КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-03668

НазваниеМеханизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка

РуководительВоейкова Мария Дмитриевна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт лингвистических исследований Российской академии наук, г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2014 г. - 2016 г.  , продлен на 2017 - 2018. Карточка проекта продления (ссылка)

Конкурс№1 - Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словадетская речь, усвоение грамматики, иерархия грамматических категорий, диалогическое взаимодействие, коммуникативная неудача, инпут, спонтанная речь, модальность, дифференциальное объектное маркирование, прилагательное, композит

Код ГРНТИ16.21.29


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью проекта является описание основных механизмов усвоения системы русского языка ребенком, а также анализ особенностей его взаимодействия с матерью или другими взрослыми, осуществляющими его воспитание. Предполагается выявить ведущие механизмы усвоения детьми грамматической системы русского языка с особенным вниманием к деталям диалогического взаимодействия матери и ребенка. Впервые к исследованию будут привлечены материалы записей в семьях с низким социальным статусом для определения возможных негативных последствий этого для развития ребенка и поиска путей компенсации этих последствий. Проект основан на анализе записей спонтанной речи детей, которые будут дополнительно верифицироваться при помощи экспериментальных обследований. Результатом проекта будет обогащение существующей и доступной базы данных по детской речи, публикация серии статей, коллективной монографии и практического пособия для родителей и воспитателей. Планируется также широкое оповещение о результатах проекта при помощи интернет-страницы.

Ожидаемые результаты
В результате проекта предполагается разработка иерархического описания процесса усвоения детьми русского языка на ранних этапах языкового развития ребенка, а также детальный анализ материнской речевой продукции и стратегий подготовка к печати серии статей по отдельным темам проекта, в частности, по темам "Усвоение детьми категории модальности", "Усвоение детьми семантики и грамматики прилагательных", "Дифференциальное маркирование объекта в русском яыке и его усвоение детьми" в первый год осуществления проекта,


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2014 году
В проекте "Механизмы усвоения русского языка и становление коммуникативной компетенции на ранних этапах развития ребенка" (рук. М.Д. Воейкова) в течение первого года исследования были достигнуты первые результаты в области изучения 1) ранних прилагательных, 2) категории повелительности, 3) дифференциального объектного маркирования, 4) особенностей усвоения местоимений, 5) употребления композитов, 6) анализа детских грамматических ошибок. По первым двум направлениям участниками проекта инициированы кросс-лингвистические проекты. Усвоение детьми прилагательных предполагается осветить в книге "Семантика и морфология ранних прилагательных в детской речи" (отв. ред. Е.С. Трибушинина, М.Д. Воейкова, С. Ноччетти) на материале 11 языков (включая балтийские, германские, греческий, романские, славянские, финно-угорские и даже юкатекский). Рукопись подготовлена к печати и проходит рецензирование в издательстве Cambridge Scholar Publishers. Глава и морфологическая часть введения для данной монографии написаны М.Д. Воейковой, сравнительная глава о русском и литовском языках - В.В. Казаковской в соавторстве с И. Балчунене. Готовится диссертационное исследование Д.Н. Сатюковой, посвященное употреблению цепочек прилагательных в русском языке. Взрослые часто используют такие цепочки, что служит основой для усвоения прилагательных детьми. Морфологическое оформление согласования и его усвоение зависит от типа языка. Международный проект по модальности находится в начальной стадии разработки ( Рук. У.Штефани, М.Д. Воейкова, А. Аксу-Коч). В 2016 г. планируется международная конференция на эту тему в Санкт-Петербурге. Окончательным результатом должна также стать книга в одном из ведущих международных издательств, однако этот результат не может быть достигнут в рамках данного проекта, так как категория модальности представляет собой целый конгломерат различных грамматических явлений и потребует значительного усилия для сравнительного описания. В рамках проекта проводился анализ императивов в речи детей и их родителей, а также явлений эпистемической модальности. Результаты по императивам частично опубликованы в статьях М.Д. Воейковой и К.А. Ивановой, готовится диссертационное исследование К.А. Ивановой. Кросс-лингвистическое сравнение проводится также по теме "Дифференциальное объектное маркирование", причем уже первичный анализ М.Д. Воейковой, Е.В. Галкиной и К.А. Ивановой выявил значительные различия даже между русским и типологически близким хорватским языками в способах усвоения категории одушевленности, лежащей в основе такого маркирования. По результатам написана совместная с хорватскими коллегами статья (на стадии рецензирования). Особенности усвоения детьми местоимений изучаются в серии статей С.В. Краснощековой, которая также готовит по этой теме диссертационное исследование. Употребление композитов в русском языке исследовалось В.В. Казаковской, ею подготовлена глава для коллективной монографии, отражающей кросс-лингвистический анализ данного явления. С.Н. Цейтлин проводит сравнительный анализ ошибок в языке детей, осваивающих русский язык как родной, и детей-инофонов. Эти наблюдения, отраженные в серии статей, демонстрируют глубинное различие в процессах усвоения первого и второго языков. Основной итог первичных наблюдений состоит в том, что дети-инофоны первоначально концентрируются на лексическом содержании форм и упускают из виду грамматические различия. За первый год значительно пополнилась база данных проекта - расшифровано и размечено около 10 часов аудио- и видеозаписей общения детей с родителями. Мы стараемся в первую очередь вводить в научный обиход записи речи детей, живущих вне Москвы и Петербурга, а также в семьях различного социально-экономического статуса. Это позволяет исследовать не только языковые, но также и социолингвистические и этнографические особенности речи детей и родителей. Участниками проекта опубликована и подготовлена к печати серия из 13 статей, 6 из них уже вышли из печати в 2014 г., 7 приняты к печати, мы приняли участие в 24 конференциях ( 16 в России и 8 за рубежом). Ход выполнения проекта отражается на сайте http://www.childlanguageproject.com

