«Переход средневековой архитектуры Испании от мусульманских традиций к ренессансным формам — один из важных, но пока мало изученных факторов в развитии искусства XVI века. Мы показали, что немалую роль в этом процессе играет знатный род де Мендоса. Именно его представители начали внедрять классическую эстетику и художественную культуру античности», — заявила член Ассоциации искусствоведов (Москва) Надежда Сим, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.
Эпоха Ренессанса — один из важнейших культурных переходов в истории Европы и мира в целом. Он произошел в разное время на территории Италии, Испании и многих других стран Западной Европы, в результате средневековые культурно-религиозные традиции в искусстве, религии и науке были замещены новыми идеалами, основой для которых послужило наследие Византии и античной эры.
Этот процесс начался в Италии еще в XIV столетии, однако в XV веке он проник и в многие соседние регионы, в том числе и в Испанию. В частности, испанские архитекторы в XV-XVI веках начали использовать в своих работах не только различные арабские мотивы и христианскую стилистку, но и культурное наследие итальянского Возрождения, в том числе галереи с арками, античные колонны, скульптуры и статуи.
Ученая заинтересовалась тем, как именно произошел этот культурный переход в испанских архитектурных традициях. Для ответа на этот вопрос она изучила, как происходило становление Ренессанса в испанской культуре в XV-XVI веках, а также проанализировала архитектурные памятники, декорации и постройки той эпохи.
Как оказалось, появлению и распространению итальянской классической архитектуры в Испании способствовали представители знатного дома де Мендоса. Ключевую роль в этом процессе сыграл кардинал Педро Гонсалес де Мендоса, который в юности познакомился с античным искусством, что определило его интерес к классической архитектуре.
После завершения политической карьеры он переключился на благотворительность, благодаря чему в Испании появилось большое число зданий, построенных в стилистике итальянского Ренессанса. В постройках, возведенных на средства кардинала де Мендоса, присутствуют как элементы итальянской архитектуры, так и исконно испанские традиции. Схожий баланс соблюдали и потомки мецената, на чьи средства были построены другие архитектурные памятники и завезены шедевры итальянского искусства.
По мнению исследовательницы, дальнейшее изучение этих построек и коллекций поможет историкам искусства максимально детально раскрыть историю развития испанского Возрождения, а также раскрыть факторы, способствовавшие формированию уникальной местной формы синкретизма — смешения и наслоения античных, христианских, иудейских и мусульманских культур.