Новости

23 июня, 2021 12:50

Сибирские ученые исследовали рацион неандертальцев Чагырской пещеры

Группа исследователей из Испании, Германии, Канады, Нидерландов и России вместе с сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН реконструировала диету восточных неандертальцев в алтайской пещере Чагырская. Полученные результаты опубликованы в журнале Journal of Human Evolution
Нижняя челюсть неандертальца, из которой были взяты образцы. Источник: Наука в Сибири
Раскопки в Чагырской пещере. Источник: Наука в Сибири
3 / 4
Нижняя челюсть неандертальца, из которой были взяты образцы. Источник: Наука в Сибири
Раскопки в Чагырской пещере. Источник: Наука в Сибири
Год назад генетикам удалось исследовать ДНК неандертальца, найденного в Чагырской пещере, которая имела большее сходство с поздними европейскими неандертальцами, чем с ранними неандертальцами Алтая, обнаруженными в Денисовой пещере и жившими по меньшей мере на 20 тыс. лет ранее. Так были подтверждены предположения о второй волне миграции неандертальцев по Великому Степному поясу с Западной Европы на Алтай около 80—60 тысяч лет назад.

Несмотря на свои относительно малые размеры (130 м2), Чагырская пещера считается одной из крупнейших стоянок доисторических людей в северной Евразии. Она использовалась как основная стоянка, где потреблялась добыча, производился полный цикл утилизации каменного сырья и изготовления костяных орудий. О том, что Чагрыская пещера была базовым лагерем, косвенно свидетельствует обнаружение здесь четырех молочных зубов неандертальца. Пещера рассматривалась как надежное убежище, в которое можно было привести маленьких детей и беременных женщин. 
Последние исследования сибирских и европейских исследователей дали новую информацию об адаптации малочисленной популяции неандертальцев к суровым климатическим условиям юга Сибири. Для изучения рациона древних переселенцев был применен уникальный комбинированный метод, объединивший анализ стабильных изотопов с идентификацией растительных микроостатоков в зубном камне, сохранившем следы растительной пищи.   
«При анализе зубного камня были найдены остатки растений в виде зерен крахмала и фитолиты, — рассказывает руководитель лаборатории «PaleoData» старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат биологических наук Наталия Алексеевна Рудая. — Некоторые растения запасают много крахмала, и крахмальные зерна хорошо сохраняются. Они видоспецифичны, например ученые без труда идентифицируют картофель или культурный злак. В данном случае зерна крахмала принадлежали семейству бобовых. Было сделано предположение, что это карагана древовидная, или то, что в просторечии называют акацией. Второй набор данных — это растительные фитолиты, состоящие из кремнезема, или диоксида кремния, который отлагается на стенках клеток. Когда растения умирают, фитолиты попадают в почву в виде слепка клеток, в результате чего мы можем по нему определить конкретную группу растений. В данном случае это были злаковые». 
Кроме того, из костных останков исследователями был получен коллаген, который является компонентом соединительных тканей костей, связок, сухожилий. На основании содержания и изменения стабильных изотопов углерода возможно выяснить какую пищу ел неандерталец — наземную или морскую. Последнюю, как показал анализ, сибирские неандертальцы не употребляли. В свою очередь, повышенное содержание изотопов азота позволило сделать вывод о том, что неандертальцы находились на высоком трофическом уровне (положение в пищевой цепи). Это характеризует их как консументов первого порядка, то есть хищников, занимавшихся охотой. Таким образом было подтверждено, что рацион неандертальцев из Чагырской пещеры преимущественно состоял из мяса животных с незначительной примесью растительной пищи.

«Местные неандертальцы в основном охотились на бизонов в период с конца лета по начало осени, когда животные пасутся общими стадами и мигрируют в предгорья с больших равнин, — говорит ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Ксения Анатольевна Колобова. — Соответственно, в это время неандертальцы находились у них на пути. Ведь Чагырская пещера предоставляет прекрасный обзор долины реки Чарыш, по которой и совершались миграции. Неандертальцы предпочитали охотиться на молодняк и на половозрелых самок, чье мясо было самым питательным. Охота же на половозрелых самцов была более опасным занятием, кроме того, у животных заканчивался период спаривания, когда они не могли полноценно питаться, все силы бросая на размножение». 
За 100 тысяч лет неандертальцы распространились по всей территории современной Европы. Переселившаяся в Сибирь небольшая популяция, закаленная долгим путешествием по Великому степному поясу, была вынуждена приспосабливаться к местным жестким условиям. Однако рацион, образ жизни, стратегии охоты, технология изготовления орудий и обработки камня этих неандертальцев оставались теми же самыми, что и у их восточно-европейских сородичей.   
«Несмотря на то, что они проделали огромный путь порядка 4 тысяч километров с запада на восток, попали в совершенно другой климат, им удалось сохранить похожие пищевые стратегии. Неандертальцы не только принесли в неизменном виде свою каменную индустрию, но и остались в той же самой экологической нише, что и западные неандертальцы. Всё это свидетельствует об их исключительной приспособленности к определенным условиям обитания», — подчеркивает Наталия Рудая.
Исследования осуществляются при поддержке проекта Российского Научного Фонда 19-48-04107. 


24 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...
29 марта, 2024
Ученые НГУ впервые провели радиоуглеродный анализ образцов из памятника андроновской культуры Вахрушево-1
Исследователи Института археологии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из НГУ установили, чт...