 

Публикации

1. Воейкова М.Д. Acquisition of Russian agreement patterns: General strategy and individual differences. E. Tribushinina, M.D. Voeikova, S.Noccetti (Eds.). Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition., Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. (год публикации - 2015)

2. Воейкова М.Д. Императивы как дискурсивные маркеры в речи матери и ребенка Acta Linguistica Petropolitana, XI, I (год публикации - 2014)

3. Воейкова М.Д., Казаковская В.В., Сатюкова Д.Н. Семантика прилагательных в речи взрослых и детей. А.А. Кибрик, А.Д. Кошелев, А.В. Кравченко, Ю.В. Мазурова (ред.). Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика., - (год публикации - 2015)

4. Дабашинскене И., Воейкова М.Д. Diminutives in spoken Lithuanian and Russian: Pragmatic functions and structural properties. P. Arkadiev, A. Hoelviet, B. Wiemer (Eds.). Contemporary approaches to Baltic linguistics., - (год публикации - 2015)

5. Иванова К. А. Место императива в общении взрослого и ребенка Acta Linguistica Petropolitana, XI. № 1. (год публикации - 2014)

6. Иванова К.А., Воейкова М.Д. Императивы несовершенного вида на ранних этапах усвоения детьми русского языка. Scando-Slavica, Vol. 60. No 2. P. 212-230. (год публикации - 2014)

7. Казаковская В.В., Балчиуниене И. Adult contribution towards early adjective acquisition: Evidence from Russian and Lithuanian longitudinal data. E. Tribushinina, M.D. Voeikova, S.Noccetti (Eds.). Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition., Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. (год публикации - 2015)

8. Краснощекова С.В. Синтаксис ранних детских местоимений. Проблемы языка: Сб. научных статей по материалам Третьей конференции-школы "Проблемы языка: взгляд молодых ученых" / Под ред. Е.М. Девяткиной и др., М.: Институт языкознания РАН. (год публикации - 2014)

9. Краснощекова С.В. Низкочастотные анафорические единицы в речи русскоязычных детей. Русская филология / Под ред. Т. Гузаирова и др. Тарту: Universitetas Tartuensis., Вып. 26. (год публикации - 2015)

10. Краснощекова С.В. Род местоимений в речи русскоязычного ребенка Acta Linguistica Petropolitana, XI, I (год публикации - 2014)

11. Ремизова Ю.П. Русские и английские конвербы предшествования, зависящие от главного предиката verbo dicendi Acta Linguistica Petropolitana, XI, I (год публикации - 2014)

12. Сатюкова Д.Н. О повторе предлогов перед однородными определениями в современном русском языке: Опыт корпусного анализа Acta Linguistica Petropolitana, XI, I (год публикации - 2014)

13. Трибушинина Е., Воейкова М.Д., Ноцетти С. Introduction: Adjective acquisition across languages. E. Tribushinina, M.D. Voeikova, S.Noccetti (Eds.). Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition., Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. (год публикации - 2015)

14. Цейтлин С.Н. Что такое аграмматичность речи? Проблемы онтолингвистики 2014: Двуязычие., СПб. (год публикации - 2014)

15. Цейтлин С.Н. Особенности освоения языка ребенком, имеющим проблемы в области звукопроизношения. Слово и текст: Психолингвистический подход. Сб. науч. тр. Под общей ред. А.А. Залевской., Вып. 14. Тверь: Тверской государственный ун-т, 2014. С. 165-169. (год публикации - 2014)

16. Цейтлин С.Н. Существительное и глагол в начальной детской грамматике. Языковое и литературное образование в современном обществе: Материалы научной конференции., СПб. (год публикации - 2014)

17. Штефани У., Воейкова М.Д. Requests, their meanings and aspectual forms in early Greek and Russian child language. Journal of Greek Linguistics, - (год публикации - 2015)

18. Цейтлин С.Н. Языковые правила в аспекте речевого онтогенеза. Международная научная конференция «Научное наследие и развитие идей Ю.С. Маслова» (СПбГУ, 20–22 ноября 2014 г.): Сб. материалов конференции., СПб., 2014. С. 197-199. (год публикации - 2014)


