- Кедр и пихту называют "деревьями туманов", они очень любят влагу, - сказал корреспонденту "РГ" доктор биологических наук Вячеслав Харук. - Для них потепление, а тем более засуха жесточайший стресс. Они начинают болеть и быстро усыхать. И если здоровые успешно отбивались от всяких вредителей, то ослабленные неспособны противостоять этой напасти.
По словам Харука, в Сибири неожиданно объявился страшный враг флоры, которого никто не ждал. До 2005 года здесь не был замечен знаменитый своей прожорливостью и короед-полиграф. А сейчас это уже орда, которая уничтожает огромные площади темнохвойных деревьев, и прежде всего пихты. Откуда он взялся? Был завезен сюда или проснулся от тепла? Пока ученые спорят, единого мнения нет. Но факт остается фактом - короед последовательно сметает первоклассные деревья. Причем его популяция в столь благоприятных условиях стремительно растет, а, значит, шанс выжить у кедра и пихты стремительно падает.
- Через это уже прошла Северная Америка, где в условиях роста температуры полиграф резко активизировался и съел практически все темнохвойные на площади 25 миллиардов гектаров, - говорит Вячеслав Харук. - И у нас пихта уже уничтожена примерно на 30 процентах площадей, которые расположены на равнинах и низинах. Там кедр и пихту бессмысленно восстанавливать, надо высаживать другие сорта, устойчивые к засухе, например, лиственницу и сосну.
И еще одно негативное следствие потепления отметили ученые. Высохшие леса - прекрасное топливо для огня. Именно поэтому в последнее время в районах темнохвойных деревьев резко возросло количество пожаров.
Но не все так безнадежно. Скажем, в горных районах условия для кедра и пихты стали лучше, поэтому эти сорта, говоря образно, пошли в гору. Стали интенсивней осваивать высоту. В выигрыше и лиственница, и сосна, и другие сорта, они от прибавки тепла только "расцветают". Так что климат меняет лицо флоры Сибири.
Это исследование поддержано грантом Российского научного фонда.