Новости

21 декабря, 2020 11:59

Вся грязь России. Ученые РАН исследовали причины ее образования в крупных городах

Источник: Коммерсант
Грязь в условиях городской среды образуется из-за плохой работы дворников, разрушения бордюров, неудовлетворительного содержания территорий, хаотичного благоустройства и земляных работ, а также парковки на газонах и вообще неподготовленности инфраструктуры к увеличению автопарка. Об этом говорится в исследовании экологов уральского филиала РАН, изучавших грязь в шести крупных городах РФ. Эксперт добавляет, что чистоты также не прибавляют отсутствующая дренажная система и противогололедные реагенты.
Источник: Информационное агентство "Znak"

«Ландшафтное исследование образования отложений и транспорта в городской среде» выполнено учеными Института промышленной экологии уральского филиала РАН; его результаты опубликованы в издании Atmosphere. Сотрудники института исследовали причины образования, накопления и переноса грязи в Екатеринбурге, Мурманске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Тюмени и Челябинске. Грант на исследования был выделен по президентской программе Российского научного фонда.

В каждом из шести городов ученые выбрали по шесть типичных кварталов с многоэтажной застройкой. Каждый квартал разделили на сегменты: тротуары, зеленые зоны, детские площадки, внутридворовые проезды, организованные автомобильные парковки и стихийные стоянки на газонах и т. д.

Руководитель проекта Андриан Селезнев назвал типичными для всех обследованных городов ситуации с парковкой автомобилей на газонах и детских площадках во дворах, а также плохую работу дворников, за которыми не следят управляющие компании. Не лучше обстоит дело и с земляными работами. «Повсеместно встречаются случаи, когда изъятый грунт складируется в кучи рядом с местом проведения работ, а не в специальные короба, и не укрывается ничем. Во время дождей из таких куч течет грязная жижа, материал разносится по улицам»,— рассказывает господин Селезнев.

В журнале Atmosphere уральские ученые так обрисовывают схему нарастания грязи в городах РФ.

  • На первом этапе происходит эрозия грунтов или механическое разрушение поверхностей, в том числе бордюров и газонов на стихийных автомобильных парковках во дворах.

  • Земля и прочий осадок разносятся ветром, поверхностными стоками, колесами машин и ботинками пешеходов.

  • В итоге, сообщают в Институте промышленной экологии УрО РАН, в городах образуется до 200 г/кв. м мелкой пыли (к примеру, до 53 кг пыли в пересчете на каждого жителя Екатеринбурга).

В ветреное время пыль поднимается в атмосферу и может долго висеть в виде опасного для здоровья смога, говорит Андриан Селезнев, который сравнивает российские города по этому уровню с Лондоном (172 г/кв. м). Зимой в городах образуется смесь снега с асфальтовой крошкой, пылью, почвой, противогололедными реагентами и выхлопными газами: если коммунальные службы эту смесь не вывозят, весной пыль на месте ее складирования поднимается в атмосферу, говорится в исследовании.

Причинами образования грязи в городах РФ господин Селезнев называет «низкую адаптацию инфраструктуры к высокой автомобильной плотности, неудовлетворительное качество содержания территорий» и «отсутствие последовательного подхода» при проведении земляных, строительных работ и благоустройства.

Директор Института экологии ВШЭ Борис Моргунов называет основными источниками появления грязи «открытый грунт вкупе с отсутствующей дренажной системой» и противогололедные реагенты. 

«Мировой опыт говорит о достоинствах гранитной крошки, которую можно использовать многократно»,— добавляет он. При этом эксперт считает ситуацию с грязью в Москве «на порядок лучшей», чем в исследованных городах, отмечая изменившийся подход к организации городского пространства. Но и в столице ситуация отличается в разных районах. «Условный житель дома у крупной магистрали или крупного производства будет получать ультрадисперсных частиц в разы больше, чем житель дома парковой зоны»,— говорит господин Моргунов. 

Примечательно, что корреспондент “Ъ” в последние дни наблюдал, как автомобили столичных коммунальных служб отгребают подтаявший грязный снег с обочин МКАД и других трасс на проезжую часть под колеса машин. В столичном департаменте ЖКХ “Ъ” сообщили, что речь идет о процедуре «механизированного антипрометания», которую по регламенту делают лишь во время оттепели для предотвращения засора ливневых канализаций «с целью обеспечения пропуска талых вод».

В исследовании уральских ученых есть советы администрациям мегаполисов снизить «площадь пылящих поверхностей», ужесточить требования к содержанию и уборке дорог, газонов и дворовых покрытий. Адриан Селезнев призывает определить и принципы решения «проблемы переполнения городской среды автотранспортом». Борис Моргунов советует «не пытаться противостоять законам физики — давать влаге выход и укреплять грунт, организовывать цивилизованные площадки для мусора и следить за стихийными парковками». 

13 сентября, 2024
Химики СПбГУ создали гибридные светящиеся полимеры для датчиков и экранов гаджетов
Ученые Санкт-Петербургского университета синтезировали гибридные соединения из лантаноид...
12 сентября, 2024
Соленость Атлантического океана за 70 лет ощутимо изменилась
За последние 70 лет соленость некоторых областей северной части Атлантического океана отчетливо из...