Аннотация результатов, полученных в 2015 году
В рамках проекта были проведены фундаментальные поисковые исследования речи русскоязычных детей по нескольким малоизученным направлениям. Подробно исследовались особенности усвоения детьми прилагательных, так как слова этого грамматического класса появляются в речи детей позже, чем существительные и глаголы, и обладают существенными особенностями: они не являются объектом "лексического взрыва" или "быстрого соотнесения" и зачастую возраст их произнесения детьми может совпадать или даже опережать возраст их понимания. Определены семантические, грамматические и коммуникативные особенности ранних детских прилагательных в русском языке, предложено несколько гипотез, объясняющих детали их усвоения: гипотеза семантических кластеров (С.Н. Цейтлин, Е.Трибушинина), гипотеза воздействия инпута (В.В. Казаковская), гипотеза фонетического подобия (М.Д. Воейкова), гипотеза промежуточных языковых систем (С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеева). Некоторые из гипотез проверялись на материале анализа типологически различных языков в подготовленной при активном участии и - отчасти - под руководством членов научной группы книге "Семантика и морфология ранних прилагательных в усвоении родного языка"( на английском языке). Подготовлена кандидатская диссертация C.В. Краснощековой "МЕСТОИМЕННЫЙ ДЕЙКСИС В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ РЕЧИ". В ней установлено, что при освоении локативного и темпорального дейксиса ребенок движется от единиц с семантикой «близости» к единицам с семантикой «дальности». При освоении персонального дейксиса ребенок движется от центра поля персональности к периферии. Указательные лексемы не вызывают у ребенка когнитивных сложностей, связанных с развитием представлений о шифтерности языковых единиц. Прагматические отношения для ребенка важнее формально-грамматических. Дейктические ошибки при употреблении личных местоимений и коммуникативные неудачи, возникающие из-за конкуренции референтов при анафорическом связывании и указании, зависят от когнитивных причин. На определенном этапе развития языковой системы за каждым местоимением закреплена единственная функция. При согласовании с существительным ребенок отдает предпочтение простым и/ или перцептивно выпуклым формам местоимений. При освоении косвенных форм местоимений дополнительную сложность для ребенка представляет необходимость разграничивать омонимичные формы и вычленять отдельные значения. К 3,6–4 годам в лексиконе детей обычно уже присутствуют все анализируемые местоименные лексемы и выполняются все характерные для местоимений функции, однако частотное распределение лексем, функций и форм отличается от взрослого; используются не все возможные значения и формы. На основе лонгитюдных наблюдений сформулированы первые выводы об усвоении русскими детьми деонтической и эпистемической модальности, в частности, то обстоятельство, что различные виды модальных операторов усваиваются сначала в высказываниях с глаголами-"флагманами", относящимися к прототипическим акциональным классам: созидания-разрушения, передачи объекта, движения и перемещения в пространстве. Русские дети не только начинают с форм инфинитива и имератива, но и рано используют при этом глаголы разного вида, что соответствует речевой продукции взрослых, но не соблюдается в других языках. В специальном исследовании В.В. Казаковской были проанализированы первые проявления знаний об элементарных типах ментальных состояний, отражающих становление «модели ментальности» (Theory of Mind) и усвоение средств языкового выражения модусной (в том числе эвиденциальной) семантики. При активном участии членов научной группы разработана проблематика сопоставительных исследований в области усвоения модальности, проект коллективной монографии с широким международным участием (привлекаются данные 12 языков, в том числе корейского, юкатеко майя, финского, турецкого, новогреческого и т.д.) рассматривается издательством Mouton de Gruyter . На материале лонгитюдных наблюдений и тестовых исследований детей с отклоняющимся развитием речи в сопоставлении с данными типичного речевого развития О.Б. Сизовой сформулирована модель, обосновывающая существование двух путей языкового и когнитивного развития на основе особенностей базового опыта восприятия и взаимодействия организма со средой. Модель проходит различные этапы апробации. С.Н. Цейтлин было проведено сравнение промежуточных грамматик русскоязычного ребенка и инофона, осваивающего русский язык как второй. Ребенок, постигающий русский язык в качестве родного, оказывается гораздо успешнее, чем инофон, в постижении процедурных правил выбора грамматических категорий и единиц. Анализ детских речевых инноваций позволил выявить природу ряда процедурных правил русского языка, не подвергавшихся до сих пор описанию в существующих грамматиках русского языка. Развитие и взаимовлияние различных компонентов индивидуальной языковой системы ребенка раннего возраста исследовалось на материале спонтанной речи и данных опросника МакАртура, адаптированного для русского материала М.Б. Елисеевой. Особенное внимание уделяется имитации, соотношению лепетных и осмысленных высказываний, эгоцентрической речи и взаимодействию лексики и грамматики. Большое внимание уделено анализу речи взрослых, обращенной к ребенку. При этом В.В. Казаковской выявлены основные факторы, обусловливающие механизм освоения композитов-существительных, а М.Д. Воейковой описаны способы упрощения взрослыми грамматической системы русского языка за счет употребления диминутивов. В.В. Казаковская выявила особенности ответных реплик взрослых на высказывания ребенка с ошибочными глагольными формами, основные прагматические, коммуникативные и структурные типы реакций и их "возрастную" динамику. Под ее руководством к этому анализу привлечены данные типично развивающихся полилингвальных детей (русский, итальянский, норвежский), русскоязычных детей с речевым дизонтогенезом (ТНР), а также детей-монолингвов, осваивающих язык, отличающийся по типологическим характеристикам (финно-угорский). Благодаря этому совместно с коллегами из Каунаса, Таллинна, Осло и Хельсинки проводится контрастивное исследование инпута на материале корпусных данных спонтанной речи нескольких индоевропейских языков. С.О. Куприяновой собран богатый материал традиционного материнского фольклора, описан специфический жанровый тип кумулятивной колыбельной песни, намечена типология прецедентных текстов, используемых в общении с детьми в различных повседневных ситуациях. Все указанные результаты обсуждались участниками проекта на организованной ими Международной конференции "Проблемы онтолингвистики — 2015: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции" в ИЛИ РАН (18-20 мая 2015, ИЛИ РАН http://iling.spb.ru/confs/ontoling2015_programme.html), где нами было сделано 12 докладов, краткое содержание которых опубликовано в электронном виде. Всего участники проекта прочитали 18 докладов в России и 15 докладов на английском языке на конференциях разного статуса за рубежом. Проводился сбор и предварительный анализ дополнительных данных, в том числе речи детей из семей с низким социальным статусом (общая длина звучания расшифрованных и обработанных записей составляет более 50 часов.

