- Строительные работы на средства САО РАН ведут подрядчики из Карачаево-Черкесии, выигравшие конкурс. Сам же проект осуществляется на средства гранта Российского научного фонда. Хочу подчеркнуть, комплекс практически целиком создается отечественными фирмами, специалистами, программистами. Так, все полуметровые телескопы, как и планировалось, поставляет известная российская компания из Новосибирска АСТРОСИБ, имеющая богатейший опыт создания подобного оборудования по всему миру. Она же изготовит купола и четыре из шести монтировок телескопов. Две монтировки закуплены в Италии. Что же касается сложного и разнообразного программного обеспечения - ведь телескопы роботизированные! - то, помимо специалистов САО РАН, к его разработке подключены программисты из других отечественных организаций.
- В следующем году грант РНФ заканчивается, значит, должны быть уже первые результаты?
- К концу года мы планируем ввод в эксплуатацию первого телескопа, поскольку и купол, и монтировка уже находятся в САО РАН. Если повезет, то и второго. С весны будущего года намечено начало наблюдений. В 2018 году планируется также запуск еще двух. Для оставшихся двух телескопов обсерватории потребуется дополнительное софинансирование. Мы сейчас ищем его источники.
- Изменилась ли научная программа будущих наблюдений?
- Да. К двум обозначенным в прошлом году крупным направлениям по изучению гамма-всплесков и поиску экзопланет добавилось новое, одно из самых актуальных в современной астрофизике направлений - изучение объектов так называемых быстрых радиовсплесков (fast radio bursts, FRBs).
Всего в мире за последние несколько лет был открыт 21 подобный объект. Все они находятся на гигапарсековых расстояниях, вне нашей Галактики. Чаще всего поиск ведется в традиционном для радиоастрономии диапазоне частот от сотен мегагерц до 5 гигагерц. Именно так был найден первый быстрый радиовсплеск, который дошел до Земли 24 июля 2001 года. Точное расстояние до источника определить не удалось, однако международный коллектив под руководством профессора Университета Западной Вирджинии Дункана Лоримера приблизительно оценил его в 500 мегапарсек. Это означает, что источник всплеска FRB 010724 находится далеко за пределами не то что Млечного Пути, но и Местного сверхскопления галактик. Расстояние до него на несколько порядков превышает максимальное расстояние (около 100 килопарсек), на котором до сих пор удавалось регистрировать самые яркие импульсы радиопульсаров.
Время радиовсплесков составляет всего от 2 до 15 миллисекунд. Причем по интенсивности они в десятки и сотни раз превышают радиоизлучение квазаров, которые также находятся на расстояниях от сотен мегапарсек до нескольких гигапарсек. То есть даже самые яркие квазары на порядок слабее таких объектов. Гамма-всплески, излучающие в рентгеновском и гамма-диапазонах, сравнимы по энергетике с быстрыми радиовсплесками в радиодиапазоне. Конечно, гамма-всплески могут светить несколько часов, далее гаснут, а излучение FRB длится только несколько миллисекунд. Что-то совершенно невероятное! Пока современная наука не может внятно ни отождествить с чем-то подобный объект, ни объяснить его природу.
Одна из современных гипотез предполагает, что столь мощный радиовсплеск порождается слиянием нейтронных звезд. Так ли это на самом деле, предстоит еще выяснить.
- А каким образом вы регистрируете эти удивительные явления?
- Фиксация радиовсплесков в нашем проекте доверена “ветерану” САО РАН, крупнейшему радиотелескопу РАТАН-600. Уже заказаны для него четыре специальных радиофильтра и даже начались наблюдения. По нашим расчетам, в течение года РАТАН-600 сможет зафиксировать примерно восемь подобных радиовсплесков: этот телескоп обладает крупным полем зрения и потому легко может фиксировать такие объекты. Это очень неплохо, учитывая его технические возможности.
Первоначально идея была в том, чтобы переводить данные с радиотелескопа на малые оптические инструменты (на это требуется несколько минут), но мой одноклассник Александр Гаврилов, который занимается ИT-технологиями, предложил другой вариант - сразу нацеливать малые телескопы в тот же район неба, что и РАТАН-600. Тогда получится единый непрерывный ряд наблюдений. Мы сможем наоткрывать массу и других интересных объектов, а увидеть радиовсплеск в оптическом диапазоне вообще будет просто замечательно.