В выборку попали подростки 17-летнего возраста или заканчивающее обучение в 11 классе в 2021 году. Данные для определения возраста и года окончания школы были выгружены из пользовательских профилей во «ВКонтакте», т.е. использовалась информация, указанная пользователями самостоятельно. Общая численность старшеклассников в выборке составила 61 609 человек.
Исследователи составили матрицу присутствия в интересах пользователя 13 категорий небезопасного контента: «Субкультура True Crime», «Психоактивные вещества», «Депрессивный контент», «Жестокий контент», «Эстетика зла», «Самоповреждающее поведение», «Национализм», «Ненависть и агрессия», «Оружие», «Вульгарный контент», «Преступный контент», «Эстетика смерти» и «Суицидальный контент».
По результатам проведенного мониторинга выяснилось, что 59% пользователей из выборки имеют в подписках сообщества с небезопасным контентом, причем в большей степени этот тренд прослеживается у девушек. Выделены также тематические категории, к которым характерен больший интерес юношей («Национализм», «Оружие») и девушек («Суицидальный контент», «Депрессивный контент»). По остальным категориям виден примерный паритет уровня интереса со стороны обоих полов.
«В сравнении с другой возрастной категорией – со студентами, например – показатель таких подписок у школьников оказался выше. Среди студенчества он составляет в среднем около 42%. Как гипотеза, это может быть связано с уровнем образования и зрелостью личности. Даже на примере нашей выборки старшеклассников мы увидели такую корреляцию: чем больше в их интересах познавательного и образовательного контента, тем меньше интереса к опасному контенту», – рассказывает старший преподаватель кафедры гуманитарных проблем информатики, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения ТГУ Артем Фещенко.
Еще одним шагом в рамках реализации проекта стал онлайн-семинар по проблемам цифровой безопасности несовершеннолетних, организованный для сотрудников образовательных организаций.
«К нему присоединились участники из Томска, Кемерова, Нижневартовска, Нефтекамска, Нижнего Новгорода, Пермского края, Тольятти и Симферополя. Они познакомились с нашими рекомендациями по цифровой безопасности детей и подростков в социальных сетях, научились использовать разработанные нами инструменты для анализа цифровых следов детей и подростков «Робот-профориентатор» и «Детектор опасного контента», – рассказывает Артем Фещенко.
Говоря о том, могут ли результаты проводимого исследования помочь в предотвращении случаев насилия со стороны молодежи, руководитель проекта Валерия Мацута отмечает, что своевременно заметить какие-то отклонения от привычного поведения человека можно – следует обращать внимание на прямые и косвенные признаки, которые, в частности, могут проявляться и в особенностях онлайн-поведения подростка или молодого человека.
Для современного «цифрового поколения» онлайн-пространство стало такой же средой социализации и самореализации, как и офлайн-среда. Поэтому важно интересоваться, чем человек занят в интернете, социальных сетях, какие возможности онлайн-пространства он использует и для чего, какой контент потребляет, распространяет и создает. Следует помнить, что различные риски цифровой безопасности – особенно контентные и коммуникационные – оказывают влияние на психическое здоровье, развитие личности и социализацию детей, подростков и молодежи.
«Для оценки повышенного интереса к небезопасным темам и контенту можно использовать, например, «Детектор опасного контента» или аналогичные веб-сервисы. Если обнаружите что-то подозрительное, смущающее – всегда можно обратиться за консультацией и помощью к специалистам. Есть и методические рекомендации по оценке офлайн- и онлайн-поведения, связанного с интересом и потреблением небезопасного контента, а также информация об основных рисках цифровой безопасности и их профилактике», – уточняет Валерия Мацута.
Инструкции о том, как зарегистрироваться в сервисе «Детектор опасного контента» и пользоваться им, можно также найти в методических рекомендациях. Сервис открыт абсолютно для всех пользователей после регистрации на платформе Университетского консорциума исследователей больших данных https://opendata.university.