 

Публикации

1. В.В. Казаковская Input-output relations in early epistemic modality in Russian: a corpus-based approach Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Atlantis Press, - (год публикации - 2015)

2. В.В. Казаковская, И. Балчиуниене Adult contribution towards early adjective acquisition: Evidence from Russian and Lithuanian longitudinal data Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisitio​n; Cambridge Scholars Publishing, p. 243 - 312 (год публикации - 2015)

3. Д.Н. Сатюкова О повторе предлогов перед однородными определениями в современном русском языке: опыт корпусного анализа ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН, Т. XI. Ч. 1. С. 469-512 (год публикации - 2015)

4. Дабашинскиене И., Воейкова М.Д. Diminutives in spoken Lithuanian and Russian: Pragmatic functions and structural properties Contemporary Approaches to Baltic Linguistics, Mouton de Gruyter: Berlin, Trends in Linguistics. Studies and Monographs [TiLSM] 276: 203-233 (год публикации - 2015)

5. Доброва Г.Р. Освоение ребенком наречия как части речи Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности, Вып. 13, С.43-53 (год публикации - 2015)

6. Е. В. Галкина Освоение маркирования одушевленности – неодушевленности русскоязычным ребенком раннего возраста. Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). — СПб., 2015, с. 44-47 (год публикации - 2015)

7. Е. Галкина, Н. Уржумова The case marking in Russian children speech: normal monolingual development, SLI, the language contact situation Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды XVI Международной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике. CML-2015», c. 74-80 (год публикации - 2015)

8. Е.В. Галкина, Н.Н. Уржумова Особенности употребления имен существительных детьми-билинвами в ситуации русско-нидерландского двуязычия. Проблемы онтолингвистики --- 2014: Двуязычие. Материалы международной научной конференции (3--5 марта 2014 г., Санкт-Петербург), СПб., 2015. С. 23--29. (год публикации - 2015)

9. Елисеева М.Б. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ И СКЛОНЕНИЯ АДЪЕКТИВНЫХ СЛОВ В РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Вестник Череповецкого гос. университета, №7 (68), 2015, с.41-45 (год публикации - 2015)

10. Елисеева М.Б. Лексический взрыв в речи ребенка раннего возраста как стимул развития морфологии Уральский филологический вестник. Вып. 4. (24) Сер. «Язык. система. Личность. Лингвистика креатива», Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. С. 65-75. (год публикации - 2015)

11. Елисеева М.Б. Союзные средства в речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки», №2,С.74-83 (год публикации - 2015)

12. Елисеева М.Б. Формообразовательные субстантивные инновации от 2 до 3 лет: лонгитюдное исследование Вестник ЧГУ, - (год публикации - 2015)

13. Елисеева М.Б. Различные типы детских речевых самоисправлений как проявление языковой рефлексии Język w biegu życia” [Язык в ходе жизни], Издательство: Harmonia Universalis, Gdańsk. (год публикации - 2015)

14. Елисеева М.Б. Прямые и косвенные самоисправления в речи детей дошкольного возраста Уральский филологический вестник: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива, Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. С. 98-112. (год публикации - 2015)

15. К.А. Иванова Место императива в общении взрослого и ребенка Acta Linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН, Т. 11, часть 1. С. 565-585 (год публикации - 2015)

16. Казаковская В.В. Feedback in verb acquisition: Evidence from Russian ‘adult – child’ interaction The role of input in language acquisition; Cambridge Scholars Publishing, - (год публикации - 2017)

17. Казаковская В.В., Аргус Р. Acquisition of epistemic marking in Estonian and Russian Estonian Papers in Applied Linguistics, - (год публикации - 2016)

18. Казаковская В.В., Хохлова М.В. Questions to the modus: Semantics, structure and pragmatics (based on the Russian National Corpora) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Atlantis Press, - (год публикации - 2015)

19. Краснощекова С. В. Род местоимений в речи русскоязычного ребенка Acta Linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН, Т. 11, часть 1. С. 585-605 (год публикации - 2015)

20. Краснощекова С. В. Статус притяжательных местоимений 3 лица в речи ребенка Acta Linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН., Т.11. Часть 2. (год публикации - 2015)

21. М. Б. Елисеева Становление подчинительных и сочинительных отношений в речи ребенка раннего возраста Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-¬Петербург). — СПб., 2015., С.73-75 (год публикации - 2015)

22. М.Д. Воейкова Social lifts must go upstairs Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Atlantis Press, - (год публикации - 2015)

23. М.Д. Воейкова Acquisition of Russian agreement patterns: General strategy and individual differences Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisitio​n; Cambridge Scholars Publishing, P. 185--217 (год публикации - 2015)

24. М.Д. Воейкова Варьирование форм СВ/НСВ в императиве: анализ факторов Acta Linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН, Т. 11, часть 1. С. 539-565 (год публикации - 2015)

25. М.Д. Воейкова, В.В. Казаковская, Д.Н. Сатюкова Семантика прилагательных в речи взрослых и детей Язык и мысль: Современная когнитивная лингвистика. М.: Языки славянской культуры, с. 488-540 (год публикации - 2015)

26. О.Б. Сизова Жестовая и речевая коммуникация у детей с тяжелыми нарушениями речи Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности.Труды Уральского психолингвистического общества, Выпуск 13 Екатеринбург с.154-167 (год публикации - 2015)

27. О.Б. Сизова Артикуляционная дисфункция и формирование языковой и когнитивной систем: независимость или взаимовлияние? Когнитивное моделирование: Труды Третьего Международного форума по когнитивному моделированию ., Ч. 1. Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды XVI Междунар. конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике. CML-2015». С. 234-244 (год публикации - 2015)

28. Ольга Сизова ABOUT THE MECHANISMS OF LANGUAGE ACQUISITION IN NORMAL AND DEVIANT LANGUAGE DEVELOPMENT PROCEEDINGS of 4th International Congress on Early Prevention in Children with Verbal Communication Disorders, С.132-139 (год публикации - 2014)

29. С. В. Краснощекова Освоение ребенком вторичного дейксиса Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Труды Уральского психолингвистического общества. Екатеринбург, Вып. 13. С. 122-133 (год публикации - 2015)

30. С. Н. Цейтлин Грамматика прилагательного в детской речи Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Труды Уральского психолингвистического общества, Выпуск 13 Екатеринбург, 2015, с.167-180 (год публикации - 2015)

31. С. Н. Цейтлин Зачем изучать речь ребенка? "Русский язык в школе", - (год публикации - 2016)

