«Летяги ведут скрытный образ жизни; как правило, практически не спускаются на землю; активны, в отличие от других белок, в сумерки и по ночам. Не удивительно, что распространение, образ жизни и родственные связи многих из них исследованы крайне слабо», — рассказывает первый автор статьи Сергей Крускоп, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Зоологического музея МГУ.
«Тропическая Азия известна своей крайне разнообразной фауной, богатство которой сильно недооценено. Именно поэтому здесь столь часты открытия видов, новых как для региона, так и для науки», — делится руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Анна Банникова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ.Исследователи Зоологического музея МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва) вместе с коллегами из Зоологического института РАН (Санкт-Петербург) и Совместного российско-вьетнамского научного и технологического тропического центра (Вьетнам) поймали мелкую летягу, которая ранее не была встречена в лесах Вьетнама. По внешним признакам ее отнесли к виду Petinomys setosus, или летяга Темминка, — обычного для полуострова Малакка и Суматры, но крайне редкого в материковой части Юго-Восточной Азии.
«Результаты исследования пойманной особи оказались обескураживающими: внешне это был представитель рода Petinomys, то есть карликовых белок, обыкновенных для Юго-Восточной Азии, но генетически он оказался далек не только от летяг Темминка, но и от этого рода в целом. Это могла бы быть ошибка, но анализ последовательностей других маркеров подтвердил результат», — говорит Анна Банникова.
Череп обнаруженной белки-летяги. Источник: Kruskop et al. / Diversity, 2022
Чтобы проверить свои выводы, авторы обратились к работам коллег и выяснили, что еще в первой половине ХХ века на территории Мьянмы (бывшей Бирмы) американский исследователь Томас Дональд Картер описал самостоятельный вид и род летяг, Olisthomys morrisi. Позже другой ученый, Малколм Карнеги Маккенна, объяснил в статье, чем отличаются представители родов Olisthomys и Petinomys, однако это не помешало зоологам назвать вид Olisthomys morrisi синонимичным Petinomys setosus, и до настоящего момента этот вопрос не обсуждался.«Наша находка имеет множество признаков, характерных для O. morrisi, и не соответствующих P. setosus. Построенные на основе результатов секвенирования филогенетические деревья — схемы эволюционного родства — свидетельствуют в пользу родовой самостоятельности Olisthomys», — комментирует Владимир Лебедев, научный сотрудник Зоологического музея МГУ.Таким образом, в результате случайной фаунистической находки и почти детективного расследования Olisthomys morrisi вернулся из забвения, в котором пребывал более полувека.