Новости

28 июля, 2025 10:00

Владимир Княгинин: «Реализация проектов в рамках пилотного регионального конкурса по поддержке НИОКР ориентирована на интересы экономики Санкт-Петербурга»

B 2021 году РНФ запустил региональные конкурсы, которые направлены не только на поддержку исследований, но и на решение актуальных задач конкретных регионов. Начиная с первого конкурса, правительство Санкт-Петербурга активно участвует в этой программе, реализуя научный потенциал города для решения практических задач. В 2025 году конкурс предусматривал также и поддержку научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). По результатам совместного пилотного регионального конкурса РНФ и правительства Санкт-Петербурга поддержано пять таких проектов. Они финансируются из трех источников – со стороны РНФ, Санкт-Петербургского научного фонда и квалифицированного заказчика. О сотрудничестве с Российским научным фондом, привлечении индустриальных партнеров к поддержке научных исследований и разработок, а также приоритетах научно-технологического развития Северной столицы рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. Интервью опубликовано в новом юбилейном выпуске корпоративного журнала «Открывай с РНФ» (№30). 
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга. Источник: пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга

// Как вы оцениваете сотрудничество с Российским научным фондом?

Начну с того, что между правительством Санкт-Петербурга и Российским научным фондом с 2021 года действует соглашение о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований. В рамках соглашения проводятся региональные конкурсы РНФ на получение грантов по приоритетным направлениям деятельности Фонда. На начало 2025 года мы совместно паритетно поддержали 151 научно-исследовательский проект.

Кроме того, за субъектом конституционно закреплена функция планирования и финансирования НИОКР. До соглашения с Фондом у нас были отдельные программы поддержки НИОКР, в том числе в сельском хозяйстве и в медицине. Но в большей степени мы были сосредоточены на создании общих условий для ученых, работающих на территории Санкт-Петербурга. Сформировали региональную систему стипендиальной и грантовой поддержки, включая премии за выдающиеся достижения в науке и образовании, а также обширную программу для молодых исследователей, в том числе по профориентации, начиная уже со школьников.


Сегодня благодаря сотрудничеству с РНФ мы развернули самостоятельную исследовательскую программу. Также в Санкт-Петербурге был создан региональный научный фонд. Конечно, по статусу он не сопоставим с РНФ: последний действует на основании федерального закона. Тем не менее, Санкт-Петербургский научный фонд – это самостоятельный и обладающий правом юридического лица фонд, который является распорядителем бюджетных средств.

// Как вы оцениваете качество научной экспертизы РНФ?

Одним из ключевых условий совместных конкурсов Санкт-Петербурга и Российского научного фонда было проведение экспертизы по принципу «двух ключей». Для этого в Санкт-Петербургском научном фонде был сформирован свой экспертный совет. Принцип «двух ключей» предполагает, что в начале поступающие заявки проходят через региональный экспертный совет. В его составе – ведущие ученые, в том числе члены-корреспонденты и академики РАН. По структуре и задачам он во многом воспроизводит экспертный совет Российского научного фонда. После того как перспективные заявки отобраны на уровне региона, научная экспертиза представленных проектов проводится членами экспертного совета PHФ.


Кроме того, финансирование проектов формируется из гранта Российского научного фонда и паритетного финансирования региона. Поэтому выделение средств начинается только после того, как РНФ окончательно подтверждает выполнение этапов проекта. Благодаря чему мы чувствуем себя защищенными в части предоставления высококвалифицированной экспертизы. Как известно, Российский научный фонд ежегодно оценивает несколько десятков тысяч поступающих заявок из разных регионов Российской Федерации. В случае Санкт-Петербургского научного фонда речь идет о нескольких сотнях заявок в год. Но тем не менее оценка проектов – это огромный труд экспертов, требующий внимательности и высочайшей квалификации.

// Есть ли ощутимые результаты от реализованных проектов по итогам региональных конкурсов РНФ, объявленных в 2021-2024 годах?

Говоря об итогах региональных конкурсов, я бы выделил результаты по нескольким уровням. Прежде всего, это кадровый уровень.

Как я отметил ранее, с 2021 года мы поддержали 151 научный коллектив, столько же руководителей исследовательских проектов, тех, кого обычно в мировой практике называют PI – Principal Investigators. Они готовят заявку, обеспечивают ее исполнение, руководят людьми, распределяют ресурсы. Это наш кадровый потенциал, поскольку субъект развивается преимущественно за счет эффективности и амбициозности этого среднего звена исследователей.