32. С. О. Куприянова Кумулятивные песни и сказки в функции колыбельной Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), No2(46), 2015, с. 302-313 (год публикации - 2015)

33. Сова Ю. А. Выражения с пространственным значением в речи детей с общим недоразвитием речи: предварительные результаты и выводы Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-­‐Петербург)., СПб., 2015. С. 248--250. (год публикации - 2015)

34. Хрзика Г., Палмович М., Ковачевич М., Воейкова М.Д., Иванова К.А., Е. Галкина Animacy and case in the acquisition of differential object marking in Croatian and Russian Revue Romaine de Linguistique, - (год публикации - 2015)

35. Цейтлин С.Н., Елисеева М.Б. Из истории онтолингвистики Русский язык в школе, С. 17-21, 29 (год публикации - 2016)

36. Штефани У., М.Д. Воейкова Requests, their meanings and aspectual forms in early Greek and Russian child language. Journal of Greek Linguistics, 15/1:66-90. (год публикации - 2015) https://doi.org/10.1163/15699846-01501002

37. Ю.П. Ремизова Русские и английские конвербы предшествования, зависящие от главного предиката verba dicendi Acta Linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН, Т. 11, часть 1. С. 165-183 (год публикации - 2015)

38. M. Д. Воейкова Становление имени: усвоение детьми именных категорий русского языка (издание второе, исправленное и дополненное) Языки славянских культур: Москва, - (год публикации - 2015)

39. Е. Трибушинина, М.Д. Воейкова, С. Ноцетти (ред.) Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisitio​n Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, Есть издательский договор с редакторами, но у него нет номера (год публикации - 2015)

40. В. В. Казаковская, О. Б. Сизова Сложные слова в онтогенезе и дизонтогенезе: корпусные и экспериментальные исследования Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015, с. 94 - 98 (год публикации - 2015)

41. В.В. Казаковская, О.Б. Сизова Acquisition of compounds by Russian children with and without Specific Language Impairment Child Language Symposium 2015; Warwick: University of Warwick, p. 117 (год публикации - 2015)

42. Воейкова М.Д. Функции высказываний с компонентом «давай» в речи взрослых и детей Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции. Материалы международной конференции (18–20 мая 2015), с. 40-44 (год публикации - 2015)

43. Галкина Е. В. Освоение маркирования одушевленности — неодушевленности русскоязычным ребенком раннего возраста Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург), С. 44–47 (год публикации - 2015)

44. Галкина Е. В., Уржумова Н. Н. Способы описания психического состояния субъекта в речи детей с нормальным речевым развитием и диагнозом «общее недоразвитие речи» Тезисы ЧГУ., с. 48-49 (год публикации - 2015)

45. Галкина Е.В., Уржумова Н.Н. Особенности употребления предложно-падежных конструкций русскоязычными детьми в норме, при патологии и в ситуации двуязычия Сборник трудов «Биологические и социальные основы коммуникации». Петербург, Институт физиологии им. И.П. Павлова РАН, 2015, с. 24-29 (год публикации - 2015)

46. Доброва Г.Р. О построении ребенком временной окказинальной системы глагольных форм Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становления речевой компетенции - 2015: материалы международной конференции (18, СПб., 2015. C. 52--55. (год публикации - 2015)

47. Е. Галкина The acquisition of case marking of native language by the early aged Russian child. The case study. Abstracts: Norwegian Graduate Student conference in Linguistics and Philology (NoSLiP) Tromsø, January 22-23, 2015, 2015 (год публикации - 2015)

48. Иванова К. А. Высказывания с частицей «давай» в одной детско-родительской диаде: исследование случая Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург)., С. 82–85. (год публикации - 2015)

49. Казаковская В. В. Эпистемическая модальность в русской детской речи (опыт корпусного анализа) Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015, c. 90 - 94 (год публикации - 2015)

50. Казаковская В. В., Хачатурян Е. В. Коммуникативные стратегии взрослых в диалоге с моно- и плюрилингвальными детьми Проблем ы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18 – 20 мая 2015 г., Санкт -­‐ Петербург)., С. 98–102 (год публикации - 2015)

51. Казаковская В.В. Certainty/Uncertainty in First Language Acquisition Language development in the interdisciplinary aspect: Problems and solutions; RPIVA, P. 3 - 4 (год публикации - 2015)

52. Казаковская В.В. Russian epistemic expressions during early ontogeny Formal Description of Slavic Languages 11: L1-acquisition of syntax in the Slavic languages, - (год публикации - 2015)

53. Казаковская В.В., Аргус Р. Acquisition of epistemic modality in Estonian and Russian EAAL 14th Annual Conference, - (год публикации - 2015)

54. Казаковская В.В., Хачатурян Е.В. Caregiver communicative strategies for successful language acquisition in a monolingual and multilingual environment Issues of Multilingualism in Early Childhood Education: Zero to Six, Roma: Roma Tre University Press, 24 - 25 (год публикации - 2015)

55. Краснощекова С. В. Ранние этапы освоения анафорического механизма и предпосылки к развитию анафоры Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-­‐Петербург)., СПб., 2015. С. 136–139. (год публикации - 2015)

56. Куприянова С. О. Номинации коммуникативного адресата в колыбельных песнях Проблем ы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18 – 20 мая 2015 г., Санкт -­‐ Петербург)., С. 158–159 (год публикации - 2015)

57. О.Б. Сизова Стратегии освоения языка: к вопросу о критериях дифференциации Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015, С. 232-237 (год публикации - 2015)

58. Прокофьева В. И. Стратегии коммуникативного поведения матери в семье с низким социально-экономическим статусом Проблем ы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18 – 20 мая 2015 г., Санкт -­‐ Петербург)., С. 215–216 (год публикации - 2015)

