Новости

14 апреля, 2020 17:42

Молодые ученые СмолГУ изучают кейсы Смоленской, Московской и других епархий в разных контекстах

В Смоленском госуниверситете при поддержке Российского научного фонда (РНФ) реализуется проект доцента кафедры истории России Максима Каиля, посвящённый истории православия в ХХ веке. Тема проекта – «Институты православия и православное общество в новейшей истории России 1914–1964 гг.: церковная традиция и идентичность в эпоху модернизации». Это третий в Смоленской области проект (первые два – по медицине, руководитель обоих – ректор Смоленского государственного медуниверситета Роман Козлов), поддержанный РНФ, первый для СмолГУ и единственный гуманитарный.
Источник: wikipedia.org
Руководитель проекта Максим Каиль. Фото из личного архива
3 / 4
Источник: wikipedia.org
Руководитель проекта Максим Каиль. Фото из личного архива

– Максим Владимирович, ваш проект предполагает проведение масштабных исследований в гуманитарной сфере. В чём его идея и почему, по вашему мнению, он получил поддержку РНФ?

– Проект не столь масштабный по своей рамке – он самый небольшой из всей линейки грантовых конкурсов РНФ и предполагает, по сути, работу одного исследователя с привлечением студента или аспиранта. Но, безусловно, он репутационно значим как для меня, так и для университета. Конечно, изначально хотелось, чтобы и наша область расширяла своё присутствие на научной карте страны. Что же касается проблематики и идеи проекта, она заключается в синхронном, комплексном изучении эволюции институтов православной церкви и православного общества в контексте ключевых событий эпохи, изменении внутренней политики, в модернизационной динамике, в свете влияния революций и войн.

– Есть мнение, что история православной церкви уже достаточно хорошо изучена, об этом свидетельствует множество книг и публикаций. Основные сюжеты известны: репрессии, антицерковная политика советской власти. Что нового в вашем исследовании?

– Да, действительно, публикаций много, но далеко не все они носят научный характер. Кроме того, раннее послесоветское время, 90-е годы, с первыми публикациями по этой теме породило стереотипы, укоренившиеся в общественном сознании. Они характеризуют эпоху и историю церкви в ней предельно обобщённо: через репрессии, конфликт с государством. Незнание всех обстоятельств и только один фокус рассмотрения – репрессивный – как раз и определяют то, что в науке называют актуальностью исследования, формируют его значимость. Дело в том, что изучаемые в моей работе институты и ныне живут, несут на себе нагрузку – опыт и практики предшествующих десятилетий (даже если сами этого не подразумевают и не признают) – в этом и есть острота актуальности всех исследований новейшей истории. В значительной степени положение и состояние сегодняшнего православия – результат сложившихся в советское время практик.

– Приведите какой-то пример.

– Например, развитость церковной дипломатии. Она сложилась из внешнеполитических интересов советского правительства в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, когда СССР буквально разделял сферы влияния с США. Православная церковь была легализована, состоялись выборы патриарха, церковь стала выполнять дипломатические функции в интересах государства, постепенно сформировался круг профессиональных церковных дипломатов. Тенденция была весьма значимой и сильной, она сохраняет своё влияние и сегодня. А изучение истоков этой институциональной формы деятельности православной церкви 1943–1964 гг. значимо для всей новейшей истории православия. Ведь от успехов публичной церковной миссии зависело и внутрицерковное – государство разрешало и субсидировало те сферы и институты церковной миссии, которые использовало в своих интересах. Вот как раз сейчас завершил изучение материалов Совета министров СССР, ведавшего подготовкой советских церковных делегаций – в печати несколько работ по этой теме.

Другой характерный пример, как раз вне политического контекста, – это роль мирян (верующих) в управлении церкви. ХХ век был эпохой тотальной эмансипации, модернизации общественного сознания. Это коснулось и православной церкви в России: вначале через «церковную революцию» 1917 года, затем через советское подчинение церковного управления сообществам верующих – «двадцаток». Изучение этой тенденции, её проявления существенно меняет и дополняет наши знания и представления об эпохе.

