Новости

20 февраля, 2018 19:03

Петербургские ученые разработали "перья" для самолетов для борьбы с турбулентностью

Источник: ТАСС
Ученые Санкт-Петербургского государственного университета разработали управляемые механизмы для крыльев самолетов - "перья" позволяющие подстроиться под ветер и компенсировать турбулентность, рассказал в понедельник корреспонденту ТАСС доктор физико-математических наук, профессор СПбГУ Олег Граничин.
Фото: личный архив Олега Граничина

Турбулентностью называют явление, при котором в потоке воздуха появляются самопроизвольные волны, вызывающие "ныряния" самолетов, тряску в салоне, а иногда и воздушные катастрофы.

"Мы разработали "перья" для крыльев самолета - управляемые механизмы с датчиками давления, которые могут приподниматься и поворачиваться с помощью электромоторчика, и компенсирующие турбулентность. Для управления системой "перьев" не требуется центрального компьютера, а сами устройства связаны в сеть и подстраиваются друг под друга, - объяснил он. - Каждое маленькое "перышко" подстраивается под соседние: если давление атмосферы на них чуть выше, оно себя чуть приподнимает, если ниже - чуть-чуть опускает, и получается так, что на всех элементах крыла происходят связанные процессы и мы подстраиваемся под любой поток ветра", - рассказал он.

В рамках проекта, осуществляемого при поддержке Российского научного фонда, ученые испытали на беспилотном летательном аппарате с размахом крыла в 2 метра рабочий прототип системы "перьев" и готовят следующий, более совершенный вариант разработки, испытания которого еще только предстоят. Разработчики также обратились в "Роспатент" для регистрации устройства в российском правовом поле. По завершении всех фаз испытаний начнется производство по индивидуальным заказам - для этого уже найден промышленный партнер, а в дальнейшем "перья" для борьбы с турбулентностью будут предложены производителям авиационной техники.

"В природе нет ничего лишнего, если птицы летают в воздухе с перьями, а не лысые, значит это более выгодно с точки зрения аэродинамики", - отметил ученый. Олег Граничин также сказал, что разработку планируется адаптировать для применения на подводной технике.

"Крайне интересной и актуальной" назвал разработку доцент кафедры Аэрокосмических комплексов Санкт- Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Михаил Тихомиров в беседе с корр. ТАСС. По его словам, проблема турбулентности, хотя и рассматривается в десятках тысяч научных статей, но не решена на сегодняшний день.

"Мы готовы предложить разработчикам сотрудничество - принять участие в проекте, а также предложить наши испытательные стенды для предстоящих фаз испытаний опытного образца системы "перьев" для самолетов", - сказал специалист.

12 декабря, 2024
Выше масса – больше мяса. В ДГТУ «раскормили» сомов
Новый корм для рыб разработали специалисты ДГТУ в составе научного коллектива. По сл...
12 декабря, 2024
В Самаре определили, как гормон аппетита регулирует биологические часы
Влияние гормона, стимулирующего чувство голода, на внутренние биологические часы организма млекопи...