59. С. Н. Цейтлин К вопросу о лексико-морфологической координации на разных этапах освоения языка ребенком. Материалы Международной научной конференции "Проблемы онтолингвистики-2015: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции"усский язык в школе, 2015 (год публикации - 2015)

60. Сосновцева Е. Г. Житие Адриана и Ферапонта Монзенских: рукописная традиция, композиция, язык памятника Древняя Русь: Вопросы медиевистики, №3 (61), с. 110-111 (год публикации - 2015)

61. Цейтлин С.Н. Процедурные правила и их роль в порождении речи Когнитивные исследования языка.вып.XXII.Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований .Материалы Международного конгресса по когнитивной лингвистике 30 сентября-2 октября 2015 года, с.908-910 (год публикации - 2015)

62. М.Д. Воейкова, В,В, Казаковская Semantics and morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition -, Соглашение с издательством (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2016 году
Пополнение базы данных (стремление к географической и социальной сбалансированности данных) В 2016 году интенсивно пополнялся фонд данных за счет новых лонгитюдных записей. Было начато лонгитюдное исследование двух девочек-близнецов, пополнялась база данных мальчика с первоначальным отставанием в речевом развитии, были расшифрованы и закодированы ранее не использующиеся данные информантов из семей со средним социально-экономическим статусом и ребенка из семьи с низким социальным статусом. Начаты записи в другой социально не защищенной семье, а также кросс-секционные записи детей разного социального статуса в лагерях отдыха. Предприняты также попытки расширить географию записей за счет данных детей, посещающих детский сад в Костромской области. Эта работа имеет большое значение, так как в последнее время появляются книги, посвященные социальному статусу семьи, которые основаны исключительно на анализе англоязычной литературы по этой проблеме (ср. монографию "Бедность и развитие ребенка" Москва, 2015). Детальная разработка этой темы на материале русского языка обусловлена как наличием специфических особенностей русского материала, так и социальным расслоением общества и недостаточным учетом данных социально не защищенных детей в логопедических и теоретических исследованиях по детской речи. Начат кросс-лингвистический анализ срезов нарративных особенностей речи детей младшего школьного возраста, относящихся к различным социальным группам. Это позволит добиться более обоснованных статистических результатов по сравнению с лонгитюдными данными, которые выполняли роль исходного пункта наблюдений. Новое средство определения уровня языкового развития для лингвистов, логопедов и родителей Подготовлена и издана монография М.Б. Елисеевой, Е.А. Вершининой и В.Л. Рыскиной «МакАртуровский опросник: русская версия» Иваново, Листос, 2016, отражающая результаты длительной работы над русификацией известного в мире аналитического инструмента, позволяющего определить уровень речевого развития ребенка. Подготовлен второй вариант значительной части рукописи кросс-лингвистической монографии "Development of Modality in First Language Acquisition: a Cross-Linguistic Perspectivе" после второго круга редактирования большинства статей. Эта книга явилась результатом подпроекта, посвященного изучению форм и функций модальных выражений в детской речи, начатому в рамках международного проекта "Пре и протоморфология в усвоении языка" под руководством В.У. Дресслера (Венский университет и ААН, Австрия). Книга будет состоять из 15 глав, посвященных ранним этапам усвоения модальности в типологически различных языках разной генетической принадлежности, таких как немецкий, французский, румынский, русский, болгарский, литовский, греческий, финский, эстонский, саами, иврит, турецкий, корейский. Участники проекта участвуют в издании книги (Воейкова), а также пишут две главы - об усвоении деонтической (Воейкова, Иванова) и эпистемической (Казаковская) модальности в русском языке. Типологические аспекты усвоения модальности детьми Модальность представляет собой богатую и гетерогенную семантическую область.Работа над этой книгой выявила огромные расхождения в теоретической трактовке категории модальности и ее семантических областей. В процессе обсуждения удалось уточнить понятия прямого и косвенного побуждения в связи с трактовкой “расширенной императивной парадигмы” (ср. типологические публикации В.С. Храковского, А.В. Мальчукова и А. Айхенвальд), а также обнаружилось (впрочем, ожидаемое) типологическое разнообразие в репертуаре средств выражения и возрасте усвоения категории эпистемической модальности и ее разновидностей. Существенна также гипотеза о том, что эпистемическая модальность в онтогенезе и в филогенезе появляется позже, чем деонтическая (Hickmann, Bassano 2016). Эта гипотеза подтверждается анализом данных русского языка. Книга планируется к печати в одном из лучших лингвистических издательств – Mouton de Gruyter, с которым заключен договор о публикации. Сдача в печать намечена на 2017 год. Участники проекта выступили на ряде престижных международных конференций, организовали международный семинар в Санкт-Петербурге, подали заявку на проведение симпозиума во время следующей конференции Международной ассоциации исследователей детской речи в Лионе в 2017 году. Осуществляется написание и редактирование рукописи на русском языке "Механизмы усвоения детьми грамматической системы русского языка". В этой книге рассматривается соотношение языкового употребления взрослых участников коммуникации и их детей. Помимо ожидаемого сходства в различных областях (состав словарного запаса, соответствие стратегий матери и уровня развития ребенка, синтаксической сложности текста и нарратива), можно видеть и нетривиальные эффекты: дети усваивают язык избирательно, иногда игнорируя очень частотные компоненты речи взрослых и создавая свою языковую систему, которая на каждом этапе развития выполняет свою коммуникативную функцию. Родители также избирательно реагируют на особенности речи детей, предугадывая зону их ближайшего развития и подстраиваясь под их стратегию усвоения языка. Для успешного усвоения языка ребенком существенен эмоциональный фон общения с основными воспитателями. К сожалению, часто случается, что отрицательный эмоциональный фон обусловлен низким социальным статусом семьи, хотя это не обязательно. Изучение исключений из этого правила определяет как направления социальной работы, так и исследовательский интерес к онтогенетическим механизмам. Как показывают пилотные исследования случаев, многодетность в семье и высокий уровень эмпатии могут служить факторами, смягчающими отрицательный эффект низкого социального статуса. Теоретические проблемы и первые результаты В опубликованных и подготовленных к печати монографиях получены новые сведения об усвоения директивных речевых актов и о роли директивных высказываний в речи детей и родителей, обобщены первые результаты проекта в сопоставительном плане. Проведен сравнительный анализ фактов упомянутых языковых феноменов с целью расширения типологической сферы исследования и создания более полной картины речевого онтогенеза. Так, по предварительным данным, в онтогенезе русского языка существенную роль играет ситуация передачи объекта, которая служит триггером для усвоения деонтической модальности и развития директивных речевых актов. Вместе с тем, оказывается несущественным (а, возможно, подавляется родителями) выражение воли и желания. По этому параметру русские данные расходятся с данными, например, эстонского и финского языков, в которых выражение желания преобладает над выражением просьбы. В области эпистемической модальности важной особенностью русского языка является приоритет выражения неуверенности над уверенностью. Хотя в русском отсутствуют специальные грамматические показатели эвиденциальности, дети употребляют лексические эпистемические показатели, и их количество оказывается больше ожидаемого. Аналогично, выше ожидаемого оказывается доля словосложения среди словообразовательных моделей, употребляемых русскими детьми. Между тем, продуктивность и степень осознанности этой модели до сих пор вызывает сомнения и нуждается в дополнительном изучении. Описаны механизмы воздействия лингвистического инпута, без которого невозможно успешное усвоение языка ребенком - особенно при нетипичном когнитивном и/или коммуникативном развитии, а также в условиях мультилингвизма либо так наз. низкого социального статуса взрослых собеседников. При этом были выявлены также и факторы, компенсирующие негативное воздействие среды, такие как взаимное приятие внутри семьи, многодетность, обилие речевого инпута. Описана вариативность речевого развития детей в рамках теории освоения языка ребенком как постоянной смены врЕменных языковых систем, а также интерпретация данных речевой патологии с точки зрения двух основных когнитивных стратегий усвоения языка. Завершен и закреплен в публикации анализ лингвоспецифических особенностей русских данных для опросника МакАртура, обобщены основные исследования тестов, составлены возрастные нормы (средние и процентили). Проведена Международная Конференция "Модальность в языке взрослых и детей" с участием специалистов из Германии, Австрии, Финляндии, Норвегии, Израиля, Кореи, а также из Санкт-Петербурга, Москвы и Череповца; участники проекта сделали серию из 20 докладов на научных конференциях в России и за рубежом. Дополнительно разрабатывалась тема деривационной составляющей ранних этапов усвоения языка русскими детьми. Написана глава коллективной монографии об усвоении детьми словосложения, планируется аналогичное освещение аффиксальных моделей словообразования.

