Новости

3 декабря, 2019 14:16

Ученые: соцсети эффективнее всего способствуют продвижению новых норм поведения

Международной группе ученых удалось показать, что новые нормы поведения в социальных сетях в интернете распространяются значительно эффективнее, чем в сообществах с офлайн-общением. Последние способны даже тормозить их развитие, что опровергает прежние исследования. Полученный результат поможет лучше разобраться в том, как использовать соцсети в интернете в качестве инструмента для продвижения отдельных товаров и услуг, а также стимулирования экологических норм поведения. Исследование опубликовано в журнале Physical Review E и выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда.
Уменьшенный пример распространения новой социальной нормы в регулярной сети (без учета эффекта подтверждения(а) и с его учетом (b)) и безмасштабной сети (строка (c)). Черные вершины иллюстрируют принявших такую норму, серые – потенциальных приверженцев. К
Сообщества с «живым» общением, например, соседи по дому или сокурсники в университете, примечательны высоким уровнем кластеризации, когда друзья наших друзей также дружат между собой. Существовавшие ранее сетевые модели показывают, что всякая новая норма поведения в таких социальных группах может быстро распространяться среди ее членов. Это происходит благодаря накапливанию социального давления внутри отдельного кластера. В итоге даже человек, не склонный перенимать новую норму поведения, рано или поздно сдается. Однако подобные модели не учитывают, что люди склонны испытывать когнитивные искажения, и среди них — эффект подтверждения. Этот эффект заключается в подсознательной избирательности людей в поиске, интерпретации и запоминании информации, которая поддерживает их собственное мнение. Например, если человек убежден, что изменение климата на Земле не происходит, то он будет гораздо активнее и охотнее воспринимать информацию, подтверждающую его точку зрения, игнорируя противоречащие этому свидетельства. Как результат, и социальное давление люди испытывают от своих знакомых не в равной степени, а в зависимости от того, насколько близки их точки зрения. Принимая во внимание этот эффект подтверждения, авторам удалось переосмыслить результаты поведения различных структур социальных сетей в распространении норм поведения.

«Акцент в статье сделан на роль социального давления, под которым мы принимаем решения. Ранее считалось, что социальные сети с высоким коэффициентом кластеризации наиболее эффективно способствуют распространению новой нормы поведения. Наше исследование показывает, что это не всегда так. В сетях с высоким уровнем коэффициента кластеризации определенная норма поведения может столкнуться с сопротивлением к ее принятию, что сильно снижает дальнейшее распространение. Поскольку следствием высокой кластеризации является малое количество коротких путей, которые связывают кластеры между собой, эта норма оказывается заперта внутри группы людей и не передается дальше», — сообщает доктор экономических наук Иван Савин, руководитель гранта и старший научный сотрудник Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Чтобы проверить поведение пользователей в социальных сетях, авторы использовали модель математических графов, которыми можно описывать социальные структуры. Само понятие графа довольно интуитивно: вершинами в нем выступают люди, а число связей показывает количество их социальных контактов. В свою модель авторы включили упомянутый эффект подтверждения, сравнивая поведение пользователей в безмасштабной сети с тремя альтернативными структурами. Это регулярная сеть (наличие нескольких связей с соседями в сети), сеть малых миров (незнакомцев связывает небольшое количество промежуточных знакомых) и случайная сеть (возникновение связи между участниками случайно). Безмасштабная сеть хорошо описывает Facebook или Twitter, в которых у подавляющей доли людей насчитывается небольшое количество друзей. Сеть малых миров и регулярная сеть характеризуются высокой кластеризацией, присущей онлайн сообществам.

Для получения результатов исследователи многократно запускали симуляцию с использованием этих четырех сетей. При этом авторы задавали начальные условия, такие как количество участников (10 000), среднее количество контактов у каждого из них (4) и распределение предпочтений, определяющие проявление эффекта подтверждения. Затем 10 случайно выбранных участников становились приверженцами новой нормы. С помощью моделирования ученые сравнивали скорость и масштаб распространения этой поведенческой нормы для четырех разных сетей с учетом эффекта подтверждения и без него. Оказалось, что кластеризованные сети очень чувствительны к введению этого когнитивного искажения, тогда как распространение в безмасштабной сети оставалось практически без изменений.

В результате, безмасштабные сети не только приводят к наиболее широкому распространению новой нормы, но также делают это в разы быстрее альтернативных структур сетей. Полученные выводы позволят лучше понимать устройство онлайн сообществ, и использовать их как инструмент для продвижения новых норм поведения, как например тех, что направлены на снижение выброса парниковых газов в атмосферу. Ведь это один из тех случаев, когда скорость принятия информации играет ключевую роль.
24 апреля, 2024
Компьютерное зрение сможет точнее выявлять рак по характеру клеточного узора
Ученые предложили подход к анализу микрофотографий клеточных слоев, который позволяет в два раза у...
23 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...