Бактериальная целлюлоза представляет собой сверхчистый и очень упорядоченный аналог растительной целлюлозы, который содержит в себе минимальное число примесей и дефектов. Для ее производства применяются специализированные культуры бактерий, вырабатывающие большие количества молекул полисахарида.
Юлия Гисматулина, старший научный сотрудник Института проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения РАН (Бийск), и ее коллеги выяснили, что данную форму целлюлозы можно превратить в сверхвязкий энергоемкий гель, пригодный для создания прозрачных клейких материалов, пленок для электронных устройств и основы для ракетного топлива и взрывчатых веществ.
Для этого достаточно обработать бактериальную целлюлозу при помощи разработанного российскими исследователями подхода по нитрированию данного углеводородного полимера, в рамках которого материал обрабатывается смесью из концентрированной азотной кислоты и хлористого метилена. Реакции между бактериальной целлюлозой и кислотой приводят к формированию плотного пористого материала, который можно превратить в очень вязкий гель, наполнив его ацетоном.
Схема первого этапа производства нитратов наноструктурированной бактериальной целлюлозы. Источник: Юлия Гисматулина
В этом отношении бактериальная нитроцеллюлоза радикальным образом отличается от ее растительного аналога, которая превращается в легкотекучий раствор при добавлении ацетона. Это делает бактериальную нитроцеллюлозу уникальным материалом, который уже в ближайшие годы найдет массу применений при производстве прозрачных и гибких пленок для электроники, различных клейких материалов, а также новых форм топлива и взрывчатых веществ, подытожили ученые.
Если вы хотите стать героем публикации и рассказать о своем исследовании, заполните форму на сайте РНФ