 

Публикации

1. Галкина Е. В. Вербализация эмоционального состояния страха детьми раннего возраста Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург, с. 268-274 (год публикации - 2016)

2. Галкина Е. В., Уржумова Н. Н. Способы вербализации состояния в нарративах детей с нормальным речевым развитием и диагнозом ОНР. Русская филология 28. Тарту: Тартуский университет, - (год публикации - 2017)

3. Галкина Е. В., Уржумова Н.Н. Освоение маркирования одушевленности - неодушевленности русскоязычными детьми дошкольного возраста Языковое и литературное образование в современном обществе — 2016 (Рамзаевские чтения): Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2016 г.). СПб.: Изд-во ВВМ, с. 408-414 (год публикации - 2016)

4. Доброва Г.Р. Лексико-семантические сверхгенерализации: всегда ли проявление лингвокреативности? Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности, № 14 С.103-114 (год публикации - 2016)

5. Доброва Г.Р. Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка в аспекте вариативности речевого онтогенеза Acta Linguistica Petropolitana, Труды ИЛИ РАН, - (год публикации - 2017)

6. Доброва Г.Р. Онтолингвистика: границы внешние и внутренние Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегод- ной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург, C.6-12 (год публикации - 2016)

7. Доброва Г.Р., Чернышенко Т.В. Освоение лексических иерархий детьми-инофонами младшего школльного возраста Проблемы филологического образования, Вып.8 С.74-82 (год публикации - 2016)

8. Елисеева М.Б. Феномен лексического взрыва на ранних этапах развития индивидуальной языковой системы Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург, с.62-68 (год публикации - 2016)

9. Елисеева м.Б. "Сколько в моем имени слов?" (о пути овладения чтением и письмом детьми) Русский язык в школе и дома, №1, 2017 (год публикации - 2017)

10. Елисеева М.Б. "Сколько в моем имени слов?" (о пути овладения чтением и письмом детьми) Русский язык в школе и дома, - (год публикации - 2016)

11. Елисеева М.Б., Вершинина E.A. Гендерные особенности речевого и коммуникативного развития детей 8-18 месяцев Acta linguistica Petropolitana. Труды ИЛИ РАН, -- (год публикации - 2017)

12. Елисеева М.Б., Вершинина E.A. Гендерные нормативы коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (на материале МакАртуровского опросника) Проблемы филологического образования. Сб. статей Всероссийской научной конференции., Саратов. 2016. с.65-69 (год публикации - 2016)

13. Елисеева М.Б., Максимова Н.И. Вопросы детей при восприятии художественного текста Слово. Словарь. Словесность. Сборник Всерос. конференции. 16-17 ноября 2016 г., - (год публикации - 2017)

14. Жукова М, Корнилов С.,Цейтлин С., Елисеева М.,Вершинина Е., Мухамедрахимов Р.,Григоренко Е. Early lexical development is severely delayed children raised in institutional care First Language, - (год публикации - 2017)

