Новости

19 февраля, 2019 13:09

Это вам не батарейки. На накопителях энергии держится вся бытовая электроника

В мире вокруг них бушуют нешуточные страсти. А мы, потребители портативной электроники, и знать об этом не знаем. Главное для нас, чтобы перезаряжаемые литий-ионные аккумуляторы, а речь пойдет именно о них, были безотказны. Да служили как можно дольше в наших сотовых телефонах, компьютерах и  диктофоне, на который я, корреспондент «Поиска», записываю интервью с заведующим кафедрой электрохимии химического факультета МГУ член-корреспондентом РАН Евгением Антиповым.
Источник: Alan Levine // Flickr

- На неприметных устройствах - накопителях энергии - держится гигантский рынок бытовой электроники, - говорит он. - Сам мировой рынок литий-ионных аккумуляторов (ЛИА) оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год. Он постоянно растет и трансформируется: если в 2011 году доля батарей для потребительской электроники составляла 86%, то сегодня - около 50%. Остальное распределено между быстро увеличивающимися сегментами электротранспорта, энергетики, промышленных роботов и установок. Все развитые страны борются за то, чтобы ЛИА стали более энергоемкими, долгоиграющими, а также дешевыми и экологически безопасными. В соревнование включился Российский научный фонд и выделил химфаку МГУ большой четырехгодичный грант на научные разработки в этой сфере. Цель - развитие следующего поколения аккумуляторов - натрий-ионных.

Краткий экскурс в историю. Первыми массовыми аккумуляторами считаются свинец-кислотные, но их энергоемкость (количество энергии на единицу массы) невысока, к тому же они обладают малым ресурсом и создают ряд экологических проблем. Кстати, в конце XIX - начале ХХ веков большой популярностью пользовались электромобили, работавшие на таких аккумуляторах. Они появились даже раньше своих бензиновых собратьев, но из-за короткого пробега и сложной системы подзарядки были обречены на вымирание. И уступили место постоянно совершенствующимся машинам с двигателями внутреннего сгорания. Тем не менее сами аккумуляторы постоянно улучшались. Долгое время были популярны никель-кадмиевые и никель-металлгидридные, чья энергоемкость превышала показатели свинец-кислотных. Отмечу, что все это время аккумуляторы работали на водных электролитах (растворы кислот, щелочей или солей). Потом на смену воде пришли органические растворители, способные выдерживать напряжение около 4 вольт. Первые катодные материалы для литиевых источников тока ученые предложили в 70-80-х годах прошлого века. Анодом в них служил металлический литий. История же литий-ионных (не путать с литиевыми) аккумуляторов насчитывает всего около 30 лет: в 1990 году удалось добиться обратимой интеркаляции лития в структуру не только катодного материала, но и анодного - графита - и уже через год компания Sony освоила серийный выпуск ЛИА.

Сегодня, спустя век после господства электромобилей на свинец-кислотных аккумуляторах, мы наблюдаем обратный процесс: двигатель внутреннего сгорания шаг за шагом уступает электродвигателям с литий-ионными аккумуляторами. (В Пекине, например, обычный автомобиль купить уже трудно -  для этого необходимо участвовать в лотерее с очень низкой вероятностью выигрыша.) Причина - в развитии технологии ЛИА. Их удельная энергия на единицу массы в пять-шесть раз превосходит предшественников - свинцово-кислотные аккумуляторы. Значит, во столько же раз увеличивается и пробег; кроме того, повышается экологическая безопасность. К тому же КПД бензинового двигателя составляет не более 25%, а электромобиля - свыше 90%. Гигантское преимущество! Тем не менее для окончательного перехода на электротранспорт необходимо дальнейшее развитие отрасли.

Проблемой совершенствования металл-ионных аккумуляторов в мире занимаются, без преувеличения, сотни тысяч специалистов. Главная их цель - повысить энергоемкость накопителей энергии и поставить разработки на поток. Уже есть аккумуляторы с энергоемкостью в 270-280 ватт-час на килограмм. А «рекордсмены» скоро преодолеют планку в 300 ватт-час/кг. Одновременно решается и задача увеличения срока службы аккумуляторов, чтобы они работали без значимой деградации емкости не менее 5-7 лет (правда, зачастую для этого приходится жертвовать энергоемкостью). Также требуется повышенная безопасность, исключающая любую возможность возгорания и взрыва. А в российских условиях еще и работоспособность при низких температурах и, само собой, низкая стоимость.


Источник: Газета «Поиск»

- Как в этой области обстоят дела в нашей стране?