Второй уровень полученных результатов – финансовый. Coвместное финансирование за 4 года обеспечило привлечение средств на сумму около миллиарда рублей. Часть средств – региональный бюджет, другая часть – гранты РНФ. Это большое дополнение к той финансовой, достаточно емкой работе, которую мы ведем с точки зрения создания институциональной среды и поддержки профессионального роста научных кадров. Так, например, в рамках государственной программы «Экономика знаний в Санкт-Петербурге» ежегодно выделяется около 800 миллионов рублей.

Кроме того, в ходе реализации соглашения мы сами учимся. Например, на старте приходилось сталкиваться с юридической казуистикой. Многоканальное финансирование – это метод, который не так часто встречается в государственной практике России. Конечно, мы во многом ориентировались на программы, которые уже были развернуты Российским научным фондом, но очевидно, что по мере реализации и роста объема финансирования для нас все более важными становятся вопросы приоритетов региона. С точки зрения регионального бюджета именно приоритизация выходит на первый план. Поэтому по прошествии четырех лет можно сказать, что с юридическими вопросами и организацией финансирования мы справились. 


Этот опыт позволил реализовать другие пилотные проекты, например совместно с государственным комитетом по науке и технике Республики Беларусь. Здесь также были реализованы все те условия, которые ранее нам удалось освоить при проведении совместных конкурсов с РНФ: двухканальное финансирование, экспертиза «двух ключей», поэтапная приемка работ и завершение проекта по итогам совместной экспертизы. И, конечно, формирование целевого заказа сверху вниз, который отвечает приоритетам правительства Республики Беларусь и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, с одной стороны, и правительства Санкт-Петербурга и нашего регионального научного фонда – с другой.

Наконец, последний уровень результатов – научные достижения, значимые для Санкт-Петербурга, исследовательского и производственного секторов города. Это не только обязательные научные публикации в высокорейтинговых журналах, но и патентование разработок, регистрация результатов интеллектуальной деятельности в государственных базах данных.

Так, по результатам 15 проектов, выполняемых в течение последних двух лет, были запатентованы результаты интеллектуальной деятельности, оформлены права на программные продукты, получены опытные образцы, прошедшие необходимые испытания. Большая часть упомянутых проектов связана с электроникой, компонентной базой и приборостроением, но также есть ряд исследований, направленных на создание программных продуктов для широкого диапазона применения – от медицины до биотеха.


Стратегические совещания о приоритетных направлениях научных исследований и разработок, 2025 год. Источник: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга 

// Санкт-Петербург первым среди субъектов России провел совместно с РНФ пилотный региональный конкурс с участием квалифицированного заказчика. Для чего городу потребовался этот формат?

Еще до пилотного конкурса по поддержке НИОКР правительство Санкт-Петербурга одним из первых стало проводить совместные региональные конкурсы с РНФ. До появления регионального научного фонда практически единственным примером устойчивой работы и эффективного финансового наполнения подобного рода проектов оставался Красноярский краевой научный фонд. Однако сегодня уже 47 субъектов Российской Федерации и федеральных территорий реализуют схожие программы совместного финансирования.

Перед началом реализации пилотного конкурса мы опросили федеральные и региональные органы исполнительной власти, действущие на территории Санкт-Петербурга, получив около 600 научных направлений для исследований и разработок. Экспертный совет и научно-технический совет при губернаторе сформулировали из них порядка 300 научных задач, которые были признаны приоритетными. Поскольку перечень оказался довольно широким, появилось опасение, что региональный фонд превратится в еще одну программу финансовой поддержки исследователей, работающих на территории субъекта.

Мы же были заинтересованы в том, чтобы результаты приобрели практикоориентированность, а проекты реализовывались в рамках НИОКР.

При этом у проектов появлялось еще одно заинтересованное лицо - индустриальный партнер, действующий на территории Санкт-Петербурга. В этом случае и наши инвестиции должны были не только идти в сектор науки и инновации, но и поддерживать экономику города. И здесь мы вновь ориентировались на опыт РНФ по организации финансирования проектов по микроэлектронике.

Реализация пилотного регионального конкурса по поддержке НИОКР ориентирована на интересы городской экономики. Мы не стремимся охватить все крупные направления – их очень много. В городе представлена значительная часть фундаментальной науки, существующей в Российской Федерации. 


