Новости

9 Декабря, 2019 16:12

Участники гранта РНФ изучили особенности межпоколенческой коммуникации в цифровую эпоху

В Уральском федеральном университете состоялся научный семинар по гранту Российского научного фонда «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции». Руководитель гранта Грегори Саймонс, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания УГИ УрФУ, профессор Института российских и евроазиатских исследований университета Упсалы (Швеция), профессор университета Турибы (Латвия), рассказал об изучении маркетинговых идей и их роли в мобилизации общественности в цифровую эпоху. Он ввел понятие «убедительных цифровых коммуникаций» и отметил конкурентное влияние различных аспектов цифровой эпохи на их эффективность.
Картинка: руководитель гранта Грегори Саймонс рассказал об исследовании маркетинговых идей и мобилизации общественности в цифровую эпоху. Источник: Илья Сафаров

Заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий УрФУ Владимир Олешко и доцент кафедры Евгений Олешко посвятили свой доклад отличиям медиапоколений. Ими доказано, что для «аналогового» поколения эффективность восприятия по-прежнему нередко определяется такими маркерами текстов, как одноканальность, офлайновость, предпочтение монологового характера изложения.

Авторы исследования разработали рекомендации для средств массовой информации, позволяющие повысить межпоколенческое взаимодействие адресантов и аудитории.

Доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики УрФУ Анна Сумская подвела итоги исследования репрезентации символического капитала территорий в аудиовизуальных материалах «цифрового» и «аналогового» медиапоколений.

«Обобщения данных на основе теорий поколений позволило выделить не только „аналоговое“ и „цифровое“, но и промежуточное, так называемое „эхо-поколение“. Согласно концепциям исследователей к „аналоговому“ поколению сегодня относится аудитория СМИ, представителям которой в основном 50 лет и более. „Эхо-поколение“ включает возрастной диапазон аудитории СМИ в возрасте условно 37–50 лет. Соответственно, „цифровое“ поколение аудитории моложе 37 лет. В каждом поколении аудитории медиа можно выделить явное ядро, к которому отнесена срединная группа, обладающая наиболее типичными характеристиками», — резюмировала Анна Сумская.

Результаты исследования по репрезентации символического капитала в текстах провинциальных авторов (как «аналогового», так и «цифрового» поколений) — это «завод — православный храм — дворец культуры». Наиболее распространенная связка авторов мегаполиса (преимущественно «цифрового» поколения) — «архитектура — социально-культурные и бизнес объекты — транспорт».

«Дискурсы, порождаемые и транслируемые авторами „аналогового“ и цифрового» поколений, представляют собой лишь частично пересекающиеся знаково-символические системы. Общим местом является символический капитал природных ресурсов и маркеры развития территорий. Отличительной особенностью текстов авторов «аналогового» поколения является акцент на промышленном и человеческом, а «цифрового» поколения — на экономическом, культурном и социальном», — подытожила участница гранта.

Результаты еще одного исследования представили профессор кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения УрФУ Михаил Мухин и лаборант-исследователь лаборатории компьютерной лексикографии Алина Лозовская. Они изучили возраст пользователей социальных сетей в отражении лексико-статистического анализа.

Завершили семинар выступления доцента кафедры периодической печати и сетевых изданий Владимира Волкоморова и лаборанта кафедры общей и социальной психологии Сергея Свердлова. Докладчики презентовали результаты работы с фокус-группами «аналогового» и «цифрового» поколений.

Результаты исследования показали ряд различий в репрезентативных структурах «аналогового» и «цифрового» поколения по коммуникативным, конативным и пространственно-бытовым факторам. «Аналоговое» поколение показывало большую тенденцию к формированию монологических и диалогических форм выражения мысли, в то время как «цифровое» поколение демонстрирует явную склонность к формированию полилогических высказываний и стремление к трансляции идей и мыслей в среду множественных контактов. Вместе с тем, «аналоговое» поколение, в отличие от «цифрового», более ценит коллективную идентичность и напрямую идентифицирует себя с обществом.

«Значимым фактором становится переход от предпочтений личного общения, присущего  «аналоговому» поколению, к «цифровым» формам общения. У представителей «цифрового» поколения повышается доверие к написанному или как-либо иначе закрепленному слову, «аналоговое» же поколение ставит личный разговор уже достаточным обоснованием правдивости сказанных слов и доверия к ним», — резюмировал Сергей Свердлов.


10 Февраля, 2020
Интернет-пользователи назвали главные научные достижения 2019 года
Ко дню российской науки, который отмечается сегодня, 8 февраля, Mail.ru Group вместе с НИТУ "МИСиС" ...
29 Января, 2020
Сибирские археологи обнаружили место обитания европейских неандертальцев на Алтае
Сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили в Чагырской пещере каменные орудия, и...