«Диоксины – это токсичные вещества, продукты различных промышленных технологий и природных явлений. При попадании в организм они накапливаются там, где есть липиды. Так, множество липидов содержится в крови и молоке. Если мы говорим про организм маленького ребенка, то первое, откуда он получает диоксины, – это материнское молоко. В течение дальнейшей жизни основным источником диоксинов становятся продукты питания и пыль в воздухе», – сообщил автор исследования, руководитель гранта РНФ, старший научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, кандидат медицинских наук Олег Сергеев.
В исследовании участвовали 516 мальчиков в возрасте 8-9 лет, проживающих в городе Чапаевск – промышленном центре Самарской области. В начале работы ученые измерили содержание диоксинов в крови участников. Затем мальчики ежегодно, на протяжении более 10 лет, посещали исследовательский центр, где специалисты оценивали показатели роста, полового и физического развития участников, а также собирали образцы их крови и мочи. Когда мальчикам исполнилось 18 лет, ученые исследовали образцы их семени. В процессе работы биологи учитывали факторы образа жизни и быта, течение беременности у матери.
Ученые выяснили, что высокое содержание диоксинов в крови мальчиков перед началом полового созревания отрицательно сказалось на качестве семени после достижения 18 лет. В частности, если у мальчиков содержание диоксинов в 8-9 лет было повышенным, то в 18 лет концентрация сперматозоидов у них оказалась на 40% меньше, чем у сверстников, имевших низкое содержание диоксинов в 8-9 лет.
«Период полового развития сопровождается бурной гормональной перестройкой, поэтому является одним из периодов, особенно уязвимых к действию факторов окружающей среды, в частности химических веществ, нарушающих работу эндокринной системы. Повышенное содержание диоксинов в период полового созревания отрицательно сказывается на репродуктивном потенциале мужчины», – отметил Олег Сергеев.
В параллельном аналогичном исследовании ученые измерили содержание свинца в крови мальчиков 8-9 лет. Оказалось, что даже при относительно невысоком содержании свинца в крови перед началом полового созревания у мальчиков наблюдались меньшие по сравнению со сверстниками рост и индекс массы тела (ИМТ) в течение последующих 10 лет до 18-летнего возраста.
«С учетом новых данных о неблагоприятных эффектах воздействия химических веществ на долгосрочные показатели здоровья, следует тщательнее регулировать производимые и добавляемые в товары широкого потребления химические вещества. В целом новые данные позволят разработать новые подходы для диагностики, а также для прогнозирования и профилактики патологии сперматозоидов на молекулярном уровне у мужчин. Также необходимо жестче регулировать содержание свинца и диоксинов в окружающей среде и в крови детей, ведь период полувыведения из организма этих стойких токсикантов исчисляется годами, а с точки зрения доказательной медицины общество очень ограничено в возможностях их выведения из организма», – заключил Олег Сергеев.
На картинке: (а) Мозг крысы, на котором отмечены кортекс (S1), таламус (PO) и положение электродов, регистрирующих активность группы нейронов (LFP), и единичных клеток (unit); (b) Соответствующие нейрофизиологические сигналы ЭЭГ. Характерные паттерны были обнаружены за несколько секунд до начала эпилептического припадка (SWD). Источник: Александр Писарчик