Новости

15 августа, 2022 14:00

Искусствоведы определили роль аристократического рода Мендосов в становлении архитектуры испанского Ренессанса

Российская ученая впервые описала роль кардинала Мендосы и его наследников в формировании испанской архитектуры эпохи Возрождения. Представители этого древнего аристократического рода выступали основными заказчиками, меценатами и авторами проектов культовых и светских сооружений в различных городах Испании. Художественные черты проанализированных автором памятников архитектуры демонстрируют переход от строгого следования итальянским образцам к синтезу восточных и западных культур. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы на страницах Академического вестника УралНИИпроект РААСН.
Госпиталь Санта Крус. Фрагмент парадного портала. Источник: Надежда Сим
 
Архитектура Испании поражает многообразием стилей: здесь сочетаются арабские мотивы, готические, романские сооружения, постройки эпохи Возрождения и Барокко. При этом каждый из них вносит свой вклад в уникальный облик страны. Их появлению предшествовало множество исторических событий: войны, смена правителей и народностей на территории Испании. Так, долгое время здесь проживали преимущественно мусульмане, которые захватили эти земли в VIII веке. Поэтому в местной культуре прослеживается множество арабских мотивов: башни, подковообразные арки, цветные изразцы на стенах и восточные орнаменты. Однако в XV веке в искусство Испании, в частности в архитектуру, стали проникать черты итальянского Возрождения: галереи с арками, античные колонны, скульптуры и статуи. До сих пор мало изучено, как происходил переход Испании к Ренессансу, и какие политические и культурные деятели того времени повлияли на этот процесс.
 
Надежда Сим, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, изучила процесс развития испанского Ренессанса и определила основные факторы, которые способствовали появлению классического итальянского стиля на территории Испании. Автор проанализировала архитектурные черты культовых и общественных зданий в нескольких испанских городах — Толедо, Севилье, Бургосе, Саламанке, Мадриде, Гвадалахаре. Кроме того, работа включала глубокое исследование научной искусствоведческой литературы, предметов культуры, живописи и декоративно-прикладного искусства соответствующей эпохи.
 
Исследователь определила, что появлению и распространению итальянской классической архитектуры в Испании в значительной мере способствовали представители Дома Мендосов. Так, Педро Гонсалес де Мендоса, занимавший высокий титул кардинала, был очень образованным человеком и в юности познакомился с античным искусством, что определило его интерес к классической архитектуре. В последние годы своей жизни он сменил политическую карьеру на благотворительность, возводя на собственные средства здания в итальянском стиле. Также меценат оставил после себя ценную коллекцию произведений фламандских и итальянских художников (ВейденаБаутсаМемлингаФра АнджеликоМантеньяБоттичелли и других). В постройках, возведенных на его средства, хотя и явно прослеживается подражание итальянской архитектуре, сохраняются исконно испанские традиции. Подобного сочетания стилей придерживались и потомки кардинала. Его сын Родриго Гонсалес Диас де Вивар и Мендоса также был меценатом и коллекционером, привозил из Италии ценные предметы античности и альбомы с изображениями итальянских элементов декора.
 
Интересно, что со временем вкусы кардинала Педро Гонсалеса де Мендосы, а затем и его потомков менялись. Так, в более поздних дворцах, построенных для семьи, исламский стиль приобретает все больше черт итальянского Возрождения. Например, дворец в Севилье, известный как дом Пилата, совместил светские мотивы с религиозными, что стало отражением происходившей тогда христианизации. Кроме того, в стенах дворца часто собирались поэты, художники и философы, благодаря чему он стал прообразом первой в Испании Академии изящных искусств.
 
«Переход средневековой архитектуры Испании от мусульманских традиций к ренессансным формам — один из важных, но пока мало изученных факторов в развитии искусства XVI века. Мы показали, что немалую роль в этом процессе играет знаменитый род Мендосов. Именно они одними из первых в Испании начали активно внедрять классическую эстетику и художественную культуру античности. Тем не менее, важно подчеркнуть, что в результате ключевым для становления местной архитектуры стал синкретизм — смешение и наслоение античных, христианских, иудейских и мусульманских культур», — рассказывает Надежда Сим.
21 марта, 2025
Цветные нанометки помогут уберечь ценное промышленное оборудование от подделки
Ученые разработали подход, позволяющий наносить лазером на поверхности специальных покрытий нанора...
20 марта, 2025
Искусственные почвенные смеси в арктических городах помогут уменьшить парниковый эффект
Ученые выяснили, что техносоли — искусственные почвенные смеси, используемые для создания городски...