«Мы смотрели, как изменение соотношения между ядром и оболочкой может менять электронные состояния на поверхности. Эти изменения влияют на силу связывания между наночастицей и молекулой CO. Мы пришли к выводу, что можно изменить энергию адсорбции — или точнее хемисорбции, то есть химического связывания атомов и молекул газов с поверхностью кристалла или наночастицы — в два раза по отношению к чистому металлу посредством тонкой настройки соотношения между ядром и оболочкой наночастицы», — пояснил первый автор работы, научный сотрудник Лаборатории дизайна материалов Илья Чепкасов.
Свои исследования ученые провели в несколько этапов с использованием теории функционала электронной плотности. На первом этапе из наночастиц размером в 2 нанометра сконструировали core-shell частицы с различным соотношением ядра и оболочки и проанализировали, как меняется поверхностный заряд в зависимости от этого соотношения. Затем исследователи посчитали адсорбцию молекул CO и кислорода на поверхности наночастиц и показали, как можно изменять адсорбционные свойства наночастиц посредством изменения поверхностного заряда, связанного с настройкой их структуры.
«Полученные фундаментальные закономерности будут использованы в дальнейшем для разработки моделей искусственного интеллекта, которые позволят эффективно предсказывать адсорбционные и каталитические свойства биметаллических наночастиц в процессе высокопроизводительного скрининга новых материалов с заданными свойствами», — добавил руководитель исследования, профессор Проектного центра по энергетическому переходу Александр Квашнин.
Результаты работы показывают, что тонкая «настройка» структуры наночастиц приводит к подбору необходимых каталитических свойств наночастиц, что в свою очередь позволит контролировать работу катализатора. С практической точки зрения это поможет увеличить эффективность работы по очистке газов — например, чтобы очистить технические газы от высокотоксичного СО и сделать их безопасными.