– Это не первый наш международный грант от Российского научного фонда в поддержку совместного проекта Центра физической антропологии и Института истории Национальной академии наук Беларуси (г. Минск). Контактируем уже 20 лет. У нас вышли монографии о городах Европейской части России и Беларуси по результатам исследования палеоматериалов средневекового периода. Готова монография по палеодемографии. Опубликованы многочисленные статьи участников проекта. Проект, о котором мы говорим сегодня, связан больше с изучением образа жизни и адаптации древних людей. Он заканчивается в этом году, - рассказывает С. Васильев.
Активная совместная работа ученых стала возможной благодаря проведению масштабных археологических раскопок средневековых некрополей на территории России и Беларуси и, конечно, поддержке Российского научного фонда. Работы велись в Курской области, Твери, Плесе, Переславле-Залесском, Ельце, Костромской области, а также в засечных крепостях Валуйки (Белгородская область) и Тамбове. В Беларуси - в Полоцке, Минской, Могилевской, Витебской и Гродненской областях.
Полученный обширный материал заставил пересмотреть многие прежние выводы о внешнем облике, рационе питания и образе жизни населения, когда-то там проживавшего. Тем более возможностей сегодня для этого прибавилось - появились компьютерная томография, электронная микроскопия, изотопный анализ и другие новые методики.
Как подчеркивает Е. Веселовская, это первое комплексное исследование достаточно большого количества представителей популяции древних людей - 11 серий останков из разных памятников на территории России и Беларуси. Многие данные по этим сериям были получены впервые в мире, в том числе генетические.
– Новация этого проекта – именно в применении технологии изотопного анализа исследуемых костных материалов для изучения палеодиеты. В группу исследователей входят также генетики и физики. Ну и, конечно, использование компьютерной технологии 3Д-реконструкции образов, - добавляет С.Васильев.
Ученые стремятся получить из материалов, найденных при раскопках, максимум информации. Есть «узкие специализации»: череп изучается в рамках такого направления, как краниология, посткраниальный скелет - это остеология и остеометрия, зубной аппарат человека - одонтология, заболевания - палеопатология, рацион питания - палеодиета.
В коллективной монографии «Палеоантропология и археология села Исупово Костромской области XVI-XVIII веков» представлены результаты антропологического и археологического изучения средневекового населения родины Ивана Сусанина - знаковой для нашей страны местности.
В результате многолетних исследований удалось получить костные останки и идентифицировать 457 индивидов. Это уже православное население. В те годы не принято было одевать на умершего какие-то особые украшения. Хоронили в самой простой одежде, но нательный крест все-таки был вещью неотъемлемой. И все многообразие этих самых нательных крестов представлено в книге.
Из останков 200 человек, найденных в регулярных погребениях, 18 - это младенцы, 23 индивида - дети до пяти лет. Достаточно многочисленны возрастные группы от 35 до 45 лет. До 50 и более доживали немногие. В эту возрастную когорту попали только 15 индивидов.
Примерно такие же данные по продолжительности жизни приводятся и по результатам исследования бывшего Дмитровского некрополя города Липецка XVIII века. Ученые выявили два пика смертности: в возрастных группах от 0 до 5 и от 35 до 40 лет. Детская смертность составляла 34,04%, треть жителей Липецка умирала в детском возрасте. У взрослых мужчин пик ухода из жизни приходится на 40-45, у женщин - на 35-40 лет. Всего 7,44% жителей города доживали до 50 лет.
Источник: ЦФА ИЭА РАН / Юлия Рашковская
В коллективной монографии «Население Древней Руси (альбом в лицах)», изданной в рамках проекта РНФ, рассказывается уже о жителях более обширных территорий средневековых городов и селений России и Белоруссии. Причем удалось изучить представителей разных слоев - от знати в Твери и монахинь в Полоцке до городского и сельского населения в Костроме, Курске, Плесе.
