Разумеется, на каждой электростанции есть система очистки, но проблема в том, что традиционные методы не позволяют в одну стадию достичь санитарных норм чистоты, а внедрение многих стадий влетает в копеечку.
И выбор чаще всего делается в пользу первого варианта с выбросом в атмосферу не полностью очищенных газов. А значит, кислотные дожди продолжаются. Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) предлагают свое решение проблемы. Этот проект выиграл грант Российского научного фонда.
- В чем суть технологии? - говорит старший научный сотрудник Института физики высоких технологий ТПУ Роман Сазонов. - Вначале в дымовой газ добавляется аммиак и в некоторых случаях дополнительно вводится вода. Затем в трубу запускается поток электронов, создавая плазму. Начинаются плазмохимические реакции, и в итоге образуются твердые частицы сульфата и нитрата аммония. Их можно отфильтровать и применить как минеральные удобрения.
"Чемпионы" мира по вредным выбросам тепловые станции засоряют атмосферу гигантскими объемами газов
В Институте физики высоких технологий давно и успешно строят компактные импульсные ускорители электронов. Они работают в промышленности, например для очистки сточных вод. Теперь их попробуют использовать для решения "кислотного вопроса". Предстоит испытать различные установки, определить, как наиболее целесообразно очищать дымовые газы. Задача исследователей - разработать метод, который экономически целесообразно применять на тепловых электростанциях.
Но почему плазмохимия оказывается эффективнее традиционных методов, например пропускания дыма через раствор щелочи? Дело в том, что при сжигании образуется сложная смесь газов, и далеко не все из них, например низшие окислы азота, легко вступают в реакцию. Поэтому степень очистки не превышает 70 процентов. Преимущество плазменного метода в том, что пучок электронов запускает большое количество химических реакций в газовой смеси, а значит, содержащиеся в дыме соединения азота и серы будут из него извлечены. Это уже было показано, к примеру, в экспериментах не только в России, но и в Японии. Теперь надо доказать, что метод работает и в промышленном масштабе.