Фотография экспериментальной установки. Источник: Kuznetsov et al. / Nonlinear Dynamics, 2022
В начале 60-х годов прошлого века математики Эдвард Лоренц и Ёсисукэ Уэда впервые обнаружили хаотический аттрактор при численном моделировании реального физического процесса. Позднее американский инженер Леон Чуа продемонстрировал (уже в эксперименте) свидетельства хаотического поведения в простейшей электрической цепи на экране осциллографа. До недавнего времени считалось, что все аттракторы в такой цепи самовозбуждающиеся, однако в 2009 году автор новой работы Николай Кузнецов теоретически обосновал существование в ней и скрытых хаотических аттракторов, а также предложил новое разделение аттракторов на скрытые и самовозбуждающиеся. Вместе с тем появлявшиеся позднее экспериментальные свидетельства оказались косвенными.
Руководитель работ Николай Кузнецов со всеми соавторами статьи; экспериментальная установка. Источник: Николай Кузнецов
В данной работе сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург), Института проблем машиноведения РАН (Санкт-Петербург), регионального отделения Института радиотехники и электроники имени В. А. Котельникова РАН (Саратов), Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина (Саратов) вместе с иностранными коллегами, среди которых — профессор кафедры электротехники и компьютерных наук Калифорнийского университета в Беркли Леон Чуа, разработали экспериментальную методику, с помощью которой поставили точку в вопросе существования скрытых аттракторов в реальном радиофизическом эксперименте. Для этого была создана специальная электронная схема, дополняющая схему Чуа и позволяющая регулировать начальные условия ее работы.«Эта работа продолжает развитие теории скрытых колебаний, которая открыла ряд принципиально новых возможностей определения границ устойчивости и выявления нежелательных колебаний для предотвращения техногенных катастроф. В дальнейшем мы планируем развивать методы теории скрытых колебаний и применить их при управлении современными навигационными системами, системами энергообеспечения электровозов и перспективных гибридных самолетов с электродвигателем», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Николай Кузнецов, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, руководитель Ведущей школы Российской Федерации в области математики и механики, заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, заведующий лабораторией информационно-управляющих систем ИПМаш РАН.Если вы хотите стать героем публикации и рассказать о своем исследовании, заполните форму на сайте РНФ