– Могут ли полученные результаты изменить общественное восприятие церковной истории?

– Это задача профессиональных историков, моя профессиональная задача. Очень симпатично, что РНФ, как никакой другой фонд, уделяет внимание как раз популяризации результатов исследований. Они остаются не «вещью в себе» – сам фонд прилагает массу усилий для того, чтобы широко опубличить результаты поддержанных исследований, побуждает к этому грантополучателей. Это новый тренд в развитии отечественной науки, который как раз и поможет исследованиям менять общественное восприятие. На практике каждый автор, во-первых, стремится писать понятнее, во-вторых, выбирает площадки, которые позволяют донести полученный результат до широкого круга заинтересованных. Например, в рамках своего проекта мы запланировали проведение лектория «История современного православия. Церковь и верующие в новейшей истории России» на площадке лектория Храма Воскресения Словущего и креативного пространства «Штаб» в Смоленске. Теперь этот план отсрочен из-за возникшей эпидситуации, но, надеюсь, всё ещё состоится. Подобные практики, надо сказать, ещё недостаточно широко используются исследователями, но позволяют сделать полученные результаты понятными даже широкой аудитории. Этому помогают и современные интеллектуальные образовательные платформы, «ПостНаука», например, и многие подобные проекты.

– Можно ли уже подвести какие-то промежуточные итоги вашей работы?

– Проект двухлетний, и, конечно, до финальных итогов ещё далеко. В первый год мы исследовали то, что называется, точками бифуркации в истории православия и нашего общества – это революции 1917 года и вызванные колоссальные изменения в церковной жизни, с ними связанные. Сам 1917 год представляет собой несколько эпох в истории церкви: принятие нового вероисповедного законодательства, «церковная революция» весны 1917 года, небывалые церковные форумы – открытие Поместного Собора и восстановление патриаршества. Всё это породило колоссальные изменения, системно описываемые, рубрицируемые. Конечно, в год юбилея Великой Победы нельзя было не обратить внимание на судьбы церкви в годы войны и после её завершения – здесь был разработан ряд сюжетов по истории церковной дипломатии, вскрыта и системно изучена проблема послевоенного поколения церковной иерархии и священства – динамика этой эпохи также была революционной. Наконец, конец 50-х – 60-е годы у нас описываются предельно обобщённо – через понятие «хрущёвские гонения», они потребовали специального изучения.

– Есть ли место истории региона в проекте?

– Проект предполагает всё же национальную, общегосударственную рамку, но широко использует кейс-метод. Вот в рамках его применения вполне продуктивно изучаются кейсы Смоленской, Московской и ряда других епархий в том или ином контекстах. На мой взгляд, кейс-метод очень значим: исследование реалий даже отдельного прихода или монастыря порой переворачивает стереотипное представление. Ну, скажем, необычно встретить примеры глубокого уважения советских исполнительных структур к монастырским центрам в такую репрессивную эпоху, как начало 1930-х гг., а кейс Новодевичьего монастыря Ленинграда как раз фиксирует такое положение дел, и его принятие в расчёт очень значимо для понимания эпохи. 

– Повлияла ли нынешняя эпидемиологическая обстановка на реализацию проекта и как?

– На основной ход исследования, пожалуй, нет, хотя сейчас чувствуется, что и редколлегии многих журналов держат «паузу», и, конечно, возник вынужденный перерыв в архивной работе – сборе источников из-за невозможности выездов и командировок. Последнюю удалось организовать в конце февраля. В первом цикле пришлось отказаться и от возможности зарубежных командировок, многие конференции перенесены на неопределённый срок. Поэтому, конечно, влияние на реализацию проекта есть и серьёзное. Но ко всему можно адаптироваться, что и пытаемся сделать.

 

29 марта, 2024
Российские ученые обучили ИИ подбирать эффективную защиту для глаз от лазерного излучения
Российские ученые разработали нейросеть для быстрой оценки способности материалов блокировать опас...
28 марта, 2024
В ИТМО создали более долговечные синие перовскитные светодиоды
Ученые ИТМО нашли новый способ получения синего излучения у перовскитных нанокристаллов. Он позвол...