Новости

2 декабря, 2020 16:46

Повторение за соседом может снизить углеродный налог на 38%

Уральские ученые совместно с испанскими и голландскими коллегами проанализировали, как влияет на климатическую политику поведение окружающих. Из психологии давно известно, что люди склонны «повторять за соседями». Оказалось, что использовать эту особенность поведения можно и для борьбы с изменением климата. В частности, это может снизить налоги на загрязнение атмосферы на 38%. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда, опубликованы в Journal of Environmental Economics and Management.
Источник: unsplash.com / Marcin Jozwiak

Люди — существа социальные, и их действия сильно зависят от поведения окружающих. Так повелось еще с древних времен, когда повторение за соседом было фактором выживания: мертв тот пещерный человек, что не бежит от хищника вместе со всеми. И хотя сейчас вероятность гибели от зубов леопарда для большинства стремится к нулю, мы часто принимаем решение, глядя на окружающих. Это касается и такой важной темы, как экология.

«В своей работе мы решили рассмотреть, как на климатическую политику влияет социальная среда, — рассказывает один из авторов статьи, профессор института экономики и управления Уральского федерального университета, постдок института наук и технологий о природе (ICTA) Автономного университета Барселоны Иван Савин. — Раньше данный подход применялся к теме потребления энергии и принятия решений об использовании ее возобновляемых источников. Однако не было подобных исследований об углеродном налоге — наиболее популярном в мире инструменте климатической политики. Он, как и поведение окружающих, влияет на выбор конечного товара для потребления. Следовательно, эти два инструмента могут создавать мультипликативный (синергетический) эффект — когда один усиливает действие другого, а значит, добиться того же результата по снижению выбросов в атмосферу можно с помощью меньшего налога».

В модели авторов есть группа людей, которые покупают товары с высоким и низким содержанием углерода. Это могут быть, например, обычные автомобили и электромобили соответственно. Первые в результате углеродного налога сильно растут в цене, вторые — нет. Собранные от налога деньги распределяются между всеми участниками модели. На выбор человека влияют его личные предпочтения и то, какие товары покупают те, с кем он непосредственно общается. Учитываются также его доход и цена продукции.

Исследователи смоделировали эффект от углеродного налога — то, насколько удастся сократить выбросы углерода — в экономике. Оказалось, что если люди при выборе товара смотрят не только на цену, но и на то, популярен ли он у знакомых, политика «зеленой экономики» оказывается более эффективной. Размер мультипликативного эффекта выше, если в обществе нет сильного расслоения по доходам и полярных предпочтений к товарам с высоким или низким содержанием углерода. Оценив все параметры модели на реальных данных, ученые пришли к выводу, что данный мультипликативный эффект наиболее вероятно составляет 38%.

«Социальное взаимодействие способно усиливать эффект от налогообложения в жизни. Сперва мы начинаем меньше летать, поскольку цены на авиабилеты выросли, а потом можем совсем отказаться от перелетов, поскольку никто из друзей и знакомых больше не летает. Так мультипликативный эффект работает, к слову, не только для менее экологичных товаров, но, например, и для алкоголя, табака и многих других товаров. Наша заслуга в том, что мы показали: этот эффект может быть куда значительнее, чем предполагалось», — подводит итог Иван Савин.

9 декабря, 2020
Психологи МГУ изучили роль воспитателя в развитии саморегуляции дошкольников
Психологи Московского университета впервые на российской выборке провели исследование взаимосвя...
3 декабря, 2020
Ученые выяснили, зачем люди в разговоре повторяют имена
Ученые выяснили, что во время разговора люди повторяют имена собственные, чтобы придать им дополните...