В условиях глобального потепления чрезмерно жаркие и чрезмерно холодные дни в России наблюдаются все чаще, поэтому исследования, посвященные социально-экономическим последствиям температурных шоков, приобретают все большую актуальность. Ученые из ВШЭМ УрФУ проанализировали данные о температуре и смертности за 25-летний период и показали, что и жаркие, и холодные дни увеличивают общую смертность разных возрастных групп в России, а также смертность от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
В условиях глобального потепления наибольшая опасность, связанная с влиянием жарких дней на смертность, грозит холодным регионам с пока нечастыми аномально жаркими днями. Примечательно, что чрезмерно низкие температуры (от −30 °C и ниже), характерные для некоторых регионов России, снижают смертность. Это объясняется наличием регулирующих норм о работе на открытом воздухе и об ограничении занятий в общеобразовательных школах при чрезмерно низких температурах. Кроме того, в статье рассчитаны экономические издержки от повышенной смертности, связанной с жаркими и холодными днями. По расчетам уральских экономистов, один жаркий (выше 25 °C) день приводит к издержкам в размере 10,25 млн долларов США (около 626 млрд рублей, 0.28% от дневного ВВП России в 2014 г.), а один холодный день (между −30 °C и −25 °C) равноценен потерям в размере 7,91 млн долларов США (483 млрд рублей, около 0.22% дневного ВВП).
Ольга Попова, доцент и научный сотрудник ВШЭМ УрФУ и Института исследований Восточной и Юго-Восточной Европы, пояснила, как подсчитывались потери для экономики от аномальных температур воздуха: «Сначала мы разработали и оценили модель, чтобы найти эффект одного дня с высокой температурой и одного дня с низкой температурой на общую смертность, а также на смертность от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Затем мы рассчитали экономические издержки одного дня на основе найденного эффекта температуры и средней заработной платы в регионе с учетом того, сколько человек определенного возраста мог бы заработать в течение своей жизни до выхода на пенсию, если бы он бы не был подвержен риску смерти от температурного шока. Наконец, полученную сумму мы выразили в процентах от дневного ВВП».
В своем исследовании экономисты использовали региональные данные Росстата о смертности и данные метеорологических станций России о среднедневных температурах из Росгидромета. Для обработки данных была создана эконометрическая модель, учитывающая нелинейные эффекты температур с учетом климатических особенностей России и с использованием существующей экономической и эпидемиологической литературы по другим странам.
По словам Ольги Поповой, иностранные ученые интересовались результатами работы, поскольку публикация экономистов из ВШЭМ УрФУ уникальна тем, что анализировался широкий диапазон температур, который наблюдается только в России. Исследования, проводившиеся ранее по другим странам, фокусировались в основном на эффектах жарких дней на смертность, например, в США и в Индии.