Молодые ученые из Лаборатории зрительных систем Института проблем передачи информации РАН уже более 6 лет участвуют в разработке индустриальных распознающих транспортных систем. Два с половиной года назад участники коллектива получили правительственную премию за создание автоматического классификатора транспортных средств. С тех пор его усовершенствовали — расширили диапазоны применения и повысили надежность. Если объяснять идею простыми словами, то система позволяет определить стоимость проезда по числу осей и высоте машины. Московская новация оказалась востребована на платных дорогах.
— Система внедрена не только в Москве, она действует на большинстве платных трасс европейской части страны, — рассказал младший научный сотрудник Института проблем передачи информации Андрей Большаков. — Московская разработка вытеснила французские и испанские аналоги, которые были дороже нашего решения и хуже работали в условиях наших зим.
Однако разработки в транспортной области не ограничиваются распознаванием транспортных средств на магистралях. Другая разработка молодых ученых позволяет распознавать номер автомобиля в реальном времени. Эта информация может использоваться для фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля доступа на закрытые территории или парковки, моделирования транспортных потоков и выделения проблемных участков на загруженных трассах.
— Еще одна область научных интересов, развиваемая нами в рамках комплексной программы РНФ по развитию института — беспилотные системы, — продолжает Андрей Большаков. — Сейчас мы разрабатываем беспилотную платформу — от двигателя до системы принятия решений.
Подобные технологии были использованы в «Матрешке» — умном электробусе, управлением которым занимается электроника. Москвичи и гости столицы, кстати, могли опробовать его на 870-летие города — «Матрешка» бесплатно перевозила всех желающих по Тверской улице. Тогда их набралось больше тысячи человек.
— Наша платформа в основном предназначена для грузовых перевозок, — продолжает молодой ученый. — Сфера применения — закрытые производственные территории. В настоящее время рассматриваются несколько заводов и технопарков, в том числе «Калибр», где располагается наша производственная площадка. Двигаться платформа сможет между цехами, терминалами и складами. На предприятиях беспилотный грузовик сможет перемещать как сырье, так и готовые изделия.
Кроме того, грузовой беспилотник смогут применять в аэропортах для перевозки оборудования, одежды для персонала авиаузла и еды для пассажиров.
— Мы получаем большое количество запросов и заказов на наше решение, — отметил Андрей Большаков.
Идея перехода к роботизированным перевозкам на предприятиях обусловлена возможной экономической выгодой, так, применение автономных транспортных средств позволит снизить издержки на логистику до 20 процентов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, Мэр Москвы:
— Креативные идеи ребенка надо уважать и поддерживать, для этого мы и создаем детские технопарки. Сейчас их 15, они есть в каждом округе Москвы. А в этом году мы откроем еще два. Основными направлениями станут робототехника, IT, космонавтика, био- и нанотехнологии и другое.
Наталья Сергунина, заместитель мэра Москвы:
— Как международный интеллектуальный и финансовый центр, Москва делает ставку на несырьевой экспорт. Наши производители поставляют более чем в 180 стран свыше 7 тысяч различных категорий товаров.
Алексей Фурсин, глава Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы:
— Москва обладает высоким производственным, научным и кадровым потенциалом. Только исследовательских организаций — около 700. Наша задача — использовать правильно имеющийся потенциал инновационной инфраструктуры Москвы.