«В основном это отходы обогатительных угольных фабрик и нефтяных компаний, твердые бытовые отходы, изношенные автомобильные шины, отходы различных производств. Как показывает практика, на основе таких измельченных отходов можно приготовить топливо в виде суспензии, состоящей из твердых и жидких углеводородов и воды. Получается так называемая водоугольная суспензия (водоугольное топливо или композиционное жидкое топливо)», - рассказал один из авторов исследования, старший научный сотрудник лаборатории низкоуглеродной металлургии и энергетики СФУ Виктор Кузнецов.Ученые выяснили, что повышение концентрации кислорода при кислородном сжигании улучшает стабильность воспламенения топлива и интенсивность его выгорания. Кислородное сжигание включает в себя распыл топлива, испарение влаги, пиролиз, воспламенение, горение или газификацию. В дальнейшем была также установлена зависимость параметров распыла топлива, скорость выгорания углерода и тепловые потери от концентрации кислорода.
В результате ученые предложили комбинировать кислородное и капельно-факельное сжигание водоугольной суспензии, что позволило снизить уровень вредных выбросов и добиться высокой степени выгорания топлива. В качестве его компонентов можно применять разнообразное измельченное топливо, в том числе "грязные" отходы. При этом суспензионное топливо можно безопасно транспортировать по трубопроводу.
«Технология кислородного сжигания водоугольной суспензии позволяет получить полезную и доступную энергию, одновременно с этим утилизируя различные отходы, которых много в крупных промышленных городах. На наш взгляд, такое энергетическое оборудование можно установить вблизи образовавшихся залежей отходов. Таким образом будут минимизированы затраты на их транспортировку. Это новый перспективный задел для отечественной промышленности, имеющей определенные экологические обязательства», - объяснил Кузнецов.