- Неважно. В 2017 году импорт литий-ионных батарей для бытовой электроники составил 85,1 миллиона долларов при темпе роста потребления около 15-25% в год. В гражданском секторе доля отечественных изготовителей - менее 3%. В основном они представлены в военной и аэрокосмической отраслях. По количеству статей, посвященных разработке современных накопителей энергии (прямое свидетельство научного потенциала ученых страны в данной отрасли), мы уступаем заметно - всего 1% от мирового показателя (по всем направлениям науки  - в среднем 2,12%,). Показатель индекса Хирша ученых США только в этой области (что говорит о востребованности результатов мировым научным сообществом) достигает суммарно более 200 единиц, Китая - свыше 150, Франции - порядка 110, нашей страны - приблизительно 20. Получается, к сожалению, что этому направлению науки и техники в РФ уделяется недостаточное внимание. Надо отдать должное Российскому научному фонду - он включил эту область в специальную Президентскую программу. Поддержанные в ее рамках проекты должны не только вносить существенный вклад в развитие науки, но и создавать задел для решения задач «больших вызовов», обозначенных в Стратегии научно-технологического развития России. В рамках этой программы наша группа исследователей получила грант в размере 30 миллионов рублей на год  продолжительностью в четыре года. Он предусматривает разработку новых материалов для электрохимических накопителей, подчеркну, следующего поколения. 

- Почему фонд предоставил столь внушительный грант университетской кафедре?

- Потому что РНФ поддерживает направления, которые очень важны для технологического развития страны. К ним относится, повторюсь, и создание передовых накопителей энергии. Советские ученые внесли немалый вклад в их развитие. Скажем, в середине прошлого века в нашей стране действовала мощная научная школа выдающегося электрохимика академика А.Фрумкина. Работы его учеников, без преувеличения, помогли осуществить запуск первого спутника и полет Ю.Гагарина. В то время отечественная электрохимия находилась на высочайшем уровне. Думаю, фонд решил помочь возрождению и развитию этой важной области и выделил нам грант, чтобы поддержать коллектив, на мировом уровне ведущий фундаментальные и прикладные исследования.

Сегодня без опасений скажу: проект осуществим. Об этом можно судить, например, по откликам на наши первые публикации в ведущих зарубежных журналах. Наша группа была в числе тех передовых коллективов, кто активно перешел к созданию более эффективных и перспективных натрий-ионных накопителей энергии. В них натрий, находящийся на шестом месте по распространению в земной коре, заменит дорогостоящий литий, чьи запасы в нашей стране хотя и велики, но его добыча - дело достаточно трудоемкое. К тому же в качестве токосъемника на аноде в натрий-ионных батареях будет применяться более дешевый алюминий, заменивший дорогостоящую медь (в ЛИА). На данный момент у натриевого аккумулятора есть свой недостаток: удельная энергия на единицу массы у него ниже, чем у литий-ионного предшественника, но эта проблема решаемая.

Помимо чисто научной значимости натрий-ионные аккумуляторы - перспективная коммерческая технология, интерес к ней уже проявляет ряд российских компаний. Присутствие индустриального партнера - кстати - обязательное условие для получения гранта Президентской программы. Именно соединение фундаментальной и прикладной науки придало ценность проводимым нами исследованиям и послужило основанием для положительного решения рецензентов фонда.


Фото: Евгений Антипов. Источник: elch.chem.msu.ru

Достоинство гранта РНФ в том, что междисциплинарный проект объединяет ученых самых разных направлений: не только химиков и физиков пяти кафедр химфака МГУ и Сколковского института науки и технологий, но и инженеров, технологов. Всем вместе нам предстоит разработать высококачественный катодный материал и электролит (он может быть и жидким, и твердым), а также анодный материал. Считаю, что за два оставшиеся года на основе наших исследований и полученных материалов прототип мы сделаем обязательно. Говорю это уверенно, поскольку у нас уже есть целый ряд многообещающих наработок. Теперь необходимо понять, какими достоинствами и недостатками обладает наша «новорожденная» электрохимическая система. Можно ли эти достоинства развить, а от недостатков избавиться? Сделать новинку максимально работоспособной и в то же время предусмотреть возможность дальнейшего ее совершенствования. 

Грант, выданный на четыре года, заканчивается в 2020-м, но есть перспектива продлить его еще на три года. Работы по проекту идут по плану, как и публикации статей. Мы проводим школы для молодых исследователей со всей страны. Кстати, молодых ученых у нас, говорю это с гордостью, почти 20, а всего группе 30 человек. И есть все основания рассчитывать, что наша молодежь останется в отечественной науке.

- На каком уровне находятся ваши исследования?

- Главное - они конкурентоспособны. Сужу об этом по ведущим иностранным журналам, в которых мы публикуемся (взять хотя бы Journal of the American Chemical Society (JACS) с импакт-фактором более 14), по выступлениям с приглашенными докладами на престижных международных конференциях. А за два оставшиеся года мы продвинемся еще дальше. 

26 апреля, 2024
Создан алгоритм для безопасного разворачивания радиорефлекторов зондов
Российские исследователи разработали программный пакет, позволяющий максимально безопасным образом...
25 апреля, 2024
«Факторы окружающей среды»: академик РАН — о профилактике и лечении сезонной аллергии
Аллергия, в том числе сезонный поллиноз, поддаётся лечению, для этого разработан и применяется метод...