15. Казаковская В. В. К проблеме инпута, или об одном типе реактивных реплик Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований, - (год публикации - 2017)

16. Казаковская В. В. Acquisition of nominal compounds in Russian Nominal compound acquisition / W. U. Dressler et al. (eds), John Benjamins (год публикации - 2017)

17. Казаковская В. В., Аргус Р. Acquisition of epistemic marking in Estonian and Russian Estonian Papers in Applied Linguistics, 12, p. 57-80 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.5128/ERYa12.04

18. Краснощекова С. В. Дейктические местоимения в речи взрослых, обращенной к ребенку Проблемы языка: Сборник научных статей по материалам Четвёртой конференции-школы «Проблемы языка: взгляд молодых ученых». – М.: Институт языкознания РАН, Канцлер, С.155-164 (год публикации - 2016)

19. Краснощекова С. В. Лексические средства выражения темпорального дейксиса в речи детей Русская филология. Тарту: Тартуский университет, № 27. С. 343–347 (год публикации - 2016)

20. Краснощекова С. В. Освоение текстовой компетенции на русском языке инофонами, изучающими русский язык как иностранный: анализ нарративов Языковое и литературное образование в современном обществе — 2016 (Рамзаевские чтения): Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 16–17 ноября 2016 г.). СПб.: Изд-во ВВМ, С. 283–292 (год публикации - 2016)

21. Куприянова С. О. Практика убаюкивания и материнский фольклор в современной городской культуре Женщина в российском обществе, - (год публикации - 2017)

22. М.Д. Воейкова, К.А. Иванова Семантические функции и особенности употребления отглагольных частиц дай/давай Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. Материалы международной научной конференции «Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии» (30 мая — 1 июня 2016 г.). — М. С. 42–54., Вып. 11 (год публикации - 2016)

23. Сизова О. Б. К вопросу об иерархии механизмов речи ACTA LINGUISTICA PETROPOLIITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН, - (год публикации - 2017)

24. Сизова О.Б. Цельность и связность текста как предмет обучения. Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016. Сб. научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.СПб: Изд-во ВВМ. 2016, с.с. 435-443 (год публикации - 2016)

25. Сизова О.Б. Наш ответ Мак-Артуру Проблемы онтолингвистики - 2016. Материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново: ЛИСТОС - 2016, с.с. 509-516 (год публикации - 2016)

26. Цейтлин С.Н. К вопросу о формировании промежуточной языковой системы ребенка: наблюдения над освоением отрицательных конструкций . Acta Linguistica Peteropolitana. Труды ИЛИ РАН, - (год публикации - 2017)

27. Цейтлин С.Н. Почему лингвисты изучают детскую речь? Русский язык в школе, 2016, 3 (год публикации - 2016)

28. Цейтлин С.Н. Лепые нелепицы Проблемы онтолингвистики 2016.Материалы ежегодной международной научной конференции, Иваново. Листос. 2016. с.24-29 (год публикации - 2016)

29. Воейкова М. Д., Краснощекова С. В. Семинар «Модальность в языке взрослых и детей». 13–15 апреля 2016 года. Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург Российский гуманитарный журнал, Т. 5. № 4. С. 409–412 (год публикации - 2016) https://doi.org/10.15643

30. Иванова К. А., Краснощекова С. В. Международная конференция «Проблемы онтолингвистики — 2015: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции» Вопросы языкознания, № 2. 2016. С. 140-148 (год публикации - 2016)

31. Воейкова М.Д. (ред.) Механизмы усвоения детьми грамматической системы русского языка Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. XIII. СПб.: Наука, 2017., - (год публикации - 2017)

32. В. У. Дресслер, К. Корецки-Крелль, С. Соммер-Лоле, Р. Аргус, И. Дабашинскене, Л. Камандулите-Мерфелдене, Д. Джохансен, В. В. Казаковская, К. Лаало, Е. Томадаки First-Language Acquisition of Synthetic Compounds in Estonian, Finnish, German, Greek, Lithuanian, Russian and Saami 49th Annual Meeting of the Societas Linguistica Europaea, 31 August - 3 September 2016, University of Naples Federico II, Naples (Italy): Book of Abstracts, - (год публикации - 2016)

33. Галкина Е.В., Уржумова Н. Н. Описание психического состояния персонажей в рассказах русскоязычных детей дошкольного возраста Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю. И. Александров, К. В. Анохин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», с. 222-223 (год публикации - 2016)

34. Казаковская В. В. Русская эпистемическая модальность: данные речевого онтогенеза Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю. И. Александров, К. В. Анохин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», c. 298-300 (год публикации - 2016)

35. Казаковская В. В. Эпистемическое маркирование на ранних этапах развития детской грамматики (по данным спонтанной речи) Грамматические процессы и системы в синхронии и диахронии. Тезисы докладов международной конференции (30 мая — 1 июня 2016 г.), М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, с. 16 (год публикации - 2016)

36. Казаковская В. В., Николаева Е. И. Уверенность / неуверенность в контексте речевого и психологического развития ребенка Проблемы онтолингвистики — 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург, c. 279-282 (год публикации - 2016)

37. Краснощекова С. В. Функционирование местоимений в детской речи: основные факторы влияния Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. / Отв. ред. Ю. И. Александров, К. В. Анохин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», С. 357–359 (год публикации - 2016)

38. Доброва Г.Р. Рецензия на коллективную монографию "Semantics and Morphology of Early Adjectives in First Language Acquisition" (eds. E. Tribushinina, M. D. Voeykova and S. Noccetti). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. 2015. 478 p. Вопросы языкознания, - (год публикации - 2017)

39. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. Иваново: ЛИСТОС., -- (год публикации - 2016)


Возможность практического использования результатов
не указано