёных и в Перу. Эта страна осенью впервые приняла у себя специалиста из России в лице Андрей Табарева на археологическую разведку в долине двух рек. Подобные работы по неолиту наши учёные ведут на Дальнем Востоке, но кислотная почва тех мест часто лишает многих находок.
Андрей Табарев пояснил:
«Перуанское побережье сухое. Южная часть – это часть практически самой сухой пустыни мира Атакама. Там органика сохраняется очень хорошо: плетение, текстиль, изделия из дерева, рога, кости. Великолепно сохраняются погребения».
Первые итоги разведки позволили открыть около 30 памятников. Андрей Табарев – первый русский археолог, обнаруживший некоторые из них.
«Я бы очень хотел в следующий раз приехать вместе со своими студентами. Пока они занимаются Южной Америкой только по книжкам», ─ отметил археолог.
В новом сезоне, надеется учёный, может помочь грант Научного фонда. Новосибирские американисты готовы выходить в поля.