— Петр Савельевич, с чего началась «арктическая история» Томского политеха?
— История эта давняя. Началась она с первого декана горного отделения Томского технологического института, в будущем — академика Владимира Афанасьевича Обручева, в сферу научных интересов которого входило изучение оледенения и вечной мерзлоты в Сибири. Продолжилась нашим выпускником, выдающимся геологом и полярным исследователем Николаем Урванцевым и многими другими замечательными политехниками, которые внесли значительный вклад в исследование Арктики. Но на новый виток «арктической истории» мы вышли после того, как в 2014 году научная группа во главе с известным ученым, ныне — членом-корреспондентом РАН Игорем Семилетовым выиграла мегагрант правительства России на проведение исследований на тему «Сибирский арктический шельф как источник парниковых газов планетарной значимости». В 2015 году грант Российского научного фонда на изучение динамики транспорта и трансформации углерода в арктической системе «суша—шельф—атмосфера» в условиях глобального потепления и деградации мерзлоты был выделен группе ученых под руководством профессора ТПУ Натальи Шаховой. Это позволило сформировать на базе Томского политеха мощную коллаборацию по изучению арктического шельфа, в состав которой сегодня входят представители двенадцати университетов и исследовательских институтов из России, Швеции, Голландии, Великобритании, США и Италии. В ТПУ были созданы две международные научно-образовательные лаборатории: одна по анализу и мониторингу опасных геологических и геодинамических процессов на арктическом шельфе, другая — по изучению углерода арктических морей. За три года были проведены пять полномасштабных комплексных экспедиций в моря Восточной Арктики, а также в районы водосбора крупнейших сибирских рек Оби и Лены.
— Каковы результаты проведенных исследований?
— Получены результаты действительно планетарной значимости. Исследования подтвердили предположение, что сегодня шельфы морей Восточной Арктики становятся одним из основных источников попадания в атмосферу планеты парниковых газов — метана и двуокиси углерода. Наши ученые полагают, что это является следствием деградации подводной и прибрежной мерзлоты. Дело в том, что под слоем вечной мерзлоты в толще мелководного шельфа Северо-Восточной Арктики скрыты гигантские запасы метановых гидратов. Их дестабилизация способна многократно увеличить содержание атмосферного метана, что теоретически может привести к климатическим последствиям, соизмеримым с удвоением содержания двуокиси углерода в атмосфере. Раньше считалось, что запасы гидратов здесь надежно закрыты «панцирем» мерзлоты. Теперь эти прогнозы придется менять. Исследования научных групп под руководством ученых ТПУ дали достоверные данные о том, что сплошной ледовой «крышки» уже нет и деградация подводной арктической мерзлоты происходит значительно быстрее, чем предполагалось. И этот процесс ускоряется.
— Есть ли какая-нибудь реакция со стороны государства и научного сообщества на результаты этих исследований?
— Резонанс большой, и он продолжает нарастать. Свои страницы для публикации результатов работы наших ученых предоставили ведущие международные научные издания, такие как Nature Communications, Nature Geoscience, Geophysical Research, Biogeosciences и другие. Мегагрант, полученный научной группой профессора ТПУ Игоря Семилетова, правительство России продлило еще на два года. Средства на исследование арктического шельфа выделяют правительства ряда европейских государств, а также Европейский научный совет, но для получения полных данных об изменении состояния мерзлоты, выработки научно обоснованных предложений по преодолению «метановой проблемы» исследования необходимо продолжать и масштабировать.
— Каковы ближайшие планы Международного арктического сибирского научного центра?
— Планируется организация ежегодных трансарктических экспедиций на научно-исследовательском судне «Академик Келдыш». Весной будущего года в Стокгольме состоится очередной симпозиум, посвященный развитию сотрудничества в рамках Международного арктического сибирского научного центра. Направления исследований неизбежно будут расширяться, поскольку новые знания о подводной арктической мерзлоте и процессах ее деградации влекут за собой изменения в наших представлениях о некоторых геологических процессах, о функционировании климатической системы Арктики и планеты в целом. Они важны и в прикладных аспектах, в частности для избежания аварийных ситуаций при разведке и эксплуатации углеводородных ресурсов российского арктического шельфа, прокладке коммуникаций, осуществлении судоходства по Северному морскому пути. Необходимо также изучить возможность поставки этого гигантского количества потенциальной энергии, выбрасываемой в атмосферу и грозящей жизни всего живого, на службу человечеству. Томский политехнический университет продолжит координацию усилий ученых разных стран для решения этих и других арктических проблем.