Если говорить о прикладных исследованиях, то в среднем в субъекте сосредоточено около 10% российских исследователей и организаций, работающих в сфере НИОКР. По объему грантов и финансовой поддержки – включая гранты РНФ – город получает от 13 до 15 %. Следовательно, мы не можем и не должны ограничиваться узким перечнем проектов – 10% обязывают нас сохранять широкий взгляд. В то же время дублировать деятельность РНФ при ограниченных ресурсах нецелесообразно.

Поэтому тот подход, который Российский научный фонд применил в сфере микроэлектроники, введение двухэтапного конкурса, на первом этапе отбор квалифицированного заказчика, а на втором – его участие в формировании технического задания, закрепление институциональной роли в реализации проекта, включая оценку результатов исследований и, в определенной степени, контроль за использованием средств – оказался очень ценным при подготовке пилотного регионального конкурса по поддержке НИОКР.

На 2025 год перед нами стоит важная задача – выработать правила и процедуры, которые позволят привлекать «третий рубль» квалифицированного заказчика. Сегодня экспертным советом Санкт-Петербургского научного фонда и РНФ поддержано 5 проектов НИОКР. Они финансируются РНФ, региональным фондом и квалифицированным заказчиком. Проекты реализуются на базе крупнейших образовательных и научных центров города – СПбГУ, ИТМО, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, НМИЦ имени В.А. Алмазова Минздрава России и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В числе заказчиков – ЦНИИ «Электроприбор», ЦНИИ КМ «Прометей», НИИЭФА и другие. Эти организации обладают опытом взаимодействия с научными учреждениями, что позволяет эффективно формулировать научные задачи и внедрять их результаты в промышленность. Как только мы урегулируем нормативно-правовые вопросы, а сам проект перестанет быть пилотным, перед нами встанет ключевая задача по постановке больших целей.

// Как вы оцениваете итоги пилотного регионального конкурса по поддержке НИОКР?

В рамках конкурса удалось привлечь около 50 миллионов рублей дополнительного финансирования. Это средства от квалифицированных заказчиков, заинтересованных в конкретных результатах.

Ожидается, что по итогам конкурса будет получен ряд полезных моделей и опытных образцов. Например, в рамках проекта на базе Национального исследовательского университета ИТМО будут разработаны макет и опытный образец портативного волоконно-оптического анализатора распределенных преобразований поляризации. Квалифицированный заказчик – АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор».

ЦНИИ конструкторских материалов «Прометей» совместно с исследовательской группой из Санкт-Петербургского университета промышленных технологий и дизайна работают над созданием гибридных армирующих тканей и полимерных композиционных материалов на их основе. Ключевым результатом станет получение полезного образца, а не только патент или программный продукт.

Группа из Санкт-Петербургского государственного университета в интересах квалифированного заказчика ООО «Вет Ген» создает первую в России тест-систему для диагностики заболеваний рыб для развития рыбоводства в стране.

Проект «Разработка сосудистого стента нового поколения с колхицин-содержащим полимерным покрытием для одновременного воздействия на механизмы рестеноза и дистального атеросклероза» реализуется на базе НМИЦ имени В.А. Алмазова. Коллектив разрабатывает схему синтеза покрытия стента с лекарственным веществом. Квалифицированным заказчиком выступило АО «НИИЭФА имени Д. В. Ефремова».

Еще один проект осуществляется на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Квалифицированный заказчик – ООО «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института». Проект направлен на разработку пластичных импортозамещающих смазочных материалов для увеличения межремонтного ресурса подшипниковых узлов с применением анализа больших данных.

Конечно, для нас крайне важно, чтобы пилотный конкурс был успешным. В процессе нам приходится доказывать необходимость выделения подобного рода средств, поэтому мы за них «сражаемся». Результаты являются дополнительным аргументом для увеличения финансирования.


// Какие научные направления вы считаете ключевыми для региона в ближайшие 5-10 лет, будут ли они отражены в тематиках новых конкурсов?

На текущем этапе преобладают проекты в области физики и механики, а над ними, безусловно, значительное присутствие медицинских направлений. Вряд ли в ближайшее время эти пропорции изменятся существенно. Скорее всего, эти области сохранят свое значимое присутствие, и большая часть грантов будет распределяться именно по ним.

В то же время мы ожидаем рост интереса к инженерным наукам и, соответственно, к их финансированию. Если мы говорим о развитии НИОКР, то именно инженерные задачи становятся ключевыми. Даже в проектах, формально относящихся к физике или химии, все чаще прослеживается запрос на разработку новых материалов.

