«Структура генов, которые мы изучаем, не зависит от морфологических признаков. Поскольку изменение структуры одного и того же гена происходит с более или менее одинаковой скоростью, мы используем ее как молекулярные часы, позволяющие судить и о времени дивергенции (расхождения) таксонов, и о близости родства. Выявленные различия в структуре генов между двумя группами организмов не всегда достаточны для решения вопроса о принадлежности их одному или разным видам. Для решения вопроса мы используем интегративный таксономический подход, под которым подразумевается использование всех возможных взаимодополняющих источников данных, включая и традиционную морфологию и биогеографию, для подтверждения видовых гипотез. Концепция интегративной таксономии была впервые сформулирована в 2005 году американским зоологом французского происхождения Бенуа Дайратом», – поясняет руководитель исследования, доктор биологических наук Юрий Кантор.
Яд хищных моллюсков имеет большие потенциальные возможности для фармакологического применения. «Сырой» яд моллюсков – это целый комплекс, своеобразный «коктейль» из десятков и даже сотен пептидов. Про изученный «вид» Crassispira cerithinа ранее было опубликовано две статьи с характеризацией ядовитого секрета, однако авторы этих работ не знали в тот момент, что имеют дело с целым комплексом видов.
«Когда токсикологи исследуют яд, им приходится разрушать образец. Но при повторном опыте они могут не найти интересующие их вещества, потому что исследовали не один вид, а, как мы доказали, несколько. Колоссальная работа может быть проделана зря, если не проведен таксономический анализ», — объясняет практический интерес к изучению видового разнообразия Юрий Кантор.
Работа выполнена в сотрудничестве с коллегами из Национального музея естественной истории (Париж).