– Возьмем, например, рост средневековых людей из захоронений Гочева Курской области. Мужчины были в среднем от 160 до 172 см, что для нашего времени, конечно, немного. Женщины - порядка 155 см, тоже невысокие. Мышечный рельеф у женщин выражен слабо, у мужчин умеренно или даже сильно, - рассказывает Е.Просикова.
Нередко хорошо прослеживается рельеф мышц на большеберцовых костях, в том числе большеберцовая бугристость и линия камбаловидной мышцы. По мнению исследователей, можно предположить, что физическая нагрузка на мышцы ног была повышенной. Что касается патологий, то у многих обнаружены возрастные изменения на костях и кариес. Заболеваниям были подвержены в одинаково высокой степени как мужчины, так и женщины.
Ученые предполагают, что высокий процент случаев дегенеративно-деструктивных процессов позвоночника, скорее всего, является закономерным показателем возрастного износа организма в ходе воздействия систематических биомеханических нагрузок.
Есть и интересные конкретные случаи. Например, у одного мужчины обнаружены признаки заросших переломов на правой локтевой и правой плечевой костях.
У жителей белорусского Полоцка ученые, кроме кариеса, обнаружили зубной камень, стертость и микротравмы эмали.
– Полученные результаты позволяют говорить о недостатке стоматологической гигиены. Видимо, не было в привычке чистить зубы или, допустим, редко этим занимались, - отмечает Е. Просикова.
Большой интерес для ученых представляет и рацион питания древних людей. Чтобы определить, что ели сельские жители Беларуси в X-XIV веках, отобрали 18 образцов костного материала из Минской, Могилевской, Витебской и Гродненской областей. Состав кости может показать, насколько много было, например, мяса в рационе. Анализ изотопов углерода и азота показал, что пища древних людей в большей степени состояла из углеводных растительных компонентов. В Курской области, например, из проса, то есть ели пшенную кашу. Хотя в белорусском Полоцке, расположенном на берегу Западной Двины, древние жители питались больше рыбой.
Средний рацион мужчин и женщин оказался сходен. И зависит он во многом от природно-географических и социокультурных факторов.
Благодаря поддержке РНФ ученые создали галерею графических и контурных реконструкций древнерусского населения села Исупово, Курска, Переславля-Залесского, Плеса, Унорожа Костромской области, белорусского Полоцка и других населенных пунктов.
В рамках этого проекта выполняются и плоскостные реконструкции, и техника их очень интересна.
– Череп фотографируют с помощью фотограмметрии, делают порядка ста снимков с разных сторон и ракурсов, затем их сшивают в 3D-модель. Берут ракурсы анфас, профиль. Далее в соответствии с методикой М.М. Герасимова на черепе достраивают мягкие ткани и выполняют контурную реконструкцию. И уже потом мы оформляем облик человека как портрет в таком фотографическом ключе, чтобы изображение было максимально приближено к реальному, - рассказывает Е. Просикова.
Причем антропологи не только восстанавливают внешность отдельных индивидов, но и создают «обобщенные образы» - делают портреты на основании нескольких черепов с помощью их совмещения. Например, сотрудница ЦФА ИЭА РАН Анна Рассказова с помощью методики обобщенного портрета создала в специальной программе обобщенный череп, совместив восемь мужских черепов. И уже на его базе выполнила графическую реконструкцию - усредненное изображение, обобщенный портрет мужчины из Плеса.
Дополнительные данные генетики позволяют определить степени родства жителей какого-то населенного пункта с теми или иными племенами, если, например, они проживали на сопредельных территориях и осуществлялось некоторого рода смешение, взаимопроникновение.
Этногенез русского народа достаточно сложный: славянские племена смешивались с местными, в частности с финно-угорскими в Восточной Европе и с балтскими на западе. Все это удалось выявить и подтвердить на изученных в рамках проекта материалах.