Даже если взять пилотный конкурс текущего года, почти все проекты связаны с созданием новых материалов. В одном случае речь идет об устройствах на основе новых принципов построения гироскопов – и там материалы играют определяющую роль. В другом о гибридных композиционных материалах. В третьем  –  о новых компонентах для смазок. Все это, по сути, проекты в сфере материаловедения.

Кроме того, мы наблюдаем интеграцию физики и химии с заметной долей программного обеспечения, поскольку речь идет о проектируемых материалах и конструкциях. Здесь активно применяются инструменты искусственного интеллекта. Это направление мы еще только начинаем обсуждать с РНФ – в формате совместных семинаров и встреч. Однако оно пока не зафиксировано в нашем соглашении с Фондом.

На уровне регионального фонда мы планируем в этом году ввести репозитории и реестры моделей искусственного интеллекта, созданных в рамках НИОКР, а также базы данных, использованные при обучении этих моделей. Ученые смогут использовать их повторно – либо для дальнейшего обучения уже разработанных моделей, либо для создания новых.

Таким образом, направление, связанное с применением искусственного интеллекта в науке, мы рассматриваем как одно из приоритетных на ближайшие годы в Санкт-Петербурге. Эти модели имеют как теоретическую ценность, позволяя воспроизводить исследуемые объекты в полной и многоспектральной форме, так и практическую, поскольку они тесно связаны с проектированием. Генеративный дизайн – это, по сути, создание новых объектов на основе уже имеющихся моделей и решений.


Мы будем активно развивать это направление, одновременно понимая необходимость фокусировки на приоритетах самого города и его экономики. Здесь для нас важной опорной структурой стало созданное в прошлом году Санкт-Петербургское отделение Российской академии наук.

Напомню, что это четвертое территориальное отделение РАН – предыдущие были созданы еще в 1970-х годах: Уральское, Сибирское и Дальневосточное. Спустя 50 лет Академия восстановила историческую и научную справедливость, открыв отделение в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах Академия наук покинула город и переехала в Москву, оставив после себя значительное научное наследие – институты, музеи, библиотечные фонды. И теперь РАН вернулась к нам в виде Санкт-Петербургского отделения.

В его составе около 200 человек – это члены-корреспонденты и академики. Среди них – немало профессоров и относительно молодых исследователей, вовлеченных в образовательную и академическую практику. У нас есть интеллектуальное наследие, связанное с университетской школой, сформированной в том числе вокруг имени Жореса Ивановича Алферова.

Опираться на отделение Академии наук, Санкт-Петербургский научный фонд и совет ректоров – это наша стратегия. Сейчас мы последовательно проводим мероприятия, направленные на определение приоритетов научного развития города. Договорились, что подобную работу будем вести ежегодно, уточняя направления, по которым удалось достичь консенсуса.

Это не полноценное научно-технологическое прогнозирование в юридическом смысле – такая функция закреплена за Российской Федерацией. Но на региональном уровне мы создаем устойчивую практику оценки научных приоритетов, востребованных и экономикой, и научным сообществом.

// Что бы вы порекомендовали другим регионам, которые только начинают выстраивать партнерство с Фондом?

Прежде всего необходимо решить все правовые вопросы. Это базовые условия, без которых, как говорится, не стоит даже начинать движение.

Второй важный момент – относиться к этой деятельности как к долгосрочной. Не стоит ожидать, что разовым усилием удастся достичь феноменального результата. Это ежедневная работа, и только при такой системной нагрузке можно рассчитывать на заметный эффект.


Третье – нужно наладить повседневное рабочее взаимодействие с РНФ. Оно не должно сводиться лишь к утверждению бюджетов или формальной передаче поступающих заявок. Фонд достаточно эффективно справляется со своей задачей. Еще одно «окно» для подачи заявок ему не требуется.

Но если говорить о реальном учете интересов регионов при формировании исследовательской повестки, то здесь необходима постоянная работа. Мы видим, как в РНФ меняются приоритеты, появляются новые актуальные направления. Повестка регулярно корректируется, и мы адаптируем свои программы под эти изменения, одновременно сообщая коллегам в Фонде о том, какие задачи особенно важны для нас – в рамках той части, где реализуются совместные исследовательские проекты.

Теги
Интервью
31 октября, 2025
Ирина Чернуха: «Продукты нового поколения должны занять достойное место в рационе россиян»
Общество столкнулось с проблемой дефицита питательных веществ в рационе. Овощи, молочные издел...
1 сентября, 2025
Ольга Филатова и Софья Полевая о современных подходах к созданию цифровых сервисов
С развитием цифровизации понятие экосистем прочно вошло в нашу жизнь. На уровне государства экосис...