Марцинковская исследовала факторы, которые помогают современной молодежи преодолевать психологический дискомфорт и напряженность как в реальной жизни, так и в Интернете. Она предположила, что психологическое благополучие может быть связано со стилем информационной идентичности - характерным для человека отношением к значимой для него информации в ситуации, когда нужно принять то или иное решение.
Исследователь выделила три таких стиля. Человек с нормативным стилем действует в соответствии с традициями и социальными нормами, для информационного стиля характерно стремление получить максимум данных для того, чтобы решить все самостоятельно, а при диффузном стиле человек может склониться в любую сторону в зависимости от ситуации.
Чтобы подтвердить или опровергнуть связь стиля информационной идентичности с психологическим благополучием, Марцинковская провела исследование на 140 студентах в возрасте от 18 лет до 21 года. Она опросила участников, чтобы выяснить, насколько изменчивой они считают свою жизненную ситуацию. Затем студенты дважды - в офлайн- и онлайн-формате - прошли диагностику стиля информационной идентичности и психологического благополучия по тесту Кэролл Рифф. Он позволяет оценить состояние респондента по шести критериям: насколько человека удовлетворяют его отношения с окружающими, сильно ли он зависит от мнений других людей, ощущает ли он личностный рост и стремление к развитию, чувствует ли контроль над обстоятельствами своей жизни, имеет ли жизненные цели и доволен ли собой.
"По результатам тестов наиболее высокие показатели психологического благополучия наблюдались у студентов с информационным стилем идентичности. При этом присутствие виртуального пространства даже в реальном общении - например, когда собеседник постоянно отвлекается на смартфон, - наиболее негативно влияют на тех, кто склонен к нормативному стилю идентичности. Таких в исследовании оказалось больше половины. Этот стиль ограничивает способности к принятию решений в меняющейся ситуации и к переоценке информации. Вероятно, именно низкая готовность к переменам снижает психологическое благополучие студентов с нормативным стилем идентичности и в интернете, и в реальной жизни", - отмечается в работе.