Объединив серии останков древних людей по княжествам, существовавшим в XII-XIV веках, ученые пришли к выводу, что мужчины Ростово-Суздальского княжества сходны со своими собратьями из других областей - черниговскими полянами, радимичами, киевскими полянами. Мужчины Полоцкого княжества - с жителями Смоленска, Северского княжества - с представителями сильного пола из Новогрудка и Галича.
– Генетические данные дают возможность определить в том числе цвет глаз, кожи, волос, мы всё используем для антропологической реконструкции. Благодаря этому мы можем посмотреть в глаза нашим предкам, узнать, как они выглядели, - подчеркивает Е. Просикова.
При поддержке РНФ российские антропологи выполнили большой объем исследований, восстановили внешность и образ жизни средневековых людей, побывали в экспедициях в Беларуси, Костроме, Курске. В рамках проекта проводятся совместные исследования, ученые делятся опытом, наработками. Антропологи Беларуси работают у себя со своими сериями, но для дополнительного изучения туда постоянно выезжают сотрудники ЦФА ИЭА РАН.
Также благодаря гранту РНФ закуплено два современных мощных компьютера для проведения фотограмметрии, заказан еще один. Это значительно ускоряет и упрощает работу ученых.
– Если череп находится где-то в Беларуси, далеко не всегда у нас есть возможность его привезти сюда, да и не всегда это нужно. Поэтому на месте, например в Полоцке, наш сотрудник осуществляет фотограмметрию и передает результаты нам. На более слабых компьютерах эта программа работает плохо, на мощных - прекрасно, получается модель высокого качества. И мы можем с ней работать, получать все требуемые размеры и проводить реконструкцию внешности, - отмечает Е.Просикова.
Кстати, воссозданием облика древних людей занимаются только в ЦФА ИЭА РАН.
Поддержка РНФ также позволяет активно привлекать молодежь. В исследованиях участвуют все молодые сотрудники Центра физической антропологии, студенты РГГУ, МГУ, волонтеры. Причем большое количество статей исследователей опубликованы в изданиях, которые индексируются в международных базах данных Scopus, Web of Science.
Статьи сугубо научные, со сведениями о тех или иных костных сериях, несомненно, будут интересны физическим антропологам всего мира. У изданий широкая научная аудитория.
– Это одно из преимуществ гранта. Благодаря ему мы имеем возможность обрабатывать материалы и издавать такие книги-альбомы достаточно большими тиражами. И мы передаем их коллегам, учебным заведениям и всем, кто интересуется этим вопросом, - отмечает Е. Просикова.
В этом году планируется издать монографию-альбом «Население Беларуси: лица, взгляд в историю» с большим количеством реконструкций внешности древних жителей.
– Впервые у наших белорусских коллег будет галерея - «колонка времени» с эпохи бронзы до позднего Средневековья. Впервые портреты будут сделаны с учетом данных геномики (с обработкой гаплогрупп, то есть групп людей, имеющих общих предков по материнской или отцовской линиям) и феногенетики, контролирующей такие морфологические признаки, как цвет глаз, кожи и волос, - подчеркивает С. Васильев.
Как отметила Е. Веселовская, в 50-е годы прошлого века Русская антропологическая экспедиция ИЭА под руководством известного антрополога В.В. Бунака обследовала несколько тысяч представителей современного русского населения. Результаты показали, что с точки зрения антропологии можно говорить о его большом единстве, но с локальными вариациями.
– Так что о ныне живущих людях узнали много, большое исследование провели, а вот о предках было мало что известно. И пожалуй, вот этот наш проект стал самым масштабным за последнее время по изучению «ископаемого» средневекового населения Восточной Европы. По антропологическим данным русские, украинцы, белорусы очень близки. Это единый пласт со своими локальными вариантами, но корни общие, и единство налицо. Об этом свидетельствуют результаты нашего проекта. Он позволяет показать разнообразие облика древних людей, населявших территории Беларуси и восточно-европейской части России и подчеркнуть их единство в целом, - отмечает Е. Веселовская.